СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электролитическая диссооциация. Ионные уравнения

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на открытый урок по теме: "Электролитическая диссоциация. Ионные уравнения".

Просмотр содержимого документа
«Электролитическая диссооциация. Ионные уравнения»

Опрячина Д.П.

Опрячина Д.П.

Проверка домашнего задания Электролиты – это вещества, которые а) проводят электрический ток б) не проводят электрический ток

Проверка домашнего задания

  • Электролиты – это вещества, которые

а) проводят электрический ток

б) не проводят электрический ток

2. Из приведенного перечня выберите электролиты: O 2 , H 2 SO 4 , CaCl, Cu(OH) 2 , FeO,  HCl, H 2 , KOH, HNO 3 .

2. Из приведенного перечня выберите электролиты:

O 2 , H 2 SO 4 , CaCl, Cu(OH) 2 , FeO,

HCl, H 2 , KOH, HNO 3 .

Электролитическая диссоциация.

Электролитическая диссоциация.

Цель урока Сформировть представления об электролитической диссоциации кислот, оснований, солей. Закрепить навыки составления уравнений электролитической диссоциации кислот, солей, оснований. Развить умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Цель урока

  • Сформировть представления об электролитической диссоциации кислот, оснований, солей.
  • Закрепить навыки составления уравнений электролитической диссоциации кислот, солей, оснований.
  • Развить умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Кислоты: Общие свойства кислот обусловлены наличием в их растворе катионов водорода. HCl → H  +  + Cl - HNO 3  → H + + NO 3 - H 2 SO 4 → 2H + + SO 4 2-  Количество анионов определяется количеством катионов водорода

Кислоты:

Общие свойства кислот обусловлены наличием в их растворе катионов водорода.

HCl → H + + Cl -

HNO 3 → H + + NO 3 -

H 2 SO 4 → 2H + + SO 4 2-

Количество анионов определяется количеством катионов водорода

Кислота – это электролит, при диссоциации которого образуются катионы водорода и анионы кислотного остатка.

Кислота – это электролит, при диссоциации которого образуются катионы водорода и анионы кислотного остатка.

Основания. NaOH → Na + + OH - Ba(OH) 2 → Ba 2+  + 2OH - Число гидроксид – ионов, образующихся при диссоциации, равно заряду иона металлического элемента

Основания.

NaOH → Na + + OH -

Ba(OH) 2 → Ba 2+ + 2OH -

Число гидроксид – ионов, образующихся при диссоциации, равно заряду иона металлического элемента

Основание – это электролит, который в растворе образует катионы металла и гидроксид - анионы.

Основание – это электролит, который в растворе образует катионы металла и гидроксид - анионы.

Соли. K 3 PO 4  → 3K +  + PO 4 3 - Ca(NO 3 ) 2 → Ca 2+  + 2NO 3 - CuSO 4  → Cu 2+  + SO 4 2 -

Соли.

K 3 PO 4 → 3K + + PO 4 3 -

Ca(NO 3 ) 2 → Ca 2+ + 2NO 3 -

CuSO 4 → Cu 2+ + SO 4 2 -

Соль – это электролит, который в растворе образует катионы металла и анионы кислотного остатка.

Соль – это электролит, который в растворе образует катионы металла и анионы кислотного остатка.

Катионы Н + Катионы Met + соли кислоты основания Анионы кислотного остатка X - Гидроксид – анионы ОН -

Катионы Н +

Катионы Met +

соли

кислоты

основания

Анионы кислотного остатка X -

Гидроксид – анионы ОН -

Установите соответствие  1. NO 3 - A ) Анионы 2. Zn 2+ Б) Катионы 3. H 2

Установите соответствие

1. NO 3 -

A ) Анионы

2. Zn 2+

Б) Катионы

3. H 2

Ионные уравнения реакции

Ионные уравнения реакции

Диссоциация сульфата натрия: = 2Na + + SO 4 2 - Na 2 SO 4 Na + SO 4 2- Na +

Диссоциация сульфата натрия:

= 2Na + + SO 4 2 -

Na 2 SO 4

Na +

SO 4 2-

Na +

Диссоциация хлорида бария: = Ba 2+ + 2Cl - BaCl 2 Cl - Ba 2+ Cl -

Диссоциация хлорида бария:

= Ba 2+ + 2Cl -

BaCl 2

Cl -

Ba 2+

Cl -

Взаимодействие ионов в растворе: Cl - Na + Cl - Ba 2+ SO 4 2- Na + Cl -

Взаимодействие ионов в растворе:

Cl -

Na +

Cl -

Ba 2+

SO 4 2-

Na +

Cl -

Так как электролиты в растворе распадаются на ионы, то реакции в водных растворах протекают между ионами *Они называются ионными реакциями *А уравнения этих реакций называются ионными уравнениями

Так как электролиты в растворе распадаются на ионы, то реакции в водных растворах протекают между ионами

*Они называются ионными реакциями

*А уравнения этих реакций называются ионными уравнениями

Условия протекания рекций ионного обмена 1. Если образуется осадок ( ↓) 2. Если выделяется газ (↑) 3. Если образуется малодиссоциирующее вещество(например, вода)

Условия протекания рекций ионного обмена

  • 1. Если образуется осадок ( ↓)
  • 2. Если выделяется газ (↑)
  • 3. Если образуется малодиссоциирующее вещество(например, вода)
Алгоритм решения ионных уравнений

Алгоритм решения ионных уравнений

Даны растворы хлорида железа( III ) и гидроксида калия. Написать молекулярное и ионные уравнения реакции между этими растворами.  Записать молекулярное уравнение реакции + + KOH KCl Fe(OH ) 3  FeCl 3 = 3 3 расставить коэффициенты

Даны растворы хлорида железа( III ) и гидроксида калия. Написать молекулярное и ионные уравнения реакции между этими растворами.

  • Записать молекулярное уравнение реакции

+

+

KOH

KCl

Fe(OH ) 3

FeCl 3

=

3

3

расставить коэффициенты

2. Подчеркнуть формулы электролитов (формулы кислот, оснований, солей KCl Fe(OH) 3 + + KOH FeCl 3 = 3 3 Используя таблицу растворимости определить растворимость электролитов и записать результат над формулами (Р, М, Н).

2. Подчеркнуть формулы электролитов (формулы кислот, оснований, солей

KCl

Fe(OH) 3

+

+

KOH

FeCl 3

=

3

3

Используя таблицу растворимости определить растворимость электролитов и записать результат над формулами (Р, М, Н).

Fe(OH) 3 FeCl 3 KCl KOH

Fe(OH) 3

FeCl 3

KCl

KOH

Р Р Н Р + KOH KCl Fe(OH) 3 + = 3 3 FeCl 3

Р

Р

Н

Р

+

KOH

KCl

Fe(OH) 3

+

=

3

3

FeCl 3

3. Написать полное ионное уравнение реакции. ЗАПОМНИТЬ!!! В ионных уравнениях формулы электролитов 1) растворимых в воде всегда записываются в диссоциированном виде; 2) нерастворимых в воде всегда записываются в молекулярном виде; Н Р Р Р KOH Fe(OH) 3 KCl + + 3 3 = FeCl 3 3 + + + K + Cl - Cl - + K + 3 + Fe(OH) 3 3 Fe 3+ 3 3 = OH - Необходимо учитывать индексы у ионов и коэффициенты в уравнении реакции.

3. Написать полное ионное уравнение реакции.

ЗАПОМНИТЬ!!!

В ионных уравнениях формулы электролитов

1) растворимых в воде всегда записываются в диссоциированном виде;

2) нерастворимых в воде всегда записываются в молекулярном виде;

Н

Р

Р

Р

KOH

Fe(OH) 3

KCl

+

+

3

3

=

FeCl

3

3

+

+

+

K +

Cl -

Cl -

+

K +

3

+

Fe(OH) 3

3

Fe 3+

3

3

=

OH -

Необходимо учитывать индексы у ионов и коэффициенты в уравнении реакции.

4. Для составления сокращённого ионного уравнения надо найти одинаковые ионы справа и слева от знака равенства и вычеркнуть их. + Cl - + 3 + K + Cl - Fe(OH) 3 + + 3 K + 3 3 Fe 3+ 3 = OH - 5. Записать уравнение без вычёркнутых ионов. 3 + Fe(OH) 3 Fe 3+ = OH -

4. Для составления сокращённого ионного уравнения надо найти одинаковые ионы справа и слева от знака равенства и вычеркнуть их.

+

Cl -

+

3

+

K +

Cl -

Fe(OH) 3

+

+

3

K +

3

3

Fe 3+

3

=

OH -

5. Записать уравнение без вычёркнутых ионов.

3

+

Fe(OH) 3

Fe 3+

=

OH -

BaCl 2 + Na 2 SO 4 = BaSO 4 ↓ + Na 2 SO 4 Ba 2+ + 2Cl - + 2Na + + SO 4 2- = BaSO 4 ↓+ 2Na + + 2Cl - SO 4 2-  Ba 2+  = BaSO 4 ↓ +

BaCl 2 + Na 2 SO 4 = BaSO 4 ↓ + Na 2 SO 4

Ba 2+ + 2Cl - + 2Na + + SO 4 2- = BaSO 4 ↓+ 2Na + + 2Cl -

SO 4 2-

Ba 2+

= BaSO 4

+

Домашнее задание: Запишите схемы диссоциации веществ: Ba(OH) 2 Al Cl 3 H 3 PO 4 K 2 CO 3 Расписать уравнения в полном ионном и сокращенном виде:  NaOH+HCl →

Домашнее задание:

Запишите схемы диссоциации веществ:

Ba(OH) 2

Al Cl 3

H 3 PO 4

K 2 CO 3

Расписать уравнения в полном ионном и сокращенном виде:

NaOH+HCl →

ЛИТЕРАТУРА 1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ДРОФА 2006. 2. Габриелян О.С. Химия 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ДРОФА. 2005.  3. Горковенко М.Ю. Химия 9 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой; Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – М.: ВАКО, 2004.

ЛИТЕРАТУРА

  • 1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ДРОФА 2006.
  • 2. Габриелян О.С. Химия 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ДРОФА. 2005.
  • 3. Горковенко М.Ю. Химия 9 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой; Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – М.: ВАКО, 2004.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!