СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Энергетический обмен

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация мультимедийного урока в 10 классе на тему "Энергетический обмен", содержащая подробный анализ последовательных фаз энергетического обмена в эукариотических клетках.

Просмотр содержимого документа
«Энергетический обмен»

Энергетический обмен Урок в 10 классе Лицея КФУ имени Н.И.Лобачевского Учитель Агапова Т. Д. 2013 год

Энергетический обмен

Урок в 10 классе

Лицея КФУ имени Н.И.Лобачевского

Учитель Агапова Т. Д.

2013 год

Условия для перехода электронов на более низкие уровни с выделением энергии Наличие в клетке органических соединений- доноров электронов . Процесс отдачи электрона – окисление. Присоединение электрона к атому или молекуле – восстановление. Восстанавливающееся соединение является акцептором электронов. Наличие в клетке акцепторов электронов с низкими энергетическими уровнями, способные захватывать электроны . Таким сильным акцептором электронов в клетке служит кислород, который присоединяя 2 электрона и 2 протона восстанавливается до воды. Но акцепторами электронов служат и НАДФ+ и НАД+, когда они находятся в окисленной форме. Присоединяя электроны, они восстанавливаются до НАДФ.Н и НАД.Н. Наличие в клетке переносчиков электронов и устройства для запасания энергии. Переносчиками электронов являются специальные ферменты, а аккумуляторами энергии –АТФ, а также НАД.Н и НАДФ.Н в такой восстановленной форме.

Условия для перехода электронов на более низкие уровни с выделением энергии

  • Наличие в клетке органических соединений- доноров электронов . Процесс отдачи электрона – окисление. Присоединение электрона к атому или молекуле – восстановление. Восстанавливающееся соединение является акцептором электронов.
  • Наличие в клетке акцепторов электронов с низкими энергетическими уровнями, способные захватывать электроны . Таким сильным акцептором электронов в клетке служит кислород, который присоединяя 2 электрона и 2 протона восстанавливается до воды. Но акцепторами электронов служат и НАДФ+ и НАД+, когда они находятся в окисленной форме. Присоединяя электроны, они восстанавливаются до НАДФ.Н и НАД.Н.
  • Наличие в клетке переносчиков электронов и устройства для запасания энергии. Переносчиками электронов являются специальные ферменты, а аккумуляторами энергии –АТФ, а также НАД.Н и НАДФ.Н в такой восстановленной форме.
Расщепление органических соединений

Расщепление органических соединений

1 Этап – подготовительный. Реакции подготовительного этапа: Белки + Н2О = аминокислоты + Q Жиры + Н2О = глицерин + жирные кислоты + Q Полисахариды + Н2О = глюкоза + Q  Вся энергия при этом рассеивается в виде тепла.

1 Этап – подготовительный. Реакции подготовительного этапа:

  • Белки + Н2О = аминокислоты + Q
  • Жиры + Н2О = глицерин + жирные кислоты + Q
  • Полисахариды + Н2О = глюкоза + Q

  • Вся энергия при этом рассеивается в виде тепла.
2 этап – гликолиз (бескислородный): Осуществляется в гиалоплазме, с мембранами не связан; в нем участвуют ферменты; расщеплению подвергается глюкоза  60% теплота  !  С 6 Н 12 О 6 = 2С 3 Н 4 О 3 + 2Н + Е  !  40% на синтез АТФ и НАД .Н

2 этап – гликолиз (бескислородный):

  • Осуществляется в гиалоплазме, с мембранами не связан;
  • в нем участвуют ферменты;
  • расщеплению подвергается глюкоза

60% теплота

!

С 6 Н 12 О 6 = 2С 3 Н 4 О 3 + 2Н + Е

!

40% на синтез АТФ и НАД .Н

6 12 6 3 4 3 6 3 2 6 12 6 3 4 2 5 2 2

6 12 6 3 4 3 6 3 2

6 12 6 3 4 2 5

2 2

3 4 3 2 2

    3 4 3 2 2

    Электронно-транспортная цепь

    Электронно-транспортная цепь

    Атом Н включается в цепь реакций, конечный результат  которых – синтез АТФ Н с помощью ферментов-переносчиков поступает во внутреннюю мембрану митохондрии, где окисляется:  Н – e = Н+ Н+ выносится переносчиками на наружную поверхность мембраны крист e водорода переносятся на внутреннюю поверхность крист и присоединяются к О 2 с помощью оксидазы: О 2 + 2 e = О 2 – Когда разность потенциалов по обе стороны мембраны достигнет 200мВ, начинает действовать протонный канал в молекулах АТФ-синтетазы. Н+ устремляются внутрь митохондрии, создавая высокий уровень энергии, большая часть которой идет на синтез АТФ, а сами они взаимодействуют с активным О2  4Н+ +2О2 = 2Н2О + О2

    Атом Н включается в цепь реакций, конечный результат которых – синтез АТФ

    • Н с помощью ферментов-переносчиков поступает во внутреннюю мембрану митохондрии, где окисляется:

    Н – e = Н+

    • Н+ выносится переносчиками на наружную поверхность мембраны крист
    • e водорода переносятся на внутреннюю поверхность крист и присоединяются к О 2 с помощью оксидазы: О 2 + 2 e = О 2 –
    • Когда разность потенциалов по обе стороны мембраны достигнет 200мВ, начинает действовать протонный канал в молекулах АТФ-синтетазы.
    • Н+ устремляются внутрь митохондрии, создавая высокий уровень энергии, большая часть которой идет на синтез АТФ, а сами они взаимодействуют с активным О2

    4Н+ +2О2 = 2Н2О + О2

    3 4 3 2 2 2

    3 4 3 2 2 2

    Окислительное фосфорилирование Процесс образования АТФ на клеточных мембранах. Сопряжено с окислением восстановленных переносчиков (например, НАД.Н2 до НАД) и переносом электронов в электронно-транспортной цепи. Окислительное фосфорилирование было открыто в 1930 году В.А.Энгельгардтом.

    Окислительное фосфорилирование

    • Процесс образования АТФ на клеточных мембранах. Сопряжено с окислением восстановленных переносчиков (например, НАД.Н2 до НАД) и переносом электронов в электронно-транспортной цепи.
    • Окислительное фосфорилирование было открыто в 1930 году В.А.Энгельгардтом.
    Общая схема превращения веществ энергетического обмена

    Общая схема превращения веществ энергетического обмена

    признаки фотосинтез И спользуемые вещества дыхание Итог процесса Превращение энергии Место образования АТФ Важнейшие этапы процесса Место осуществления процесса Отношение к солнечному свету Суммарное уравнение

    признаки

    фотосинтез

    И спользуемые вещества

    дыхание

    Итог процесса

    Превращение энергии

    Место образования АТФ

    Важнейшие этапы процесса

    Место осуществления процесса

    Отношение к солнечному свету

    Суммарное уравнение

    признаки горение Необходимость кислорода дыхание Конечные продукты Наличие мембран Скорость выделения энергии Наличие ферментов Необходимость воды Путь образовавшейся энергии Связь О2 с окисляемым в-вом

    признаки

    горение

    Необходимость кислорода

    дыхание

    Конечные продукты

    Наличие мембран

    Скорость выделения энергии

    Наличие ферментов

    Необходимость воды

    Путь образовавшейся энергии

    Связь О2 с окисляемым в-вом


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!