СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе на тему «Какова направленность современного образовательного процесса?»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе на тему «Какова направленность современного образовательного процесса?»

Просмотр содержимого документа
«Эссе на тему «Какова направленность современного образовательного процесса?»»



















Эссе на тему «Какова направленность современного образовательного процесса?»































Оглавление

Введение………………………………………………………………………..

3

Современный образовательный процесс и его характеристики……………

5

Основные направления и изменения в современном образовательном процессе………………………………………………………………………...


6

Заключение……………………………………………………………………..

11

Список использованных источников…………………………………………

12



Введение

Я полностью соглашаюсь с мнением американского философа и педагога Джоном Дьюи, который говорил: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». А в нашем, стремительно развивающимся веке, эти слова наиболее актуальны и значимы. Ведь если не менять, не совершенствовать образовательный процесс, мы не сможем дать подрастающему поколению тот необходимый багаж умений, навыков, опыта, сформированных компетенций и универсальных учебных действий для жизни в современном мире.

Дети нашего времени сильно отличаются от детей прошлого, для которых и создавалась ныне действующая система образования. Изменилось в современных детях многое, в первую очередь социальная ситуация развития:

- высокий рост информированности современных детей;

-большое снижение количества детей, которые имеют желание и потребность в чтении;

- плохая сформированность правильного поведения;

- низкая сформированность мотивации и типов мышления;

- присутствие ограниченного общения со сверстниками.

Как и развитие детей не стоит на месте, так это касается и образования. Сейчас, всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении различных приемов и методов обучения, с помощью которых у обучающихся формируются умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и многое др.

Это говорит о том, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, которые способны обеспечить способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся являются целью обучения современных требований федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Когда действовал федеральный государственный образовательный стандарт первого поколения, то целью образования было формирование знаний, умений и навыков.

К тому же, в федеральном государственном образовательном стандарте говорится о направленности содержании образования – это включение в контекст обучения решение значимых жизненных задач. Думаю, это очень важно и правильно, исходя из современных запросов общества и государства.

Современные требования к образовательному процессу говорят о том, что педагоги и школа перестают быть источником информации. Их задачей на первом плане становится научить детей учиться. Стоит понимать, что учитель - не проводник знаний, а личность, которая обучается с помощью своей творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Кроме этого, учитель – это личность, открытая к диалогу, готовая  делиться своим опытом и принимать опыт других людей.

Сегодня главной задачей модернизации российской системы образования является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, семьи, общества и государства.  

При это основными целями современной школы становятся: качественное образование выпускников; расширение возможности выбора обучающимися индивидуального образовательного маршрута; формирование универсальных учебных действий.

Считаю, что образование не должно отставать от стремительно меняющегося времени. Если не обеспечивать этого соответствия между ними, то образование не сможет обеспечивать и удовлетворять потребности общества, которые стремительно меняются.

Современный образовательный процесс и его характеристики

«Образовательный процесс – это процесс интеллектуального и социального развития личности, усвоения личностью культуры, накопленной старшими поколениями, результатов развития науки и общественной практики в виде системы образовательных компетенций, а также опыта использования этих компетенций в различных видах деятельности».

Формирование у учащихся образованности и просвещённости, воспитанности и развитости, а также общее совершенствование личности – есть главная цель современного образовательного процесса.

Образовательный процесс развивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойствами:

- гуманизации (развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; формирование чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала);

- гуманитаризации (освоение содержания образования, позволяющего решать главные социальные проблемы на благо человека; свободное общение с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошее знание и владение родным языком, знание истории и культуры);

- дифференциации (ориентация образовательных программ, построенных на учете склонностей, способностей и интересах учащихся на достижение задач образования и развития);

- диверсификации (широкое использование образовательных программ, разнообразие уровней и форм получения образования, широкий спектр различных образовательных целей и деятельностей в их осуществлении);

- многовариантности (создание в образовательном процессе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития самостоятельного мышления);

- многоуровневости (организация многоэтапного образовательного процесса, на каждом уровне которого берутся во внимание соответствующие возможности и интересы личности);

- информатизации (широкое, массовое использование вычислительной техники и информационных технологий в процессе образования);

- индивидуализации (построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания);

- непрерывности (обучение человека происходит на протяжении всей жизни).

Как говорил Ян Амос Коменский: «Считай несчастным тот день, в котором ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Думаю эта цитата должна быть девизом в наше время. Ведь сейчас как никогда нужно и необходимо идти в ногу со временем не только в культурном, духовном смысле, но и образовательном.

Основные направления и изменения в современном образовательном процессе

Задачей образовательного процесса является воспитание образованного человека.

Во все времена считалось, что образованный человек – это человек, который владеет умениями и знаниями в основных сферах жизнедеятельности, при этом владея высоким уровнем развитых способностей. Кроме этого, образованный человек – это человек, у которого сформировано мировоззрение и нравственные принципы, а понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.

Все эти личностные качества формируются у людей ещё в школе во время образовательного процесса. И из-за этого образовательный процесс является важным условием воспитания образованного человека.

Если обратиться к Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», которую утвердил президент Российской Федерации от 04.02.2010 г., то можно найти те главные качества человека, которые формируются в современных школах. Это такие качества личности как: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Исходя из этого, определены главные задачи современной школы – это воспитание патриотичного и порядочного человека, раскрытие способностей, становление личности, которая будет готова к жизни в современном, высокотехнологичном мире.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» указано, что современный образовательный процесс должен быть построен так, чтобы для выпускников была возможность формирования таких черт личности как: самостоятельность в становлении и достижении серьёзных целей, качественно и умело реагировать на все возможные жизненные ситуации.

Уже известно, что традиционный образовательный процесс не в силах в полной мере удовлетворить потребности современного общества в воспитании образованного человека, так как ценности информационного общества требуют нового понимания в том, в каких условиях должен воспитываться образованный человек.

Как отмечено в цитируемом выше документе в этом процессе, «…ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».

Если говорить своими словами, то одной из существенных черт современного образовательного процесса является то, что он направлен на определение сформированности предметных знаний и умений, а также на выявление способностей решать практико-ориентированные задачи на основе информации, представляемой в разных видах, выявлению тех знаний и умений, которые будут полезны учащимся в будущем. А это предполагает:

- ориентацию процесса обучения на самостоятельность школьников;

- изменение позиций учителя как организатора образовательного процесса и построение более сложной профессиональной деятельности;

- организацию образовательной среды школы путем обогащения внешкольными источниками информации.

Современный образовательный процесс в отличие от прошлого существенно меняет деятельность учителя. А именно появляются новые функции, определяемые системой отношений, в которые вступает учитель при реализации профессионально-педагогической работы в современной школе.

Главной и ведущей функцией учителя является функция содействия образованию школьника. Данное содействие отражается в создании условий, в которых проявляются самостоятельность, творчество, ответственность и мотивация к непрерывному образованию.

В работах О.В. Акуловой, С.А. Писаревой и др. отмечается, что в современной школе становится распространённым подход, в котором выделяются ключевые компетентности. Именно с позиции этого подхода и строится современный образовательный процесс.

А вот какие компетентности и сколько их должно быть у выпускника, определяется социальным заказом общества, запросом работодателей, от социокультурной ситуации в обществе и др.

В связи с этим, новые задачи образования формулируются в соответствии с традиционными ценностями российского образования, ориентацией на понимание научной картины мира, на духовность, на социальную активность. К ним относят:

- научить получать знания (учить учиться);

- научить работать и зарабатывать (учение для труда);

- научить жить (учение для бытия);

- научить жить вместе (учение для совместной жизни).

При компетентностном подходе образовательный процесс ориентирован на создание благоприятных условий, при которых учащиеся имеют возможность для саморазвития и самоопределения.

В настоящее время, в связи с положением в мире, актуальным становится дистанционное образование.

Дистанционное образование – это техническое новшество, социальная инновация, которая включает в себя эффективность образовательного процесса.

Дистанционное образование даёт возможность резкого расширения для каждого человека возможности выбора оптимальных форм реализации конституционного права на получение качественного и непрерывного образования не зависимо от условий жизни, психологических и физических особенностей, социального статуса.

На протяжении нескольких последних лет Россия находится в поиске оптимальной системы образования, и постоянно вносятся изменения в современный образовательный процесс.

Многие педагоги, учёные, деятели считают, что изменения, которые уже внесли, и ещё будут вносить, поднимут образование в нашей стране на новый, более высокий уровень. Но, как показывает практика, многие образовательные учреждения не всегда принимают инновации.

Я думаю, что причиной этого является отношение к изменениям в современном образовательном процессе самих педагогических кадрах. Так как преподаватели с большим стажем почти всю свою профессиональную деятельность пользовались одними методами, технологиями и средствами обучения. К тому же, они считали только их верными и эффективными. Такие педагоги не всегда готовы к переменам и инновациям в образовании и, соответственно, в их профессиональной деятельности.

Поэтому, важно образовательным учреждениям обратить внимание на это и нанимать на работу больше молодых специалистов. Ведь молодые специалисты, особенно те, кто недавно выпустился из университета, владеют новыми технологиями и методами обучения. Они способны демонстрировать педагогам со стажем все инновационные технологии, приёмы и формы в деле, а педагоги со стажем, в свою очередь, могут поделиться своим огромным опытом с ними. Считаю, именно такой союз разных поколений педагогов, сможет достичь больших успехов в воспитании и обучении подрастающего поколения и улучшить современный образовательный процесс.

В таком случае все образовательные учреждения смогли бы реализовать все цели, задачи, принципы современного образовательного процесса в ходе своей профессиональной деятельности и смогли бы выпустить образованных выпускников, у которых будут сформированы: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Считаю, что именно к этой цели должен быть направлен современный образовательный процесс.



























Заключение

В сегодняшнем современном мире образованным человеком является тот, кто владеет идеями, принципами и методами, которые определяют общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений окружающей действительности, и располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное в практической деятельности.

Образование подрастающего поколения осуществляется в ходе педагогического процесса, при котором происходит становление личности. Сам педагогический процесс выступает как комплекс педагогических воздействий с определённой целью – передать подрастающему поколению все знания об окружающем нас мире, социальный опыт общества, а также выработать и сформировать такие формы поведения, которые будут являться приемлемыми и одобренными в обществе.

Можно утверждать, что именно в рамках современного педагогического процесса с помощью развития интеллектуального, нравственного, эстетического и физического потенциала можно смело решить одну из самых важных задач общества по формированию воспитанной и образованной личности. В этом и определяется направленность современного педагогического процесса.

Современные изменения, требования и тенденции в образовании влекут за собой и изменение задач самого учебного процесса в сторону умения ориентироваться между огромных потоков информации.

Но также, я считаю, что не стоит при всём при этом забывать о развитии у каждой личности человеческих ценностей, норм и морали. Ведь не зря, ещё великие учителя человечества - Будда, Иисус, Мохаммед, Конфуций, Лао-Цзы указывают нам единый путь, который по-разному формулируется, но окончательная цель общая – создание гармоничной личности, совершенного человека. Вот, на мой взгляд, выход из создавшегося положения, вернуться к вечным человеческим ценностям.



Список использованных источников

1. Анисимова М.В., Колоколова К.А. Основные проблемы российского образования и пути их решения // Russian Agricultural Science Review. 2015. – Т. 6. – № 6-3.

2. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология. Учебное пособие. М.: Гардарики, 2003. – 480 с.

3. Дука Н. А. Введение в педагогику. Учебное пособие. Омск, 2003. – 146с. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология. Учебное пособие. М.: Гардарики, 2003. – 480 с.

4. Каминский А.С. Образование в системе жизненных ценностей современной молодежи // В сборнике: Молодежь в современном обществе Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции. под ред. С.А. Бурилкиной, Б.Т. Ищановой, О.Л. Потрикеевой, Е.Н. Ращикулиной, Г.А. Супруненко. 2015.

5. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2004. — 368 с.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!