Просмотр содержимого документа
«Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова»
Эпоха безвременья в лирике Лермонтова.
Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся славян?
Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,
В постыдной праздности влачить свой век младой
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья.
Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,
Постигнуть не хотят предназначенье века
И не готовятся для будущей борьбы
За угнетенную свободу человека.
Пусть с хладною душой бросают хладный взор
На бедствия своей отчизны,
И не читают в них грядущий свой позор
И справедливые потомков укоризны.
Они раскаются, когда народ, восстав,
Застанет их в объятьях праздной неги
И, в бурном мятеже ища свободных прав,
В них не найдет ни Брута, ни Риеги.
- Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования – а между тем наши страдания – почка, из которой разовьется их счастье. Поймут ли они, отчего мы лентяи, отчего руки не подымаются на большой труд? Отчего в минуты восторга не забываем тоски?
А.И.Герцен “Былое и думы”
А.И.Герцен
Выхожу один я на дорогу…
«Что же мне так больно и так трудно?»
Больно… Боль… Болезнь… Болезнь целого поколения.
- Вокруг жанра “Думы” разгорелись жаркие споры: литературные критики давали разноречивые оценки “Думе”. К какой точке зрения присоединитесь вы?
Швырев: “Ужасная эпитафия молодому поколению”.
Белинский: “Дума” есть сатира”.
Фохт: “Дума” – социальная элегия”.
- По словам Белинского, “Это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти”. В центре внимания поэта – судьба передовой дворянской интеллигенции, ее настроения, мысли, чувства. Печально, что даже лучшие из этого поколения не знали, как в условиях жесточайшей тирании, преследований применить свои дарования. Это поколение, действительно, можно назвать “потерянным поколением”.
- Много было сказано о тех молодых людях, изображенных в “Думе”. А в чем актуальность этого стихотворения для вас?
Тема России в творчестве Лермонтова
Есть в творчестве поэта стихотворение, в котором он “понимает любовь к отечеству истинно свято и разумно”. Оно написано в 1841 году.
- Что это за год?
- Оно одно из итоговых, это обобщенное отношение поэта к родине, России. Ещё за десять лет до этого Лермонтов писал: “ Я родину люблю, и больше многих…”. “Люблю отчизну я, но странною любовью…”.
Стихотворение «Родина»
Анализ стихотворения.
- Прочитайте первую строчку.
- Как вы думаете, почему странною любовью?
- А какие ещё стихотворения вы знаете про родину у Лермонтова?
Работа в группах.
- 1 группа – определить тему, идею, композицию.
- 2 группа - определить размер и рифму.
- 3 группа – художественные особенности.
Домашнее задание
- Письменный анализ стихотворения «Прощай, немытая Россия».
“ Прощай, немытая Россия”.
- Когда оно было написано?
- Какая Россия в этом стихотворении, каков её образ?
- Какие чувства вызывает такой облик? Что значит немытая?
- Какие части можно выделить?
- Обратите внимание на самое главное. Какое первое слово?
- Страна рабов, страна господ – что это за приём?
- О чем говорит поэт?
- Мундиры голубые – о чем идет речь? Что это за прием?