СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электричество вокруг нас

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Электричество кругом,

Полон им завод и дом,

Нам токи очень помогают,

 Жизнь кардинально облегчают!

Всех проводов «величество»

Зовется «электричество!»

Эксперименты  проведем

И знания приобретем! 

Просмотр содержимого документа
«Электричество вокруг нас»

Обобщающий урок по теме: «Электричество вокруг нас »




Цель урока:

Повторить и обобщить знания по теме:

«Электрические явления»;

Задачи урока:

Образовательная:

Формирование умения делать самостоятельные выводы;

Воспитательная:

Воспитание самооценки учащихся, творческой инициативы, аккуратности, дисциплинированности;

Развивающая:

Развитие интереса к предмету, логического мышления, внимания, наблюдательности;

Развитие умений работать в группе;


. Ход урока.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я, Пуля Лидия Егоровна учитель физики МКОУ СОШ №4, села Малые Ягуры. Мне предоставлена возможность провести классе урок физики .надеюсь на вашу поддержку и понимание.

1. Мотивация.

Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя. На уроках физики мы говорим о познании природы. Но сегодня, прежде чем изучать физические явления, давайте заглянем «в себя» Как мы воспринимаем окружающий мир? Как художники или как мыслители?

Психологический тест.

  1. Переплетите пальцы рук. Большой палец правой или левой руки оказался у вас сверху? Запишите результат буквами «Л» или «П».

  2. Скрестите руки на груди. Кисть какой руки оказалась сверху? Запишите.

  3. Изобразите бурные аплодисменты. Ладонь какой руки у вас сверху?

Подведем итоги. У кого получились все «Л»? Вы соответствуете художественному типу личности. У кого все «П» - типу мыслителя. Большинство учеников вашего класса – гармонично развитые личности, которым свойственно как логическое (мыслители), так и образное (художники) мышление. Вот мы и познакомились: вы – с собой, а я – с вами. Можно переходить к познанию внешнего мира.(слайд 1)

. Оргмомент (тема и цель урока)

Итак, внимание на экран ( демонстрация видео об электрических явлениях)

Вопрос : о каких явлениях сегодня будет идти речь?

( Об электрических явлениях.)

- Где вы можете наблюдать электрические явления?(ответы)

(слайд 2)

- Электричество кругом,

Полон им завод и дом,

Нам токи очень помогают,

Жизнь кардинально облегчают!

Всех проводов «величество»

Зовется «электричество!»

Эксперименты проведем

И знания приобретем!

-Значит, какая тема нашего урока? (электричество вокруг нас)

- Какую цель мы поставим? (повторить и обобщить знания по теме)



(слайд тема урока «Электричество вокруг нас», цель.) (слайд 3)

Сегодня перед нами цель:

Все повторить и обобщить,

Анализ сделать , все сравнить

И множество задач решить.

А также надо объяснить

Как без электричества прожить.

В конце урока закрепить,

Ну и ,конечно, оценить

Физические явления.

. Повторение

1.Проверка теории.

(слайд 4)


– Перед нами дверь в физическую лабораторию. Но прежде чем переступить ее порог, надо вспомнить теорию.


Отгадайте загадки:


1.К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество!

Это ...

(Электричество)


2. По тропинкам я бегу

Без тропинок не могу

Где меня, ребята нет

Не зажжется в доме свет


(Электрический ток)


3.Что называется электрическим током? ( упорядоченное движение заряженных частиц)

4. Какие виды зарядов существуют в природе?

(В природе существуют только положительные и отрицательные заряды)

5..Какова единица измерения напряжения? (вольт)

6.Какова единицы измерения силы тока? (ампер)

-Перед вами листок самооценки: подпишите их и выполните 1 задание, ответьте на ответы теста (слайд 5)


Вариант 1.

1. При трении о шелк стекло заряжается...

А. положительно. Б. отрицательно.

2. Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, потертой о мех, то оно...

A. не имеет заряда.

Б. заряжено положительно.

B. заряжено отрицательно.

3. На рисунке изображены легкие шарики, подвешенные на шелковых нитях. Какой из рисунков соответствует случаю, когда шарики имеют одноименные заряды?

А. 1. Б. 2.


4. К шарику поднесена потертая о мех палочка (рис). Какой по знаку заряд имеет шарик?

А. Положительный. Б. Отрицательный.


5. На какое из заряженных тел действует с меньшей силой заряженный шар (рис)?

А. 1. Б. 2. В. 3.


6. Каким стержнем — стеклянным, эбонитовым или стальным — нужно соединить электроскопы, чтобы они оба оказались заряженными (рис)?

А. Стеклянным. Б. Эбонитовым. В. Стальным.

(Меняемся вариантами и проверяем на слайде)

В Вариант 2.

1. При трении эбонитовой палочки о мех она заряжается...

А. положительно. Б. отрицательно.

2. Если наэлектризованное тело притягивается к стеклянной палочке, потертой о шелк, то оно...

A. заряжено положительно.

Б. заряжено отрицательно.

В. не имеет заряда.

3. На рисунке изображены шарики, подвешенные на шелковых нитях. На каком из рисунков показаны шарики, заряженные разноименными зарядами?

А. 1. Б. 2.

4. К бузиновому шарику поднесена потертая о шелк сте-клянная палочка (рис). Какой по знаку заряд имеет шарик.

А. Отрицательный. Б. Положительный.

5. На какое из заряженных тел действует с меньшей силой заряженный шар (рис)?

А. 1. Б. 2. В. 3.



6. Каким стержнем — стеклянным, эбонитовым или стальным — нужно соединить электроскопы, чтобы они оба оказались заряженными (рис)?

А. Стеклянным. Б. Эбонитовым. В. Стальным.




-Поменяйтесь вариантом с товарищем и проверьте на сладе(слайд 6)

-А теперь верните листы обратно и оцените себя

(слайд 7)

Ребята, у вас уже есть оценки. Но вы можете повысить их или получить еще, если будете активно работать на уроке, за это получая бонусы.

2.Экспериментальный этап.

Вот мы и в лаборатории… (слайд 8) Сколько здесь приборов для экспериментов! . Физика – это экспериментальная наука. И следующий наш этап – экспериментальный.

- Ребята, что за прибор у меня в руках? (электрометр). Для чего он служит? ( с помощью электрометра можно определить наэлектризовано тело или нет). Продемонстрируйте, пожалуйста это на опыте ( один ученик натирает эбонитовую палочку о мех и подносит к электрометру).

-Хорошо, умница, получи бонус.

А вот теперь я при помощи волшебной палочки заставлю «танцевать» яйцо.( Показ явления электризации «Послушное яйцо».

Для опыта необходимо эбонитовая палочка и пустое яйцо. Палочку заряжаем трением о мех, подносим к яйцу, оно притягивается, а потом приходит в движение, которое можно контролировать с помощью эбонитовой палочки.)


Ребята, перед вами элементы электрической цепи. Но:

Инструктаж по т/б

Продолжаем электричество, с вами дети изучать,
Только технику безопасности надо строго соблюдать.
Не вставайте из-за парты, есть вопросы, так спроси,
Но не  Юлю и не Сашу, а  учителя зови.
Все приборы аккуратно на столах своих расставь,
Убедись, что ключ разомкнут и тогда соединяй!
Подключая батарейку, на полярность посмотри,
Потому что амперметру очень может не повезти.
Ну а если вы ребята вдруг забудете наказ,
То читайте все на стенде еще много-много раз.

-Соберите электрическую цепь, состоящую из источника тока, лампочки и выключателя.(Ребята в группах собирают электрические цепи). А один из учеников при помощи программы «Начала электроники» собирает виртуальную электрическую цепь.

-Молодец, получи бонус!

-Давайте зажжем лампочку в цепи, собранной в физической лаборатории

(ПРОГРАММА НАЧАЛА «ЭЛЕКТРОННИКИ»)

Задание для первой группы: дать определение амперметра, для второй-вольтметра и правильно подсоединить.

- Начертите схему замкнутой электрической цепи, состоящую из источника тока, лампочки и выключателя.

3.Физкультминутка.(слайд 9)

Давайте немного разомнемся, но не будем отвлекаться от темы урока. Встаньте. Вы - электрические проводники. Соединитесь в последовательную цепь, используя свои провода – руки. Вы чувствуете тепло рук? Это ток идет по вашим проводникам. Раз, два, три. Не разъединяясь, сделайте приседание, теперь наклон влево, вправо. Разомкните свою цепь, садитесь.

4.Электрические явления в природе.

- Что у меня в руках ?(два проводника (медный и алюминиевый): какой из них обладает наибольшей электропроводностью(медный)

- А воздух проводит электрический ток? Давайте проверим на опыте. Сейчас мы с помощью электрофорной машины получим электрическую искру. При вращении ручки электрофорной машины на одном из ее шариков накапливается положительный заряд, а на другом- отрицательный. (демонстрация). Наблюдаем искру – разряд разноименных зарядов. А теперь скажите, в чем сходство между нашим опытом и природным явлением. Представленном на видео?

. (слайд 10), (слайд 11)

- Ребята, о каком явлении идет речь? (о молнии). На что похожа молния? ( На искру) . Итак, молния -это искровой разряд в атмосфере, происходящий между разноименно заряженными облаками или между облаком и землей .Всем вам, конечно, не раз доводилось наблюдать это красивое и небезопасное явление природы. Существуют правила поведения во время грозы и правила доврачебной помощи при поражении током и молнией в частности.

- Ребята, какая связь между опытом и природным явлением, представленном на видео )

- А знаете ли вы, что многие рыбы имеют электрические рецепторы.

Изучая поведение многих видов рыб (сомики, акулы, скаты и др.), ученые установили, что они обладают специальными органами для восприятия электрических полей — электросенсорной системой. У акулы (и у скатов) такой электрический орган называется ампулой Лоренцини. Это подкожный канал, располагающийся вдоль тела, один конец которого открыт в наружную среду, а другой оканчивается глухим расширением (ампулой). Электрический орган акулы обладает фантастически высокой чувствительностью: рыба реагирует на очень слабые электрические поля .Не вдаваясь в подробности описания строения этого органа, можно сказать, что канал электрического органа акулы представляет собой отрезок (до нескольких десятков сантиметров) кабеля с высоким сопротивлением изоляции и хорошо проводящей жилой.Акула тут использует закон Ома: U = IR, т.е. чем длиннее канал, тем большая разность потенциалов подается на электрорецептор.

Акулы используют свои электрорецепторы при поисках добычи. Этот хищник способен обнаружить скрытую под слоем песка камбалу только по электрическим полям, генерируемым мышцами жертвы при дыхательных движениях. В настоящее время насчитывается 11 семейств (более 300 видов) электрических рыб. В древности они были почитаемы: их чтили как лекарей: разряды электрического ската использовали для лечения нервных болезней и головных болей. Они также служили источниками электрического тока в лабораториях. Пресноводные рыбы дают меньший ток, чем морские.

- какие «электрические» рыбы вам известны? (слайд 13)

Например, электрический угорь может вырабатывать напряжение до 300 В, нильский сом-до 450 В, а угорь электрофорус-500 В.

Электричество используется рыбами для защиты от нападений, для добывания пищи, для передачи сигналов другим рыбам.

-Домашнее задание: подготовить сообщение о существах, вырабатывающих электрический ток.

((СЛАЙД16)

.Рефлексия. Оцени себя.

- За активное участие на уроке многие получили бонусы, приплюсуйте их к своим оценкам. Но это мои оценки. А теперь я попрошу, что бы вы сами оценили свои знания, как выполнили поставленные в начале урока цели? но не количественно, а качественно. Перед вами смайлики. Оцените себя.





.Итог урока (слайд 14)

А закончить урок я хочу стихотворением польского поэта Мицкевича :

Как наша прожила б планета,

Как люди жили бы на ней

Без теплоты, магнита, света

И электрических лучей?

Что было бы? Пришла бы снова

Хаоса мрачная пора.

Лучам приветственное слово,

А электричеству- ура !






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!