СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эрнест Хемингуэй "Старик и море"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературы

Просмотр содержимого документа
«Эрнест Хемингуэй "Старик и море"»



Цели урока:

Воспитывающие:

  • -формировать коммуникативные умения;

  • -воспитывать уважительное отношение к ответам одноклассников;

  • -развивать творческие способности;

  • - воспитывать внимательное отношение к слову;

  • - воспитывать языковую и речевую культуру на основе повести Э. Хемингуэя;

- формировать образное и ассоциативное мышление обучающихся;

- стимулировать воссоздающее воображение;

  1. Обучающие:

- обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о повести Э. Хемингуэя «Старик и море»;

- раскрыть философию и миропонимание автора, веру писателя в человека и силу его духа;

Развивающие:

  • -развивать мыслительно-речевую деятельность;

-развивать умение анализировать, сравнивать, логически верно излагать мысли;

- развивать умение обучающихся самостоятельной работы с художественным текстом, анализа прозаического произведения;

- развивать эмоциональную сферу восприятия обучающимися художественного текста;

- развивать критическое мышление.

Планируемые результаты

Личностные: 

обучающиеся осознают эстетическую ценность литературы, уважительное отношение к слову.

Предметные:

обучающиеся умеют анализировать повесть Э.Хемингуэя «Старик и море», выделять в ней проблематику.



Метапредметные:

Познавательные УУД:

Обучающиеся изучили текст произведения, умеют систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями; решают проблемы, строят логические цепи рассуждений, доказательств, выдвигают гипотезы и их обосновывают; умеют структурировать знания, умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные УУД:

умеют оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем;

Коммуникативные УУД:

умеют определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Умеют с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

УМК: Литература. 8 класс. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Часть 2. 2015 год

Место: второй и последний урок в системе уроков по данной теме.

Тип урока:

Форма организации урока: коллективная, индивидуальная работа.

Формы контроля: индивидуальная, фронтальная.

Методы: словесный метод, наглядный метод, частично-поисковый

Оборудование: учебник, презентация




















Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность ученика


Используемые методы, приемы, формы организации деятельности


Формируемые УУД

I. Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний и умений.

Цель этапа:

сформулировать

тему урока,

определить цели и

задачи,

подготовить к

систематизации и обобщению

материала по теме

урока.

Приветствие обучающихся.

Вступительное слово учителя.

Приветствует учеников, проверяет их готовность, просит записать дату в тетради.

Ребята, эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку служат слова американского писателя Эрнеста Хемингуэя.

Жить и верить в свои силы, в человека, любить человека ─ вот что делает человека непобедимым.

Э. Хемингуэй

Как вы их понимаете? Подумайте…. (30 с)

Так о чем же мы будем говорить на сегодняшнем уроке….

Правильно. Говорить сегодня мы с вами будем о силе духа человека, который рассмотрен автором. Именно эта тема является центральной в повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море».


Слушают учителя, размещают учебные материалы, демонстрируют готовность к уроку.















Размышляют над вопросом учителя, высказывают свою точку зрения.


О силе духа, жизни, вере.

Словесный метод (приветствие, проверка готовности рабочих мест).



Наглядный метод

Словесный метод






Личностные: настрой на позитивное начало урока.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II .Этап актуализации знаний

Цель этапа:

создание

условий,

способствующих ознакомлению

обучающихся с

материалом






III. Мотивация учебной деятельности

Цель этапа: сосредоточение внимания, возбуждение интереса к уроку, поиск решения учебной задачи









IV. Этап обобщения и систематизации знаний

Цель этапа:  повторить и закрепить пройденный материал;






















































































































VII. Подведение итогов урока.

Цель этапа: Формирование умений оценить свою работу на уроке, осмысление

нравственных норм, подведение итогов, оценивание результатов учебной деятельности обучающихся на уроке.

Прочитайте высказывания Э.Хемингуэя и ответьте на вопрос: «Какие проблемы, прежде всего, затрагивал в своем творчестве Э.Хемингуэй? Нам интересно его творчество? Почему?» Ответ аргументируйте.

а) Ничто не отбирает больше духа у человека, чем трусость и страх.

б) Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но нельзя победить.

в) Мир — хорошее место, и за него стоит драться, и мне очень не хочется его покидать.

Вспомните, что представляет собой повесть как жанр.







Дома вы прочитали повесть Э.Хемингуэя «Старик и море», давайте проверим ваше  знание текста.
(Приложение 1)







Предположите (спрогнозируйте): Так кто же старик? Победитель или побежденный? И какие нравственные проблемы затрагивает автор?

Осмысление содержания (посредством погружения в текст).

Задание. Своеобразие поэтики Хемингуэя в мастерстве художественной детали. Сейчас мы будем читать некоторые эпизоды, находить необходимые детали и определять их значение для раскрытия смысла текста и заглавия. Результаты будем заносить в кластер в тетрадях.

Слайд Заполнение кластера в тетрадях.


1. - Что можете сказать о старике по его внешности? 

















2.- Что можно сказать о внутренних качествах старика?

 


3. Какое осознание пришло с возрастом к старику?





4.- Сантьяго оказался в полосе невезения. Сдается ли Сантьяго? 












5.Как относится к морю старик и другие моряки? 


























6.-Но старик не хочет сдаваться. Что он себе говорит? Как себя подбадривает? 




7.-Считает ли себя старик побеждённым? 

















Окончательное оформление кластера.

Итак, какое высказывание Э.Хемингуэя более отражает основную мысль повести, подтверждая, что герой повести вовсе не побежденный?

Давайте еще раз прочитаем, что у нас получилось.



Итак, какие духовно-нравственные проблемы нашли отражение в тексте повести? 

Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

Анкета.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

Домашнее задание.

Повторить «Мцыри», «Песня о купце Калашникове», «Старик и море», «Отверженные».

Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свой ответ.

















Повесть – это жанр эпического рода литературы, находится между романом и рассказом. В повести важно не столько движение сюжета, сколько разного рода описания: героев, места действия, психологического состояния героев.

Отвечают на вопросы учителя, используя текст.









Составление кластера в тетрадях, используя текст повести.























«…Старик был худ и изможден, затылок его прорезали глубокие морщины, а щеки были покрыты коричневыми пятнами неопасного кожного рака, который вызывают солнечные лучи, отраженные гладью тропического моря».

«…Это были удивительные плечи – могучие, несмотря на старость, да и шея была сильная, и теперь, когда старик спал, уронив голову на грудь, морщины были не так заметны. Однако лицо у старика было все же очень старое, и теперь, во сне, с закрытыми глазами, оно казалось совсем неживым».

«Всё у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, весёлые глаза человека, который не сдаётся».

С возрастом ушло из жизни всё суетное, что когда-то волновало, будоражило кровь, и остались чистые и светлые воспоминания детства. Пришло успокоение, смирение.

«Вот уже восемьдесят четыре дня он ходил в море и не поймал ни одной рыбы. Первые сорок дней с ним был мальчик. Но день за днем не приносил улова, и родители сказали мальчику, что старик теперь уже явно salao, то есть «самый что ни на есть невезучий», и велели ходить в море на другой лодке, которая действительно привезла три хорошие рыбы в первую же неделю».

«Мысленно он всегда звал море la mar, как зовут его по-испански люди, которые его любят. Порою те, кто его любит, говорят о нем дурно, но всегда как о женщине, в женском роде. Рыбаки помоложе, из тех, кто пользуется буями вместо поплавков для своих снастей и ходит на моторных лодках, купленных в те дни, когда акулья печенка была в большой цене, называют море el mar, то есть в мужском роде. Они говорят о нем как о пространстве, как о сопернике, а порою даже как о враге. Старик же постоянно думал о море как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки, – что поделаешь, такова уж ее природа. «Луна волнует море, как женщину», – думал старик». 

«Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения... Человека можно уничтожить, но нельзя победить».

Старик знал, что теперь уже он побежден окончательно и непоправимо, и, вернувшись на корму, обнаружил, что обломок румпеля входит в рулевое отверстие и что им, на худой конец, тоже можно править.

В конце концов борьба старика с рыбой оканчивается его победой, ему удалось перехитрить её, подвести, уставшую, к лодке, загарпунить её и привязать. Старику удалось победить рыбу. Теперь он отправляется в обратный путь. Но победа в этой жизни слишком часто соседствует с поражением.


«Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения… Человека можно уничтожить, но нельзя победить»


















Победы и поражения, мужества и трусости, покорности и борьбы, любви к труду, любви к жизни.









Подводят итоги своей деятельности, записывают домашнее задание в дневник.


Словесный метод











Фронтальный опрос


Наглядный метод

Словесный метод





Работа с презентацией











Словесный метод

























Словесный метод

Наглядный метод

Частично-поисковый метод



























Наглядный метод

Словесный опрос















Наглядный метод

Словесный опрос

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации




Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации








































































































Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.







Приложение 1

Вопрос

Варианты ответа

Правильный ответ

Имя старика.

Сантьяго

Манолин

Педро

Хуан

Сантьяго

Имя мальчика.

Сантьяго

Манолин

Педро

Хуан

Манолин

Дополнительный вопрос учителя.

 Мы знаем, что старика зовут Сантьяго, а мальчика – Манолин, но их имена очень редко звучат в повести, а герои названы «старик» и «мальчик». Почему? Что этим хотел сказать автор?

Предположительный ответ. «Старик» и «мальчик» - символы двух поколений, уходящего и приходящего, старого и юного, символы вековечной передачи мудрого опыта детям. Старик не умрет, пока мальчик не научится  всему, что тот знает.

Море в представлении

старика.

Мужчина

Женщина

Старик

Ребенок

Женщина

Дополнительный вопрос учителя.

Что хочет этим сказать автор? К этоиу вопросу мы еще вернемся с вами.

Предположительный ответ. Автор таким образом показывает связь старика с окружающим его миром, говорит о единстве природы и человека, ведь море, рыбы, птицы, животные так же борются за жизнь, так же страдают, так же любят друг друга. А человек, воспринимающий себя частью окружающего мира, никогда не будет одинок.

Размер рыбины

18

3

5

12

18 дюймов


Сколько дней длилась борьба старика и рыбы?


18

3

5

12


3 дня


Продолжите фразу:

«Если бы…», которую несколько раз произносил герой.


Я был молодым

Я был здоров

Рыба была меньше

Со мной был мальчик.


Со мной был мальчик.

Дополнительный вопрос учителя.

Какую роль играет мальчик в повести?

Предположительный ответ. «Мальчик» - символ приходящего,  юного поколения, Старик не умрет, пока мальчик не научится  всему, что тот знает.

Любимый сон

старика.

Большая рыба

Львы

Лес

Молодость

Львы

Дополнительный вопрос учителя.

На протяжении повести старику снится его любимый сон: на  песчаную отмель выходят львы. Какова роль этого сна? Какое значение он имеет в конце повести?

Предположительный ответ. Старик совершенно счастлив, когда видит во сне львов, олицетворение мощи, силы, гордости, царственной красоты и непобедимости. Видимо, этот сон наполняет и его душу верой в свою силу. В море ему чуть было не приснился другой сон, когда его душа стала слабеть, но потом он все-таки снова увидел львов и почувствовал себя счастливым. В конце повести он вновь видит во сне львов , и этот сон говорит о том, что старик остался самим собою, обстоятельства не сломили его.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!