СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе на тему: "Мои педагогические находки"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе на тему: "Мои педагогические находки" в рамках муниципального этапа конкурса "Всероссийский мастер-класс учителей родных, включая русский, языков-2019"

Просмотр содержимого документа
«Эссе на тему: "Мои педагогические находки"»

Эссе «Мои педагогические находки»


учителя русского языка и литературы

МБОУ Чербинской СОШ

МР «Кызылский кожунн» РТ

Сандый Шенне Викторовны


«Филология - наука глубоко личная и глубоко национальная, нужная для развития национальных культур, так как в основе своей опирается на любовь к словесной культуре всех языков, на полную терпимость, уважение и интерес ко всем словесным наукам». Такие слова известного академика Дмитрия Сергеевича Лихачева мы читаем в его книге «Письма о добром». Данное высказывание является основой для изучения русского языка и литературы, которые играют ведущую роль в формировании гражданской идентичности, обеспечивающим личную свободу и возможность самореализации каждого школьника в нашем многонациональном и поликультурном пространстве. Об этом говорится и в Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации.

Роль русского языка и литературы важна в процессе воспитания личности, в развитии ее нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. В своей педагогической работе я руководствуюсь основными положениями вышеуказанного документа и другими нормативными актами, реализующими языковую образовательную политику нашего государства. Стараюсь, чтобы используемые мною методы, приемы на уроках и во внеклассной работе обеспечивали высокое качество не только изучения учебных предметов, но и их преподавания.

Одной из проблем в обучении учащихся является снижение мотивации обучающихся к чтению, поэтому считаю одной из главных задач работу в данном направлении. В результате поиска интересных форм организации учебной деятельности учащихся уже в течение многих лет использую материалы литературных связей и краеведения на уроках русской литературы. Использование краеведческого материала является основой для оптимизации процесса изучения русской литературы. Повышение уровня восприятия учащимися литературы возможно при следовании принципу систематического привлечения произведений смежных видов искусства краеведческого характера с учетом специфики этапов литературного развития, при этом должно уделяться внимание развитию интерпретационных умений у учащихся в процессе сопоставления ими литературных произведений с художественными произведениями тувинской литературы. Элементарные сведения о взаимосвязи литератур (русской и тувинской) я даю учащимся с 5 класса. Так в 5-8 классах сопоставление русских пословиц, поговорок, загадок, сказок, народных песен с образцами устного народного творчества тувинцев дает школьникам представление о сходстве жизненного опыта и нравственных идеалах тувинского и русского народов, об их духовной близости. В 9-11 классах провожу некоторые параллели для рассмотрения идейных, нравственно-эстетических, сюжетных перекличек в системе образов, средств художественной выразительности, вопросов литературных контактов и влияний. Формы включения материалов литературных связей и краеведения в систему уроков разнообразны: это лекции учителя; беседы на основе сопоставления биографии, творчества русских и тувинских писателей, поэтов; сообщения и доклады учащихся; выразительное чтение стихотворений и отрывков из произведений; прослушивание музыкальных произведений тувинских композиторов и др. Выбор произведений осуществляю в зависимости от цели уроков, характера изучаемого материала, уровня подготовки учащихся и наличием необходимой литературы. Для успешной работы с краеведческим материалом важно соблюдать дидактические требования. Нужно помнить, что использование такого материала не самоцель, а средство активизации учебного процесса. Думаю, что не только я, но многие другие мои коллеги в нашей республике традиционно обращаются к пьесе В.Ш. Кок-оола «Хайыраан бот» при изучении пьесы А.Н. Островского «Гроза», к «Повести о светлом мальчике» С.А. Сарыг-оола при изучении «Детства» М. Горького и т.д. Сравнительное и сопоставительное изучение двух ключевых школьных предметов, которые являются средствами воздействия на эстетические чувства, при использовании проблемного обучения и технологии смыслового чтения воспитывают в моих учащихся патриотизм, чувство исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству

Обращение к тувинской литературе при преподавании русской литературы важно для меня самой, так как по воле судьбы у меня не было возможности изучать тувинский язык и литературу в школе. Интерес к ее изучению появился у меня в детстве, когда живший с нами на одной улице наш писатель, Монгуш Санчит-оолович Эргеп, подарил мне книгу М.Б. Кенина - Лопсана «Небесное зеркало». Сейчас, уже, будучи взрослым человеком, думаю, что и эта книга повлияла на мой профессиональный выбор в жизни.

В процессе педагогической деятельности много лет сотрудничаем с сельской библиотекой, на базе которой открывается Центр русской культуры и быта. Это, несомненно, будет иметь большое воспитательное значение для детей и молодежи нашего села.

Что же касается особенностей преподавания русского языка, то большое внимание обращаю на формирование речевой (коммуникативной), языковой (лингвистической) компетенции в широком смысле. Считаю, что любой урок русского языка нужно проводить так, чтобы дети развивались, повышали самооценку, учились самостоятельно овладевать информацией. В своей работе в основном использую образовательные технологии проблемного обучения, дифференцированного обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ. Методы, которыми я пользуюсь при обучении детей: метод опорных графических схем, запоминание подготовленных блок-схем, запоминание через образное восприятие и разные виды словарной работы. Может быть, используемые мною методы, приемы кто-то посчитает не очень современными, но результаты работы позволяют судить, что я иду в правильном направлении.

Свое эссе мне хотелось бы закончить тоже словами Д.С. Лихачева: «Одно правило в жизни должно быть у каждого…: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить». Этим высказыванием я руководствуюсь не только в жизни, но и в своей педагогической деятельности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!