СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эмоциональное выгорание педагогов в условиях современной школы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эмоциональное выгорание педагогов в условиях современной школы

Просмотр содержимого документа
«Эмоциональное выгорание педагогов в условиях современной школы»

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ   Выполнила: Методист: Саврасова М.И.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Выполнила:

Методист: Саврасова М.И.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Стадии развития профессиональной деформации педагогов . 1 Стадия измененной эмоциональности : начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе; -исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; плохой сон, апатия. -возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

Стадии развития профессиональной деформации педагогов

. 1 Стадия измененной эмоциональности :

  • начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе;
  • -исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
  • плохой сон, апатия.
  • -возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
2 стадия: многоплановых изменений:   Невозможность выполнять многофункциональные действия; Изменение смысла деятельности на противоположный (вместо сотрудничества, взаимодействия с целью развития - поиск врага, борьба) неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

2 стадия: многоплановых изменений:

  • Невозможность выполнять многофункциональные действия;
  • Изменение смысла деятельности на противоположный (вместо сотрудничества, взаимодействия с целью развития - поиск врага, борьба)
  • неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.
  • Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
 3 стадия:   притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

3 стадия:

  • притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
  • такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Аспекты профессионального выгорания

Аспекты профессионального выгорания

ПЕРВЫЙ – снижение самооценки. Как следствие, люди чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

ПЕРВЫЙ – снижение самооценки.

Как следствие, люди чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

ВТОРОЙ – одиночество.  Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальные отношения с окружающими.

ВТОРОЙ – одиночество.

Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальные отношения с окружающими.

ТРЕТИЙ – эмоциональное истощение, соматизация.  Усталость, апатия и депрессия,сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

ТРЕТИЙ – эмоциональное истощение, соматизация.

Усталость, апатия и депрессия,сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

СИМТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ   Психофизические симптомы Социально-психологические симптомы Поведенческие симптомы

СИМТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ  

  • Психофизические

симптомы

  • Социально-психологические

симптомы

  • Поведенческие
  • симптомы
Психофизические симптомы   Чувство постоянной усталости не только по вечерам , но и по утрам , сразу после сна ( симптом хронической усталости ); ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; бессонница. внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Психофизические симптомы

  • Чувство постоянной усталости не только по вечерам , но и по утрам , сразу после сна ( симптом хронической усталости );
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; бессонница.
  • внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
Социально-психологические симптомы   Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, «что не получится» или « не справлюсь»; общая негативная установка на жизненные и  профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Социально-психологические симптомы

  • Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, «что не получится» или « не справлюсь»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
  Поведенческие симптомы   Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её - всё труднее и труднее; постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома её не делает;чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

Поведенческие симптомы

  • Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её - всё труднее и труднее;
  • постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома её не делает;чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Профилактические мероприятия улучшение навыков борьбы со стрессом («проговаривание», обсуждение после критического события, физические упражнения, адекватный сон, регулярный отдых и др.); обучение техникам релаксации (расслабления) – прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, медитация; умение говорить «нет»; хобби (спорт, культура, природа); попытка поддержания стабильных партнерских, социальных отношений; фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий). Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема.

Профилактические мероприятия

  • улучшение навыков борьбы со стрессом («проговаривание», обсуждение после критического события, физические упражнения, адекватный сон, регулярный отдых и др.);
  • обучение техникам релаксации (расслабления) – прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, медитация;
  • умение говорить «нет»;
  • хобби (спорт, культура, природа);
  • попытка поддержания стабильных партнерских, социальных отношений;
  • фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий). Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема.
Отрицательные эмоции копить в себе нельзя!

Отрицательные эмоции копить в себе нельзя!

Есть ситуации, когда былые недостатки превращаются в преимущество .

Есть ситуации,

когда былые недостатки

превращаются в преимущество

.

ПРИЕМЫ АНТИСРЕССОВОЙ ЗАЩИТЫ

ПРИЕМЫ АНТИСРЕССОВОЙ ЗАЩИТЫ

 ОТВЛЕКАЙТЕСЬ: • Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе. • Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет. • Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь. • Обращайте внимание на мельчайшие детали.

ОТВЛЕКАЙТЕСЬ:

• Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.

• Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.

• Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.

• Обращайте внимание на мельчайшие детали.

Медленно, не торопясь, мысленно

Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности

2 . Снижайте значимость событий: • Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.

2 . Снижайте значимость событий:

• Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.

Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа: кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.

Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа:

кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.

ДЕЙСТВУЙТЕ: Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.

ДЕЙСТВУЙТЕ:

Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.

Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом: .

Стресс является очень сильным источником энергии.

Разрядиться можно самым простым способом:

.

• наведите порядок дома или на рабочем месте; • устройте прогулку или быструю ходьбу; • пробегитесь; • побейте мяч или подушку и т. п

• наведите порядок дома или на рабочем месте;

• устройте прогулку или быструю ходьбу;

• пробегитесь;

• побейте мяч или подушку и т. п

ТВОРИТЕ: Любая творческая работа может исцелять от переживаний: • рисуйте; • танцуйте; • пойте; • лепите; • шейте; • конструируйте и т. п.

ТВОРИТЕ:

Любая творческая работа может исцелять от переживаний:

• рисуйте;

• танцуйте;

• пойте;

• лепите;

• шейте;

• конструируйте и т. п.

Учитесь показывать эмоции,

Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих.

ВЫРАЖАЙТЕ ЭМОЦИИ

Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!

Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.

Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.

Постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности .  

Постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности .

 

Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического)

Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического)

Бог может простить нам грехи наши, но нервная система никогда.  Уильям Джеймс

Бог может простить нам грехи наши, но нервная система никогда.

Уильям Джеймс

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ И СЧАСТЛИВЫ!!!

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ И СЧАСТЛИВЫ!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!