Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская школа Первомайского района Республики Крым»
Тема «Эмоции человека»
Урок биологии в 9 классе
Разработала:
Учитель биологии
Сергеенко Валентина Федоровна
с. Октябрьское 2017г
Учитель: Сергеенко Валентина Федоровна
Биология
9 Класс
Дата:
Урок 43
Тема: «Эмоции человека».
Цель урока: познакомить учащихся с эмоциями. Выяснить, что это такое, какова природа происхождения эмоций, какие виды эмоций бывают и самое главное, какое значение имеют эмоции в жизни человека.
Задачи:
I. Образовательные:
Систематизация, обобщение и введение новых знаний в систему уже имеющихся у учащихся.
Контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний учащихся.
II. Развивающие:
Развивать у учащихся умение слушать, и выделять главное из сказанного.
Развивать у учащихся логическое мышление, умение правильно и красиво говорить, излагать свои мысли, делать выводы.
Развивать познавательный интерес к дальнейшему изучению курса биологии.
III. Воспитательные:
Воспитывать у учащихся чувство уважения друг к другу и к учителю.
Воспитывать и развивать у учащихся чувство товарищества, взаимопомощи.
Воспитывать культуру труда.
Методы:
объяснение учителя – лекция;
беседа – обсуждение основных моментов;
наглядные методы (презентация, электронное приложение к учебнику).
Формы:
Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронное приложение к учебнику
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный урок.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос.
-Особенности высшей нервной деятельности человека.
-Какова роль устной и письменной речи в жизни человека?
-Какое полушарие отвечает за речь, языки?
-Что такое память? Виды памяти? Примеры из практической работы.
--Спасибо за ответы. Ответ был полный, были приведены примеры, поэтому оценки «».
III.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
--Скажите, пожалуйста, что вы чувствуете, получив оценку «5», «4», «3», «2».?
! Ответы записать на доске (Радость, удовлетворение, гнев, обида, раздражение).
Какое слово объединяет в себе все эти слова, подумайте. (Эмоции, чувства)
Давайте поставим цели на сегодняшний урок.
(запись на доске цели урока:
1) Что такое эмоции?
2) Каково их происхождение?
3) Виды эмоций в жизни человека.
III. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя.
Человек является частью природы. Мы с вами не только воспринимаем окружающий мир, но и воздействуем на него. Ко всем предметам в мире, ко всем явлениям и событиям у нас с вами есть своё собственное отношение. Читая книгу, слушая музыку, отвечая урок или общаясь с друзьями, мы переживаем… на доске «Эмоции»)
Переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе, называют эмоциями (записать понятие) (Слайд 2), стр.92
?. Почему мы переживаем эмоции? (Чтение ответа в лупе, стр.92)
(гипоталамус, височные и лобные доли – развиваются к 20 годам)
2. Классы эмоций:
-«чистые»-настроение, чувства, аффекты, страсти, стрессы
основные:гнев,радостьстрах,удовольставие,страдание,отвращение,стыд,интерес(Рис.2.29)
3. Виды эмоций:+ и - ) (Слайд3-4), Схема на доске и в тетрадях (самостоятельно выбрать из калейдоскопа эмоций) (Слайд4),
4.Определения отдельных эмоций (Слайд5-12),
5.Типы эмоциональных состояний (сам.чтение статьи стр.93 и ответы на вопросы:
-Что такое аффект? (Бурная эмоциональная реакция)- тесно связано с событиями его обуславливающими(улыбка, смех, плач)
- Что такое чувства? (Эмоциональные отношения. (Направлены на определенное лицо, объект) - любовь, вражда, ненависть,ревность
- Что такое эмоциональное состояние? (Настроение, длительное, переменное психическое состояние, причины часто не осознанны, связаны с подкоркой: депрессия тревога, страх)
Любая эмоция (положительная или отрицательная) сопровождается активацией нервной системы и появлением в крови биологически активных веществ, которые в свою очередь изменяют деятельность внутренних органов: кровообращения, дыхания, пищеварения, и др.
Одним из таких биологически активных веществ является гормон надпочечников адреналин. Физиологическое значение реакций сопровождающих эмоции, очень велико. Они мобилизуют силы организма, приводят его в состояние готовности для успешной деятельности или для защиты.
Изменения в деятельности внутренних органов одинаковы при сходных эмоциях у всех людей.
???Поэтому всем понятны выражения: «Волосы дыбом встают, от страха в пот ударило, мурашки по коже, щемит сердце, от радости в зобу дыханье спёрло».
Зарядка для глаз.
6.Способы управления эмоциями (сила воли, аутотренинг, анализ причин (-) эм, изменение вида деятельности, общение с природой) (Слайд13),
IV Закрепление.
V. Рефлексия. Подведение итогов. Выводы.
Что нового вы узнали на уроке?
Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
3) Что вам не понравилось на уроке
Задание на дом: Пар.35, ответить на вопросы к параграфу, выучить записи в тетради.