СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе как один из приёмов технологии развития критического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на августовской секции учителей истории и обществознания

Просмотр содержимого документа
«Эссе как один из приёмов технологии развития критического мышления»

Цуц Надежда Владимировна



Выступление на августовской секции учителей истории и обществознания

«Эссе как один из приёмов развития критического мышления на уроках истории и обществознания»

Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.

Технологию развития критического мышления в своей работе я использую давно, и с некоторыми приёмами я вас уже знакомила.

Но сегодня я хочу остановиться ещё на одном из приёмов это приём «Написание эссе».

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. На уроках в рамках данной программы этот прием удобно использовать в плане итоговой рефлексии, когда была рассмотрена важная учебная тема или решена серьезная проблема, как вариант когда на устную рефлексию в конце урока не хватает рабочего времени.

Более подробно мне хочется остановиться на этом приёме в рамках подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Задание 29 (написание мини-сочинения) — единственное альтернативное задание в эк­заменационной работе но обществознанию. Это означает, что экзаменуемый самостоятельно выбирает из пяти предложенных высказываний выдающихся ученых или писателей на общество­ведческие темы наиболее привлекательную для себя и раскры­вает се содержание с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт (указание на базовую общественную науку предшествует высказыванию).

Требования к содержанию эссе, приводимые в КИМ ЕГЭ таковы:


Критерии оценивания ответа на задание 29

Баллы

К1

Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт.

ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании

1

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании

0

К2

Характер и уровень теоретической аргументации

Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл (с 2 баллов до 1 балла или с 1 балла до 0 баллов)

Избранная тема (в одном или нескольких аспектах по усмотрению участника экзамена) раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы

2

В ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения

1

Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, рассуждения и выводы отсутствуют).

ИЛИ используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой

0

КЗ

Качество фактической аргументации


Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании

Факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения.

Приведено не менее двух примеров из различных источников (примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников)

2


Фактическая аргументация, относящаяся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления.

ИЛИ Приведены относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) примеры из источника одного типа.

ИЛИ

Приведён только один относящийся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) пример

1

Фактическая аргументация отсутствует.

ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису

0


Максимальный балл

5



Критерий 1 оценивает понимание выпускником смысла высказывания, то есть ученик в эссе должен четко и недвусмысленно объяснить, о чем говорит автор высказывания. Трудность состоит в том, что у выпускника и у эксперта точка зрения на смысл рассматриваемого высказывания может не совпадать. В таком случае выпускник должен четко обосновать свою позицию. Тогда будет возможность оспорить оценку за эссе путем апелляции.

Критерий 2 оценивает характер и уровень теоретической аргументации, т.е. то, насколько грамотно учащийся при аргументации собственной позиции опирается на обществоведческие знания. В тексте эссе должны быть представлены термины и понятия, теоретические положении общественных наук. Например, при раскрытии аспектов темы «спрос и предложение» в разделе «Экономика» можно привести такие термины и понятия, как производитель, потребитель, прибыль, предпринимательская деятельность, конкуренция, к месту вставляя их в контекст. Теоретические положения экономики, например «спрос рождает предложение», также должны присутствовать в тексте эссе.

Критерий 3 оценивает качество фактической аргументации, т.е. использование при раскрытии проблемы осмысленных учащимся фактов современной общественной жизни (или моделей социальных ситуаций) и личного социального опыта. Факты общественной жизни целесообразно приводить для аргументации своего отношения к точке зрения автора высказывания: соответствие текста эссе выявленному смыслу высказывания. Выпускник, обозначив смысл высказывания, например в разделе «Экономика», как «спрос и предложение» не должен отклоняться от обозначенной темы и излишне подробно рассуждать, скажем, о необходимости соответствия действий предпринимателя нормам права:

Прежде чем говорить о том, как определять проблему, поднятую автором, и выделять аспекты этой проблемы, необходимо определиться со структурой нашего мини-сочинения, поскольку именно наличие четкой структуры эссе, отражающей структуру проблемы, поднятой в высказывании, создает условия для написания качественного сочинения и получения высокого экспертного балла.

Эссе, как и любое сочинение, целесообразно разделить на три части: вступительную, основную и заключительную.

Вступительная часть эссе не должна быть слишком большой. В ней целесообразно назвать область общественных наук, к которой относится выбранное высказывание. Это самая легкая часть работы над эссе, поскольку высказывания в задании 29 уже распределены по определенным научным областям. Во вступительной части следует привести определение этой науки.

Будет очень выигрышно, если ученик приведет известную ему информацию об авторе высказывания.

В основной части эссе должна быть определена и конкретизирована тома, поднятая автором высказывания. Это, пожалуй, самая сложная часть работы над эссе, поскольку каждая тема состоит из нескольких аспектов. Каждый аспект, в свою очередь, состоит из нескольких вопросов.

Самое главное при работе над основной частью эссе: выпускник должен не просто обозначить аспекты темы, выбрать из них наиболее удобный для себя и рассмотреть его, а должен пояснить, какой конкретно аспект я какой конкретно вопрос аспекта рассматривает автор высказывания. Если этого не сделано, то тема не будет считаться раскрытой. Это существенно снизит экспертную оценку работы и, как следствие, приведет к получению 0 баллов за эссе.

Конкретизацию рассматриваемой темы лучше осуществить поэтапно.

Первый этап необходимо обозначить одним предложением общую тему, затронутую в высказывании. Если рассматривается тема «мировоззрение», то далее целесообразно будет привести определение понятия «мировоззрение», назвать и кратко охарактеризовать типы мировоззрения, обозначить его роль в жизни человека.

Далее очень выигрышно будет привести в тексте эссе имена известных мыслителей прошлого и настоящего, изучавших эту тему, их взгляды на нее и высказывания по этому поводу.

Если выпускник не знает или не помнит имена известных мыслителей и их взгляды, то лучше об этом вообще не писать, поскольку общая фраза типа: «над этим вопросом работали многие ученые...» или «об этом рассуждали многие мыслители...» без конкретного имени или точки зрения только снизит впечатление эксперта от экзаменационной роботы.

Затем, для перехода ко второму этапу — обозначению того аспекта темы, о котором говорит автор высказывания, целесообразно ввести в текст несколько связующих предложений. В этих связующих предложениях следует привести различные аспекты рассматриваемой темы.

Второй этап: необходимо обозначить тот аспект (раздел) общей темы, о котором говорит автор высказывания. Здесь нужно из обозначенных выше аспектов выбрать один.

Для перехода к третьему этапу — обозначению конкретного вопроса, о котором говорит автор высказывания, снова необходимо ввести в текст несколько связующих предложений. В этих связующих предложениях следует привести как можно больше конкретных вопросов из обозначенного аспекта темы. Главное: чтобы обозначить вопросы аспекта общей темы, нужно рассматриваемый автором высказывания аспект связать с темами из других разделов (социология, социальная психология, политология и т.д.).

Третий этап - необходимо обозначить вопрос, непосредственно рассматриваемый автором высказывания

В заключительной части эссе выпускнику необходимо определить свое отношение к точке зрения автора высказывания. Позиция выпускника должна быть четко зафиксирована в тексте мини-сочинения, поскольку ее наличие - один из учитываемых при оценке элементов.

Здесь можно рекомендовать четкое и внятное выражение собственного отношения к позиции автора высказывания - полностью согласен, не согласен, согласен отчасти, так как иногда проблема, поднятая автором высказывания, настолько сложна, что практически невозможно дать однозначный ответ. В этом случае необходимо зафиксировать этот факт в тексте мини-сочинения и привести аргументы «за» и «против». Это тоже будет выражением и аргументацией собственной позиции по поднятой автором высказывания проблеме.

Именно на этом этапе работы над эссе выпускнику целесообразнее всего будет привлечь факты для аргументации своей позиции.

В принципе, могут быть использованы факты общественной жизни, модели социальных объектов и процессов. Категорически не рекомендуется использовать при написании обществоведческого мини - сочинения повседневный бытовой опыт в необобщенном, первозданном виде его использование может свидетельствовать о низком качестве обществоведческих знаний и умений выпускника, что существенно снизит экспертную оценку роботы. Также лучше будет не использовать плохо знакомый исторический или литературный материал, так как можно допустить серьезные фактические ошибки, что опять-таки снизит впечатление эксперта от работы. Кроме того, вырванные из исторического или литературного контекста факты могут исказить собственные обществоведческие размышления выпускника.

Ни в коем случае не стоит чрезмерно увлекаться фактами в процессе написания мини-сочинения: оно может стать описательным и потерять характер рассуждения, размышления, т. е. свою теоретическую составляющую. Столь же неверно полностью отказываться от привлечения фактов, поскольку опора на знание реалий общественной жизни является одним из оцениваемых элементов.

Таким образом, мы полностью выстроили структуру нашего мини-сочинения, указав все значимые элементы.

Для удобства восприятия представим алгоритм работы над эссе в виде таблицы:

Раздел

эссе

Этан работы

Коли­

чество

предло­

жений

п/п

Содержание

Вступление

1

Назовите науку, к которой отно­сится избранное вами высказыва­ние. Вспомните, что вы знаете об авторе избранного высказывания (когда жил, кем был и т. п.), Если об авторе высказывания вам ниче­го не известно, то дайте опреде­ление науки, к которой относится выбранное высказывание.

2-3

Основная

часть


2

Обозначьте общую тему; затронутую в высказывании. Приведите опреде­ление (пояснение) термина, обо­значающего общую тему, и кратко охарактеризуйте его. По возможно­сти назовите также двух-трех мысли­телей, рассматривавших затронутую тему, приведите коротко их взгляды.

4-6

3

Зафиксируйте в связующих пред­ложениях аспекты данной темы

3-4

4

Обозначьте тот аспект общей темы, к которой относится выбранное высказывание.

1-2

5

Зафиксируйте в связующих пред­ложениях вопросы данного аспекта (работа со схемой-связкой).

3-5

6

Обозначьте вопрос, непосредствен­но рассматриваемый автором.

1-2

Заключе­ние

7

Выскажите свое отношение к точке зрения автора: согласны, не со­гласны или согласны частично, поясните почему. Обязательно приведите несколько фактов, под­тверждающих нашу позицию.

6-8

Общее количество предложений

20-30


Практическая часть

Написать эссе по предложенному алгоритму на высказывание Д.Риккардо «При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению»

1. Определите науку, к которой относится избранное вами высказывание. Вспомните, что вы знаете об авторе избранного вами высказывания (когда жил, его взгляды). Если об авторе высказывания вам ничего не известно, то дайте определение науки, к которой относится выбранное высказывание.

Выбранное мною для написания эссе высказывание английского экономиста, представителя классической школы экономической теории Давида Рикардо относится к экономике. Экономика — наука, изучающая национальные хозяйства в целом, условия и элементы производства. 2. Обозначьте общую тему, затронутую в высказывании. Приведите определение (пояснение) термина, обозначающего общую тему, и кратко охарактеризуйте его. По возможности назовите также двух-трех мыслителей, рассматривавших затронутую тему; приведите коротко их взгляды.

Общая тема, затронутая Д. Рикардо в его высказывании - спрос и предложение. Об этой проблеме размышляли многие экономисты. Так, еще один экономист классической школы А. Смит утверждал, что «невидимая рука» рынка рано или поздно заставит производителя изготавливать тот товар, который нужен потребителю. Выдающийся экономист XX в. Дж. М. Кейнс считал, что в регулировании спроса должно активно участвовать государство для обеспечения нормального функционирования экономики.


3. Зафиксируйте в связующих предложениях аспекты данной темы Спрос и предложение — многогранная проблема. Она предполагает взаимодействие потребителя, обеспечивающего спрос, и производителя, обеспечивающего предложение. При этом производители, предлагая потребителю свой товар, конкурируют между собой. Предприниматели -производители. удовлетворяя потребительский спрос, разными способами стремятся завоевать рынок сбыта и получить максимальную прибыль,

4. Обозначьте тот аспект общей темы, к которому относится выбранное высказывание.

Д.Рикардо в своем высказывании говорит о взаимодействии производителя и потребителя.


5. Зафиксируйте в связующих предложениях вопросы данного аспекта Взаимодействие производителя и потребителя один из видов социальных отношений. Как и любые другие социальные отношение, взаимодействие производителя и потребителя должно происходить в рамках закона. Исходя из этого, потребитель и производитель должны выстраивать свою линию поведения. По большому счету, действия производителя направлены на удовлетворение некоей потребности покупателя - осознанной и переживаемой нужды в чем-либо.


6. Обозначьте вопрос, непосредственно рассматриваемый автором.

Д. Рикардо говорит о том, что первый шаг в процессе удовлетворения этой нужды делает потребитель, т. е. сначала возникает спрос, а потом появляется предложение.


7. Выскажите свое отношение к точке зрения автора: согласны, не согласны или согласны частично, поясните почему. Обязательно приведите несколько фактов, подтверждающих вашу позицию.

Я считаю, что с мнением Д. Рикардо можно согласиться лишь отчасти. В то время, когда он жил и работал, действительно, сначала возникая спрос: покупатель приходил на рынок или в лавку и спрашивал то, что ему было нужно. Таким образом, потребитель направлял действия производителя, и тот строил свою деятельность, исходя из интересов потребителя. Сейчас, можно сказать, происходит обратный процесс: производитель направляет активность потребителя в нужном направлении. Производители с помощью постоянной рекламы своего товара буквально зомбируют потребностей, подстраивая их спрос под свое предложение. При этом производители о потребителе, зачастую, думают меньше всего. Так, производителей пива интересует лишь прибыль, а не здоровье людей, покупающих их продукцию. Так, по данным СМИ, проблема подросткового алкоголизма становится одной из серьёзных проблем современной России.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!