ЭССЭ «Современные аспекты патриотического воспитания школьников».
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
В. Степанов
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладываются в раннем детстве.
Понимая актуальность проблемы патриотизма на современном этапе, я считаю, что формирование личности младшего школьника невозможно без воспитания любви и добра к ближнему, к Родине. Добро и любовь не появляются ниоткуда и никуда не исчезают. Они рождаются вместе с ребенком и растворяются в нем и во всем, к чему он прикасается. Нужно только напомнить ему, ребенку, что все хорошее в жизни, уже заложено в нем. Надо только это хорошее найти в своей душе и раздать другим людям.
В начальной школе у детей закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества. Данный этап в жизни маленького человека является особо значимым в воспитании будущего гражданина своей Родины.
Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, - своих детей. Глядя на своих учеников, часто задумываюсь: Каким вырастет ребёнок? Добрым? Отзывчивым? Ведь это во многом зависит от меня. Младший школьник видит в своём учителе идеального человека. Чтобы не разочаровать детей, не ранить их нежную душу надо быть настоящим профессионалом, постоянно оттачивать своё мастерство, иметь чуткое сердце, добрую душу. Я являюсь для своих учеников наставником и помощником, защитником и другом. Всегда вхожу в класс со светлой душой и улыбкой, что бы ни случилось, какие бы ни встретились трудности в жизни.
Формирование представлений о патриотизме у детей с ограниченными возможностями здоровья для меня является крайне сложным. Это связано с особенностями восприятия детей с ЗПР, а также многоаспектностью и абстрактностью самого понятия «патриотизм».
В своей работе я учитываю, что «особые» дети воспринимают окружающую действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у них проявляются через восхищение своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть спонтанно, поэтому воспитание детей должно осуществляться ежесекундно на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту.
Успех патриотического воспитания детей с ОВЗ во многом зависит и от родителей, от семьи, и от той атмосферы, которая царит дома. Часто родители не уделяют должного внимания данной проблеме, так как считают основной своей задачей образовательную (подготовка ребенка к школе).
Очень важно помнить, что любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, школе саду, городу. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
В семье у детей рождаются первоначальные патриотические чувства, воспитывается: уважение к родителям и родословной семьи, к ее боевым заслугам перед Родиной, к праздничным и трудовым традициям. Именно в непринужденной обстановке сердца ребят открыты для патриотических чувств. И тогда умное и умелое слово отца или матери о Родине, долге, труде глубоко входит как в сознание, так и в сердце сына или дочери.
Рассказы и беседы-воспоминания о семейной чести, о патриотических делах родителей, размышления над прошлым своей Родины — это хорошие уроки мужества для детей. Роль семьи в этом вопросе неоценима, поэтому в своей работе я опираюсь на родителей не только как на помощников, но и как на равноправных участников формирования детской личности.
На мой взгляд, огромное значение в нравственно-патриотическом воспитании школьников с ОВЗ имеет их ознакомление с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города. В связи с этим особое внимание я уделяю посещениям детьми музеев города, а также виртуальным экскурсиям.
Исходя из своего опыта работы и проанализировав педагогический опыт своих коллег, я сделала вывод о том, как велика роль литературных произведений в гражданско-патриотическом воспитании младших школьников. Особое место здесь принадлежит методическому мастерству учителя. Так, например, методика работы со сказками в начальных классах обусловлена качественной неоднородностью этого жанра. При чтении литературных произведений учителю стоит обращать внимание на характер главного героя, который несет в себе духовно-нравственное начало. Ему необходимо вовлечь детей в процесс переживания ситуаций, описываемых в книге, выделить главную мысль произведения, постараться так эмоционально преподнести материал, чтобы ребенку захотелось вновь и вновь перечитывать понравившиеся строки. Каждая из программ в начальной школе содержит большое количество произведений на патриотические темы, в которых заключён огромный воспитывающий потенциал: это пословицы, поговорки, былины, сказания, сказки о богатырях, древнерусская литература.
Помимо этого, одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Знакомя детей с трудом взрослых, я воспитываю положительное отношение к труду, уважительное отношение к людям разных профессий, желание помогать старшим, самостоятельно трудиться.
Ещё одним из наиболее естественных средств приобщения детей с ОВЗ к духовным ценностям, по моему мнению, является игра, в процессе которой особенно ярко проявляется активная деятельность, свобода в действиях и поступках, творчество и стремление к познанию, красота природы, любовь к Родине, дружеские отношения, уважение семейных устоев, любовь к окружающим, укрепление здоровья и т.д. Такие ценности доступны пониманию в любом возрасте и в любую историческую эпоху.
В современной ситуации, как никогда необходимо возрождение духовности, особенно молодежи, в духе любви к Отечеству, прекращение пропаганды насилия, жестокости, несвойственного нам образа жизни. И мне очень хочется верить, что воспитание моих учеников в духе патриотизма обязательно даст свои плоды!