СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электрические явления в природе и технике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является завершающим в разделе "Электрические явления"

Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

Приложение 1

Задания I группе «Электрические явления в природе»

Электрические явления в живой природе

Первыми объек­тами, свидетельствующими о наличии элект­рических явлений в живой природе, были рыбы. Жители Южной Америки давно подметили, что некоторые рыбы способны наносить парализующие удары. Такими способностями обладают электрические угри, нильский электрический сом, скаты. Еще древние римляне знали, как элек­трические скаты добывают себе пищу: они не гоняются за добычей, не сидят в засаде, но у крабов или осьминогов, оказавшихся рядом со спокойно плывущими в воде скатами, на­чинаются конвульсии, и они гибнут от элект­рического разряда.

Почти слепой электрический угорь ориентируется и распознает предметы, испуская слабые разряды – примерно один в минуту, - создающие на короткое время электрическое поле вокруг всего его тела. Если в это поле попадает какой-нибудь объект или потенциальная жертва, рыба сразу настораживается и либо огибает препятствие , либо спешит к добыче. Электрический угорь из Амазонии – пресноводная рыба из Южной Америки. В отличие от своих мелких сородичей он достигает 2, 5 м в длину, причем четыре пятых тела приходится на электрические органы. Это одно из немногих животных , убивающих током. Он генерирует напряжение до 600 вольт , которое способно свалить с ног лошадь. Свое длинное тело он может плавно провести под корягой или среди камней, ни разу не коснувшись их.

Удивительными электрическими свойствами обладает клюв утконоса, обитателя австралийских рек. Клюв утконоса помогает животному находить корм, плавая под водой с закрытыми глазами, ушами и ноздрями. Широкий кожистый клюв этого необычного млекопитающего покрыт тысячами крошечных пор с рецепторами, они воспринимают слабые электрические поля, создаваемые мышечными сокращениями их жертвы. Водя своим чувствительным клювом по дну, утконос удовлетворяет ненасытный аппетит: ежедневно он съедает почти столько пищи, сколько весит сам. Он ощущает и более слабые электрические поля, создаваемые движениями воды через препятствия вроде камней и бревен. Это помогает утконосу ориентироваться.

Электрические явления в неживой природе

С давних пор человек наблюдал грозу, молнию, «огни святого Эльма, северное сияние. Электрическая природа молнии была раскрыта в исследованиях американского физика   Б. Франклина, по идее которого был проведён опыт по извлечению электричества из грозового облака. Широко известен опыт Франклина по выяснению электрической природы молнии. В 1750 им опубликована работа, в которой описан эксперимент с использованием воздушного змея, запущенного в грозу. Средняя длина молнии 2,5 км, некоторые разряды простираются в атмосфере на расстояние до 20 км.

Наиболее часто молния возникает в кучево-дождевых облаках, тогда они называются грозовыми; иногда молния образуется в слоисто-дождевых облаках, а также при вулканических извержениях, торнадо и пылевых бурях.

Молнии — серьезная угроза для жизни людей. Поражение человека или животного молнией часто происходит на открытых пространствах т.к. электрический ток идет по кратчайшему пути "грозовое облако-земля". Часто молния попадает в деревья и трансформаторные установки на железной дороге, вызывая их возгорание. Поражение обычной молнией внутри здания невозможно, однако бытует мнение, что так называемая шаровая молния может проникать через щели и открытые окна. Обычный грозовой разряд опасен для телевизионных и радиоантенн расположенных на крышах высотных зданий, а также для сетевого оборудования.



Наша планета полна загадок и необычных явлений. Издавна люди интересовались таким специфическим свечением, которое получило название «Огни Святого Эльма». Оно возникает на шпилях зданий и разнообразных заостренных предметах во время снеговых бурь, гроз и торнадо.

В средние века люди не находили научного объяснения этому явлению и считали такой огонек знамением от Высших Сил. Однако сегодня физики доступно объясняют этот удивительный процесс. Оказывается, когда приближается гроза, то на земле накапливается огромное количество электричества. Учитывая тот факт, что воздух заряжен положительными частицами, а земля – отрицательными, то в средних слоях атмосферы при соприкосновении частиц возникает электрический разряд. Огни Святого Эльма представляют собой яркие кратковременные вспышки, искры или бело-голубые огоньки, похожие на факел. Их возникновение сопровождается специфическими звуковыми эффектами: шипением, потрескиванием.



























Задания I группе.

Приведите примеры электрических явлений в живой природе.


Расскажите об одном явлении в живой природе.




Приведите примеры электрических явлений в неживой природе.




Какие приборы используют для защиты зданий от молнии?


Вас застала гроза, когда вы прогуливались со своей собачкой, ведя ее на тонкой цепочке. Ваши действия по спасению себя и собаки от молнии.




Сделайте коллаж «Электрические явления в природе»














Задания II группе. Электрические явления в технике

Электрические явления в технике

Промышленные фильтры для очистки газовых выбросов от твёрдых частиц не могут уловить слишком мелкую пыль. Для этого используют электрофильтры. С заострённых концов сильно наэлектризованных электродов стекают потоки электронов, которые заряжают собой частицы пыли. Под действием электрического поля заряженные частицы пыли осаждаются на электродах с противоположным знаком заряда.

Устройство лазерного принтера основано на электрических явлениях . Когда принтер получает задание для печати, изображение с помощью лазера «рисуется» в виде положительно заряженных точек. Затем из контейнера на барабан сыплется очень мелкая сухая краска , которая прилипает только в тех местах, где есть положительно заряженные точки. С помощью специального механизма к барабану подаётся бумага, приобретая по пути отрицательный заряд. Бумага соприкасается с фотобарабаном, частицы положительно зарядившейся краски притягиваются к отрицательно заряженному листу, на котором остаётся отпечаток. Затем бумага проходит по горячему ролику, где частицы краски «вплавляются» в бумагу.

На современных автомобильных заводах кузова автомобилей окрашиваются в специальных камерах, где краска распыляется и одновременно электрически заряжается отрицательно, а затем оседает на кузове, заряженном положительно. Таким образом, процесс покраски автоматизируется, и достигается высокая равномерность окраски.

Аналогично процессу покраски автомобилей в пищевой промышленности коптят рыбу. Копчение – это процесс пропитывания продуктов дымом. Частицы дыма заряжают положительно, и они равномерно оседают на отрицательно заряженной тушке рыбы или мяса, поэтому процесс копчения происходит быстрее и качественнее.

Чтобы получить в электрическом поле слой ворса на каком-либо материале, надо материал заземлить, поверхность покрыть клеящим веществом, а затем через заряженную металлическую сетку, расположенную над этой поверхностью, пропустить порцию ворса. Ворсинки быстро ориентируются в поле и, распределяясь равномерно, оседают на клей строго перпендикулярно поверхности. Так получают покрытия, похожие на замшу или бархат. Легко получить разноцветный узор, заготовив порции разного по цвету ворса. Так можно сделать многоцветные ковры.

Если мелкие частицы одного вещества зарядить положительно, а другого — отрицательно, то легко получить их смесь, где частицы распределены равномерно. Например, на хлебозаводе теперь не приходится совершать большую механическую работу, чтобы замесить тесто. Заряженные положительно крупинки муки воздушным потоком подаются в камеру, где они встречаются с отрицательно заряженными капельками воды, содержащей дрожжи. Крупинки муки и капельки воды образуют однородное тесто.

Можно привести много других примеров полезного применения статической электризации. Основанная на этом явлении технология удобна: потоком заряженных частиц можно управлять, изменяя электрическое поле, а весь процесс легко автоматизировать.

В ситуациях, когда происходит трение соприкасающихся поверхностей, может наблюдаться явление электризации. Это очень опасно на некоторых производствах (например, мукомольные, текстильные и химические заводы), а также при изготовлении электронных приборов.

Например, кожаные или резиновые ремни, передающие вращение на мельницах электризуются, и возникающий при этом искровой разряд может вызвать взрыв мучной пыли. Во время работы ткацкого станка волокна ткани от трения приобретают разноимённые заряды, это приводит к их взаимному отталкиванию (они начинают «топорщиться»), что значительно затрудняет работу на станке. Кроме того, наэлектризованная ткань притягивает частицы пыли из воздуха, поэтому ткань в процессе выработки сильно загрязняется.

      

Во время сбора электронных приборов некоторые элементы, чувствительные к статическому электричеству (например, микросхемы), могут быть повреждены. Поэтому сотрудники, занимающиеся монтажом электронных микросхем, обязаны одевать специальные браслеты с проводом, подключаемым к заземлению.

Во время полёта из-за трения о воздух электризуются самолёты. Поэтому после посадки нельзя сразу же к самолёту приставлять металлический трап: может возникнуть электрическая искра и, как следствие, пожар. Сначала самолёт разряжают: опускают с него на землю металлический трос, соединённый с корпусом самолёта, и электрические заряды уходят в землю.

      

Похожие меры предосторожности используются и в автомобилях: к корпусу бензовоза прикрепляется металлическая цепь, которая волочится по земле, отводя в неё накапливающиеся заряды. При сливе топлива или заправке любой бензовоз обязательно подключают к заземлению металлическим тросом.

Чтобы нейтрализовать вредное действие статического электричества: на производстве заземляют станки и машины, увлажняют воздух, используют специальные нейтрализаторы зарядов; дома увлажняют помещения, используют специальные добавки к воде при мытье полов, антистатик для одежды.











Задания II группе.

Приведите примеры электрических явлений в технике?




Расскажите об одном явлении?



Какую пользу приносят электрические явления?






Наносят ли вред электрические явления технике? Приведите примеры.




Как можно нейтрализовать вредное воздействие статического электричества?




Почему при электромонтажных работах, производимых под напряжением необходимо иметь обувь на резиновой подошве?




Сделайте коллаж «Электрические явления в технике»



 



Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»

Приложение 2

Самостоятельная работа Вариант 1

Самостоятельная работа Вариант 2

1.Найдите напряжение на концах нагревательного элемента, если его сопротивление 40 Ом, а сила тока 2 А.

2.Какой заряд протекает через катушку гальванометра, включенного в цепь на 2 мин, если сила тока в цепи 12мА?

3.С каким действием электрического тока мы сталкиваемся, когда при грозовых разрядах в воздухе образуется озон?

1. На цоколе электрической лампочки написано: «3,5 В; 0,28 А». Найдите сопротивление спирали лампы.

2.Определите силу тока в электрической лампе, если через нее за 5 мин проходит электрический заряд 150 Кл.

3.Почему вблизи того места, где оборванный провод высокого напряжения соприкасается с землей, рекомендуется стоять на одной ноге?



Ф.И._________________________________

Класс

Ф.И._______________________________

Класс































Просмотр содержимого документа
«Приложение 3»

Приложение 3

Домашнее задание

  1. При устройстве молниеотвода использовали стальной провод площадью поперечного сечения 35 мм2 и длиной 25 м. Определите его сопротивление.

  2. Почему птицы спокойно сидят на проводах?

__________________________________________________________________

  1. Используя Интернет, выясните, какие электрические приборы были первыми?

  2. Используя Интернет, выясните , как называлась первая улица с электрическим освещением?

  3. Почему нельзя гасить огонь, вызванный электрическим током, водой или обычным огнетушителем, а необходимо применять сухой песок?









Просмотр содержимого документа
«Электрические явления в природе и технике»


Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» п. Бабынино Калужской области













«Электрические явления в природе и технике»

8 класс







Автор: учитель физики и математики

МОУ «СОШ №2» п. Бабынино

Кочанова Е.В.

Соответствие занимаемой должности



2017 г

Тема: «Электрические явления в природе и технике»

Цель: узнать , какие электрические явления встречаются в природе и технике.

  1. Орг.момент: Здравствуйте! Я рада приветствовать всех присутствующих ! Давайте, улыбнемся друг другу и подарим частичку тепла! Садитесь! Начинаем наш урок.

  2. Актуализация знаний . Постановка цели и задач урока.

Учитель: Выберите лишнее понятие в каждой строке и объясните свой выбор. ( слайд 2)

  1. Снегопад, ледоход, листопад, метель, пурга, яблоко, радуга.

  2. Мяч, гвоздь, карандаш, рассвет, машина.

Учащиеся. Яблоко, рассвет.

Учитель: Все явления, с которыми мы сталкиваемся в физике, называются физическими. (слайд 3)

Заполните таблицу, используя предложенные картинки:





Магнитные

Физические явления





Световые















Учащиеся. Механические , звуковые, тепловые, электрические.

Учитель: Какие явления изображены на картинках? ( слайд 4)



Учащиеся: Электрические.

Учитель: А как вы думаете, для чего мы будем изучать эти явления, какова цель урока? Как звучит тема сегодняшнего урока?

Учащиеся: Электрические явления в природе и технике.

  1. Изучение нового материала

( Запись на доске «Электрические явления)

Учитель: Откройте свои тетради, запишите число, классная работа и тему «Электрические явления».

Учитель. Сейчас вы разделитесь на две группы для проектной работы. Первая группа работает над проблемой «Электрические явления в природе», вторая группа – «Электрические явления в технике». Приложение 1

Сделайте запись в своих тетрадях.

Электрические явления

в природе в технике

Работа над проектами.

Задания I группе.

Приведите примеры электрических явлений в живой природе.

Приведите примеры электрических явлений в неживой природе.

Какие приборы используют для защиты зданий от молнии?

Вас застала гроза, когда вы прогуливались со своей собачкой, ведя ее на тонкой цепочке. Ваши действия по спасению себя и собаки от молнии.

Из предложенных картинок сделайте коллаж «Электрические явления в природе»



Задания II группе.

Где встречаются электрические явления в технике?

Какую пользу приносят электрические явления?

Наносят ли вред электрические явления технике? Приведите примеры.

Как можно нейтрализовать вредное воздействие статического электричества?

Из предложенных картинок сделайте коллаж «Электрические явления в технике».

Почему при электромонтажных работах, производимых под напряжением необходимо иметь обувь на резиновой подошве?

4.Защита проектов

Учитель: Вы сейчас слышали и видели выступления каждой группы? С какими явлениями в природе и технике вы познакомились? Значит, достигли мы цель, поставленную вначале урока?

      

5.Физкультминутка.

Учитель. Откройте учебники на стр. 100 и вспомните обозначения электрических приборов на электрической цепи.

Давайте заполним таблицу. ( Учащиеся по одну выходят к доске и заполняют таблицу)

Прибор

Внешний вид

Обозначение на электрической цепи

Вольтметр



Ключ



Гальванический элемент



Электрическая лампа



Амперметр




Внимательно посмотрите на доску. Нет ли ошибок?

6. Закрепление полученных знаний

Учитель: Выполните самостоятельно задания на карточках из желтых конвертов. В конце урока сдайте карточки с решениями. Приложение 2

7.Рефлексия

Учитель: Давайте, подведем итог урока. Достигли ли мы поставленной цели? Раскрыли тему урока? (Ответы учащихся)

( слайд 5)

Я узнал...

У меня получилось...

Мне было трудно …

Я бы хотел еще узнать …

Своей работой на уроке я доволен ( не совсем, не доволен), потому что …

У меня … настроение .

7. Домашнее задание

Учитель. Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Выполните задания на карточках. ( Задания 1-2, дополнительно 3-5)Приложение 3

Урок окончен!











Список используемой литературы


  1. А.В. Перышкин «Физика» , 8 класс

  2. А. Семке Физика и живая природа. Занимательный материал к урокам. 7-9 классы

  3. ИД «Первое сентября» Учение с увлечением на уроках физики в 7-9 классах

  4. ИД «Первое сентября», журнал Физика,№ 10 , 2015 г

  5. ИД «Первое сентября», журнал Физика, №2, 2016 г

  6. Т.Лисякова Физика в рисунках. Материалы к уроку в 7-8 классах




 







Просмотр содержимого презентации
«Электрические явления в природе и технике»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»  п. Бабынино «Электрические явления в природе и технике»   Учитель математики  и физики  Кочанова Е.В.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Бабынино

«Электрические явления в природе и технике»

Учитель математики

и физики

Кочанова Е.В.

Выберите лишнее понятие в каждой строке и объясните свой выбор.

Выберите лишнее понятие в каждой строке и объясните свой выбор.

  • Снегопад, ледоход, листопад, метель, пурга, яблоко, радуга.
  • Мяч, гвоздь, карандаш, рассвет, машина.
Заполните таблицу, используя предложенные картинки: Физические явления Магнитные Механические Тепловые Звуковые Электрические Световые Физические явления Магнитные Механические  

Заполните таблицу, используя предложенные картинки:

Физические явления

Магнитные

Механические

Тепловые

Звуковые

Электрические

Световые

Физические явления

Магнитные

Механические

 

Какие явления изображены на картинках?

Какие явления изображены на картинках?

Рефлексия Я узнал... У меня получилось... Мне было трудно … Я бы хотел еще узнать … Своей работой на уроке я доволен ( не совсем, не доволен), потому что … У меня … настроение .

Рефлексия

Я узнал...

У меня получилось...

Мне было трудно …

Я бы хотел еще узнать …

Своей работой на уроке я доволен ( не совсем, не доволен), потому что …

У меня … настроение .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!