Эссе на тему «Какова направленность современного образовательного процесса?»
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….. | 3 |
Современный образовательный процесс и его характеристики…………… | 5 |
Основные направления и изменения в современном образовательном процессе………………………………………………………………………... | 6 |
Заключение…………………………………………………………………….. | 11 |
Список использованных источников………………………………………… | 12 |
Введение
Я полностью соглашаюсь с мнением американского философа и педагога Джоном Дьюи, который говорил: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». А в нашем, стремительно развивающимся веке, эти слова наиболее актуальны и значимы. Ведь если не менять, не совершенствовать образовательный процесс, мы не сможем дать подрастающему поколению тот необходимый багаж умений, навыков, опыта, сформированных компетенций и универсальных учебных действий для жизни в современном мире.
Дети нашего времени сильно отличаются от детей прошлого, для которых и создавалась ныне действующая система образования. Изменилось в современных детях многое, в первую очередь социальная ситуация развития:
- высокий рост информированности современных детей;
-большое снижение количества детей, которые имеют желание и потребность в чтении;
- плохая сформированность правильного поведения;
- низкая сформированность мотивации и типов мышления;
- присутствие ограниченного общения со сверстниками.
Как и развитие детей не стоит на месте, так это касается и образования. Сейчас, всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении различных приемов и методов обучения, с помощью которых у обучающихся формируются умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и многое др.
Это говорит о том, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, которые способны обеспечить способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся являются целью обучения современных требований федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Когда действовал федеральный государственный образовательный стандарт первого поколения, то целью образования было формирование знаний, умений и навыков.
К тому же, в федеральном государственном образовательном стандарте говорится о направленности содержании образования – это включение в контекст обучения решение значимых жизненных задач. Думаю, это очень важно и правильно, исходя из современных запросов общества и государства.
Современные требования к образовательному процессу говорят о том, что педагоги и школа перестают быть источником информации. Их задачей на первом плане становится научить детей учиться. Стоит понимать, что учитель - не проводник знаний, а личность, которая обучается с помощью своей творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Кроме этого, учитель – это личность, открытая к диалогу, готовая делиться своим опытом и принимать опыт других людей.
Сегодня главной задачей модернизации российской системы образования является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, семьи, общества и государства.
При это основными целями современной школы становятся: качественное образование выпускников; расширение возможности выбора обучающимися индивидуального образовательного маршрута; формирование универсальных учебных действий.
Считаю, что образование не должно отставать от стремительно меняющегося времени. Если не обеспечивать этого соответствия между ними, то образование не сможет обеспечивать и удовлетворять потребности общества, которые стремительно меняются.
Современный образовательный процесс и его характеристики
«Образовательный процесс – это процесс интеллектуального и социального развития личности, усвоения личностью культуры, накопленной старшими поколениями, результатов развития науки и общественной практики в виде системы образовательных компетенций, а также опыта использования этих компетенций в различных видах деятельности».
Формирование у учащихся образованности и просвещённости, воспитанности и развитости, а также общее совершенствование личности – есть главная цель современного образовательного процесса.
Образовательный процесс развивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойствами:
- гуманизации (развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; формирование чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала);
- гуманитаризации (освоение содержания образования, позволяющего решать главные социальные проблемы на благо человека; свободное общение с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошее знание и владение родным языком, знание истории и культуры);
- дифференциации (ориентация образовательных программ, построенных на учете склонностей, способностей и интересах учащихся на достижение задач образования и развития);
- диверсификации (широкое использование образовательных программ, разнообразие уровней и форм получения образования, широкий спектр различных образовательных целей и деятельностей в их осуществлении);
- многовариантности (создание в образовательном процессе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития самостоятельного мышления);
- многоуровневости (организация многоэтапного образовательного процесса, на каждом уровне которого берутся во внимание соответствующие возможности и интересы личности);
- информатизации (широкое, массовое использование вычислительной техники и информационных технологий в процессе образования);
- индивидуализации (построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания);
- непрерывности (обучение человека происходит на протяжении всей жизни).
Как говорил Ян Амос Коменский: «Считай несчастным тот день, в котором ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Думаю эта цитата должна быть девизом в наше время. Ведь сейчас как никогда нужно и необходимо идти в ногу со временем не только в культурном, духовном смысле, но и образовательном.
Основные направления и изменения в современном образовательном процессе
Задачей образовательного процесса является воспитание образованного человека.
Во все времена считалось, что образованный человек – это человек, который владеет умениями и знаниями в основных сферах жизнедеятельности, при этом владея высоким уровнем развитых способностей. Кроме этого, образованный человек – это человек, у которого сформировано мировоззрение и нравственные принципы, а понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.
Все эти личностные качества формируются у людей ещё в школе во время образовательного процесса. И из-за этого образовательный процесс является важным условием воспитания образованного человека.
Если обратиться к Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», которую утвердил президент Российской Федерации от 04.02.2010 г., то можно найти те главные качества человека, которые формируются в современных школах. Это такие качества личности как: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Исходя из этого, определены главные задачи современной школы – это воспитание патриотичного и порядочного человека, раскрытие способностей, становление личности, которая будет готова к жизни в современном, высокотехнологичном мире.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» указано, что современный образовательный процесс должен быть построен так, чтобы для выпускников была возможность формирования таких черт личности как: самостоятельность в становлении и достижении серьёзных целей, качественно и умело реагировать на все возможные жизненные ситуации.
Уже известно, что традиционный образовательный процесс не в силах в полной мере удовлетворить потребности современного общества в воспитании образованного человека, так как ценности информационного общества требуют нового понимания в том, в каких условиях должен воспитываться образованный человек.
Как отмечено в цитируемом выше документе в этом процессе, «…ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».
Если говорить своими словами, то одной из существенных черт современного образовательного процесса является то, что он направлен на определение сформированности предметных знаний и умений, а также на выявление способностей решать практико-ориентированные задачи на основе информации, представляемой в разных видах, выявлению тех знаний и умений, которые будут полезны учащимся в будущем. А это предполагает:
- ориентацию процесса обучения на самостоятельность школьников;
- изменение позиций учителя как организатора образовательного процесса и построение более сложной профессиональной деятельности;
- организацию образовательной среды школы путем обогащения внешкольными источниками информации.
Современный образовательный процесс в отличие от прошлого существенно меняет деятельность учителя. А именно появляются новые функции, определяемые системой отношений, в которые вступает учитель при реализации профессионально-педагогической работы в современной школе.
Главной и ведущей функцией учителя является функция содействия образованию школьника. Данное содействие отражается в создании условий, в которых проявляются самостоятельность, творчество, ответственность и мотивация к непрерывному образованию.
В работах О.В. Акуловой, С.А. Писаревой и др. отмечается, что в современной школе становится распространённым подход, в котором выделяются ключевые компетентности. Именно с позиции этого подхода и строится современный образовательный процесс.
А вот какие компетентности и сколько их должно быть у выпускника, определяется социальным заказом общества, запросом работодателей, от социокультурной ситуации в обществе и др.
В связи с этим, новые задачи образования формулируются в соответствии с традиционными ценностями российского образования, ориентацией на понимание научной картины мира, на духовность, на социальную активность. К ним относят:
- научить получать знания (учить учиться);
- научить работать и зарабатывать (учение для труда);
- научить жить (учение для бытия);
- научить жить вместе (учение для совместной жизни).
При компетентностном подходе образовательный процесс ориентирован на создание благоприятных условий, при которых учащиеся имеют возможность для саморазвития и самоопределения.
В настоящее время, в связи с положением в мире, актуальным становится дистанционное образование.
Дистанционное образование – это техническое новшество, социальная инновация, которая включает в себя эффективность образовательного процесса.
Дистанционное образование даёт возможность резкого расширения для каждого человека возможности выбора оптимальных форм реализации конституционного права на получение качественного и непрерывного образования не зависимо от условий жизни, психологических и физических особенностей, социального статуса.
На протяжении нескольких последних лет Россия находится в поиске оптимальной системы образования, и постоянно вносятся изменения в современный образовательный процесс.
Многие педагоги, учёные, деятели считают, что изменения, которые уже внесли, и ещё будут вносить, поднимут образование в нашей стране на новый, более высокий уровень. Но, как показывает практика, многие образовательные учреждения не всегда принимают инновации.
Я думаю, что причиной этого является отношение к изменениям в современном образовательном процессе самих педагогических кадрах. Так как преподаватели с большим стажем почти всю свою профессиональную деятельность пользовались одними методами, технологиями и средствами обучения. К тому же, они считали только их верными и эффективными. Такие педагоги не всегда готовы к переменам и инновациям в образовании и, соответственно, в их профессиональной деятельности.
Поэтому, важно образовательным учреждениям обратить внимание на это и нанимать на работу больше молодых специалистов. Ведь молодые специалисты, особенно те, кто недавно выпустился из университета, владеют новыми технологиями и методами обучения. Они способны демонстрировать педагогам со стажем все инновационные технологии, приёмы и формы в деле, а педагоги со стажем, в свою очередь, могут поделиться своим огромным опытом с ними. Считаю, именно такой союз разных поколений педагогов, сможет достичь больших успехов в воспитании и обучении подрастающего поколения и улучшить современный образовательный процесс.
В таком случае все образовательные учреждения смогли бы реализовать все цели, задачи, принципы современного образовательного процесса в ходе своей профессиональной деятельности и смогли бы выпустить образованных выпускников, у которых будут сформированы: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Считаю, что именно к этой цели должен быть направлен современный образовательный процесс.
Заключение
В сегодняшнем современном мире образованным человеком является тот, кто владеет идеями, принципами и методами, которые определяют общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений окружающей действительности, и располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное в практической деятельности.
Образование подрастающего поколения осуществляется в ходе педагогического процесса, при котором происходит становление личности. Сам педагогический процесс выступает как комплекс педагогических воздействий с определённой целью – передать подрастающему поколению все знания об окружающем нас мире, социальный опыт общества, а также выработать и сформировать такие формы поведения, которые будут являться приемлемыми и одобренными в обществе.
Можно утверждать, что именно в рамках современного педагогического процесса с помощью развития интеллектуального, нравственного, эстетического и физического потенциала можно смело решить одну из самых важных задач общества по формированию воспитанной и образованной личности. В этом и определяется направленность современного педагогического процесса.
Современные изменения, требования и тенденции в образовании влекут за собой и изменение задач самого учебного процесса в сторону умения ориентироваться между огромных потоков информации.
Но также, я считаю, что не стоит при всём при этом забывать о развитии у каждой личности человеческих ценностей, норм и морали. Ведь не зря, ещё великие учителя человечества - Будда, Иисус, Мохаммед, Конфуций, Лао-Цзы указывают нам единый путь, который по-разному формулируется, но окончательная цель общая – создание гармоничной личности, совершенного человека. Вот, на мой взгляд, выход из создавшегося положения, вернуться к вечным человеческим ценностям.
Список использованных источников
1. Анисимова М.В., Колоколова К.А. Основные проблемы российского образования и пути их решения // Russian Agricultural Science Review. 2015. – Т. 6. – № 6-3.
2. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология. Учебное пособие. М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
3. Дука Н. А. Введение в педагогику. Учебное пособие. Омск, 2003. – 146с. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология. Учебное пособие. М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
4. Каминский А.С. Образование в системе жизненных ценностей современной молодежи // В сборнике: Молодежь в современном обществе Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции. под ред. С.А. Бурилкиной, Б.Т. Ищановой, О.Л. Потрикеевой, Е.Н. Ращикулиной, Г.А. Супруненко. 2015.
5. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2004. — 368 с.