МОУ «Новохоперская СОШ №91»
Эссе
«Современный педагог дополнительного образования требования к личности и профессиональным качествам»
Подготовил педагог-психолог Ю. В. Волина
Дополнительное образование обеспечивает детей к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Главным фактором, влияющим на развитие личности в системе дополнительного образования, является, конечно же, профессионализм педагога, его профессиональная компетентность.
Представим Дом творчества в виде дерева, которое растет на общественной почве и дает ему свои плоды. Каждое объединение - отдельная ветвь на стволе этого дерева. А каждый листик – это воспитанник со своими мыслями, чувствами, поступками и задатками. Плоды этого дерева – выпускники, всесторонне развитые интеллектуально, духовно-нравственно, социокультурно и физически.
И чтобы это дерево как можно лучше зеленело, чтобы с него раньше времени не осыпалась листва, и чтобы плодов на нем было как можно больше нужен умный садовник.
Профессионально компетентный педагог в некотором смысле подобен садовнику, который озабочен тем, чтобы его деревья плодоносили, а плоды радовали окружающих.
Профессиональная компетентность – это характеристика степени соответствия требованиям профессии; выраженная способность применять свои знания и навыки, способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, реализации себя в профессиональном труде.
Профессиональная компетентность педагога включает в себя психолого-педагогическую компетентность трех составляющих труда педагога:
Педагогическую деятельность
Педагогическое общение
Личностное развитие педагога
Таким образом, психолого-педагогическая компетентность – это совокупность профессиональных, коммуникативных и личностных качеств педагога, позволяющих достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания обучающихся.
Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности таких профессионально-педагогических умений как:
Гностические – познавательные умения в области приобретения профессиональных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства.
Организационно-методические – умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации обучения, организации учебно-профессиональной деятельности обучающихся, формирования коллектива, организации самоуправления.
Конструктивные – умения разработки технологических процессов, учебной документации и технологических карт, тестов.
Проектировочные – умение применять сформированные компетенции, видеть перспективы собственного профессионального роста, динамику уровня профессиональной компетентности.
Коммуникативные – умения строить общение с различными участниками образовательного процесса, регулировать процесс общения, организовывать обмен профессионально-значимой информацией или участвовать в нем.
Специальные умения педагога – узкопрофессиональные умения в рамках своего предмета (умения петь, танцевать, шить, вязать, мастерить игрушки и т.д.)
«Личностный портрет»
современного педагога дополнительного образования
Любовь к детям
Черты характера
естественные способы поведения человека, т.е. отражают то, как он действует. В чертах характера отражается отношение человека к людям, труду, вещам, себе.
Открытость к принятию позиции другого (взрослого и ребенка)
Вера в силы и возможности своих воспитанников
Интерес к внутреннему миру ребенка
Стремление постоянно соотносить свои действия, поступки, намерения, интересы с интересами своих воспитанников
Ценность красоты, гармонии – эстетическая направленность
Нравственность, чувство моральной ответственности, долга, гражданственность
Творчество в педагогическом процессе
Позитивная направленность на воспитательную деятельность (единство обучения и воспитания)
Любовь к своей профессии
Потребность в передаче знаний
Направленность личности мотивы и направленность поведения человека, т.е. то, ради чего он действует.
Стремление к самосовершенствованию, самоактуализации, выявлению и развитию своих способностей и возможностей
Доброжелательность
Жизнерадостность, оптимизм
Общительность
Искренность
Чуткость
Требовательность
Чувство такта
Эмоциональная уравновешенность
Инициативность
Ответственность и добросовестность
Настойчивость
Справедливость
Уверенность в себе
Способности
индивидуально-психологические особенности человека, которые способствуют его успеху в какой – либо деятельности.
Терпеливость
Самокритичность, рефлексия
Порядочность
Чувство юмора
Ясность и критичность ума
Развитое воображение
Эмпатия – способность сопереживать, чувствовать переживания другого
Гибкость мышления, поведения
Творческие способности
Выразительность и убедительность речи, хорошая дикция
Способность сделать учебный материал доступным, умение просто и ясно излагать материал
Наблюдательность, внимание
Артистические способности