СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по русскому языку "Учись писать грамотно"(5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс построен на основе пособия для учителя и учащихся: Иванова В. П. «Трудные вопросы орфографии» и предназначен для учащихся 5-х классов.

Цель элективного курса: Расширить знания обучающихся о языке, обогатить словарный запас, изучить слова как части речи.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по русскому языку "Учись писать грамотно"(5 класс)»








«Учись писать грамотно»

Программа элективного курса

«Юный словесник» по русскому языку.



















Категория учащихся: 5 класс

Форма обучения: коллективная

Режим занятий: всего 35 ч. 1 час в неделю





Учитель: Демина Т.В.



Пояснительная записка

                Программа кружка по русскому «Учись писать грамотно» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов подготовке в школьном образовательном процессе и рассчитана на учащихся 5 классов.

Курс построен на основе пособия для учителя и учащихся: Иванова В. П. «Трудные вопросы орфографии» М., «Просвещение,»1982г

Цель элективного курса:

Расширить знания обучающихся о языке, обогатить словарный запас, изучить слова как части речи.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА:

обобщить и углубить полученные ранее  знания по правописанию; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи; обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы; способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе. Известно, что курс русского языка 5 класса вызывает наибольшие трудности у школьников в усвоении. Школьникам трудна орфография и морфология. Кроме того необходимо учитывать, что темы курса 5-6 классов («Существительное», «Прилагательное», «Глагол») изучаются неоднократно, начиная с начальных классов так как являются одними из самых сложных для восприятия обучающимися, хоть они и повторяется в системе в последующих классов, систематических ошибок избежать не удается. Это диктует необходимость постоянного возвращения на уроках к ранее ( в этом же году) изученному с целью обработки умений и навыков, чему будет способствовать и программа элективного курса «Учись писать грамотно».

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

С учетом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием графического объяснения написанного, то есть графическое выражение хода размышлений учащихся. Использование таких форм работы, как тестирования, перфокарты, различные виды диктантов, творческого списывания, выборочного списывания. Особое место на занятиях отводится составлению связного рассказа на лингвистическую тему (составить связный рассказ о роли существительных, глаголов, и т.д.). Учить учащихся  давать аргументированную оценку ответа товарища, что воспитывает и уважительное отношение к одноклассникам. Расширять словарный запас учащихся – тоже задача курса.

                   Программа курса состоит из трех разделов (блоков). В первом разделах указан материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по орфографии, где особое внимание уделяется трудным случаям правописания. Во втором и третьем  блоке рассматривается материал по морфологии, предусмотрена работа по предупреждению стилистических и речевых ошибок: разъясняются типы ошибок, причины их возникновения.

Программа предназначена для обучающихся общеобразовательных школы 11-12 лет. Дети принимаются по желанию заниматься дополнительно изучением русского языка и развивать свои филологические способности. Программа рассчитана на 34 часа.

Практический характер занятий позволяет с помощью упражнений различного вида сложности, а так же лингвистических разборов закрепить знания по изученным темам, а лекционно – практический – узнать, усвоить и закрепить новые темы и понятия.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Лекция, практикумы, работа со словарями, деловая игра, тестирование.

Методы обучения: словесные, творческие и тестирования.

Специфика: преимущественно групповые занятия с выполнением индивидуальных заданий.

  Приемы, формы и методы работы определяются задачами курса и его содержанием. Так как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном  сочетании индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении правописания и овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения школьников. Этому способствуют такие активные формы работы, как практикумы, семинары, коллоквиумы, лабораторные занятия, зачеты. Творческие способности учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и схем. При этом максимально учитываются интересы учащихся, возможности и способности их, индивидуальный темп продвижения. Материал для упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности используемых текстов.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний.

При оценивании письменных  работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся».

На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса (по разделам), проводится зачет.

 АКТУАЛЬНОСТЬ

Программа элективного курса «Учись писать грамотно» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.



Тематический план.



Тема

Кол-во часов

1

Орфография

14

2

Имя существительное

7

3

Имя прилагательное

7

4

Глагол

6+ 1зачет























Тематическое планирование



Тема

Кол-во часов, число.

Содержание занятия, характер

1.

Введение. Основные принципы русской орфографии

1

  Лекц-практ

2.

Фонетический принцип

1

  Лекц-практ

3-4.

Морфемный принцип. Образцы морфемного анализа.

2

  Лекц-практ

5-6

Правописание безударных гласных в корне слова

2

1) Проверяемые ударением

2) Непроверяемые ударением

3) Чередующиеся гласные в корне слова Практич.

7-8.

Трудные темы орфографии. Правописание приставок ПРЕ-ПРИ

Контрольный словарный диктант.

2

1) Основные значения приставок пре-при

2) Употребление приставок пре-при с одним и тем же корнем

Лекц-практ

9-10

Правописание О-Ё-Е после шипящих

2

1) О-Ё-Е в корне

2) О-Ё-Е в суффиксах и окончаниях

3) Слова с чередующейся гласной в корнях жог/жег Лекц-практ

11

И-Ы после Ц

1

1) И-Ы в корне

Лекц-практ

12-13

Правописание сложных слов

2

1) Соединительные гласные О-Е

2) Сложносокращенные слов Творч. Зад. Лекц-практ

14.

Разделительный Ь.

1

1) Ь для обозначения мягкости

Лекц-практ

Тест

15-16


Имя существительное

2

1) Склонение существительных

2) Род существительных

Лекц-практ

17

Собственные и нарицательные существительные

1

Различение собственных и нарицательных существительных

Лекц-практ

18

Одушевленность- неодушевленность

1

Различение одушевленных и неодушевленных существительных Лекц-практ

19-21

Падеж имен существительных.

3

Определение падежа у имен существительных, различение падежных окончаний. Лекц-практ

22

Имя прилагательное

1

Имя прилагательное как часть речи. Лекц-практ

23-24



25

Полные и краткие имена прилагательные.

Род имен прилагательных

2



1

Различение полных и кратких имен прилагательных

Определение рода у имен прилагательных Лекц-практ

26-28

Падеж и число имен прилагательных

3

Определение падежа и числа у имен прилагательных

Лекц-практ

29

Глагол.

1

 Глагол как часть речи.

Лекц-практ

30-31

Спряжение глагола.

2

Определение спряжения у глагола

Лекц-практ

32

Вид глагола


Определение вида у глаголов

Лекц-практ

33

Лицо и число у глагола

1

Определение лица и числа у глаголов. Лекц-практ

34

Время глагола.

1

Определение времени у глаголов.

Практ.

35

Итоговое занятие. Зачет

 1

 















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!