СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по теме "Эпоха безвременья в лирике поэта"

Просмотр содержимого документа
«Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова»

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова.

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова.

Гражданин Я ль буду в роковое время Позорить гражданина сан И подражать тебе, изнеженное племя Переродившихся славян? Нет, неспособен я в объятьях сладострастья, В постыдной праздности влачить свой век младой И изнывать кипящею душой Под тяжким игом самовластья. Пусть юноши, своей не разгадав судьбы, Постигнуть не хотят предназначенье века И не готовятся для будущей борьбы За угнетенную свободу человека. Пусть с хладною душой бросают хладный взор На бедствия своей отчизны, И не читают в них грядущий свой позор И справедливые потомков укоризны. Они раскаются, когда народ, восстав, Застанет их в объятьях праздной неги И, в бурном мятеже ища свободных прав, В них не найдет ни Брута, ни Риеги.
  • Гражданин

Я ль буду в роковое время

Позорить гражданина сан

И подражать тебе, изнеженное племя

Переродившихся славян?

Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,

В постыдной праздности влачить свой век младой

И изнывать кипящею душой

Под тяжким игом самовластья.

Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,

Постигнуть не хотят предназначенье века

И не готовятся для будущей борьбы

За угнетенную свободу человека.

Пусть с хладною душой бросают хладный взор

На бедствия своей отчизны,

И не читают в них грядущий свой позор

И справедливые потомков укоризны.

Они раскаются, когда народ, восстав,

Застанет их в объятьях праздной неги

И, в бурном мятеже ища свободных прав,

В них не найдет ни Брута, ни Риеги.

Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас,  всю трагическую сторону нашего существования –  а между тем наши страдания – почка, из которой  разовьется их счастье. Поймут ли они, отчего мы  лентяи, отчего руки не подымаются на большой  труд? Отчего в минуты восторга не забываем тоски?  А.И.Герцен   “Былое и думы” А.И.Герцен
  • Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования – а между тем наши страдания – почка, из которой разовьется их счастье. Поймут ли они, отчего мы лентяи, отчего руки не подымаются на большой труд? Отчего в минуты восторга не забываем тоски?

А.И.Герцен “Былое и думы”

А.И.Герцен

Выхожу один я на дорогу…

Выхожу один я на дорогу…

«Что же мне так больно и так трудно?» Больно… Боль… Болезнь…  Болезнь целого поколения.

«Что же мне так больно и так трудно?»

Больно… Боль… Болезнь… Болезнь целого поколения.

Вокруг жанра “Думы” разгорелись жаркие споры: литературные критики давали разноречивые оценки “Думе”. К какой точке зрения присоединитесь вы? Швырев: “Ужасная эпитафия молодому поколению”. Белинский: “Дума” есть сатира”. Фохт: “Дума” – социальная элегия”.
  • Вокруг жанра “Думы” разгорелись жаркие споры: литературные критики давали разноречивые оценки “Думе”. К какой точке зрения присоединитесь вы?

Швырев: “Ужасная эпитафия молодому поколению”.

Белинский: “Дума” есть сатира”.

Фохт: “Дума” – социальная элегия”.

По словам Белинского, “Это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти”. В центре внимания поэта – судьба передовой дворянской интеллигенции, ее настроения, мысли, чувства. Печально, что даже лучшие из этого поколения не знали, как в условиях жесточайшей тирании, преследований применить свои дарования.  Это поколение, действительно, можно назвать “потерянным поколением”.  Много было сказано о тех молодых людях, изображенных в “Думе”. А в чем актуальность этого стихотворения для вас?
  • По словам Белинского, “Это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти”. В центре внимания поэта – судьба передовой дворянской интеллигенции, ее настроения, мысли, чувства. Печально, что даже лучшие из этого поколения не знали, как в условиях жесточайшей тирании, преследований применить свои дарования. Это поколение, действительно, можно назвать “потерянным поколением”.
  • Много было сказано о тех молодых людях, изображенных в “Думе”. А в чем актуальность этого стихотворения для вас?
Тема России в творчестве Лермонтова Есть в творчестве поэта стихотворение, в котором он “понимает любовь к отечеству истинно свято и разумно”. Оно написано в 1841 году. - Что это за год? - Оно одно из итоговых, это обобщенное отношение поэта к родине, России. Ещё за десять лет до этого Лермонтов писал: “ Я родину люблю, и больше многих…”. “Люблю отчизну я, но странною любовью…”.

Тема России в творчестве Лермонтова

Есть в творчестве поэта стихотворение, в котором он “понимает любовь к отечеству истинно свято и разумно”. Оно написано в 1841 году.

- Что это за год?

- Оно одно из итоговых, это обобщенное отношение поэта к родине, России. Ещё за десять лет до этого Лермонтов писал: “ Я родину люблю, и больше многих…”. “Люблю отчизну я, но странною любовью…”.

Стихотворение «Родина»

Стихотворение «Родина»

Анализ стихотворения. Прочитайте первую строчку. Как вы думаете, почему странною любовью? А какие ещё стихотворения вы знаете про родину у Лермонтова?

Анализ стихотворения.

  • Прочитайте первую строчку.
  • Как вы думаете, почему странною любовью?
  • А какие ещё стихотворения вы знаете про родину у Лермонтова?
 Работа в группах.   1 группа – определить тему, идею, композицию. 2 группа - определить размер и рифму. 3 группа – художественные особенности.

Работа в группах.

  • 1 группа – определить тему, идею, композицию.
  • 2 группа - определить размер и рифму.
  • 3 группа – художественные особенности.
Домашнее задание Письменный анализ стихотворения «Прощай, немытая Россия».

Домашнее задание

  • Письменный анализ стихотворения «Прощай, немытая Россия».
“ Прощай, немытая Россия”. Когда оно было написано? Какая Россия в этом стихотворении, каков её образ? Какие чувства вызывает такой облик? Что значит немытая? Какие части можно выделить? Обратите внимание на самое главное. Какое первое слово? Страна рабов, страна господ – что это за приём? О чем говорит поэт? Мундиры голубые – о чем идет речь? Что это за прием?

“ Прощай, немытая Россия”.

  • Когда оно было написано?
  • Какая Россия в этом стихотворении, каков её образ?
  • Какие чувства вызывает такой облик? Что значит немытая?
  • Какие части можно выделить?
  • Обратите внимание на самое главное. Какое первое слово?
  • Страна рабов, страна господ – что это за приём?
  • О чем говорит поэт?
  • Мундиры голубые – о чем идет речь? Что это за прием?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!