СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс «Русский язык. Подготовка к ОГЭ»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс «Русский язык. Подготовка к ОГЭ» предназначен   для учащихся 9-х классов  общеобразовательных школ. 

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс «Русский язык. Подготовка к ОГЭ»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хоточчунская основная общеобразовательная школа»


«Согласовано»

на заседании МО

____________ Слепцова Р.С.

«___» __________ 2015г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «Хоточчунская ООШ»

___________ Слепцова Р.С.

«___» _________ 2015г.





Рабочая программа элективного курса

по русскому языку

«Русский язык. Подготовка к ОГЭ»

9 класс




Составитель программы: учитель

Варламова Любовь Петровна, 1

квалификационная категория




2015 г.

Элективный курс «Русский язык. Подготовка к ОГЭ» предназначен для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов в соответствии с требованиями и моделями заданий и рассчитан на 34 часа учебной нагрузки из них на развитие речи отводится 15 часов, на систематизацию языковых знаний – 19 часов.

Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся, позволяет углубить содержание базового учебного предмета «Русский язык», а также обеспечить дополнительную подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку, программа соответствует спецификации, утверждённой ФИПИ.

Цель элективного курса – формирование у девятиклассников предметных компетентностей (языковых, лингвистических, коммуникативных), необходимых для успешной сдачи экзамена по русскому языку в форме ОГЭ.

Для этого необходимо решить следующие задачи: повторить, обобщить и систематизировать основные сведения школьного курса русского языка, расширить коммуникативные навыки.

Реализация программы предполагает совершенствование практических навыков:

- по орфографии и пунктуации,

- в понимании текста, его смысловой и композиционной ценности,

- в извлечении основной информации,

- в создании собственного речевого произведения заданного стиля и типа речи в формате ОГЭ,

- в определении лексическое значение слова и умении производить лексический анализ слова,

- в знании выразительных средств русской речи.

Задачи курса:

- формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации;

- обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;

- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;

- углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.



Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.



За время прохождения курса предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Содержание программы и применяемые на занятиях формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции в целом, формированию общеучебных умений и навыков. На занятиях используются различные виды деятельности учащихся: обучающие, практические, самостоятельные работы и контрольные (составление плана изложения и сочинения, конспектирование приёмов компрессии текста изложения, написание изложения и сочинения, составление алгоритмов, схем, таблиц при повторении орфографии и синтаксиса, работа со словарём).


Рекомендации по подготовке к сжатому изложению

Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

  • умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

  • умение адекватно воспринимать авторский замысел;

  • умение сокращать текст разными способами;

  • умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста.

Первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.

При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.

При подготовке к написанию сжатого изложения, а также для контроля можно воспользоваться текстами из списка предложенной ниже литературы.

Рекомендации по подготовке к сочинению-рассуждению

Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (15.1, 15.2, 15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Все задания проверяют коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему рекомендуется использовать материал, отражающий разные языковые явления.


Рекомендации к подготовка к решению тестовых заданий

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким открытым ответом.

Данные задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий этого текста, а также ориентированы на проверку орфографических знаний и умений.

Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

При систематизации знаний орфографических правил в курсе отрабатываются те, которые необходимы на экзамене: правописание приставок, особенно пре- и при- правописание суффиксов глаголов, прилагательных и наречий, правописание безударной чередующейся гласной в корне.

При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением синонимических рядов (при выделении доминанты), а также выразительностью речи (метафорами, эпитетами, сравнениями).

Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо подбирать примеры на определение грамматической основы предложения с трудными случаями, например, когда подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а сказуемое – составное глагольное или составное именное. Особое внимание уделить заданиям по обособленным членам предложения.

Содержание элективного курса

Построение сжатого изложения

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

Обучающиеся должны знать:

  • основные правила работы с текстом.

Обучающиеся должны уметь:

  • точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

  • адекватно воспринимать авторский замысел;

  • вычленять главное в информации;

  • сокращать текст различными способами;

  • правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

  • находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.



Средства выразительности речи

Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.

Обучающиеся должны знать:

  • основные средства выразительности.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать средства выразительности;

  • находить в тексте средства выразительности;

  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности.


Стилистика русского языка

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Обучающиеся должны знать:

  • основные сведения по стилистике русского языка.

Обучающиеся должны уметь:

  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;

  • работать со стилистическими синонимами.


Нормы русской орфографии

Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

Обучающиеся должны знать:

  • орфографические правила.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.


Морфемика и словообразование.

Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.

Основные способы образования слов.

Обучающиеся должны знать:

  • виды морфем;

  • морфемный и словообразовательный анализы слова.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.


Морфология.

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Самостоятельные и служебные части речи.

Обучающиеся должны знать:

  • систему частей речи в русском языке.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.


Синтаксические и пунктуационные нормы

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.

Обучающиеся должны знать:

  • синтаксические и пунктуационные нормы.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.



Построение сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Обучающиеся должны знать:

  • правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

Обучающиеся должны уметь:

  • подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.





Предполагаемый результат : Успешная реализация программы поможет учащимся обобщить и систематизировать знания, совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обеспечит психологическую поддержку при подготовке к итоговой аттестации в формате ОГЭ.




























Календарно-тематическое планирование элективного курса

в 9 классе «Русский язык. Подготовка к ОГЭ»


п/п

№ в теме

Тема занятия

дата

план

факт


1




2






3




4




5




6




7




8




9


10



11



12




13




14



15

16



17




18



19


20



21


22



23






24





25



26


27




28



29


30



31



32






33


34


1




2






1




2




3




4




5




1




2


3



4



5




6




7



8

9



10




11



12


13



14


15



1






2





3



4


5




6



7


8



9



10






11


12

1. Введение. Значение курса, его задачи (2 часа).

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.


Организация и технология проведения ОГЭ по русскому языку в новой форме. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.


2. Текст. Сжатое изложение (5 часов).

Задание С1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Практическая работа 1: Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.


Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Практическая работа 2: Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.


Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Практическая работа 3: Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.


Контрольная работа 1. Написание сжатого изложения.


3. Текст. Сочинение (15 часов).

Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания 15.1. Структура сочинения на лингвистическую тему.


Учимся формулировать тезис.


Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста.


Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.


Практическая работа 4: Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении.



Сочинение по цитате из текста. Критерии оценки задания 15.2. Структура сочинения


Учимся формулировать тезис.

Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста.


Учимся писать вывод сочинения по цитате 15.2.

Практическая работа 5: Создание сочинения-рассуждения по цитате 15.2.


Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. 15.3. Критерии оценки задания 15.2. Структура сочинения


Учимся формулировать тезис и писать комментарий


Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста и жизненного опыта.


Учимся писать вывод сочинения -рассуждения на морально-этическую тему. 15.3.


Практическая работа 6: Создание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. 15.3.

Контрольная работа 2. Сочинение-рассуждение 15.1, 15.2, 15.3 (на выбор учащегося).


4.Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий (12 часов).

Понимание текста. Обоснование ответа на вопрос. Задание 2.



Средства выразительности речи. Тропы. Фигуры речи. Задание 3.




Правописание приставок. Задание 4



Правописание суффиксов. Задание 5.


Синонимы. Виды синонимов. Антонимы. Задание 6




Способы подчинительной связи в словосочетании. Синонимичные словосочетания. Задание 7


Грамматическая основа предложения. Задания 8, 11

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Задание 9


Предложения с вводными словами и обращениями. Задание 10.


Сложные предложения.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Сложные предложения с различными видами связи. Задания 12,13,14.


Контрольная работа 3. Тест.


Анализ ошибок


Закрепление знаний на практике



Закрепление знаний на практике


Закрепление знаний на практике



Закрепление знаний на практике



Закрепление знаний на практике






Закрепление знаний на практике


Закрепление знаний на практике






Учебно-методический комплект:



1. Т.Г.Егораева. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. 9 класс./М., «Экзамен», 2012.

2. ОГЭ. 2015. Основной государственный экзамен. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под ред. И.П. Цыбулько. Русский язык. 9 класс - АСТ – Цыбулько, - 2015.

5. Русский язык. Сборник текстов для подготовки к ГИА 2011 - Дрофа - Пахнова - 2011.

6. Сборник разноуровневых заданий. Русский язык. 9 класс. ГИА - Акимова - Х. - 2011.

7. ОГЭ-2015, Русский язык. 30 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ОГЭ в 9 классе/ Степанова. – М: АСТ: Астрель, 2015

8. ФИПИ http://www.fipi.ru/



Словари и справочники

1. Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.

2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.

3. Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.

4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.

5. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.

6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!