Отбор в направление Астрономия (сбор мотивационных писем)
Прикрепите письмо-сочинение, почему вы хотите учувствовать в данном направлении. Опишите в письме то, как вы видите проект. Как вы будете организовывать работу над проектом. Опишите примерный план работы.
Я учитель математики и физике в общеобразовательной школе города Оренбурга, в этом году столкнулась с преподаванием астрономии в 11 классе. Я так об этом думаю. Астрономия — это запал, взрыватель, а не просто предмет о космосе, который кто-то хочет учить, а кто-то не хочет. У астрономии есть преимущество: красивая зрительная часть. На этом можно играть. Сейчас очень много доступных видеоматериалов: снимки с «Хаббла»; снимки других планет, сделанные космическими аппаратами. Эта часть, мне кажется, должна всех заинтересовать. Правда, это хорошо работает на младших школьниках и не очень хорошо — со старшеклассниками, которые уже бывают довольно равнодушны к тому, что красивого нашли на Марсе. Еще могут заинтересовать фантастические фильмы и книги, где используются астрономические теории. Астрономия развивает мировоззрение и кругозор школьника. Это, конечно, так, но мне кажется, это скорее задача начальной школы, ну, может, средних классов. И она должна решаться на уроках окружающего мира, природоведения. Собственно, так это и происходит. В старших классах, где и появляется астрономия как отдельный предмет, на мой взгляд, должна решаться совершенно другая задача. В школе есть немало предметов естественно-научного цикла: физика, химия, биология, география. Они не просто несут знания, но и учат человека мыслить научно, дают представление о том, как как выстроена логика науки, откуда мы вообще узнаем сведения об окружающем мире.
Причем на этих уроках многое завязано на экспериментах. И вот тут астрономия начинает дополнять все эти естественно-научные и другие предметы. Она немного иначе устроена. Да и предмет изучения у нее особый. Космические объекты находятся далеко от нас, и мы не можем поставить эксперимент, чтобы увидеть и понять, что было раньше и что будет потом, так, как это делается в биологии: там мы можем посмотреть, как существо развивается, как оно рождается, растет, умирает. А в астрономии — не можем: там очень большие масштабы времени и пространства. Однако мы сейчас представляем, как устроена Вселенная. Астрономия — наука с очень узким объемом информации, все наблюдения проведены в очень небольшом диапазоне времени. Но на их основании мы можем делать громадные выводы: какой Вселенная была раньше, какой она будет потом, какие процессы там происходят, каковы масштабы этих процессов. Это в каком-то смысле детектив: у нас есть улики, и мы понемногу раскручиваем, что было раньше, и пытаемся понять, что будет потом, связать с тем, что мы еще можем наблюдать. Что сейчас можно увидеть в небе над Оренбуржьем? - Еще виден Орион, но он скоро скроется – это зимнее созвездие. Зима – очень красивое время для наблюдения за звездами, но, к сожалению, холода у многих отбивают охоту. Но и летом звездное небо прекрасно. В этом году будут и солнечное (21 июня), и полутеневое лунное затмения (5 июня). Оренбуржцы смогут понаблюдать их в телескоп, ничего фееричного от них не стоит ожидать, но все равно для астрономов-любителей это интересные события.
14 декабря 2022 года повезет жителям Южной Америки – они вновь увидят полное солнечное затмение. Оренбуржцы смогут порадоваться такому только в 2061 году. Кстати, в России полное солнечное затмение будет видно в 2026 году на Таймыре.
Хорошие условия наблюдения за небом с июля по сентябрь. Примерно с 20–23 июля по 20–23 августа оренбуржцев порадуют персеиды (пик метеорного потока – 12 августа).
Оренбургский планетарий был открыт 31 января 1954 года в помещении мечети Караван-Сарай на Парковом проспекте. Через 10 лет напротив был построен кинотеатр «Космос». Получилось, что научный и культурный центры образовали некий комплекс, объединенный космической темой. Часто гости Оренбурга после киносеанса направлялись в планетарий или, наоборот, после образовательной лекции шли смотреть фильмы. У Оренбуржья есть «плацдарм» – здесь учился, влюбился первый космонавт Юрий Гагарин, стоит здание летного училища им. Полбина, которое окончили еще несколько космонавтов. Космическая тема оренбуржцам близка. Как пример, на встречу с космонавтом Романом Романенко (его отец космонавт Юрий Романенко родился в Бузулукском районе) пришло очень много горожан.
В школе с прошлого года начал работу астрономический кружок. Ребята из 5–8-х классов с удовольствием изготовляют карты звездного неба с накладным кругом, экваториальные и горизонтальные солнечные часы, угломерные инструменты, телескопы-рефракторы из картонных тубусов и набора луп. Старшеклассники занимаются проектной деятельностью, готовят презентации и выступают с докладами перед учащимися других классов, перед учителями на конференциях, принимают участие в интеллектуальных играх. Но безусловно, самое главное место в жизни астрономического кружка занимают астрономические наблюдения на открытой площадке – стадионе школы, который частично экранирован от яркого городского освещения зданием самой школы. Программа астрономического кружка нацелена на формирование осознанного отношения учащихся к объектам на звездном небе и рассчитана на два года обучения (с 5-го по 6-й классы или с 7-го по 8-й классы; всего 68 часов за два года). Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Темы исследовательских работ и проектов о Солнце
Взаимодействие Солнца и Земли
Влияние активности Солнца на некоторые аспекты жизнедеятельности человека
Влияние солнечной активности на Землю
Влияние солнечной активности на некоторые аспекты жизнедеятельности человека
Влияние солнечной активности на человека
Закат солнца
Затмения солнечные
Звезда по имени Солнце
Изучение солнечной активности и параметров Солнца по данным спутника Коронас–Фотон
Интересные факты из жизни Солнца
Исследование движения солнечных пятен
Исследование энергии Солнца
Солнце — ближайшая к нам звезда
Магнитные бури и их влияние на здоровье человека и успеваемость школьников
Почему солнце называют звездой?
Прошлое, настоящее и будущее Солнца
Пусть всегда будет Солнце!
Самое интересное о Солнце
Солнечная активность и её влияние на здоровье человека.
Солнце. Влияние Солнца на жизнь Земли.
Солнечное затмение
Солнечное затмение и изменение погодных условий
Солнце и его влияние на окружающий мир
Солнце – двойная звезда?
Солнце: строение и влияние на Землю
Солнце – источник жизни. Современное состояние проблемы
Солнце. Что мы знаем о нём?
Солнце – источник жизни на Земле
Солнечные часы
Солнечный зайчик — что это?
Тайны Солнца