СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Энергосберегающий образ жизни"( классный час)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час поможет школьникам задуматься об использовании энергии в быту.

Просмотр содержимого документа
«"Энергосберегающий образ жизни"( классный час)»

Классный час с творческими заданиями. (см.интернет-портал)

№ п/п

Показатель

Значение

1

Форма проведения тематического урока - Беседа с игровыми элементами и творческими заданием.

Познакомить с инициативой ООН об объявлении Международного года света и световых технологий в 2015 году.

2

Межведомственное взаимодействие

---

3

Освещение мероприятия в СМИ

---

4

Текстовый отчет

В ходе проведения классного часа дети, принимая участие в творческих заданиях и отвечая на вопросы, должны усвоить необходимость экономии энергии и применять полученную информацию на практике.



20 декабря 2013 году Генеральная Ассамблея ООН выступила с

инициативой объявить 2015 год Международным годом света и световых

технологий (IYL2015). Резолюция в поддержку данной инициативы впервые

была принята Исполнительным советом ЮНЕСКО на 190-й сессии в октябре

2012 г.

Объявив Международный год света и световых технологий,

Организация Объединенных Наций признала важность повышения

информированности мировой общественности о том, как на основе световых

технологии обеспечиваются решения глобальных проблем в области

здравоохранения, энергетики, образования и сельского хозяйства, а также

важность содействия карьере в науке, изучающей свет, и ее ответвлениях.

Основными задачами Международного года света и световых

технологий являются:

− улучшение общественного понимания того, как свет и основанные

на нём технологии влияют на повседневную жизнь людей, а также

играют центральную роль в будущем глобальном развитии;

− создание по всему миру образовательного потенциала посредством

проведения мероприятий, нацеленных на научное образование

молодежи;

− пропаганда важности основанных на свете технологий для устойчивого

развития науки и техники, в частности, в области медицинского

обслуживания, сельского хозяйства и коммуникаций, с тем, чтобы

обеспечить доступ к образованию в целях улучшения качества жизни

по всему миру;

− повышение осведомлённости детей и молодежи о междисциплинарном

характере науки в XXI веке с акцентом на то, что взаимодействие между

различными тематическими областями науки будет играть всё большую

роль в будущих фундаментальных и прикладных научных

исследованиях, а также в различных образовательных областях;

− объяснение тесной связи между светом и искусством с указанием на всё

большее значение оптических технологий в деле обеспечения

сохранности культурного наследия;

− укрепление международного сотрудничества путём координации

деятельности между научными сообществами, образовательными

организациями и промышленными предприятиями, с целью обеспечения

пристального внимания к созданию новых партнёрств и инициатив

в развивающихся странах.

В Российской Федерации организаторами Международного года света и

световых технологий стали Министерство иностранных дел, Министерство

энергетики и Министерство образования и науки Российской Федерации.

В рамках совместного плана действий Министерство образования и

науки Российской Федерации рекомендует организовать проведение во всех

образовательных организациях Российской Федерации 15 декабря 2015 года

Дня света и световых технологий.

Задачами проведения Дня света и световых технологий являются:

− повышение осведомлённости обучающихся о роли света в жизни

человека;

− содействие в формировании научных представлений о световых

явлениях в живой и неживой природе;

− знакомство с новейшими световыми технологиями и многочисленными

сферами их применения;

− актуализация проблем энергосбережения и рационального

использования энергетических ресурсов.

Термин «устойчивое развитие» был введен в широкое употребление

в 1987 году Международной комиссией по окружающей среде и развитию

(учреждена ООН). «Устойчивое развитие — это такое развитие, которое

удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу

способность будущих поколений удовлетворять свои собственные

потребности». Таким образом, можно утверждать, что устойчивое развитие

предлагает наиболее оптимальный путь улучшения жизни людей во всем

мире. Экономическая составляющая устойчивого развития подразумевает

оптимальное использование ограниченных природных ресурсов и применение экологичных природо-, энерго-, и материалосберегающих технологий, в том числе добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов.

Социальная составляющая устойчивости развития направлена

на сохранение стабильности, существующих социальных и культурных

систем и сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми.

Важным аспектом такого подхода является справедливое распределение

ресурсов и возможностей между всеми членами человеческого общества,

сохранение культурного капитала и многообразия. Развитием социальной

составляющей концепции устойчивого развития стала идея соблюдения прав

будущих поколений, поскольку природные ресурсы Земли являются общим

наследием всего человечества, включая как ныне живущие, так и те

поколения, которые придут нам на смену.

С экологической точки зрения, устойчивое развитие должно

обеспечивать целостность и жизнеспособность биологических и физических

природных систем.

Цель: познакомить обучающихся с проблемами энергосбережения в разных

отраслях хозяйства и возможными путями их решения. Мотивировать

детей на энергосберегающий образ жизни.

Образовательные задачи:

− сформировать у школьников понимание важности сбережения энергии;

− познакомить обучающихся с основными принципами энергосбережения;

− познакомить с проблемами энергосбережения в быту и возможными путями их решения;

− повысить мотивацию обучающихся к использованию приемов

энергосбережения;

− развить активный познавательный интерес к изучению вопросов

энергосбережения и применения этих знаний на практике.

Структура урока

  1. Вступительное слово учителя.

В нашей стране существует федеральный закон «Об энергосбережении». Этот закон направлен на то, чтобы сохранить людям комфортные условия для жизни и работы, но уменьшить расход энергии.

О том, как уменьшить расход тепловой и электроэнергии думают не только

в нашей стране, но и во всех развитых странах мира. В некоторых странах

снижают налоги или выплачивают денежные дотации предприятиям, где

следят за эффективным использованием энергии.

Что же такое энергосбережение? Энергосбережение – это ряд мер, которые

направлены на эффективное использование топливных и энергетических

ресурсов. Большая экономия начинается с малого. Сегодня на уроке мы

познакомимся с особенностями использования бытовых электроприборов и

выработаем правила их более рационального использования.

2. Работа групп. Учитель предлагает учащимся познакомиться

с особенностями организации освещения и использования бытовых

электроприборов. Для этого учащимся предстоит разделиться на группы и: 1)

прочитать предложенный текст; 2) составить памятки их рационального

использования; 3) представить памятки одноклассникам.

Задание 1

Как правильно осветить жилые помещения и экономить электроэнергию

1. Прочитайте текст.

Людям для работы нужен свет. Изначально мы приспособлены

для того, чтобы вести активную жизнь в светлое время дня и спать ночью.

В современном обществе деятельность продолжается 24 часа в сутки, и

мы проводим много времени внутри зданий, куда не попадает дневной

свет. Особенно велика необходимость в дополнительном искусственном

освещении в течение коротких зимних дней в северных районах.

За свою историю человечество использовало для освещения все, что

может гореть. После изобретения электрической лампочки и внедрения 22

электросетей, электрический свет оказался наилучшим способом

искусственного освещения. Освещение — это одно из тех применений

энергии, где действительно стоит использовать высококачественную

энергию электричества, но и здесь можно использовать дневной свет

в комбинации с искусственным освещением. В среднестатистической семье на освещение тратится примерно половина потребляемой электроэнергии.

Освещение квартиры складывается из естественного и искусственного.

Любое из них должно обеспечивать достаточную освещённость помещения, а также должно быть равномерным, без резких и неприятных теней.

Для улучшения естественного освещения комнат отделку стен и

потолка рекомендуется делать светлой. Использование рассеянного света

(от стен и потолка) экономит до 80% энергии. Естественная освещённость

зависит также от потерь при прохождении света через оконные стёкла.

Запылённые стёкла могут поглощать до 30% света, поэтому окна

необходимо регулярно мыть. Значительное количество электроэнергии

напрасно расходуется днём в квартирах на первых, а в некоторых домах -

на вторых и даже третьих этажах. Причина этому – беспорядочные

посадки деревьев перед окнами, затрудняющие проникновение

в квартиры естественного дневного света. Искусственное освещение создаётся электрическими светильниками. В современных квартирах широко распространены три системы освещения: общее, местное и комбинированное.

При общем освещении можно заниматься работой, не требующей

сильного напряжения зрения. Светильники общего освещения обычно

являются самыми мощными светильниками в помещении, их основная

задача – осветить всё как можно более равномерно. Для этого обычно

используют потолочные или подвесные светильники, установленные

в центре потолка. В одном или нескольких местах помещения следует

обеспечить местное освещение с учётом конкретных условий. Такое

освещение требует специальных светильников, устанавливаемых

в непосредственной близости к письменному столу, креслу, кухонному

столу т.п. Комбинированное освещение достигается одновременным

использованием светильников общего и местного назначения.

Наиболее рациональным является принцип зонального освещения,

основанный на использовании общего, комбинированного или местного

освещения отдельных функциональных зон. Для такого зонального

освещения подходят лампы в 1,5-2 раза менее мощные, чем в подвесных 23

светильниках. В результате на комнату 18-20 кв. м экономится до 200

кВт.ч в год.

Электрические лампы и приборы получают большую нагрузку

в момент включения? Для продления срока службы световых приборов

вам следует не выключать их, если вы знаете, что вскоре вам будет

необходимо снова их использовать.

2. Составьте краткие рекомендации «Советы по правильному освещению

комнаты ».

Задание 2

Как пользоваться стиральной машиной и утюгом и экономить

электроэнергию

1. Прочитайте текст.

Загружайте стиральную машину полностью. Расход электроэнергии

практически не зависит от того, насколько загружена машина, а расход

воды изменяется незначительно. Стирка при полной загрузке машины

дает экономию 15-20 кВт.ч энергии в месяц.

Проверьте, необходимо ли стирать при 90 С или достаточно 70-80

С. Экономия энергии составит при этом 0,2-0,5 кВт.ч на каждый процесс

стирки. Выбирайте программу при стирке не только в зависимости

от материала, но и с учетом загрязнения. Это позволяет экономить

до 30% электроэнергии, 15л воды, до 20% стирального порошка и 25%

времени, а также беречь вещи. Наиболее экономным методом сушки остается натянутая на улице или в помещении для сушки веревка. Электросушилка не экономична. Глажение утюгом требует сравнительно мало электроэнергии, но для глажения белья из разных тканей необходима разная температура.

Также труднее поддается глажению очень сухое бельё.

1. Составьте краткую «Памятку эффективного использования

стиральной машины».

2. Составьте краткую памятку «Как быстро гладить белье и экономить

электроэнергию».

Задание 3

Как пользоваться холодильником и пылесосом и экономить

электроэнергию

1. Прочитайте текст.

Холодильник – энергоемкий прибор. Поскольку холодильники

постоянно включены в сеть, они потребляют столько же, а то и больше

энергии, чем электроплиты. Холодильник следует ставить в самое прохладное место кухни (ни в коем случае не к батарее отопления или плите), желательно возле наружной стены, но не вплотную к ней. Продукты в холодильнике

должны храниться в закрытой посуде для уменьшения испарений.

Регулярно оттаивая и просушивая холодильник, можно сделать его

работу гораздо экономичнее. Для эффективной работы пылесоса большое значение имеет хорошая очистка пылесборника. Забитые пылью фильтры затрудняют работу пылесоса, уменьшают тягу воздуха.

Любое оборудование следует выбирать, исходя из потребностей.

Согласитесь, что приобретать профессиональный офисный пылесос для

маленькой квартиры нецелесообразно, так же, как и мощную стиральную

машину на несколько килограммов белья для небольшой семьи.

2. Составьте краткую памятку «Как правильно пользоваться

холодильником и пылесосом, чтобы экономить электроэнергию».

Задание 4

Как пользоваться электроплитой и экономить электроэнергию

1. Прочитайте текст.

Самыми энергоёмкими бытовыми потребителями являются

электроплиты. Как же рационально пользоваться электроплитами?

Плита должна быть исправна. Несвоевременная замена неисправных

конфорок приводит к перерасходу электроэнергии на 3-5%.

Следует подумать о том, какую включать конфорку. Если, например,

готовится небольшое количество пищи, лучше поставить кастрюлю на

малую конфорку. Вы потеряете лишь несколько минут, но сэкономите

энергию, потому что максимальная мощность нужна только для

нагревания пищи до требуемой температуры. Затем мощность все равно

приходится убавлять, иначе пища подгорит или выкипит.

Особо следует остановиться на кипячении воды на электрической

плите. Для рационального использования энергии необходимо наливать

воды ровно столько, сколько потребуется для данного случая.

Совершенно неразумно наливать полный чайник, чтобы выпить чашку

кофе. Это относится и к распространенным сейчас электрическим

чайникам. Проверьте себя, не наливаете ли вы лишней воды, когда

кипятите его. Стальная посуда с толстым ровным дном обеспечивает хороший контакт с плитой и позволяет экономить энергию. Неровное дно,

наоборот, удлиняет время приготовления пищи на 40%. Потери энергии

при неправильно выбранной посуде составляют 10-15%. Размеры посуды

должны соответствовать размерам плиты. Если посуда мала, то

потребуется больше времени на приготовление пищи, а если посуда

велика, то теряется лишняя энергия.

Если пища готовиться пищи в открытой посуде, расход энергии

возрастает в 2,5 раза. Потери тепла одинаковы и для чуть приоткрытой

посуды и для посуды без крышки и составляют 2-6%. Накипь обладает

малой теплопроводностью, поэтому вода в посуде с накипью нагревается

медленно.

Выключая электрическую плиту за 5 минут до конца приготовления

пищи, можно рационально использовать остаточное тепло и экономить

10-15% энергии.

2. Составьте краткую памятку эффективного использования

электроплиты для дома.

3. Обсуждение сообщений, подготовленных группами. Представители

групп рассказывают о том, как рационально пользоваться бытовыми

электроприборами и представляют составленные ими памятки и

«Рекомендации …».

В последующем обсуждение проблем принимают участие все ученики

класса.

4. Заключительная часть урока. Учитель подводит итоги обсуждения

в рамках вопросов, определённых в начале урока. В заключительной части

урока целесообразно познакомить учащихся с приборами учёта и

регулирования энергопотребления. Это может сделать как сам педагог, так и

один из учащихся, заранее подготовившийся по данному вопросу.

Учет потребления электрической энергии в России налажен уже давно.

В квартирах, учреждениях и на предприятиях установлены электросчётчики, и оплата электроэнергии производится по их показаниям.

В настоящее время, при стремительном развитии микроэлектроники,

цифровые системы постепенно вытесняют другие системы измерения.

Электронное управление счётчиками электрической энергии имеет ряд

преимуществ, в первую очередь, повышение точности и надёжности. Поэтому в настоящее время все большее распространение получают электронные счетчики. Современные счетчики имеют довольно сложное устройство, позволяющее подключать их к автоматизированным системам учета и регулирования потребления электроэнергии.

Проблема учёта тепловой энергии с повышением цен на энергоносители

становится все более актуальной. Для этого применяются теплосчётчики.

Теплосчетчики только создают предпосылки для экономии тепла. Однако

опыт их установки показывает, что плата за полученное тепло при этом

снижается в среднем на 20-25%.

Для контроля расхода газа используются газовые счётчики.

Еще одним заданием, связанным со словом «свет», может стать работа

с пословицей, включающей это слово, например, с пословицей «Ученье свет, а неученье - тьма». Толкование пословицы – задание традиционно не очень

простое, но интересное для школьников. Объяснив, что эта пословица

означает, школьник смогут еще раз понять, что свет в сознании человека

связывается с чем-то хорошим, важным, нужным, правильным.

Интересным заданием может стать составление синквейна для слова

«свет». При этом можно как составить традиционный синквейн, так и

разнообразить эту работу. Например, в начале урока школьникам можно

предложить составить синквейн для слова свет, и у них может получиться что-то вроде:

Свет

Яркий, солнечный

Греет, ослепляет, жжет

Свет спать не дает

Отсутствие тьмы

Рассмотрим некоторые способы экономии энергии в нашем доме.

Обогрев помещений. Возможно, для тех, кто живет в тропическом

лесу, обогрев помещений не представляет проблемы. Для нас, живущих в

холодном климате, необходимо придумывать искусственные методы

сохранения тепла. Нам необходима достаточно теплая одежда. Хорошая

одежда делает возможным выживание в условиях сибирской зимы. Но

практичнее и комфортнее иметь возможность снять с себя меховую

шапку в школе или дома. Российские стандарты определяют комфортную

температуру внутри помещений не ниже 18С. Обогрев помещений стал

очень энергоемким и дорогим. Обогревательные системы были

построены, когда цены на энергию были низкими, и эффективности не

придавали значения. Неэффективность теплосетей часто приводит к

нехватке топлива, экономические или технические проблемы затрудняют

поддержание комфортной температуры.

В энергосбережении проблема не в том, как доставить достаточно

тепла. Наша проблема в том, как сохранить это тепло. Например,

помещение было однажды нагрето. Теперь оно стало холодным. Куда

ушло тепло? Теоретически, можно создать абсолютно непроницаемое помещение, как консервная банка. Если помещение хорошо изолировано, или расположено в открытом космосе, энергия или температура будет

сохраняться там очень долго, но оно вряд ли будет годиться для жилья. В

помещении для жилья есть окна и двери. Нам необходима вентиляция для

доступа свежего воздуха. Все это позволяет выходить теплому воздуху, а 41

теплу передаваться через поверхности помещения. Необходима

постоянная подача дополнительного тепла для компенсации его потерь.

В нашем классе и домах тепло уходит двумя способами:

− Сквозняк или вентиляция, в результате чего теплый воздух уходит,

а поступает холодный.

− Передача тепла от теплых внутренних поверхностей помещения к

холодным наружным.

Существует множество способов предотвратить потери тепла из

дома. Многие примеры показывают, что в новых домах можно

существенно снизить потребность в отоплении. Основным правилом

является применение утепления, которое затрудняет проникновение

тепла через поверхности.

Что можно сделать для экономии энергии?

Наши сегодняшние дома построены без особых соображений о том,

сколько энергии будет необходимо для поддержания удовлетворительной

температуры внутри. Утепление стен, полов и крыш недостаточно. Их

либо делают из материалов, хорошо проводящих тепло, либо утепляющие

слои недостаточно толстые. Зачастую в стенах зданий образуются “мосты

холода” — плохо утепленные места, через которые тепло уходит наружу.

Добавить утепление к существующему строению — большая и, как

правило, очень дорогая работа. Но было бы отличной идеей добавить

новое утепление при капитальном ремонте стен и крыши. Если ваша

комната очень холодная, утеплить ее помогут даже просто ковры на

самых холодных стенах и на полу, и плотные шторы на окнах. Но шторы

не должны покрывать отопительные батареи, препятствовать обогреву

комнат!

Эффективнее и легче всего самостоятельно повысить энергосбережение, устранив сквозняки из щелей, окон и дверей. В старые дома поступает гораздо больше холодного воздуха, чем требуется для вентиляции. Если сквозняк ощущается рукой, то это явно слишком много! Холодные сквозняки идут из щелей, неплотно закрывающихся окон и дверей. Хорошей привычкой является подготовка дома к зиме, в процессе которой отыскиваются и заделываются щели. Лучше всего начать с окон. Треснувшие стекла нужно заменить, а щели заизолировать прокладками и/или специальной лентой. Также слабым местом является пространство между оконными рамами и стеной, и по углам или в других местах, где соединяются различные элементы. Полезно укрыть теплоотражающими материалами стену за радиатором отопления. Сами радиаторы надо правильно использовать. Они должны быть чистыми и снаружи, и внутри. За многие годы эксплуатации они бывают забиты отложениями так, что и тоненькая струйка воды не просочится, какое уж там тепло. Потому радиаторы необходимо периодически промывать. Не затрудняйте теплоотдачу от радиаторов. Укрытие отопительных приборов декоративными плитами, панелями и даже

шторами снижает теплоотдачу на 10…20%.Старайтесь избегать перегрева помещений. Наиболее благоприятная для здоровья температура в помещении – от 18 до 20 °С. Для регулировки температуры в квартире на отопительные приборы необходимо установить терморегуляторы. Этим вы сэкономите немало энергии. Так, снизив температуру в помещении с 24С до 20 С, вы сэкономите 20% энергии.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!