Эпоха Возрождения
Самостоятельно изучить введение к гл. 3 (с. 59—61 учебника)
- Что означает термин «Возрождение»?
- Где зародилась культура Возрождения? Как вы считаете, почему?
- Что нового было в этой культуре по сравнению с культурой Средневековья?
- Что возрождали деятели культуры этой эпохи?
- Что означает термин «гуманизм»?
Эпоха Возрождения - возрождение интереса европейцев к наследию Античности — Древней Греции и Древнего Рима.
Гуманизм — совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения.
середины XIV до конца XV вв. – Раннее Возрождение
конец XV — первой трети XVI вв. – Высокое Возрождение
Составить в тетрадях список характерных признаков эпохи Возрождения:
— подъём светской (независимой от влияния Церкви) культуры;
— духовное раскрепощение человеческой личности, осознание людьми своих творческих сил и возможностей;
— индивидуализм, т.е. главенство личности над коллективом и обществом;
— интерес к античной культуре;
— стремление к расширению кругозора, обогащению знаний.
Из работы итальянского гуманиста XV в. Джаноццо Манетти «О достоинстве и превосходстве человека»
«Если считается столь замечательной и великой красота мира, то каким обликом, какой красотой и изяществом должен быть наделён человек, исключительно ради которого и был, без сомнения, создан самый красивый и самый украшенный мир. Поэтому не удивительно, если древние и новые изобретатели благородных искусств… не найдя облика прекраснее человеческого, согласились, видимо, в том, чтобы богов ваяли или рисовали в образе людей».
(Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: сборник текстов. Ч. 2. Саратов, 1988. С. 24)
Из работы итальянского гуманиста XV в. Джаноццо Манетти «О достоинстве и превосходстве человека»
«А что сказать о тонком и остром уме… человека? …Этот ум столь могуч и замечателен, что благодаря выдающейся и исключительной остроте человеческого разума… нами всё было изобретено, изготовлено и доведено до совершенства. Ведь наше, то есть человеческое, поскольку сделано людьми, то, что находится вокруг: все дома, все укрепления, все города… наша живопись, наша скульптура, наши искусства, наши науки, наша мудрость… наши… открытия… Что скажем мы о богатстве и могуществе людей? Наши — земли, наши — поля, наши — города, наши — холмы… Наши — небеса, наши — светила, наши — созвездия, наши — звёзды, наши — планеты…»
(Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Ч. 2. С. 25—28)
Из работы итальянского гуманиста XV в. Леона Баттиста Альберти
«Природа, то есть Бог, вложила в человека элемент небесный и божественный, несравненно более прекрасный и благородный, чем что-либо смертное. Она дала ему талант, способность к обучению, разум — свойства божественные, благодаря которым он может исследовать, различать и познавать, чего должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить самого себя. Бог вложил ещё в грудь человека способность выдерживать всякий труд, всякое несчастье, всякий удар судьбы, преодолевать всяческие затруднения, побеждать скорбь, не бояться смерти. Он дал человеку крепость, стойкость, твёрдость, силу, презрение к ничтожным мелочам... Поэтому будь убеждён, что человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, но чтобы работать над великим и грандиозным делом...»
(Цит. по: Корелин М.С. Очерки итальянского Возрождения. М., 1960. С. 164—165)
Заполнить таблицу «Титаны Возрождения»
Имя «титана Возрождения»
Отрасли искусства и науки, в которых он проявил свой талант
Леонардо да Винчи
Наиболее известные произведения
Микеланджело Буонарроти
Особенности творчества
Рафаэль Санти
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Автор
Архитектура
Скульптура
Живопись
в своих полотнах на мифологические и исторические сюжеты развивали тему героизма, красоты, гармонии человека и природы. Их привлекали яркие, насыщенные краски. Они достигли совершенства, передавая мягкость бархата, тяжесть золотой парчи, блеск шёлка. Особое значение колориту придавал Тициан.
выдающийся итальянский архитектор эпохи Возрождения. В начале своего творческого пути Браманте учился живописи и работал художником-декоратором, а затем посвятил себя архитектуре, став одним из величайших зодчих Высокого Возрождения. Архитектурная деятельность Браманте началась в Милане, где он перестраивал церкви Санта Мария прессо Сан Сатиро (1479-1483) и Санта Мария делле Грацие (1492-1497). Самая значимая постройка - собор Святого Петра в Риме.
Леонардо да Винчи
Проект реконструкции Милана
знаменитый итальянский скульптор, живописец и архитектор, один из величайших художников итальянского Возрождения. Он происходил из древнего рода графов Каносса, родился в 1475 г в Кьюзи, близ Флоренции. Первое знакомство с живописью Микеланджело приобрел у Гирландайо. Разносторонности художественного развития и широте образования способствовало пребывание его у Лоренцо Медичи, в знаменитых садах святого Марка, среди выдающихся ученых и художников того времени.
итальянский живописец, скульптор, учёный, инженер и архитектор эпохи Возрождения. Обучался в мастерской Верроккьо во Флоренции. Первое наиболее значительное, но оставшееся незаконченным произведением "Поклонение волхвов" (Галерея Уффици, Флоренция). С 1481 до 1499 г. состоял на службе герцога Лодовико Моро, занимался вопросами гидротехники, организацией придворных фейерий.
Мона Лиза (Джоконда)
писавшие монументальные полотна на исторические или библейские сюжеты с массовыми сценами, в которых было нетрудно узнать Венецию XVI в.
итальянский живописец и архитектор. В творчестве Рафаэля с наибольшей полнотой отразились идеалы Высокого Возрождения (Ренессанс). Работал в мастерской Перуджино. С 1504 по 1508 гг. жил главным образом во Флоренции, где под влиянием Леонардо да Винчи и Микеланджело его творчество обрело зрелость. Многие из наиболее известных полотен Рафаэля с изображением мадонны с младенцем относятся именно к этому периоду ("Мадонна Грандука").
один из самых влиятельных архитекторов в истории, отец классицизма, соединил в своих произведениях Античность и Высокое Возрождение.
Микела́нджело Буонарро́ти
Моисей
Страшный суд
Собор святого Петра
Рафаэль Санти
Фреска «Афинская школа»
Церковь Сант Элиджо дельи Орефичи
Гроза
Джорджо́не и Тициа́н
Умерщвление святого Георгия
Па́оло Вероне́зе и Я́копо Тинторе́тто
Дона́то Брама́нте
Собор святого Петра
Базилика Палладиана в Виченце
Андре́а Палла́дио
Умерщвление святого Георгия
Прочитать п. 5 § 6
Отличительные черты венецианского искусства в целом:
- венецианских художников в меньшей степени, чем «титанов Возрождения», волновали сложные мировоззренческие проблемы;
- венецианские художники были в гораздо большей степени живописцами, чем мыслителями и учёными;
- произведения живописцев венецианской школы отличают необычайная красочность, яркость и выразительность
Домашнее задание
- § 6
- письменно ответить на итоговые вопросы 2, 4 к § 6 (с. 68 учебника),
- Подготовка электронной презентации/ сообщения на тему «Картины художников Возрождения в музеях России» (Государственный Эрмитаж; Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пуш кина и др.).