I. Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний и умений. Цель этапа: сформулировать тему урока, определить цели и задачи, подготовить к систематизации и обобщению материала по теме урока. | Приветствие обучающихся. Вступительное слово учителя. Приветствует учеников, проверяет их готовность, просит записать дату в тетради. Ребята, эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку служат слова американского писателя Эрнеста Хемингуэя. Жить и верить в свои силы, в человека, любить человека ─ вот что делает человека непобедимым. Э. Хемингуэй Как вы их понимаете? Подумайте…. (30 с) Так о чем же мы будем говорить на сегодняшнем уроке…. Правильно. Говорить сегодня мы с вами будем о силе духа человека, который рассмотрен автором. Именно эта тема является центральной в повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». | Слушают учителя, размещают учебные материалы, демонстрируют готовность к уроку. Размышляют над вопросом учителя, высказывают свою точку зрения. О силе духа, жизни, вере. | Словесный метод (приветствие, проверка готовности рабочих мест). Наглядный метод Словесный метод | Личностные: настрой на позитивное начало урока. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II .Этап актуализации знаний Цель этапа: создание условий, способствующих ознакомлению обучающихся с материалом III. Мотивация учебной деятельности Цель этапа: сосредоточение внимания, возбуждение интереса к уроку, поиск решения учебной задачи IV. Этап обобщения и систематизации знаний Цель этапа: повторить и закрепить пройденный материал; VII. Подведение итогов урока. Цель этапа: Формирование умений оценить свою работу на уроке, осмысление нравственных норм, подведение итогов, оценивание результатов учебной деятельности обучающихся на уроке. | Прочитайте высказывания Э.Хемингуэя и ответьте на вопрос: «Какие проблемы, прежде всего, затрагивал в своем творчестве Э.Хемингуэй? Нам интересно его творчество? Почему?» Ответ аргументируйте. а) Ничто не отбирает больше духа у человека, чем трусость и страх. б) Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но нельзя победить. в) Мир — хорошее место, и за него стоит драться, и мне очень не хочется его покидать. Вспомните, что представляет собой повесть как жанр. Дома вы прочитали повесть Э.Хемингуэя «Старик и море», давайте проверим ваше знание текста. (Приложение 1) Предположите (спрогнозируйте): Так кто же старик? Победитель или побежденный? И какие нравственные проблемы затрагивает автор? Осмысление содержания (посредством погружения в текст). Задание. Своеобразие поэтики Хемингуэя в мастерстве художественной детали. Сейчас мы будем читать некоторые эпизоды, находить необходимые детали и определять их значение для раскрытия смысла текста и заглавия. Результаты будем заносить в кластер в тетрадях. Слайд Заполнение кластера в тетрадях. 1. - Что можете сказать о старике по его внешности? 2.- Что можно сказать о внутренних качествах старика? 3. Какое осознание пришло с возрастом к старику? 4.- Сантьяго оказался в полосе невезения. Сдается ли Сантьяго? 5.- Как относится к морю старик и другие моряки? 6.-Но старик не хочет сдаваться. Что он себе говорит? Как себя подбадривает? 7.-Считает ли себя старик побеждённым? Окончательное оформление кластера. Итак, какое высказывание Э.Хемингуэя более отражает основную мысль повести, подтверждая, что герой повести вовсе не побежденный? Давайте еще раз прочитаем, что у нас получилось. Итак, какие духовно-нравственные проблемы нашли отражение в тексте повести? Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ. Анкета. 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был Домашнее задание. Повторить «Мцыри», «Песня о купце Калашникове», «Старик и море», «Отверженные». | Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свой ответ. Повесть – это жанр эпического рода литературы, находится между романом и рассказом. В повести важно не столько движение сюжета, сколько разного рода описания: героев, места действия, психологического состояния героев. Отвечают на вопросы учителя, используя текст. Составление кластера в тетрадях, используя текст повести. «…Старик был худ и изможден, затылок его прорезали глубокие морщины, а щеки были покрыты коричневыми пятнами неопасного кожного рака, который вызывают солнечные лучи, отраженные гладью тропического моря». «…Это были удивительные плечи – могучие, несмотря на старость, да и шея была сильная, и теперь, когда старик спал, уронив голову на грудь, морщины были не так заметны. Однако лицо у старика было все же очень старое, и теперь, во сне, с закрытыми глазами, оно казалось совсем неживым». «Всё у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, весёлые глаза человека, который не сдаётся». С возрастом ушло из жизни всё суетное, что когда-то волновало, будоражило кровь, и остались чистые и светлые воспоминания детства. Пришло успокоение, смирение. «Вот уже восемьдесят четыре дня он ходил в море и не поймал ни одной рыбы. Первые сорок дней с ним был мальчик. Но день за днем не приносил улова, и родители сказали мальчику, что старик теперь уже явно salao, то есть «самый что ни на есть невезучий», и велели ходить в море на другой лодке, которая действительно привезла три хорошие рыбы в первую же неделю». «Мысленно он всегда звал море la mar, как зовут его по-испански люди, которые его любят. Порою те, кто его любит, говорят о нем дурно, но всегда как о женщине, в женском роде. Рыбаки помоложе, из тех, кто пользуется буями вместо поплавков для своих снастей и ходит на моторных лодках, купленных в те дни, когда акулья печенка была в большой цене, называют море el mar, то есть в мужском роде. Они говорят о нем как о пространстве, как о сопернике, а порою даже как о враге. Старик же постоянно думал о море как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки, – что поделаешь, такова уж ее природа. «Луна волнует море, как женщину», – думал старик». «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения... Человека можно уничтожить, но нельзя победить». Старик знал, что теперь уже он побежден окончательно и непоправимо, и, вернувшись на корму, обнаружил, что обломок румпеля входит в рулевое отверстие и что им, на худой конец, тоже можно править. В конце концов борьба старика с рыбой оканчивается его победой, ему удалось перехитрить её, подвести, уставшую, к лодке, загарпунить её и привязать. Старику удалось победить рыбу. Теперь он отправляется в обратный путь. Но победа в этой жизни слишком часто соседствует с поражением. «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения… Человека можно уничтожить, но нельзя победить» Победы и поражения, мужества и трусости, покорности и борьбы, любви к труду, любви к жизни. Подводят итоги своей деятельности, записывают домашнее задание в дневник. | Словесный метод Фронтальный опрос Наглядный метод Словесный метод Работа с презентацией Словесный метод Словесный метод Наглядный метод Частично-поисковый метод Наглядный метод Словесный опрос Наглядный метод Словесный опрос | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |