Эссе. «Пути повышения мотивации учащихся при изучении химии»
Для написания эссе мною выбрано высказывание :«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» (В.А.Сухомлинский).
Его автор педагог-исследователь, автор работ по проблемам практической педагогики . Он создал оригинальную целостную педагогическую систему, основывающуюся на антропологическом подходе, гармонизации гуманистически ориентированных форм, средств и методов педагогической деятельности, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования. Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли. И я с ним согласна. Ведь дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться.
Я работаю учителем много лет, имею большой трудовой стаж. Веду только уроки химии. Эту дисциплину, где все четко и ясно, очень люблю сама и очень хочу привить любовь и интерес к своему предмету.
Однако, такая учебная дисциплина, как химия, в последние годы не пользуется популярностью у школьников, Предмет Химия очень специфичен и сложен в изучении, а это не способствует повышению мотивации к изучению предмета у ребят. А еще химия - наука комплексная, тут знания должны быть в системе, и если какое-то звено выпадает, дальнейшее восприятие материала уже сложно наверстать. Многие, столкнувшись с этими трудностями, просто-напросто пасуют. И тогда уже возникает не только негативное отношение к предмету. С этим проявлением думаю, многие сталкивались часто.
Причиной является и выбор предметов для сдачи экзамена. Выбрав тот или иной предмет для экзамена, к химии относятся предвзято – часто слышишь возгласы ребят «Нам химия не нужна, мы сдаем другие экзамены».
И, как результат, не у всех хорошие знания по химии.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики учились с интересом и желанием. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и нам, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, и нет интереса к учению.
Чтобы добиться желаемого результата, нужно создавать оптимальную образовательную среду, мотивировать учащихся на учебную деятельность, учить детей так, чтобы им захотелось учиться. Для этого мы, учителя, должны знать и владеть различными формами обучения. Нужно вносить элементы новизны, строить работу с учащимися таким образом, чтобы уровень сложности заданий постоянно повышался. Ведь все зависит от нашего мастерства и от умения организовывать учебный процесс.
Я всегда спрашиваю себя: «Что можно сделать, чтобы мои ученики хотели учиться? Как заинтересовать детей? Как развить их интерес к химии? Как добиться повышения мотивации к предмету? Как правильно спланировать виды деятельности на уроке и вне него?» Ведь, ни программа, ни учебник не дает готовых схем.
Просматривая разные трактовки термина мотивации, я остановилась на следующем:
Мотивация – это совокупность форм, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Таких методов, средств и форм работы существует множество, и каждый учитель может их использовать исходя из тематики урока и психологической картины класса.
Отсюда процесс обучения химией не превратится в скучное и однообразное занятие. И если нашу жизнь без химии уже представить трудно, значит необходимо изучать этот предмет так, чтобы полученные знания учащиеся могли применить в повседневной жизни, а потом и в работе.
Каждый ребенок от природы наделен способностями практически ко всем видам человеческой деятельности.
Мотивы, побуждающие учеников к деятельности, в основном, внешние: получить хорошую отметку, сдать экзамены, не обидеть родителей.
Безусловно, ФГОС изменяет роль учителя, который перестает быть единственным носителем знания, а становится проводником в мире информации. Перед учителем встает вопрос: как учить? Мы должны не просто формировать или развивать необходимые интеллектуальные и личностные качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растет ребенок. Ученик становится активным субъектом учебной деятельности, а учитель выступает в роли помощника и консультанта, симулирующего активность, инициативу и самостоятельность ребенка. Для современного общества требуется мотивированный ребенок, способный свободно мыслить.
Задача учителя организовать процесс обучения так, чтобы у учащихся развивались познавательные способности, формировались приемы умственной деятельности( анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение), чтобы учащиеся умели самостоятельно работать, делать обобщение и выводы, творчески применять знания в новых ситуациях.
Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.
В традиционной педагогике исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель.
В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия.
Мы все читали Тома Сойера и помним, как скучное мероприятие- покраска забора, превратилось в увлекательное занятие.
Технология и выполнение остались прежними, но как изменилась мотивация! А следом за мотивацией и качество всей работы. То же самое и урок- цель, которую мы ставим, остается неизменной, но можно изменить методы достижения этой цели. По сути, каждый из нас должен быть те самым Томом Сойером. Стараться вовлекать каждого учащегося в работу на уроке. С этой задачей справляются активные методы обучения.
Если структура учебного материала четкая, то и восприятие его будет легким. Дети легче воспринимают, осознают и запоминают материал урока.
Я в своей работе стараюсь логично, контрастно, ярко изложить материал, дополнить его наглядными образами.
Широко использую ИКТ на уроках химии, вовлекаю учащихся в процесс создания презентаций. Применяю ритмичное чередование различных видов деятельности: более напряженных умственных действий и кратковременных расслаблений, например, физкультминуток, дающих необходимый отдых. Это укрепляет работоспособность детей. На мой взгляд, одна из причин снижения мотивации заключается в том, что ни зачастую не только не хотят, а скорее не могут учиться хорошо, так как не знают, как это делать.
Самый мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ученик в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.
Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности: словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.
В своей работе я использую элементы следующих педагогических технологий: интерактивных технологий, которые дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю; технологии сотрудничества, позволяющие в полной мере реализовать потенциал каждого ребенка, способствующие развитию коммуникативных, речевых и рефлексивных умений, повышающие уровень активности учащихся на уроке; элементы проблемного обучения, позволяющие организовать обучение, при котором учитель обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной деятельности с усвоением новых знаний и др. Большую роль играют и приемы мотивации учебной деятельности: загадка, проблемный вопрос, проблемная ситуация, противоречие фактов, опора на жизненный опыт, опорные схемы, наличие соревновательных элементов, комплекс поощрительных действий. На уроках применяю активные методы, учитывая содержание материала, дидактические цели урока и возрастные особенности учащихся. . Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы дети могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих. Например, рассудите спор: Кто прав в споре? Метод самостоятельной работы с учеником. В старших классах с целью лучшего выявления логической структуры нового материала даю задание самостоятельно составить план-конспект с выполнением установки: минимум текста – максимум информации. В ходе обсуждения исправляем, дополняем, убираем все лишнее. При таком виде работы развивается устная речь. Благодаря этому, учащиеся не стесняются высказывать свои мысли и суждения. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами. . Метод проблемного изложения. Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач и др. Положительные результаты дают и игровые формы. Атмосфера игры создает условия, при которых ребята незаметно для себя начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определенный запас знаний. В старших классах использую часто групповой метод.
С самых первых уроков изучения химии в 8 классе, необходимо учитывать: психологические особенности возраст, эмоциональный настрой. Так, в 8 классе, у ребят, впервые пришедших на урок химии, глаза горят огнем. Они с интересом слушают, смотрят, выполняют не сложные посильные задания. Тут большую роль играет построение содержания дисциплины. От простого и легкого материала, жизненных наблюдений идет постепенное вовлечение ребят в учебный предмет. Главное не упустить в данный момент школьников. Требовательность и контроль за выполнением посильных, нарастающих по мере изучения заданий – главный успех в данном направлении..
Повышает интерес к предмету и внеклассная работа. В нашей школе проходят: краеведческие чтения. Они посвящены основателю школы А.А. Воскресенскому. (известный химик), Менделеевские чтения, межпредметные недели.. Очень интересно проходит неделя воды. (22 марта день водных ресурсов). Здесь и конкурс рисунков, конкурс стихотворений, конкурс кроссвордов, конкурс презентаций и тд. Учащиеся посещают кружки по предмету, готовят внеклассные занятия для ребят начальных классов.
В заключении хочу сделать выводы:
- Для развития положительной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть.
-Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.
- В практике обучения присутствуют как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на мотивацию школьников.
-Развитию у учащихся положительного отношения к учению способствуют все средства совершенствования учебного процесса: обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, использование всех видов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры урока, применение различных форм индивидуальной, коллективной и групповой работы и т.д.