СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эндокринная регуляция организма.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эндокринная регуляция организма.»

МБОУ СОМШ № 44 Имени В. Кудзоева





Открытый урок

«Эндокринная регуляция»





Учитель биологии

Зеленская Д.П.









Владикавказ 2019 г.

Открытый урок "Эндокринная регуляция"

Цель урока: познакомить учащихся с эндокринной системой человека, ролью гуморальной регуляции функций организма.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний учащимися.

Задачи:

Образовательная:

- сформировать понятие гуморальной регуляции функций организма и эндокринной системы;

- познакомить с железами внутренней, внешней и смешанной секреции;

- раскрыть сущность и свойства гормонов, их влияние на здоровье и жизнедеятельность

человека;

- подвести к выводам об особенностях работы желёз внутренней секреции;

- расширить кругозор учащихся.

Развивающая:

- развивать интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление;

- развивать эмоциональную сферу: уверенность в себе;

- развивать мотивационную сферу: стремление добиться успехов;

- развивать коммуникативную сферу: навыки работы в паре. 

Воспитательная:

- формировать познавательный интерес к предмету и личное отношение к целостному восприятию мира.

- формировать систему знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

Оборудование: компьютер с проектором, учебник, презентация MicrosoftOfficePowerPoint 2010.

Технологии: ИКТ, проблемное обучение, дифференцированное обучение, групповая.


Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы: учебник, дидактический материал ,тесты,таблицы,видеоролик)


Основные термины и понятия: железы, гормоны, секрет,гиперфункция,гипофункция,нервная и гуморальная регуляция

УУД

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать с учебником.

  2. Продолжить формирование умения работать с информационными текстами.

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

  2. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

Методы обучения:проблемный, частично-поисковый, наглядный

Педагогические технологии:

  • Элементы технологии развития критического мышления;

  • Проектная деятельность;

  • Личностно-ориентированная технология;

  • Здоровьесберегающая технология.

В т. ч. ИКТ

ХОД УРОКА

I. Актуализация. Введение

– Ребята, сегодняшнее занятие мы посвятим изучению самого удивительного существа. Виссарион Григорьевич Белинский назвал его «любопытнейшим явлением».

Цитата написана на доске, первое слово закрыто: 

Человек всегда был и будет  самым любопытнейшим  явлением для человека.

В.Г.Белинский

– Подумайте, о ком идет речь? 
– Кто способен создавать восхитительные сооружения?
– Кто может покорять вершины и исследовать глубины нашей планеты?
– Кто способен мыслить и познавать мир? Вы  правильно догадались – Человек!
Человек вызывает, постоянны интерес у ученых, врачей, а также у людей искусства: художников, писателей.
Большинство книг основываются на реальных событиях и фактах. Я хочу привести вам примеры из жизни, которые могли бы послужить основой для литературной истории. Задачи

1 задача. До 14 лет у девочки было отличное здоровье. Но вдруг она  стала сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Родители здоровы. В 13 лет она перенесла воспаление поджелудочной железы.

2 задачаУ ребенка остановился рост. Он стал толстеть, нарушились пропорции тела. Постоянно стал высовываться кончик языка изо рта. Стали наблюдаться расстройства речи, памяти, мышления. Эти примеры демонстрируют нарушения в деятельности организма, и определяют важную проблему (Слайд):

Проблема: Почему возможно возникновение различных отклонений от нормального развития? Чтобы разобраться в данной проблеме, нам необходимо сформулировать цель. Помогите, ребята, сформулировать цель нашего занятия.

Цель: выяснить причины проявления аномалий в развитии человек?  

– Для достижения цели, необходимо вспомнить способы регуляции систем организма человека. Каким образом, наш организм действует как единое целое? (Доклад уч-ся)


Действительно, это может быть регуляция через жидкие среды организма и с помощью нервных импульсов. 
Возникает вопрос: нарушение деятельности, какой из систем может привести к вышеописанным в задачах отклонениям?  К появлению  качественных изменений, т.е. внешних?
Действительно, отклонение от нормы в результате нарушения  функций нервной системы будет проявляться, например, в нарушении координации движений, в изменении поведения человека и т.д.
Нарушение механизмов гуморальной (жидкостной) регуляции отражается на протекании процессов жизнедеятельности: обмен веществ, рост, развитие. Читая строки цитат, можно предположить, что такие внешние изменения, вызвано разрушительным действием какого-либо вещества.

II. Изучение нового материала

– Возможно, кто-то  уже догадался о  каких активных веществах идет речь – гормоны – активные вещества, которые вырабатываются железами организма. Железы образуют – эндокринную систему.

– Итак, эндокринная система, как вы помните, образованна тремя типами желез

Обратите внимание на доску. 

Железы внутренней и смешанной секреции и внешней секреции


Классификация желёз

Внешней секреции

Смешанной секреции

Внутренней секреции






Какими свойствами обладают гормоны?


  1. Воздействие гормонов носит дистантный характер - орган, на который действуют гормоны, может далеко располагаться от желез.

  2. Гормоны действуют только на живые клетки.

  3. Действие строго специфично; некоторые гормоны действуют на определенные органы – мишени, другие влияют на строго определенный тип обменных процессов.

  4. Гормоны обладают высокой биологической активностью и оказывают действие в очень низких концентрациях.

  5. Быстро разрушается, поэтому они должны постоянно образовываться.

Функции гормонов:

  1. Обеспечивают рост и развитие организма.

  2. Обеспечивают адаптацию организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды

  3. Обеспечивают гомеостаз

  4. Контролируют процессы обмена веществ.


Давайте более подробно познакомимся с некоторыми железами внутренней секреции.

Эту железу называют «дирижером оркестра» эндокринных желез или эндокринным мозгом.

Как вы думаете, о какой железе идет речь?


Это ГИПОФИЗ (под нижним придатком мозга) – небольшая железа массой 0.5-0,7 граммов, находится у основания мозга в углублении турецкого седла.


I. ГИПОФИЗ.


ГИПОФИЗ регулируется ГИПОТАЛАМУСОМ, который выделяетнейрогормоны. Всего эта железа (гипофиз) вырабатывает 25 гормонов, но только 6 из них получены в чистом виде и хорошо изучены.Но подробно мы скажем о двух

1. Гормон роста, который регулирует рост организма , рост длинных костей, стимулирует белковый синтез это СОМАТОТРОПИН

Кроме гормона роста передняя доля гипофиза вырабатывает и другие гормоны.

2. Тиреотропный гормон – действует на щитовидную железу, стимулируя ее функцию, регулирует уровень Са2+ в крови.


а) При избытке (гиперфункции) гормона роста в детском возрасте приводит к гигантизму.

б) При недостатке (гипофункция) гормона роста в детстве происходит задержка роста при нормальном умственном развитии. Такое заболевание называется карликовость.


Самым высоким мужчиной был Федор Махов (1880-1905гг). Его рост составлял 2 м 85 см, а самая высокая женщина была китаянка (1964-1982гг), ее рост был 2 м 47 м.

На слайдах 16-19 представлены представители других людей гигантов.

Таким образом гипофизный нанизм (карликовость) характерен резкой задержкой роста с сохранением пропорций тела. Кроме того они страдают задержкой полового развития, часто бесплодны. Их интеллект не страдает.

в) Бывают случаи, когда гормон роста вырабатывается с избытком в то время, когда процессы роста закончились. Тогда происходит непропорциональное разрастание (увеличение) органов, которые еще не потеряли возможность роста. Усиленно растет нос, уши, язык, конечности, происходит утолщение костей Увеличиваются печень, сердце и другие внутренние органы. Заболевание чаще наблюдается у мужчин. Эту болезнь называют АКРОМЕГАЛИЕЙ.

ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА


II. Щитовидная железа, имеет массу 20 г.


На рост, физиологическое и психическое развитие большое влияние оказывает и щитовидная железа. Ее гормоны воздействуют на митохондрии, регулируя процессы окисления и обмена веществ.

Нарушения деятельности щитовидной железы

Помните, в сказке разгневанная мачеха превращается на глазах нелюбимой падчерицы в ведьму: нос ее заострился, глаза вылезли из орбит, лицо и шея вздулись, стала трястись. Так в сказке. А могут ли быть подобные превращения в жизни? Да. К такому заболеванию приводит нарушение щитовидной железы, оно называется базедовой болезнью.

Щитовидная железа располагается на щитовидном хряще гортани и состоит из двух долей, соединенных узким перешейком. На ее срезе видно множество пузырьков, заполненных однородной вязкой массой, содержащей большое количество Йода. В этой ткани и образуются гормоны. Щитовидная железа выделяет гормоны ТИРОКСИН и ТРИЙОДТИРОНИН. В номе за сутки она вырабатывает до 0,3 мг этих гомонов. Увеличиваясь, щитовидная железа выделяет больше гормонов, чем нужно. Увеличенная щитовидная железа в народе называется ЗОБОМ. В результате, избыточное количество гормонов является ядом для организма, вызывая жесткое отравление нервной системы. Резко увеличивается расход энергии, поэтому наступает похудание, дрожание рук, увеличивается частота сердечных сокращений, повышается температура тела, повышается потообразование. Появляется раздражительность, быстрая усталость при физической работе. Развивается пучеглазие.

Если в сказке Фея может вернуть человеку его нормальный вид, то в жизни больного излечивает нож хирурга. После удаления разросшейся ткани щитовидной железы исчезает пучеглазие, понижается нервозность, улучшается работа сердца, прекращается дрожание рук. Для лечения щитовидной железы прибегают так же к использованию радиоактивного йода.


Что произойдет, если в кровь поступает мало гормона этой железы? Признаки будут другие:

  1. Окислительные процессы протекают вяло.

  2. Сердце работает недостаточно, что приводит к отеку ног.

  3. Больные ощущают слабость, сонливость

  4. В нервной системе преобладают процессы торможения

  5. Падает температура тела, наблюдается апатия и ожирение.

  6. Волосы становятся редкими, а кожа сухой, грубой с желтоватым оттенком.


Все это признаки МИКСЕДЕМЫ или слизистого отека. Лечением этого заболевания является систематический прием гормона этой железы – тироксина. Тироксин не разрушается, поэтому его вводят через рот.

Для профилактики необходимо употреблять продукты, содержащие йод (йодированную соль, йодированную лапшу Ролтон) а также препарата ЙОДОМАРИН. Местность, где йода не хватает в почве, в воде, а значит и в пище, называют эндемичной по дефициту йода. В такой местности проживает 1,5 миллиарда человек и почти жители России.

Особенно тяжелые последствия от недостатка гормона щитовидной железы наступают у детей. У них превращается рост костей в длину, в то время, как в ширину они растут нормально. Это приводит к серьезным нарушениям пропорций тела. Ребенок растет с резким отставанием в физическом (карлики) и умственном развитии. Это заболевание называется КРЕТИНИЗМОМ.

Можно ли помочь этим детям? Да, если болезнь определяется в ранней стадии развития болезни.

По всей видимости нарушение работы щитовидной железы является и причиной отека с

III. Поджелудочная железа- является железой смешанной секреции, т.к. она выделяет пищеварительные ферменты в 12-ти перстную кишку. Какие? Вспомните.



Гормоны, вырабатываемые поджелудочной железой, попадают прямо в кровь. Одна группа клеток вырабатывает гормон ГЛЮКАГОН, способствующий превращению гликогена печени в глюкозу, в результате чего уровень сахара в крови повышается. Другие клетки вырабатывают ИНСУЛИН, повышающий проницаемость клеточных мембран для глюкозы. Это благоприятствует ее расщеплению в тканях, отложению гликогена в клетках печени и уменьшение сахара в крови. При недостатке этого гормона развивается сахарный диабет, организм теряет способность усваивать сахар, он накапливается в крови и выводится с мочой.



IV. Надпочечники. При переходе от состояния покоя к физическому напряжению требуется существенная перестройка работы многих органов. Эта перестройка происходит по влиянием гормонов надпочечников.

Теперь давайте заполним таблицу:


Эндокринная регуляция

Железы

Гормоны

Влияние на организм








– Возможно, нарушения развития  связанны с одним из компонентов желез внутренней секреции. Каковы ваши гипотезы?

– Мнения разделились. Ваши гипотезы можно разделить на группы:

II. Обобщение

– Сегодня мы выяснили причины возникновения различных отклонений от нормального развития. К сожалению, тема нашего урока актуальна не только в школьном курсе анатомии, но и на государственном уровне. Причиной тому служит неуклонное увеличение количества людей с эндокринными заболеваниями. Вы теперь будете знать, что многие из болезней поддаются лечению – главное вовремя распознать болезнь и обратиться к специалисту. 
Будьте внимательны к своему здоровью и здоровью своих близких!

III Закрепление  

В начале урока были поставлены задачи. Давайте теперь на них попробуем ответить на них.

Давайте послушаем выступление о нарушениях желез эндокринной системы

Задание. Выберите правильный ответ.

1.Являются ли железы смешанной секреции :

а)щитовидные железы;

б)поджелудочная железа,

в)гипофиз;

г)половые железы


2.Какие железы внутренней секреции управляют функциями других желез:

а)щитовидная железа;

б)надпочечники;

в)гипофиз



3.Гормоны, каких желез стимулируют деятельность сердечно-сосудистой системы:

а)гипофиза;

б)надпочечников;

а)щитовидных желез



3.Гормоны каких железы внутренней секреции, влияя на рост человека ,могут вызвать гигантизм или карликовость:

а)надпочечников;

б)половых желез

в)гипофиз?



ӀVДомашнее задание: у вас на рабочих листах п 44

  1. Закончите заполнение таблицы.

  2. Разработайте меры профилактики эндокринных заболеваний.

  3. Найдите в художественных произведениях описания заболеваний желез внутренней секреции.

– Спасибо за работу!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!