СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Энергия. Источники энергии»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Энергия. Источники энергии»»





«Применение «Кейс-метода» внутри технологии деятельностного обучения»

Учитель физики Талибова Кафьяханум Гамбаровна

МОУСОШ№31, Г.о.Подольск.


По исследованию современных педагогов главная проблема в нежелании учиться – это неумение учиться. Ученики не умеют ставить перед собой реальные задачи, которые не докажут ему в очередной раз, что он бездарь, а подведут его к пониманию сути вопроса и к желанию подняться на очередную ступеньку.

Беда в том, что, именно, научить учиться - задача и для учителей во много раз сложнее, чем просто передавать им, пусть и самые хорошие, знания. В своей педагогической практике я ищу приёмы и технологии, которые помогут детям именно учиться добывать знания и понимать зачем они это делают. В представленной в приложении методической разработки описан опыт моей работы, некоторые мои наработки из педагогической практики, которые помогают детям не только искать ответы на поставленные вопросы, но и самим ставить перед собой цели, задачи и отыскивать пути их решения. И в этом мне помогает «кейс-метод», который я использую внутри технологии деятельностного обучения.

Кейс это - описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.

Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Кейс-метод – это ситуативная методика, которая позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.

Кейсы бывают абсолютно разные: тематические, научные, кейсы-инструкции, видео кейсы, но все они обязательно должны содержать реально возможную ситуацию из жизненного опыта людей. А так же в кейсе должны быть противоречия, которые дадут возможность рассуждать и ставить перед собой вопросы.

Данную технологию я применяю в своей практике нет так давно. Она даёт возможность детям понять, почувствовать, что физика окружает нас в жизни, в природе. Без знаний данного предмета человек не может грамотно оценить многие ситуации в жизни, найти правильный выход. Сложная наука превращается в науку жизненно необходимую любому человеку. Ученик начинает понимать, что знания по физике поднимают его не только на новую ступеньку его физико-технического образования, но и дают возможность ощутить себя культурным, грамотным человеком.

Цель каждого урока должна исходить из необходимости именно данного конкретного ребёнка в изучении предложенной темы. Кейсы помогают ребёнку понять зачем изучается данная тема, где могут пригодится ему полученные на уроке знания.

Кейсы обсуждают в группах, вспоминают где ученикам уже приходилось встречаться с проблемой описанной в тексте, сообща обсуждаются вопросы и проблемы, предложенные в кейсе, дети делятся друг с другом своим жизненным опытом, оценивают и обсуждают опыт товарищей по команде. Совместное решение предложенных вопросов, ситуаций, проблем увеличивают копилку знаний друг друга. Нерешённые в ходе обсуждения вопросы подталкивают ребят к поиску новых знаний через чтение научной литературы, учебника, через вновь появившиеся вопросы к учителю, родителям. Появляется собственное желание добывать знания и обогащать свой жизненный опыт.

Кейсовая технология даёт возможность помочь детям в раскрытии для себя личностного смысла любого изучаемого на уроке материала, а именно это является одним из основных требование новых стандартов.

Кейсовая технология это надпредметная технология, она помогает сделать урок направленным на получение и предметных, и метапредметных, и личностных результатов, урок проходит на основе деятельностного подхода, самостоятельной работы учеников, характеризуется наличием мотива, цели, оценки результатов деятельности. Учитель и ученики являются субъектами образовательного процесса. Такие уроки исключают авторитарный стиль обучения, используется педагогика сотрудничества и взаимоуважения. Данная технология помогает находить детям личностный смысл изучаемого материала, а это приводит к появлению мотива учёбы, то есть желания школьника учиться, а это едва ли не главная гарантия успеха и учителя, и ученика.

Кейс-метод–это ситуативная методика, которая
позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.

Различают несколько методов работы с кейсами:

- метод инцидентов;

- метод разбора деловой или технической документации («баскетметод»);

- игровое проектирование;

- ситуационно-ролевая игра;

- метод дискуссии;

- кейс-стади.

Представлю вам один из видов работы на уроке с кейсом. Для этого предложу вам фрагмент урока физики в 10 классе.








Разработка урока с использованием кейс технологий

10-11 классах

«Энергия. Источники энергии»

Ход урока

Учитель: Талибова К.Г., МОУСОШ №31, Г.о.Подольск.

Никакая деятельность сегодня невозможна без использования энергии. Ребята, Вам известны такие полезные ископаемые как: нефть, газ, каменный уголь. А как вы считаете, для чего их используют, почему их называют «полезными»? правильно…. А теперь посмотрите на географическую карту России и ответьте мне- месторождения каких полезных ископаемых есть в нашей стране?? Уголь, газ, нефть - удовлетворяют примерно 90% энергетических потребностей человечества (говорят дети)как вы считаете они исчерпаемы или не исчераемы?? Однако, запасы нефти, угля и газа небесконечны. Ученые подсчитали, что запасы нефти в нашей стране хватит на более 20 лет

Вопрос: а чем можно заменить эти энергоносители? Возможно ли полностью перейти на альтернативные источники энергии?

(Идет обсуждение, в ходе которого учащиеся высказывают разные мнения и делается вывод).

Учитель: Итак, как вы считаете какая тема сегодняшнего урока. (Слайд № 1 «Энергия. Источники энергии») .

Мы определили с Вами тему урока, так, а теперь что же мы должны узнать сегодня о этих альтернативных источниках

Цель:

Значение альтернативных источников энергии в жизни современного общества;

Задачи:

1) научиться давать убедительную информацию, касающуюся использования альтернативных источников энергии

2) научиться обосновывать выбор, учитывая реальную ситуацию в обществе и убедительность рекламы

3) вовлечь в реальную деятельность по исследованию альтернативных источников энергии;

4) способствовать воспитанию экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;

5) развивать способность работать в группе;

Учитель: Итак, а теперь начнем работать в группах. ( Каждая группа получает карточку с кейсом и устройством . Ваша задача- внимательно прочитать кейс, отвечаете на вопросы и кто-то один из группы дает полный ответ на вопросы, другой демонстрирует работу устройства).


Группа №1

Изучение солнечной энергии

Цель: Практически и аналитически проверить, как используется солнечная энергия

Приборы и материалы: 1) кейс; 2) калькулятор; 3) фотографии солнечной батареи(демонстрационная модель);

Задача: Изучив кейс, определить как работает модель фонтана, калькулятор, ответить на вопросы и сделать вывод о роли солнечной энергии

Кейс №1

Солнечное излучение является основным источником энергии на Земле. Энергия Солнца задействована как в естественных, так и в искусственных процессах. Например, растения с помощью фотосинтеза преобразуют ее в кислород, человек используя, преобразователи, применяет ее для бытовых целей, в основном это нагрев воды и получение электрического тока.

На сегодняшний день для получения электроэнергии наиболее эффективным способом является применение кристаллического кремния в изготовлении элементов, способных превращать солнечную энергию в электрическую. Они называются солнечные фотоэлектрические модули. Мощность вырабатываемой энергии модулей зависит от их количества и погоды. Многие считают, что если нет прямого попадания солнечного света на модули, то энергия не вырабатывается. Это не так. При дневном свете даже в пасмурную погоду модуль вырабатывает электрический ток, только снижается его производительность. На сегодняшний день применение солнечных модулей оправдано в случае удаленности объекта от центрального электроснаб­жения и при наличии большого количества солнечных дней в году. Для более эффективного применения солнечных модулей используется аккумуляторная станция, которая позволяет накапливать электроэнергию и выдавать необходимое ее количество на потребители. Другим устройством, который ши­роко применяется в бытовых целях, является солнечный коллектор. Коллекторы используются для отопления промышленных и бытовых помещений, для горячего водоснабжения различных бытовых нужд. В пищевой и текстильной промышленности, где наибольшее количество производственных процессов с использованием теплой воды (30-90градусов), коллекторы являются наиболее эффективными в применении.

Вопросы:

    1. Объясните процесс фотосинтеза в растениях

    2. Приведите примеры применения солнечной энергии в вашей жизни

    3. Выяснить достоинства и недостатки данного вида энергии

Задание: с помощью устройств продемонстрировать работу солнечной энергии

Группа №2

Изучение энергии ветра.

Цель: Практически и аналитически проверить, как используется энергия ветра

Приборы и материалы: 1) кейс; 2) фен; 3) воздушный шарик; 4) шарик для пинг-понга.

Задача: Изучив кейс, экспериментально показать использование ветра и ответить на вопросы

Кейс №2

Возникновение ветра происходит благодаря неравномерному распределению атмосферного давления. Из-за того, что атмосферное давление постоянно колеблется, меняются и направление, и скорость ветра. С давних времен человек научился использовать энергию ветра и применять ее в разных областях. Например, ветряные мельницы крутили жернова и перемалывали зерно в муку, корабли перемещались благодаря парусу и ветру. Ветер имеет огромную мощь и потенциал, который способен производить огромное количество полезной энергии для человека.

Сегодня энергию ветра используют для получения электрического тока. Отрасль, занимающаяся преобразо­ванием энергии ветра (кинетической энергии) в электриче­ский ток, называется ветроэнергетика. Бурное развитие от­расли можно наблюдать в Европе и на Западе. Страны, ко­торые не имеют запасов нефти и газа, вынуждены поку­пать электроэнергию у других стран. Этот фактор способ­ствует росту развития альтернативных источников элек­троэнергии.

Наиболее популярным на сегодняшний день является применение ветрогенераторов. Они широко применяются как в крупных масштабах, это огромные электростанции, так и в малых, для частного пользования

Вопросы:

      1. Причины возникновения ветра

      2. Приведите примеры использования энергии ветра

      3. Выяснить достоинства и недостатки данного вида энергии

Задание: с помощью устройств на столе продемонстрировать использование энергии ветра.

Рефлексия (подведение итогов урока).


Итак, ребята, мы с вами рассмотрели основные виды альтернативных источников энергии. Давайте их перечислим. Презентации на тему "К вопросу об эффективных технологиях энергосбережения как фактора экономического благополучия страны" готовит заранее ученик(Приложение1).


Они начинают постепенно занимать свою нишу в энергетике. Но о повсеместном внедрении еще далеко, предстоит решить энергетических, экономических и экологических задач. Поэтому труд энергетиков остается в большой цене.
 

Пришло время поразмышлять о том, какие впечатления, эмоции, размышления сопровождали Вас на этом занятии. Надеюсь, что работа на уроке принесла Вам удовлетворение.  Предлагаю рефлексировать творчески.
Предлагаю вам  написать синквейн.

Синквейн.
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует умения находить существенные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях.
Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.
Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по опредёленным правилам.

Правила написания синквейна                    
первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;
вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвёртая строка - фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
Алгоритм написания синквейна.

    1. 1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.

    2. 2-я строка. Какой? 2 прилагательных.

    3. 3-я строка. Что делает? 3 глагола.

    4. 4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.

5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное


(Один из примеров синквина: « Энергия»

Энергия

Солнечная, ветренная

Согревает, преобразует, способствует

Развитию альтернативных источников

Света.

Домашнее задание: Составить кейс по теме «альтернативный биологический источник света» и вопросы к нему?

























Надуваю  шарик,  включаю  фен,  подвожу  под  шарик  струю  воздуха  и  опускаю  шарик.

Наблюдение:  Струя  воздуха  поднимает  шарик  вверх,  но  он  не  улетает,  а  устойчиво  держится  в  струе.

Объяснение:  давление  воздуха  в  струе  из  фена  ниже  атмосферного,  поэтому  шарик  находится  в  своеобразном  воздушном  коридоре,  стены  которого  состоят  из  воздуха  с  атмосферным  давлением.  Это  заставляет  шарик  держаться  в  области  пониженного  давления  [2].


Объяснение

На самом деле этот трюк не противоречит силе тяжести. В нём демонстрируется важная способность воздуха, называемая принципом Бернулли. Принцип Бернулли – закон природы, согласно которому любое давление любого текучего вещества, в том числе воздуха, уменьшается с ростом скорости его движения. Иначе говоря при низкой скорости потока воздуха он имеет высокое давление.

Воздух, выходящий из фена, движется очень быстро и следовательно его давление невелико. Мячик со всех сторон становится окружён областью низкого давления, которая образует конус у отверстия фена. Воздух вокруг этого конуса обладает более высоким давлением, и не даёт мячику выпасть из зоны низкого давления. Сила тяжести тянет его вниз, а сила воздуха тянет его вверх. Благодаря совместному действию этих сил, шарик и зависает в воздухе над феном.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!