СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе в работе учителя-словесника

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья написана к объявленному Президентом Году Учителя и наставника (2023). Этот материал является и размышлением о воспитательной функции эссе как жанра, и представлением собственного понимания значимости труда педагога. 

Просмотр содержимого документа
«Эссе в работе учителя-словесника»



Эссе в работе учителя-словесника


Когда ты стоишь на этапе выбора профессии, сложно понять, хорошим ли ты станешь специалистом, да и станешь ли им вообще. Выпускник школы, который только предполагает связать свою жизнь с педагогикой, еще не предполагает всей сложности этой нужной для общества профессии. А получив диплом и устроившись по специальности в образовательное учреждение, еще не догадывается, что только в этот момент начинается его процесс становления, протяжённостью в жизнь.

Педагог всегда у руля. Он знает, куда вести корабль. Понимает, через какие преграды придётся повести тех, кто ему доверился. Среди принципов, которыми руководствуется современный педагог, следующие:

- неавторитарное руководство должно быть в связке со свободным развитием ребёнка;

- цели, способы и средства образования должны быть приспособлены к ЧЕЛОВЕКУ;

- педагог должен признавать самоценность любого человека;

- креативность «работает» на предъявление самоценности обучающихся, способствует раскрытию внутреннего мира учеников.

Креативное мышление предполагает развитие по трём траекториям, среди которых следующие:

- область вербального выражения;

- область разрешения проблем;

- область художественного выражения.

Эссе (в последнее время набирающее популярность в педагогике), как особый жанр сочинительства опирается на все области развития креативности обучающегося. Очень часто на различных сочинительских конкурсах среди предлагаемых жанров, наряду с отзывом, сочинением, очерком, предлагается эссе (с французского языка essai переводится, как «попытка, проба, очерк»).

Рассмотрим своеобразие этого жанра.

1) В сравнении с обычным сочинением эссе должно быть лаконичной формы, кратким и ясным по содержанию. И меть свободную композицию. Отсюда небольшой объём данного жанра сочинения.

2) Структура эссе подчинена принципу единства, логичность текста не предполагает отступления от единой нити повествования.

3) Эссе должно быть убедительным для читателя.

4) Эссе должно быть «привлекательным» для читателя. Иногда для этого используют способы привлечения внимания: без какой-либо изюминки текст эссе не состоится.

5) Субъективность.

Методы и приёмы написания эссе

- Аналогия.

- Ассоциация.

- Парадокс.

- Проблема.

- Описание.

- Предположение-рассуждение.

- Эссе-рассуждение.

- Эссе на основе факта.

Пример использования метода ассоциаций и аналогии в эссе о предназначении педагога:

«Любите ли вы конфеты? Наверное, большинство из вас ответит «Да!» «Белочка», «Ананасная», «Буревестник», а может быть, «Рафаэлло» или «Мерси»… Можно ли судить о вкусе, рассматривая фантик? Наверное, нет. Зачастую фантик – это отвлекающий ход производителя. Яркий и цветной фантик отвлекает нас от сути, позволяет предположить, что там - за яркой обложкой - скрывается нечто более восхитительное, чем обычная сахаросодержащая масса.

Воспитатель, учитель, преподаватель… Мы должны относиться к своим ученикам не так легкомысленно, как мы подходим к выбору конфет в кондитерском магазине.

Наше отношение к тому, кто доверился тебе душой и зависит от тебя, не должно исходить от посторонних факторов. В каждом из учеников есть своя «изюминка», рассмотреть которую и должен педагог.

А конфеты…яркие конфеты в блестящих фантиках - не главное! Главное - то, что внутри!»

Это эссе, построенное на методе ассоциаций, было написано в ответ на работу ученицы. Наши ученики, сталкиваясь с тем, что учитель адресно обращается к ним через текст, начинают иначе относиться к педагогу, признавая в нем уважаемую личность. Осознаваемая ребёнком ценность взрослого влияет на положительную оценку педагога и способствует формированию у обучающегося внутреннего осознания собственной важности.

Предлагаю фрагмент ученической работы, явившийся толчком к написанию педагогического эссе. Данное эссе построено на методе парадокса в описании предмета (фантика конфеты).

«Жил-был фантик. Но он не хотел быть фантиком, хотел представлять собой что-то более значительное. Хотел быть конфетой: самой дорогой и вкусной! И вот нашёл он художника, попросил расписать себя, завернулся, закрутился и оказался шикарной японской конфетой. Теперь на него смотрели по-другому! Кому нужен пустой фантик? Никому. А японская конфета - другое дело!»

Жанр эссе становится мотивирующей воспитательной формой, как для ученика, так и для самого учителя. Чтобы работа не казалась рутиной и не превращалась в обыкновенную работу «задал-проверил», нужна мотивация самого педагога на труд и желание пробудить в ученике лучшие стороны. «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства», - писал В.А.Сухомлинский [3: 102].

Вызовы современности (множественность культуры, отсутствие в ней канонов, динамичное изменение жизни и другие) усложнили связку УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК. Учитель сегодня не является влиятельным источником достоверной информации, нет ореола вокруг педагогического труда. Поэтому сегодня, взаимодействуя с учеником, важно выстраивать общение заинтересованного в развитии личности воспитанников взрослого (педагога). Это общение, сопряженное с желанием помочь, научить и пробудить лучшее в ребенке. Именно поэтому так важно педагогу находить формы общения с разными детьми. А эссе становится той формой, которая способствует установлению связи УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК.


Список литературы

1. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. (ред.), Адаскина А.А., Кудина Г.Н., Чубук Н.Ф. Психологические основы художественного развития. - М.: МГППУ, 2005. - С.160. - Текст: непосредственный.

2. Психология художественного творчества. Развитие художественной одаренности детей в пространстве общеобразовательной школы / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - М.: МГУ, 2022. - С. 239. - Текст: непосредственный.

3. Сухомлинский В.А. Избр. произв.: В 5 т. - Киев, 1980. - Т.5. - С. 228. - Текст: непосредственный.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!