СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В старости уважения детей-это счастье

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В старости уважения детей-это счастье

Просмотр содержимого документа
«В старости уважения детей-это счастье»




Тема: В старости, уважение детей -это счастье.

Цели:

1.Воспитывать у подростков  чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости к людям пожилого возраста;

2.Добиваться, чтобы эти чувства прошли через мысли воспитанников, были приняты сердцем и превратились в добрые, красивые поступки;

3.Формировать навыки толерантного поведения;

4.Учить воспитанников оценивать свои собственные поступки и поступки товарищей.

               

          Ход урока


I Вступительное слово воспитателя (звучит аудиозапись песни в исполнении В. Кикабидзе «Мои года- моё богатство»)

Добрый день, ребята, уважаемые гости! Сегодня мы будем говорить о нашем отношении к людям старшего поколения. Это те люди, которые накопили не только годы и морщины, но, что самое ценное,- мудрость, огромный жизненный опыт. И самое главное - то, что своим опытом и мудростью они могут поделиться с теми, кто молод. Итак, тема нашего часа нравственности «Будем милосердны к старости!» А эпиграфом к нашему мероприятию я взяла строчку из песни на слова Р.Рождественского  « Мои года - моё богатство »

 Фронтальная беседа по вопросам:

1.Кого называют «люди старшего поколения»?

2.Можно ли к этой группе отнести всех, кто старше вас?

З.Как вы думаете, имеем ли мы право грубить людям старше себя?

4.Необходимо ли помогать старикам?

Воспитатель: С древнейших времён люди беспокоились об отношении
молодёжи к пожилым людям. Из поколения в поколение передавались
советы, наставления своим потомкам о том, как им жить, как поступать
мудро и справедливо. Эти советы называют ещё «заповеди», «заветы»- что
обозначает наставление, совет последователям, потомкам

Такие заповеди есть у каждого народа.

Беседа по вопросам:

1.Как вы понимаете эти правила?

2.Какие из них и сегодня нужны?

3.Расскажите, какие из перечисленных правил вы выполняете, а какие

нет?

Воспитатель:    Одним    из    важнейших    источников,    раскрывающих

отношение к авторитету стариков, являются пословицы и поговорки. В

них подчёркивается житейский опыт и мудрость старого человека

Пословицы.

Старик, да лучше семерых молодых (русская)                                

Молодой работает, старый - ум даёт (русская) Молодой красив, старый умён (финская)

Век   прожить -  всякое  пережить, старый умён, хотя и не силён (финская)

Спелое пробуй, старших слушай (монгольская) Учись мудрости у того, кто прежде тебя износил рубашку (узбекская)

От совета старых людей голова не болит (русская)

Кто старшего не послушался, в большую яму упал (чеченская)    

Демонстрация     видеоролика  с  выступлением     Д.Медведева (1 мин.20 сек.)

Воспитатель: Сейчас  мы  поговорим с  вами о проявлении милосердия к пожилым людям.

Старики, старики - наша радость и мука, Старики, старики - наша слава и свет.

На ступеньках крутых протяните им руку

И просящей руке не жалейте монет.

Старые люди есть почти в каждой семье: это дедушки и бабушки,
прадедушки и прабабушки. А сколько стариков мы встречаем с вами на
улице, в общественных заведениях. А сейчас мысленно вспомните,
помогли ли вы старой незнакомой бабуле сойти с крыльца, уступили ей
дорогу или место в транспорте, придержали дверь старику, чтобы он
смог пройти? Наверно, мало вспоминается таких случаев. А ведь
молодые люди просто обязаны старикам помогать, уважать и почитать
их. Вашему вниманию я хочу предложить стихотворение «Ходит наша бабушка» в исполнении воспитанника

Чтение стихотворения «Ходит наша бабушка»

Воспитатель: В юности человек всегда стремится к красивому, к романтичному, а старый человек обычно таких чувств не вызывает

Часто молодым людям старики кажутся убогими, дряхлыми, немощными и некрасивыми. И действительно, как часто мы равнодушно проходим мимо пожилого человека и не всегда даже просто поздороваемся с ним! Кажется, старик думает о чем-то своем и ничего не замечает вокруг, а мы ошибочно думаем, что кроме своего внутреннего мира ему ничего неинтересно. Встречаются и такие пожилые люди, что идут и сами с собой разговаривают. И, конечно же, такого человека каждый старается обойти стороной.


Идет старушка, одета странно

Руками машет, пальцем тычет.

Бормочет нудно и не складно,

Как будто бы ребенок хнычет,

И парень молодой свернул с дороги.

Он бабушки седой стыдится.

И только мне старушке этой

Хотелось в ноги поклониться!

Воспитатель: Бывает, что над стариком молодые и посмеяться могут. Они совсем не думают о том, что неизвестно, какими сами будут в старости. И их же пренебрежение   и   насмешки   могут   вернуться   к   ним   бумерангом   в дальнейшем. Нужно с пониманием относиться к странностям стариков. Старость и одиночество чаще всего идут бок о бок. К сожалению, мы не всегда думаем об этом, пока молоды. В повседневных заботах мы часто не замечаем, что рядом чья-то боль, чьё-то страдание.

   

Человек не думает о старости,

Человек не замечает старости,

Так велось среди людей веками.

Но потом не хватит даже ста «прости»

Повиниться перед стариками.

Мы в лучах надежды душу греем.

Святы пред собой и белым светом.

Мы когда-то тоже постареем,

Умоляю, помните об этом!

Воспитатель: Очень часто от бессердечия и отсутствия доброты у окружающих страдают пожилые люди. Пока они трудятся в коллективах, не очень ощущают своё одиночество, но заслуженный отдых, на который его проводили сослуживцы, порой оборачивается целой сетью проблем: это и болезни, и инвалидность, и одиночество.

И жизнь бывает иногда беспощадна и сурова к старикам.

Хором читают стихи.

Стоит избушка у дороги,

В ней бабушка одна живет.

Ее едва уж носят ноги-

Сегодня, завтра и .... Помрет.

Воспитатель:

Пусть не черствеют ваши души

И пусть сердца не тронет лед.

Не забывайте вы об этом,

Вас в жизни тоже старость ждет!

Воспитатель: Именно по отношению к пожилым людям    определяется благородство и уровень нравственного развития человека. Быть   снисходительным, терпеливым в отношении к старикам - это признак   воспитанного, умного и доброго человека. Только у человека с добрым сердцем старые люди не вызывают раздражения, и пренебрежения.

Воспитатель:

У стариков уже силы не те,

Дней непрожитых мал запас.

Берегите старых людей.

Без которых не было б  нас!

Не всегда мы внимательны даже к своим родным дедушкам и бабушкам, которые нянчили нас, помогали учить уроки, подсказывали, как правильно поступать в жизненных ситуациях. Внуки, вроде бы, и любят стариков, но позволяют себе пренебрежительное отношение к ним, могут перебить в разговоре, не дослушать и уйти, забывают поблагодарить за заботу и услуги. А что делать старикам? Смиряться, терпеть и прощать. Сколько трагедий происходит из-за равнодушия и черствости детей и внуков к своим престарелым родителям, дедушкам и бабушкам.

Вот, например, такая история произошла в городе Жуковском Московской области.

Чтение статьи «Равнодушие»

    Саша Горин-ученик 11 класса, единственный сын у мамы, которая       воспитывает его одна. И вот недавно мама привезла из деревни больного старика отца. Нельзя сказать, чтобы внук обрадовался этому, но дед оказался тихим и незаметным. Он почти не выходил из своей комнаты. Деда именно Саша приучил знать свое место и не соваться в Сашину комнату.

Поначалу тот, бывало, пробовал заговорить с внуком, погружался в воспоминания. Но кому интересны его старческие побасенки! Как-то однажды к Саше пришел в гости одноклассник Гена Вихрев. Юноши ушли в Сашину комнату и громко включили музыку. Но вдруг за стенкой раздался слабый хриплый старческий кашель.

-Кто это там? - спросил Гена

-Дед мой, не обращай внимания, он сюда не войдет - ответил Саша.

-А дедушке разве шум не мешает?-     снова спросил Гена

-Нет, он уже привык.

-Знаешь, выключи,- смущенно попросила Гена.

Саша выключил музыку и Гена спросил у него: «А твой дед воевал на войне?». В это время дверь открывается и в щель просовывается худой сгорбленный человечек. Гена с ним почтительно поздоровался. Дед только успел сказать: «Здравствуйте, молодой человек!» - и тут же начал кашлять и задыхаться.

«Тебе чего, дед?» - недовольно спросил Саша. Дед прокашлялся и, вытирая слезы на глазах, ответил: «Да нет, внучок, ничего. Я только хотел...»

Саша раздраженно прервал его: «А раз ничего, так иди к себе. Сгинь и не мешай нам».

«Уйду, уйду,- жалко бормочет старик, - извини внучек» Гена недоуменно спрашивает: «Чего это ты с ним так? А может, ему нужно было лекарство или доктора вызвать?»

Саша беззаботно отмахивался: «Да брось ты! А то начнет свои байки про        войну рассказывать - не переслушаешь!»

- Он что, воевал? - спрашивает Гена.

- Кажется, не знаю точно, - ответил Саша.

Гена собирается домой, Саша проводил его до двери. И тут он вспоминает, что ему нужно писать сочинение на тему «Подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне». И тут Сашу осенило: «А ведь дед, наверно, что-нибудь да вспомнит». Честно говоря,   Саше   совсем   не  улыбалось   идти   к  старику,   слушать  его  слабый голос.  Открыв дверь в комнату деда, Саша тихо спросил: «Дед, я к тебе, можно?». Ответа он не услышал. Старик лежал на кровати в какой-то странной позе, откинув голову. Открытые глаза неподвижно смотрят в потолок. И Саша с ужасом понимаем, что дед умер. А ведь он только что ходил, кашлял, извинялся. Почему же дед умер?

Вероятно, старику было плохо с сердцем, а Саша даже не стал его слушать, а попросту выгнал. И никогда, никогда теперь не узнать, что и как случилось, и никогда и ничем не загладить эту вину. Вот таким печальным   образом   закончилось   Сашино   равнодушие   к   родному человеку.   Достаточно   было   просто   выслушать   деда   и   вызвать «Скорую медицинскую помощь».

Беседа по вопросам:

1.Как можно озаглавить эту статью?

2.Автор назвал статью «Равнодушие». Как вы думаете, почему?

3.Какой внук у дедушки?

4.Каково ваше отношение к Саше?

5.Почему он вам не понравился?

6.Скажите, Саша - мальчик добрый?

7.Чем он обидел дедушку?

8.Как вы думаете, понял ли Саша, что он в какой-то мере виноват в

смерти дедушки?

Воспитатель: Мы должны проявлять больше внимания и любви к старым людям: и к тем, которые живут рядом с нами, и к тем, с которыми случайно встречаемся на улице. Нам необходимо помнить,- как мы относимся к своим бабушкам, дедушкам, родителям, так и к нам в своё время будут относиться наши дети и внуки.

Подведение итогов классного часа:

Воспитатель: Ребята, из страны детства и юности вы уйдёте в большую жизнь, где будет и радость, и страдание, и любовь, и боль расставания, и минуты счастья, спокойствия, и минуты отчаяния. И каждый из вас может дарить людям щедрость своего сердца, тепло своей души. Это то, в чём  особенно нуждаются пожилые люди.

У нас в гостях ветеран нашей школы, участник ВОВ Мария Михайловна Гузаева. Она подготовила для вас стихотворение Н. Паршуковой «Не обижайте стариков». Дадим ей слово.

Не обижайте стариков.           

Пусть эта истина банальна,             

Их молодость прошла уже,

А старость - это постоянно.

Они за прожитую жизнь

Порой не очень сыто ели,

Работали и день, и ночь,

Хотели все стране помочь,

А отдавали ей здоровье.

Воспитатель:  Именно этими словами – не обижайте стариков – мне бы хотелось закончить наш классный час.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, расскажите, пожалуйста, о своём эмоциональном состоянии по ходу классного часа и в конце его, что вы чувствовали?

Что нового вы узнали, чему научились?

- Как вы оцениваете своё участие в нашем сегодняшнем классном часе?

Воспитатель: Я очень надеюсь и верю в то, что  наш классный час помог вам увидеть закат человеческой жизни по-новому. Я верю, что вы пересмотрите своё отношение к людям преклонного возраста, никогда не пожалеете своих и времени, чтобы облегчить жизнь пожилого человека. Берегите  близких и относитесь уважительно к старикам. Они   заслужили   наше   почтение   и   уважение.  От  них  многому можно научиться,   а   потерпеть   их   немощи,   наверно,   не   так  уж   трудно, правда?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!