СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе на муниципальный конкурс "Учитель года г. Черногорска - 2022"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эссе на муниципальный конкурс "Учитель года г. Черногорска - 2022"»

Эссе на конкурс «Учитель года-2022»

Саранчина А. В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 4»

Эссе

Без истинной любви к детям, без любви к своей профессии настоящий

учитель состояться не может…

Каким видят школьники современного учителя? «Современный педагог – это уже не тетенька с забранными в пучок волосами, с большими очками, указкой под мышкой, строгим голосом, как было раньше… Многие взрослые, конечно, могут сказать, что школьники грубые, невоспитанные. Но учитель должен уметь находить с ними общий язык. Самое главное, чтобы у педагога был спокойный, уравновешенный характер. А чувство юмора – это вообще незаменимое качество для учителя», - одно из высказываний учеников 10 класса. Действительно представление об учителе, о его роли в школе и в жизни учеников кардинально изменилось в последние десятилетия. С развитием цифровых технологий учитель перестал быть источником знаний, носителем идей.

В 21 веке мы возвращаемся к первоначальному значению слова «педагог», заимствованному из греческого языка - «ведущий ребенка». То есть педагог, учитель – это не просто человек, передающий знания, посредством предмета воспитывающий ученика, это - в первую очередь, наставник, помогающий определиться будущему выпускнику школы с выбором жизненного пути; это друг, слышащий, слушающий и понимающий; это профессионал, мастер своего дела, умеющий передать не только знания, но и нравственные ценности, объяснить, «что такое хорошо, а что такое плохо». Но понимание такого представления приходит не сразу… Несмотря на практически 20-летний стаж работы, я все ещё учусь… Учусь находить общий язык со своими учениками, учусь видеть в каждом неповторимую личность, учусь быть наставником и другом, а не «предметодателем» с указкой у доски…

С нововведениями, которых в последнее время становится все больше и больше, приходится балансировать между ОГЭ, ЕГЭ, УУД, PISA, ВПР, ВсОШ, ФГ, ИОМ и непосредственно тем, чем должен заниматься учитель… С одной стороны, новые стандарты дают нам свободу в выборе средств и методов обучения, а с другой – «лавина» требований не оставляет нам времени для творчества и общения с учениками.

Уроки русского языка, особенно в старших классах, зачастую превращаются в «дрессировку», «натаскивание» на решение экзаменационных тестов, подготовка к написанию сочинения сводится к заучиванию клише. А ведь именно творчество и нестандартный подход являются неотъемлемой частью урока учителя русского языка и литературы. Язык – это Вселенная - система, в которой множество галактик – уровней языка. В каждой галактике существуют планеты – единицы языка со своими спутниками. Как метеоритный дождь, орфография, стилистика, культура речи пересекают все галактики – уровни языка…. Так обычно начинаются первые уроки русского языка… С неподдельным интересом ученики узнают, что «апельсин» - это китайское яблоко. Почему? Начинаем разбираться – «apple» и «china»… Или пытаются правильно разобрать по составу слово «достопримечательность», с первого раза не получается, но это лишь задевает любопытство… Мой девиз на уроках русского языка – зри в корень! В корень слова, он даст подсказку.

Уроки литературы проводить всегда было непросто. Ученики в большинстве своем никогда особо не любили читать, а в век айфонов, планшетов, интернета – тем более. По мнению психологов, у нынешней молодежи преобладает «клиповое» мышление: они воспринимают информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не могут сосредоточиться и постоянно перескакивают с одного на другое. Таким людям крайне сложно читать или работать над большими текстами, особенно книгами. Если ориентироваться на таких школьников, то цель уроков литературы нужно смещать: с механического чтения, без понимания, осознания прочитанного бессмысленно (да и читают современные школьники, в основном, произведения в кратком пересказе или, в лучшем случае, слушают аудиокниги) на критическое осмысление информации, способность анализировать и делать выводы.

Что же делать учителю литературы? Как определить цель уроков литературы? Что требовать от детей? Пусть это звучит банально, но - заинтересовать, мотивировать на чтение. Я стараюсь связать изучение произведений, биографии писателя с особенностями возраста учеников, показать, как в художественных произведениях можно найти ответы, которые волнуют современную молодежь. Например, разговор в 10 классе о личности Л.Н. Толстого начинаю с вопроса, ведет ли кто-то личный дневник? Если да, то для чего? Лев Николаевич практически всю жизнь вел записи в дневнике. О чем же он писал? Читаем, слушаем, узнаём – главной проблемой он считал свою лень… А вы считаете себя ленивым? Как боретесь с ней? И домашнее задание – оформите советы по борьбе с ленью в виде брошюры, поста, блога. Следующий урок посвящаем беседе о достоинствах и недостатках человека и плавно переходим к главным героям «Войны и мира»: почему Андрей Болконского и Пьер Безухов – любимые герои Л.Н. Толстого? Ученики с легкостью сами формулируют ответ на этот вопрос: потому что они стремятся быть лучше, борются со своими недостатками… Такой подход позволяет показать связь уроков литературы, чтение художественных произведений с теми проблемами, которые волнуют учеников-подростков. И они начинают читать… На уроках мне важно донести до школьников, что литература – это проводник во внутренний мир человека, она учит жизни, учит быть Человеком…

Личность каждого ученика – вот что для меня главное. Я стараюсь показать ученику его сильные стороны и возможности, создать условия для того, чтобы ребенок смог реализовать себя. Для этого необходимо разглядеть росточки таланта. Например, ученик не любит читать и не читает, не готовит домашние задания, но на уроках активно включается в разговор, размышляет, делает оригинальные выводы. Отправляю на городской конкурс ораторского мастерства – 3 место. Ребенок удивлен и рад, благодарен за то, что в него поверили. Ходит на уроки литературы с удовольствием. Еще один ученик в 9 классе начал писать стихи, простенькие, корявые… Приносил, разбирали, учились… В 11 классе стал лауреатом республиканского конкурса «Радуга талантов» - конкурс для молодых писателей. И таких примеров можно привести много.

Я действительно люблю свою работу, которая с годами переросла в хобби – с удовольствием готовлюсь к урокам, ищу «точки удивления», придумываю оригинальные задания. Мне нравится быть учителем… наставником, помощником и другом, который помогает детям найти свое предназначение… Мне нравится видеть на уроках детские глаза, в которых отражается удивление, любопытство, интерес. Радует, когда ученики сами проявляют инициативу при выборе книг, которые хотели бы обсудить, это значит – читают, пусть не все и не всё, но читают! Мне нравится, что выпускники с теплом вспоминают уроки литературы, поздравляют с профессиональным праздником спустя годы, хотят общаться уже после окончания школы… Плоды работы учителя не видны сразу (это не только результаты экзаменов и конкурсов), но стоит подождать, и можно увидеть благодарность учеников… Значит, всё не зря, значит, можно и нужно работать дальше.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!