28
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 84 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
«Основные занятия, быт, обычаи и традиции донских казаков в XVIII веке»
Автор:
Комиссарова Елена Ивановна,
учитель истории I квалификационной
категории МОУ СШ № 84
Волгоград 2015
Пояснительная записка.
Программа рассчитана на 17 часов.
Целесообразность введения представленной программы объясняется тем, что в основной школе мало внимания уделяется изучению краеведения.
Цели курса: дать учащимся знания об истории родного края XVIII века как части истории России, помочь ориентироваться в культуре и традициях донских казаков.
Основные задачи курса:
обеспечение учащихся совокупностью достоверных знаний об основных занятиях, быте, обычаях донских казаков в XVIII веке;
воспитание патриотизма, гражданской ответственности, гуманизма, уважительного отношения к историческому прошлому своего и других народов;
расширение кругозора учащихся и их познавательных возможностей.
Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и анализа исторической информации как основы решения дискуссионных вопросов, комплексной работы с различными типами исторических источников;
развитие у учащихся исторического мышления, способности рассматривать событие и явление с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;
усиление мотивации учащихся к самостоятельному познанию и творчеству как основе освоения исторического прошлого.
Результатом изучения курса будет развитие: умения вести поиск информации в разных источниках; навыков работы с дополнительной литературой; коммуникативных навыков при работе в группе; умения анализировать, сравнивать, выделять причинно-следственные связи.
Учебно-тематический план
№ | Содержание обучения. Разделы, темы. | Кол-во часов | Формы проведения занятий |
РАЗДЕЛ I. Источники изучения родного края. |
-
| Источники изучения родного края | 1 | Лекция, работа с источниками. |
РАЗДЕЛ II. Основные занятия донских казаков в XVIII в. |
-
| Земледелие и скотоводство. | 2 | Лекция с элементами обсуждения и работа с документами. |
-
| Рыболовство и охота. | 2 | Практикум. |
-
| Виноградарство и виноделие. | 1 | Практикум. |
-
| Донская торговля. Промышленность. | 2 | Викторина. |
-
| Промежуточная проверочная работа. | 1 | Семинар. |
РАЗДЕЛ III. Быт, обычаи и обряды донских казаков. XVIII век. |
-
| Быт, обычаи, обряды донских казаков в XVIII веке. | 5 | Круглый стол. |
-
| Экскурсия в краеведческий музей | 1 | Практическая работа ( в краеведческом музее ) |
-
| Итоговое проверочное занятие. Защита творческих работ и проектов. | 2 | Семинар |
| ИТОГО: | 17 | |
Содержание программы.
РАЗДЕЛ I. Источники изучения родного края. (1ч.)
Тема 1. Источники изучения родного края. (1ч.)
Понятия: «краеведение», источник изучения края, первоисточник, подлинник, копия, мемориальный документ, реликвия. Виды источников изучения родного края: вещественные, письменные, устные, изобразительные.
РАЗДЕЛ II. Основные занятия донских казаков в XVIII в. (8ч.)
Тема 2. Земледелие и скотоводство. (2ч.)
XVIII в. – донские казаки начинают заниматься земледелием. Порядок образования хуторов. Основные средства обработки земли. Главные сельскохозяйственные культуры на Дону. Разведение скота. Донское коневодство.
Тема 3. Рыболовство и охота. (2ч.)
Рыбный промысел на Дону. Переработка рыбы, «рыбоспетные» заводы. Охота.
Тема 4. Виноградарство и виноделие. (1ч.)
Занятие виноградарством и виноделием в казацких станицах. Садоводство. Лесоводство. Пчеловодство.
Тема 5. Донская торговля. Промышленность. (2ч.)
Заводы и предприятия, действовавшие на Дону в XVIII веке. Соледобыча. Черкасск – главный центр донской торговли. Крупные ярмарки XVIII века.
Тема 6. Промежуточная проверочная работа (1ч.)
РАЗДЕЛ III. Быт. Обычаи и обряды донских казаков. XVIII век. (9ч.)
Тема 6. Быт, обычаи и обряды донских казаков в XVIII в. (5ч.)
Изменение обычаев и обрядов донских казаков в XVIII в. по сравнению с XVII в. Празднование Масленицы. Положение женщины-казачки в XVIII столетии. Обряд сватовства и бракосочетания. Одежда казаков и казачек.
Тема 7. Экскурсия в краеведческий музей. (2ч)
Тема 8. Итоговое проверочное занятие. (2ч)
Защита творческих работ и проектов.
Методические рекомендации.
Разработать вопросы для семинарских занятий, тесты, сообщения для круглого стола, спорные точки зрения для дискуссий или обсуждений, темы рефератов, творческих работ. Подготовить список литературы для чтения учащихся, источники, иллюстрированный материал.
Литература:
Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. XVII-XX в.в. Ростов-на-Дону, 1998.
Астапенко Г.Д. История донского казачества с древнейших времен до 1920 г. Ростов-на Дону, 2004г.
Гордеев ВА.А. История казачества. Ч.1-4. М., 1991-1995.
Донские казаки в прошлом и настоящем. Колл.авт., Ростов-на-Дону, 1998.
Козлов А.И. Возрождение казачества. Ростов-на-Дону, 1997.
Ригельман А.И. История или повествование о донских казаках. Ростов-на-Дону, 1992.
Шалыгин В. Мой край родной, казачий. Усть-Медведицкий округ области Войска Донского. Волгоград, Станица – 2, 2004. – 368с.
Царицын в путевых записках , дневниках и мемуарах современников (конец XVI – 1917г.). волгоградское научное издательство. 2005.
Водолагин М.А. Очерки истории Волгограда (1589 – 1967). М., 1968.
Волгоград. Четыре века истории. Волгоград, 1989.
Волгоград: хроника истории, 1689-1989. Волгоград, 1988.
РАЗДЕЛ I.
Источники изучения родного края.
Занятие 1. Источники изучения родного края.
Понятие «краеведение» – является одной из научно-прикладных дисциплин и включает в себя изыскания в самых различных научных областях: палеонтологии и археологии, географии и биологии, культуре и этнографии и в многих других. В данном курсе представлена историческая составляющая краеведения.
Виды источников изучения родного края: вещественные, письменные, устные, изобразительные.
Вещественные источники – это: археологические памятники (древние поселения, погребения и т.д.), вещи, найденные во время раскопок (оружие, орудия труда и т.п.), памятники архитектуры (жилые дома, хозяйственные постройки и др.), предметы быта (домашняя утварь, посуда, одежда, обувь и др.), монеты, медали и т.д.
Изобразительные источники: историческая, религиозная и др.живопись (иконы, росписи и др.), резьба по дереву, ювелирные изделия.
Письменные источники – рукописные памятники: летописи, церковные книги, письма, послания, записки и т.п.; печатные материалы: книги, газеты, листовки.
Устные источник – это былины, предания, сказки, песни, частушки, поговорки, загадки, воспоминания местных жителей.
РАЗДЕЛ II.
Основные занятия донских казаков в XVIII в.
Занятие 2. Земледелие и скотоводство.
Как известно, в XVII в. на Дону земледелием казаки не занимались, а людей, пытавшихся обрабатывать землю, наказывали. В XVIII столетии ситуация в этом отношении изменилась, и донцы уже могли заниматься хлебопашеством, не опасаясь репрессий. Желающие пахать землю и сеять хлеб уходили на хутора.
Порядок их образования был следующим… Желавшие основать и заселить хутор подавали в войсковую канцелярию просьбу с указанием месторасположения хутора и количества занимаемой земли. В канцелярии рассматривали ходатайство казака и, если не имелось особых препятствий, скоро выдавали разрешительную грамоту на основание хутора. В разрешениях иногда ставились определенные ограничения: например, могли запретить принимать на постоянное жительство на хутор пришлых из центральных районов России или малороссов.
Основными средствами обработки земли на Дону в XVIII столетии являлись тяжелый плуг, который тянуло 6 – 8 волов, соха и даже рало. Сжинали хлеб косами и серпами, а при молотьбе использовали цеп и каменный молотильный каток, в который впрягали лошадь.
Главными сельскохозяйственными культурами на Дону были рожь, просо, овес. Только к концуXVIII в. казаки стали сеять пшеницу, прославившую потом Дон не только на всю Россию, но и Западную Европу.
Одним из основных занятий донских казаков было разведение скота. Многие имели в своем хозяйстве крупный рогатый скот, свиней. Но особой популярностью пользовались те породы скота, которые не требовали особого ухода и затрат. К их числу прежде всего относились овцы. Разведение лошадей являлось одним из популярным и почетных занятий на Дону, сначала казаки не имели своих пород лошадей, но со временем, появились чисто донские конские породы. Особо заметными в то время были конские табуны Краснощековых, Туроверовых, Ефремовых, Красновых, Орловых, войскового атамана А.И.Иловайского. Донские кони пользовались большим спросом за границей, в Пруссии, у короля Фридриха Второго.
К концу XVIII в. на Дону, кроме частных табунов, имелось два войсковых: верхний и нижний (на реке Тузлов). Был и «рабочий табун», куда черкасские казаки на лето отдавали своих лошадей и коней станичных табунов.
Вопросы и задания:
Когда казаки начали заниматься земледелием? Что сеяли на Дону и чем обрабатывали нивы?
Какие породы скота разводили казаки в XVIII веке?
Расскажите о донском коневодстве этого периода. Какие породы донских лошадей вы знаете?
Занятие 3. Рыболовство и охота.
Серьезным подспорьем в полноценным питании донских казаков являлась рыба. Поэтому рыбный промысел на Дону в XVIII в. получил новое развитие, особенно после того, как после временного занятия в 1736г. Азова и строительства в 1761г. крепости Дмитрия Ростовского казаки закрепились в низовьях Дона, отвоевав у турок и татар лучшие рыболовные места.
Рыбная ловля на Дону продолжалась практически круглый год: была ловля весенняя, зимняя, меженная. Рыбу ловили бреднями, вентерями, удочками, сапетками (большая круглая корзина из прутьев тальника), зимой глушили топорами, били баграми. Для промышленного лова рыбы казаки использовали неводы, которые, по описанию путешественника 70-х годов XVII в. А.И.Гильденштедта, «имели тридцать саженей длины и от трех до четырех саженей ширины». С этой махиной, стоившей до 100 рублей, едва управлялась бригада в 10 человек.
Какая же рыба ловилась в то время в Дону? «Рыба от города Черкасска до устья реки и по морскому берегу, - говорится в «Словаре географическом Российского государства» Афанасия Щекатова, - весною ловится в большом количестве: белуга, осетры, севрюга, стерляди, лещи, карпы, судаки, окуни, ерши, тараны, караси, чахонь, щуки, сомы, сельди и т.д.; летом в великом множестве раки, как в реках, так и в озерах».1 В то время в Черкасске в любое время года можно было купить осетрину, рыбную икру. Пуд соленой белужины стоил во второй половине XVIII в. – 70 копеек. Значительно дешевле можно было купить сома, карпа, леща, чехонь, щуку. Тысяча штук соленой и сухой тарани продавались в Черкасске за 1 копейку. Часть выловленной рыбы продавалась живьем, а часть шла на переработку. Для этой цели казаки строили рыбоспетные заводы, которых в 60-70-х годах XVIII в. только в низовьях Дона было 67 штук, да еще на азовском побережье – 41 завод. Процесс переработки рыбы был сложным и трудоемким. После засолки ее сушили в специальных печах, спекая ее, отчего и произошло название заводов – «спетные» или «рыбоспетные». Предварительно из печи выгребали угли, после чего на горячий пол клали сено, а на него – рыбу, выдерживая ее таким образом несколько дней.
В восемнадцатом столетии рыболовство являлось третьей по значимости отраслью казачьего хозяйства, всегда спасавшей донцов от голода.
Определенное место в занятиях донских казаков занимала в XVIII в. охота, приносившая им к столу вкусное диких кабанов, лосей, уток, лебедей и дроф.
Вопросы и задания.
Какая рыба ловилась на Дону в XVIII в.?
Назовите орудия рыбного лова того времени.
Как перерабатывалась рыба на Дону?
Что такое рыбоспетный завод?
Занятие 4. Виноградарство и виноделие.
Заниматься виноградарством на Дону начали еще в конце XVII столетия. Петр I, побывавший на Дону в 1695-1996г.г., нашел разведение виноградных садов делом перспективным и приказал азовскому воеводе Прозоровскому и в Азове завести «виноградные и арбузные сады». Выполняя приказ, воевода в 1697-1698г.г. заложил вблизи Азова первые казенные виноградники и фруктовые сады. К 1711г. в них насчитывалось 26 465 кустов винограда.
В 1705г. были заложены виноградники и в непосредственной близи Азова; тогда солдаты высадили более 8 тыс. кустов и лоз винограда, но основные массивы винограда преобладали на правом берегу реки Дон. Он был выше левого берега и больше согревался солнцем, что благоприятно сказывалось на произрастании виноградных лоз.
Сначала виноделием занимались только казаки, производя вино приличного качества. С конца XVIIIв. За выделку вина взялись греки, поселившиеся в Черкасске. Лучшими донскими винами являлись цимлянское и раздорское, из станиц Цимлянской и Раздорской.
Большим подспорьем в казачьем хозяйстве являлось садоводство. Этому способствовали благоприятный климат и плодородные почвы. Здесь были обширные сады из сливовых, яблоневых, персиковых, вишневых и др.сортов деревьев.
В 1705-1709г.г. на Дону начали выращивать привезенные из Константинополя лимонные и померанцевые деревья.
Из огородных культур на Дону выращивали арбузы, дыни, огурцы, лук, чеснок, капусту. С 1704г. стали разводить клубнику, доставленную из подмосковного дворцового села Измайлова.
Земля донская в XVIII в. еще была богата лесом. Он рос по долинам рек, речек, по буеракам и балкам. Лучший лес, корабельный, произрастал в районе Таганрога. Для его охраны казаки создали особые команды. За самовольную рубку леса виновных строго наказывали.
В XVIII в. донцы продолжали активно заниматься пчеловодством. Особо преуспели в этом казаки будущих Миусского и Хоперского округов.
Вопросы и задания.
С какого времени на Дону стало развиваться виноградарство?
Назовите донские станицы, где занимались виноделием.
В каких районах занимались пчеловодством?
Занятие 5. Донская торговля. Промышленность.
Освоение новых земель на Дону, строительство станиц хуторов и крепостей требовало большого количества леса, железа, кирпича, извести, черепицы. Лес и дрова доставляли в низовья Дона с Хопра, Медведицы, Северного Донца, Воронежа, где все это имелось в достаточном количестве.
Железо, смола, черепица и другие стройматериалы поставлялись на Дон из центральных районов России. Производство кирпича, извести, камня, частично черепицы, пиломатериалов и металлических изделий было организована на Дону. Ввиду огромной потребности в кирпиче, в 1698-1699г.г. в Азове и Таганроге были построены кирпичные заводы. Мощности донских кирпичных заводов впечатляли: к лету 1703г. только на 12 таганрогских заводах за 2 недели производилось ≈ 350 тыс.штук кирпича. За лето – они выпускали – свыше 4 млн.штук кирпича. Наряду с кирпичным производством на донской земле в начале XVIII в. действовали предприятия по производству извести, добыче камня, было налажено лесопильное и металлообрабатывающее производство, действовали кожевенные, маслобойные и шерстомойные предприятия.
В начале XVIII в. донцы вытеснили ногайцев из манычских степей, захватив находящиеся здесь соленые озера. Соль в этих озерах отныне мог добывать каждый казак, это была одна из привилегий донцов. Продавать же соль разрешалось только в пределах Земли Войска Донского. Добывать соль обычно начинали в середине июня и завершали этот трудоемкий процесс к середине октября, когда сравнительно теплые дни еще не покидали эти края. При добыче соли казаки использовали лодочки, ломы, лопаты, топоры, канаты и другие технические средства. Такими простыми орудиями труда в конце XVIII столетия добывалось около 4 млн.пудов соли.
В XVIII в. на Дону быстрыми темпами развивалась торговля. Правительство, нуждавшееся в казачестве как военной силе, в XVIII в. подтвердило право казаков на беспошлинную торговлю, узаконив плюс их право на торговлю вином.
Главным центром донской торговли был Черкасск. Торговать сюда съезжались купцы русские, украинские, греческие, турецкие, итальянские, персидские.
Казаки, не довольствуясь торговлей на Дону, стали выходить за пределы своей земли. Основной товар, которым донцы торговали за границей Земли Войска Донского, являлся крупный рогатый скот. Главным же импортным товаром являлся хлеб. Кроме того, на Дон ввозили греческую крупу, овес, пшено, горох, холст, сукно, мыло, шубы и др.товары.
С 70-х годов XVIII в., кроме Черкасска, появился новый торговый центр Дона – крепость Дмитрия Ростовского (сейчас Ростов-на-Дону).
Кроме постоянной торговли, на Земле Вйска Донского процветали ярмарки. Крупнейшей из них являлась Урюпинская ярмарка, торговать куда съезжались со своими товарами купцы России и некоторых стран Азии и Европы, на Урюпинской ярмарке в 1764г. числилось 307 лавок; второй по объему торгового оборота ярмаркой Дона была Михайловская, имевшая 93 лавки.
Вопросы и задания.
Какие заводы и предприятия действовали на Дону в XVIII в.?
Где располагались соленые озера? С помощью каких орудий добывалась донская соль?
Какими предметами торговали на Дону в XVIII в.?
Назовите основной донской торговый центр этого периода.
Какие крупные ярмарки того времени вы знаете?
Занятие 6. Промежуточная проверочная работа.
РАЗДЕЛ III.
Быт, обычаи и обряды донских казаков. XVIII век.
Занятие 7. Быт, обычаи и обряды донских казаков в XVIII веке.
Жизнь каждого народа характеризуется особенностями, отражающимися в устройстве жилищ, в домохозяйстве, пище, одежде, нравах, обычаях, говоре, преданиях, верованиях, суевериях и т. д. Это целый мир нашей народной культуры — многогранный и яркий. Именно в нем отражена душа казачества, его философия и мораль.
Интересной и своеобразной являлась бытовая жизнь донских, казаков в восемнадцатом столетии. Особенно наглядно обычаи и обряды донцов можно было наблюдать в праздники Итак, заглянем в восемнадцатый век...
Нигде так выпукло, и ярко не проявляются обычаи любого народа, как в празднике. Так было и на Дону. Лишь наступал праздничный день, уже с утра на узких и тесных улицах донской столицы толпился празднично разодетый люд. Молодые казаки развлекались борьбой, игрой в мяч, Чехарду, бабки, айданчики (игра в бараньи кости). Взрослые казаки, собравшись в кружки, распевали былинные песни, здесь же отплясывали под веселую и задорную балалайку.
Около рундуков — лестничных площадок, выходящих на улицу - чинно сидели пожилые казаки, заслуженные воины. Перед ними обычно стояла ендова переваренного меда, который за крепость и отменный вкус весьма ценился у казаков (особенно так называемый тройной касильчатый мед).
Подле другого рундука на богатом персидском ковре располагались для душевной беседы жены донских старшин. Пленные татарки и турчанки (ясырки), жившие в казачьих семьях па правах младших членов, родственников, прислуживали старшинским женам, разливая в серебряные чары сладкий мед и с поклоном подавая его. Казачки степенно, без торопливости, вкушали мед, хвалили дедовскую старину и, слегка захмелев, пели душевные песни о подвигах своих дедов, отцов и мужей. Эту картинку черкасской жизни прекрасно увидел и поэтически передал в одном из своих стихотворений Николай Туроверов:
На солнце, в мартовских садах,
Еще сырых и обнаженных,
Сидят на постланных коврах
Принарядившиеся жены.
Последний лед в реке идет
И солнце греет плечи жарко;
Старшинским женам мед несет
Ясырка - пленная татарка.
Весь город ждет, и жены ждут,
Когда с раската грянет пушка,
Но в ожиданьи там и тут
Гуляет пенистая кружка.
А старики все у реки
Глядят толпой на половодье, -
Из-под Азова казаки
С добычей приплывут сегодня.
Моя река, мой край родной,
Моих прабабок эта сказка,
И этот ветер голубой
Средневекового Черкасска2 .
Почти проходящих мимо них казаков старшинские жены с поклоном приглашали: «Подойди, родненький, к нам!» и потчевали их медом. Весьма польщенные вниманием знатных дам, казаки, обычно, кланялись и клали на поднос горсть монет. Проводившие таким образом время старшинские жены любили изъясняться в разговорах между собой по-татарски, переняв знание этого языка у ясырок. Разговор на татарском языке был тогда в большой моде у черкасских казачек.
Молодые казачки в праздничных одеждах гуляли отдельно. Щелкая жареные арбузные и тыквенные семечки, они собирались своими компаниями себя показать и других посмотреть. Подражая старшим, девушки душевно цели псалмы и веселые песни.
Если мимо молодежи проходил казак в летах, то за несколько метров до него малолетки почтительно вскакивали и кланялись ему. Сесть они могли только тогда, когда казак удалялся от них на почтительное расстояние. Это непритворное уважение к старшим воспитывалось в казачьих семьях с раннего детства. Если малолеток выказывал неуважение к старшему, то тот мог приструнить мальца увесистой оплеухой, что с одобрением встречалось всеми, в том числе и родителями неучтивого казачонка.
Женщины-казачки должны были с почтением относиться к мужчинам, уступать им во многих бытовых ситуациях. Если, например, на узком мостике, каких множество имелось в Черкасске, встречались женщина и мужчина-казак, то слабая половина в любом случае должна была уступить казаку место, даже если при этом ей приходилось спрыгивать с мостка.
Компании мальчишек и юношей выходили на игрища за город, к палисаду и крепостным стенам. Здесь ставилась самодельная цель, и казачата, одни с луками, другие с ружьями, соревновались в меткости стрельбы. Наиболее тренированные могли на значительном расстоянии выбить пулей монету, поставленную на ребро. После стрельб обычно устраивались потешные бои.
Целую неделю с особым весельем праздновали донцы масленицу. Кроме шумных застолий, по всему Дону устраивались грандиозные скачки, состязания в стрельбе. Долго и тщательно готовилась к, этому празднику казачья молодежь, не досыпая, но холя верного друга-коня для предстоящих скачек и готовя оружие для состязаний.
Лишь только наступал первый день масленицы, вооруженные наездники собирались в заранее назначенном месте. Всякий старался блеснуть своим скакуном, сбруей, оружием. Полюбоваться захватывающим зрелищем приходило много желающих.
На открытом месте, в поле, уже стояла заранее приготовленная мишень из камыша. На расстоянии в триста-четыреста метров суетливо кучковались казаки, желавшие вступить в состязание.
Первым открывал игрища опытный в боевом ремесле казак. На полном скаку, бросив поводья у самой мишени, он выстрелом из ружья ловко поджигал камыш. Следом стремглав летел молодой казак. На всем скаку, умело соскочив с лошади, держась одной рукой за гриву скакуна, другой он выхватывал из-за пояса пистолет и метким выстрелом поражал цель. Еще мгновение - и изумленные зрители уже видели казака на лошади целыми невредимым. А следом уже скакали другие казаки, перемахивая на конях через огонь.
Гвоздем состязаний были скачки, победители которых получали весомые награды, становясь героями дня.
Непременным элементом масленичных торжеств являлась охота на дичь, которой изобиловал в ту пору Дон. Сотни казаков собирались на охоту, которую открывал троекратный ружейный выстрел есаула.
Вот группа удачливых охотников подняла в кустарнике свирепого вида вепря-кабана. Ссекая клыками камыши, кабан вырывается из зарослей, зло посверкивая маленькими глазками. Пораженный несколькими меткими выстрелами, оставляя за собой кровавый след, разъяренный секач бросался в отчаянной ярости на охотников. Казаки, привыкшие к подобным поворотам событий, ловко расступались и добивали кабана пиками.
В другом месте группа всадников стремительно преследовала матерого волка, который, подняв дыбом шерсть и поминутно оглядываясь, пытался уйти от неутомимых охотников. Однако казаки нагоняли серого разбойника и длинными плетками, в концах которых был зашит свинец, убивали хищника. Таким же манером охотились на зайцев, лис, а быстроногих коз ловили с помощью арканов.
После охоты и скачек, состязаний в стрельбе донцы садились за праздничные столы. Ели в ту пору вкусно и обильно. Сначала подавали круглики — пироги с рубленым мясом и перепелками. Затем поочередно следовали восемь-десять блюд: студень, сек — разварная филейная говядина, лизни (языки), приправленные солёными огурцами; блюда из поросенка, гуся, индейки, подаваемые на красочных подносах. Затем подавалась внушительная часть дикой свиньи в разваре, следом шел лебедь, соленый журавль и другие закуски.
После холодных блюд подавали горячие щи, похлебку из курицы, сваренной с «сарацинским пшеном» и изюмом, суп из баранины, приправленный морковью, «шуру-барки» (ушки), борщ со свининой, суп из дикой утки к другие не менее аппетитные блюда.
Затем следовало жаркое: гусь, индейка, поросенок с начинкой, целый ягненок с чесноком, часть дикой козы, дрофа, дикие утки, кулики и другая дичь. Далее подавали блинцы, лапшевник, кашник, молочную кашу и, наконец, уре-кашу: кашу из простого пшена, приправленную сюзьмой (кислым молоком).
По казачьим обычаям, чтобы не обидеть хозяина, каждый из гостей должен был непременно отведать каждого блюда. Перед всяким новым блюдом следовал тост.
Первый тост провозглашал хозяин: «Здравствуй, государыня-императрица (или император) в кременной Москве, а мы, донские казаки, на тихом Дону!» Затем следовал тост за Войско Донское: «Здравствуй, Войско Донское, с верху до низу, с низу до верху!» Потом пили за здоровье атамана, всех гостей и родственников.
Своеобразной была семейная жизнь донских казаков в XVIII веке. Если в семнадцатом столетии большое число казачьих браков заключалось без посредничества церкви, то в начале восемнадцатого века Петр I запретил венчаться и разводиться по казачьим обычаям (на Кругу) и велел совершать браки по церковным уставам, строго запретив наложничество.
В начале XVIII века петровские порядки начинают проникать на Дон: женщине-хозяйке уже не запрещалось показываться гостям. Однако казаки продолжали жениться и разводиться по нескольку раз, и тогда императрица Елизавета Петровна грамотой от 20 сентября 1745 года запретила казакам «жениться от живых жен и четвертыми браками»3.
Как же происходил обряд сватовства и брака у донцов?
Обычно сначала бывали смотрины, когда жених с двумя-тремя родственниками под благовидным предлогом появлялся в доме невесты. Сидели, беседовали о разном, потихоньку разглядывая невесту. Если она приходилась по душе старшим, то, уходя, они многозначительно говорили:
— Бог даст, и она нас полюбит!
Через несколько дней после смотрин к родителям невесты засылались сваты, которые, получив их согласие, били по рукам, восклицая: «В добрый час!» Потом до свадьбы происходил «сговор», во время которого веселились, пили вино и танцевали танцы «казачек» и «журавель».
За день до свадьбы смотрели приданое, празднуя, как говорили казаки, подушки. А накануне бывал «девишник» — последний вольный праздник для невесты-девушки.
Свадьбу праздновали в воскресенье. Невесту обряжали в богатый парчовый кубилек и парчовую рубашку. На голову надевалась высокая шапка из черных смушек с красный бархатным верхом, украшенная цветами и перьями. Самые лучшие украшения из золота, серебра блистали на ней. Жених, также одетый в лучшее, получив родительское благословение, вместе с дружками и свахами направлялся в курень невесты, которая уже скромно сидела под образами, ожидая суженого. Отсюда молодые отправлялись в храм. В его притворе невесту готовили к венцу: сняв шапку, расплетали девичью косу надвое, как обычно носили замужние казачки.
После венчания молодых на крыльце женихова дома встречали родители новобрачных. Над их головами они держали хлеб и соль, под которыми молодожены, проходили, осыпаемые пшеницей, перемешанной с хмелем, орехами и мелкими деньгами. Родители, угостив свиту молодых, самих новобрачных отправляли в брачную комнату, из которой они появлялись только перед подачей жаркого.
Во второй половине восемнадцатого столетия положение женщин-казачек изменилось: отныне они могли свободно появляться г обществе не только во время больших праздников, но и в обычные дни, хотя не одобрялось, если они вмешивались в мужской разговор. Девушки же только на свадьбах могли находиться в обществе мужчин, остальное время им надлежало быть в кругу подруг или в домашнем одиночестве, занимаясь шитьем, работой на кухне, играми в кремешки, жмурки, лапту.
Одежда донских казаков и казачек отличалась своеобразием. Что касается мужской одежды, то, как отмечая в своих показаниях в Москве станичный атаман Савва Кочет в 1706 году, «мы носим платье по древнему своему обычаю, которое кому понравится: один одевается черкесом, другой калмыком, иной в русском платье старинного покроя и мы никакого нарекания и насмешек друг другу не делаем; немецкого же платья никто из нас не носит и охоты к нему вовсе не имеет»4. Если уточнить эти слов атамана, то на казаках первой половины восемнадцатого века можно было видеть лазоревые атласные кафтаны с частыми серебряными нашивками и жемчужным ожерельем. Другие одевались в бархатные полукафтаны без рукавов; темно-гвоздичные зипуны из сукна, опушенные голубой камкой с шелковой нашивкой. Третьи надевали парчовые кафтаны с золотыми турецкими пуговицами, с серебряными с позолотой застежками. У всех казаков имелись шелковые турецкие кушаки. На ногах носили сапоги, обычно желтого цвета, на голове — кунью шапку с бархатным верхом5.
К началу XIX столетия одежда казаков унифицировалась. По описанию француза де Романо, побывавшего и некоторое время жившего на Дону, «все донцы носили синий мундир одинакового покроя, так что на улице не сразу отличишь отставного генерала от казака, если оба в национальных казачьих шапках»6.
Главной частью женской одежды был кубилек, сшитый из парчи и имевший форму татарского кафтана. Он спускался ниже колен, но высоко от пят. Кубилеки застегивались на груди рядом серебряных с позолотой пуговиц. Имелся еще один ряд пуговиц, гораздо больших по величине, золотых или низанных из жемчуга. Под кубилеком были рубаха и шаровары, доходившие до самых туфель, сшитых из сафьяна. Казачки подпоясывались поясами, украшенными камнями и драгоценными металлами. На голову одевалась парчовая шапка, украшенная драгоценными камнями и жемчугом.
Постоянные тревоги и частые войны приучали казаков не привязываться ни к чему земному, ценить истинных друзей и верность долгу, а в самые отчаянные минуты уповать на Бога и Богородицу. С другой стороны, всегдашняя бранная жизнь порождала у них беспримерную удаль и бесстрашие, сознание своей силы и ловкости и уверенность в конечном успехе.
Свободный поиск добычи на ничейном пространстве позволял казачеству поддерживать на высоком уровне свою боевую форму, на практике обучать не обстрелянную еще молодежь. Тем же целям служила и охота на зверя. В особенной чести была так называемая «большая охота», в которой принимали участие почти все казаки.
Атаман, окруженный лучшими стрелками, становился на кургане, остальные казаки оцепляли обширное займище. Три выстрела означали начало охоты. По этому сигналу стоящие в цепи казаки начинали громко кричать, свистеть и работать трещотками. От невообразимого шума звери снимались со своих мест и устремлялись вперед — навстречу своей смерти.
Вот, рассекая густые камыши своими страшными клыками, вынесся на луг огромный вепрь, где его сразу же окружили лучшие наездники. Разъяренный зверь кидается то на одного, то на другого, пока его не пригвоздят пиками. В другом месте мечется пришедшая из закубанских лесов злобная гиена, зверь лютый, который даром шкуры не отдаст, и казаки следят за ней в оба. А вон там, на окраине луга, казак, приподняв тяжелый чекан, гонится за волком. Казачий конь все ближе и ближе. Поняв, что ему не уйти, ощетинился зверь, приготовился к прыжку, щелкает в ожесточении зубами, но несдобровать ему: взмахнул чеканом опытный наездник и раздробил серому голову. Но что может быть красивее, когда с быстротою стрелы несется по займищу степная лань — сайга! Сама грация — она будто по воздуху летит и легко уходит от преследующего ее во весь опор всадника. Тогда устремляется к ней наперерез войсковой есаул, вот он резко взмахнул рукой и ... задрожала красавица, почуяв на своей шее аркан.
Тут и там мечутся по займищу, прижав уши, трусливые зайцы и погибают под ударами казацких плеток. Наконец охота окончена. Довольный ею, атаман зовет всех к себе — «отведать дичинки», и долго гуляют казаки, пока не обойдут всех «удачников», то есть тех, кому повезло с добычей.
Основное воспитание конечно же проходило в семье. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божию заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на земли». Слово отца в семье было что слово атамана для войска — ему следовали беспрекословно.
Чистота нравов была по нынешним временам невероятная — боялись греха казаки пуше смерти, ибо знали, что в любую минуту могут предстать на суд Божий и тогда за каждый нечестный поступок придется платить сторицею.
С другой стороны, не озабоченные хозяйством донцы в старые времена жили не в пример веселее. Станичники обыкновенно собирались с обеда на плошали. Сидя кружком, они слушали бывалых казаков или пели богатырские песни, дошедшие до них из глубокой древности. Возможно, пелись они еще во времена храброго князя Святослава, а может быть, еще и раньше, когда греки величали славян скифами. Как бы там ни было, только все они начинались одним и тем же припевом: «Да взду-най-най ду-на-на, взду-най Дунай!»
Одна из замечательных черт казаков — способность к искренней дружбе. Часто среди них бывало, когда два казака, совсем чужие один другому, шли к священнику и давали в его присутствии такое «завещательное» слово: «Мы, нижеподписавшиеся, даем от себя сие завещание перед Богом о том, что мы — братии, и тот, кто нарушит братство нашего союза, тот перед Богом ответ даст, перед нелицемерным Судиею нашим Спасителем. Вышеписанное наше обещание вышеписанных Федоров (два брата — Федор и Федор) есть: дабы друг друга любить, невзирая на напасти со стороны наших либо приятелей, либо неприятелей, но взирая на миродателя Бога». После чего побратимы делали собственноручные значки на завещательном слове, слушали молитву или подходящее случаю место из Евангелия, дарили один другого крестами и иконами, троекратно целовались и выходили из церкви как бы родными братьями до конца жизни.
В каждом городке была общая, так называемая становая изба. Сюда сходились казаки на досуг, особенно зимой. Здесь рассказывали о делах бранных, совещались об исполнении «навета» Войскового круга, решали частные дела. Рядом на майдане молодые казаки состязались в стрельбе из лука и ружей и организовывали скачки на конях. Здесь же, в становой избе, казаки вязали сети и проводили большую часть времени. Рылешники пели песни о походах, подвигах своих собратьев. Гулебшики (так называли охотников) отрядом от ста человек и более ездили по задонским степям, по Хопру и Медведице для ловли зверей и там проводили часть лета и всю зиму. Другие — камышники — жили по камышам с капканами и сетями, ловя зверей и рыбу для пропитания казаков. Общественные дела находились в руках общественного Круга, где все решалось большинством голосов.
Станичный есаул с жезлом или насекой, сняв шапку, созывал казаков: «Атаманы-молодцы, сходитесь на майдан, войсковую грамоту слушать и для общего станичного дела».
Если станичный есаул собирал казаков с развевающейся хоругвью в руках, это означало срочный поход или очень важные дела.
Некоторое время вместо пернача и насеки у войсковых станичных атаманов и есаулов была палка-трость со свинцовым набалдашником. На трости были насечки, по которым ткани мерили, зерна в ведрах или сосуде замеряли, тыча трость в емкость. За преступление разного рода Круг наказывал позором и штрафом. Позор — когда наказуемого били дубинками, а потом заключали в колодки. Штраф заключался в том, что грабили имущество. Страшным преступлением считались убийство, трусость и измена. За это сажали в мешок, завязывали и опускали в воду, где держали до тех пор, пока преступник не задохнется (отсюда и выражение: «в куль да в воду»). Наказанных называли опороченными, «пенными». В правах опороченный казак восстанавливался после совершения какого-нибудь подвига.
Разумеется, были в характере казаков и недостатки, большей частью унаследованные ими от древних предков. К примеру, не могли они удержаться, чтобы не побалагурить, послушать рассказы других, да и самим рассказать о подвигах товарищей, держа при этом в зубах люльки-носогрейки. Бывало, что в рассказах этих они и прихвастнут, и прибавят чего от себя.
Казаки были почти не суеверны. Но существовали заговоры и молитвы на всякий случай. Почти у всех на гайтане (шнурке для креста) хранились молитвенник и щепотка родной земли. Заброшенные волей истории на окраину русской земли, казаки крепко держались православного исповедания, были очень набожны.
Казаки слушали христианское слово, получали отпущение грехов, благословение на браки, отпевали усопших, крестили младенцев.
Будучи в душе поэтами и мечтателями, казаки всегда выбирали для своих жилищ — как временных, так и вечных — самые живописные места. Они влезали на высокие скалы, уединялись в лесные пущи, поднимались на степные курганы и с высоты птичьего полета любовались ландшафтами, предаваясь тихим думам и возвышенным размышлениям. Любили они послушать и своих певцов-баянов или слепцов-кобзарей, а нередко и сами складывали песни и думы, беря в руки пузатенькую, с кружочком посередине, кобзу. Кобза, по понятиям казаков, была выдумана святыми людьми. Для скитающегося по безлюдным степям рыцаря она была истинною подругою, дружиною верною, которой он поверял свои думы, разгонял мрачную тугу.
Девушки пользовались меньшей свободой. Когда им исполнялось 13 лет, их воля ограничивалась. Они могли быть вместе с мужчинами только на свадебных обрядах и праздниках. По будням девушки проводили время в одиночестве или в кругу своих подруг. Они занимались шитьем, вышивали узором одежду или кафтан. Обучали их обычно татарки и турчанки. Очень немногие из них обучались грамоте. Казаки считали, что грамотная казачка может завести переписку с приглянувшимся ей казаком. В воскресенье и в праздничные дни казачки, одетые в нарядные платья, вместе с бабушками ходили в церковь к заутрене и к вечерне.
В домашнем быту казаки были просты, умеренны и необыкновенно изобретательны. От лихорадки они пили водку с ружейным порохом, на раны прикладывали растертую со слюной землю, а при отсутствии металлической посуды ухитрялись варить себе пишу в деревянных ковшах, подкладывая туда один за другим раскаленные в костре камни, пока вода не закипит. Больше всего ценили хлеб в самых его разнообразных формах: от каши до выпечки. Между прочим, это исконно славянская черта.
До наших дней сохранился среди казачества обычай называть центральную часть станиц городком. А старожилы помнят еще старинные названия урочищ: Землянухи, Базы, Старый городок.
Жили казаки в то время (до конца XVII века) в небольших укрепленных городках и временных поселениях — зимниках. Городок — это поселение, окруженное со всех сторон городьбой в виде тына, надолб, земляного вала, глубокого рва. Строили казаки свои городки чаще всего на левой (луговой) стороне реки.
В зимовниках казаки жили в основном зимой, проводя лето в дальних походах и набегах. Жилищем им служили шалаши и землянки. Само название «станица» произошло от слова «стан» — табор, становище общества, ватаги, шайки.
Древние казачьи городки имели форму квадрата или овала (иногда в виде подковы). Кепинский городок в начале XVIII века представлял из себя «небольшой, в полверсты, квадрат, огороженный земляной насыпью, впереди коей шла изгородь из длинных колотых полупластин, врытых в землю...» Впереди частокола был устроен еще плетень из лозы, перевитой колючими ветками терновника. В городок вели одни ворота возле которых несли постоянный дозор караульные. В центре городка, на плацу, стояла станичная изба. Рядом с ней — деревянная вышка для наблюдения за окрестностями. Жилые постройки располагались по кругу от плаца.
В Глазуновском городке была устроена бойница из частокола. В случае набега кочевников с караульных вышек подавали сигнал тревоги для тех, кто укрывался за стенами городка. А когда неприятель подходил близко к городку, «на мосте отламывали две-три мостовины и из бойниц отстреливались».
Березовский городок имел в плане вид подковы. Со всех сторон его окружала засека, вход в которую заваливали бревнами. За три версты от городка на высоком Рытном кургане нес службу верховой караульщик. Старый Митякинский городок, огороженный высоким частоколом и обсаженный для маскировки терновником, имел еще одно хитрое приспособление — засеку. Это огороженное место в углу крепостцы, обращенное в сторону леса. Во время неприятельских нападений
здесь укрывали женщин, детей и скот.
Память о старинных городках и тревожном боевом времени сохранилась до наших дней в названиях отельных поселений, их частей (концов) и урочищ. Хутор Остроухов (бывшая станица Остроуховская) получил свое название от слов «остро держать ухо». По рассказам стариков, здесь находился сторожевой пост. Хутор Шакин, по свидетельству старожилов, получил название от слова «шайка» — в этих местах скрываюсь группа казаков-разбойников. В Мартыновском один из концов хутора до сих пор называют Караулом. В этом месте проходила караульная дорога, стояли казачьи сторожевые караулы. В станице Скуришенской есть улица Кордон. А вот названия некоторых урочищ: Осадное озеро, Маяк, курган Рубежный, Рытый курган, Дуванная поляна...
Со временем казачьи городки разрастались: увеличивалось число жителей, скота. Тесно становилось в стенах городка. И тогда казаки осваивали окрестности, но соблюдали при этом осторожность. В любой момент кочевники могли отбить и угнать скот, пасущийся за крепостными стенами. Могли пострадать хлебопашцы, осваивавшие близлежащие земли. Возникали возле городков базы — огороженные места для выпаса скота, землянухи — временные поселения с землянками для пахарей. Для выпаса скота и полевых работ выезжали в сопровождении воинского прикрытия, испрашивая разрешения у войскового правительства. Селиться в тех местах для постоянного жительства запрещалось.
Жители Кумылженского городка, работавшие на пашнях, съезжались ночевать на один стан (или, по-казачьи, «в каши»). Стан разбивали на высоком кургане. Здесь стоял маяк, постоянно находились сторожевые казаки. В случае появления неприятеля они подавали сигнал городку: ночью зажигали на маяке пучок соломы, а днем вывешивали какой-нибудь условный знак.
Так возникали казачьи хутора. А в названиях местных урочищ сохранились отголоски того времени. В станице Усть-Медведицкой еще в начале века часть поселения называлась Базы, в Кумылженской становой курган звали Кашевым.
Главная причина возникновения хуторов — развитие хозяйства, рост численности населения городков и растущая нехватка земли для скотоводства и земледелия. Однако войсковое правительство долгое время пресекало излишнее усердие казаков в земледелии и скотоводстве, считая, что главным для них должен оставаться труд ратный. Тем более что на хуторах легче было прятать беглых: их казаки использовали на хозяйственных работах. В войсковых грамотах, рассылаемых по Дону и его притокам, предписывалось самовольно выстроенные хутора жечь «без остатку». Запрещалось строить там теплые землянки и жить в них постоянно. Лишь с последней четверти XVIII века хутора получили законное право на существование.
Первоначально селились казаки на хуторах кучно — двор возле двора (так удобнее было отбиваться от вражеских набегов). Улицы на хуторах были кривые, тесные, подворья сближены так, что иной раз не было между ними прохода. В центре хутора на небольшой площадке росли две-три вербы. Их казаки особо почитали. Иногда в толстый ствол вербы или в расщелину врезали икону, превращая ее в подобие часовенки. Позднее, захватывая в оборот все больше земельных угодий, стали хуторяне отделяться от соседей на значительное расстояние. Ставили усадьбы, кому где удобнее. Такие хутора тянулись обычно неровной линией вдоль реки или балки. Сами казаки называли их растягайловками.
Выходя из станицы на хутор, казаки придерживались родственных связей: собирались по пять-шесть семейств родственников, как правило, однофамильцев.
Народная память до наших дней сохранила предания и легенды о возникновении станиц и хуторов. Названия многих поселений связаны с какими-то особенностями местности, например, хутора Лысогорский, Пересыпновский, Водовольский, Отрожки («отроги» — леса над водой), станицы Усть-Медведицкая, Усть-Хоперская получили названия от одноименных рек. О происхождении названия хутора Чиганаки есть несколько версий: от слова «чиганак» — озеро, пересыхающее среди лета, или же от имени легендарного атамана Чиги. По другой версии, хутор назван так жившими здесь когда-то татарами.
Казаки прекрасно знали владения свои и чужие. Рубежами и ориентирами служили ручьи, водоемы, имеющие названия. В понятие «своей» земли включались не только пашни и пастбища, но также и места рыбной ловли, ягодные поляны, охотничьи угодья. Нередко названия давали отдельным частям реки. Места на реке Медведице у станицы Глазуновской: Полянка, Качкарка.
В окрестностях почти каждой станицы были святые места: колодцы, родники. Им казаки поклонялись, как святыне, называли их явленными или святыми. Иногда вблизи колодцев сооружали часовенки. Здесь станичники и хуторяне устраивали моления для вызова дождя, совершали различные магические действия. Сюда приходили они на пасхальной неделе, в другие дни оставляли у сруба пищу — «милостыньку».
На краю поселения сооружались гумна — площадки для обработки урожая. Обычно они тянулись единой полосой вдоль хутора или станицы, на возвышенном участке (склоне). В низине же (ближе к реке, на берегу реки или озера) устраивали левады. В левадах росли яблони, груши, терны, вербы, тополя. Это были частные владения, которые передавались по наследству. Вербу, посаженную дедом, могли использовать для постройки дома внуки. За черту поселений обычно выносили кузницы, мельницы, маслобойки, крупорушки.
Большинство станиц, перенесенных на новые места, строились по заранее составленному плану. Потому и планировка их была уличной или квартальной. Улицы прямые, широкие, с четкими линиями дворов. Станичный атаман самолично отводил место для постройки дома по заявлению хозяина-строителя. В каждом квартале избирались и утверждались атаманом квартальные — ответственные за чистоту, благоустройство и пожарную безопасность. Квартальные же организовывали ночные дежурства жителей своего квартала. При необходимости атаман созывал станичников на общественные работы: чистку колодцев или русла речки, засыпку яров.
Кладбища всегда устраивали за поселением. На могилах кроме крестов ставили часовенки. Такие же часовенки сооружали на местах трагической и особенно насильственной смерти человека: в поле, у дороги, на улице. В церковные праздники, в поминальные дни на перекладинах часовен оставляли милостыньку. Если в поселении кроме православных казаков жили еще и старообрядцы, устраивали два кладбища: «староверское» и «церковное».
Центром любого казачьего поселения всегда был плац (майдан). Здесь проходили общественные сходы, жеребьевки, воинские учения. Отсюда провожала станица казаков на службу, здесь же их встречала. По большим церковным праздникам на плацу устраивались ярмарки. С хутора везли сюда для продажи фрукты, овощи, скот, молочные продукты, кизяки, сено. На краю станицы в такие дни сооружалась карусель. В центре поселения стояло здание станичного правления (атаманская) с тюрьмой (тигулевкой), церковь, здание почты. Застраивали центр добротными домами. Здесь жили атаманы, офицеры, священники. Казачья же беднота оттеснялась на окраину, где и дома, и усадьбы были поменьше.
Станицы и хутора делились на отдельные «концы». В хуторе Чиганаки центральная часть поселения называлась Хутором, а концы — Сопливый угол, Карповский угол и Солонцы (место с засоленной почвой). Станица Скуришенская делилась на три части: Сучевка (верхняя), Буерак (средняя) и Замальгунная (нижняя). В хуторе Мартыновском концы назывались: Поляна (место, заросшее деревьями), Караул (в этом месте проходила караульная дорога), Гуляевка (место молодежных игрищ и народных гуляний). В хуторе Яминском деление было простое: все за центром звали «энтот край», но отдельные улицы имели названия: Полустанок, Колочек, Синявка. В Синявке жила беднейшая часть населения хутора, отделившаяся от родителей семейная молодежь.
Иногда деление на концы было связано с сословной принадлежностью их жителей. Так, в хуторе Мартыновском (кроме исторически сложившегося деления на Караул, Поляну и Гуляевку) позднее выделились две условные части: казаки (коренные жители) и мужики (пришлые, иногородние).
В станицах Скуришенской и Глазуновской были «мужичьи» улицы. Выделение «мужичьих» частей поселений было связано с тем, что иногородним — переселенцам из внутренних губерний страны — станичные правления отводили для жительства определенные места, чаще всего на краю. Здесь же выстраивались горшечные и бондарные мастерские, кузницы и кирпичные заводики. «Мужичьи концы» работали на служивое казачество, поставляя ему массу необходимых в хозяйстве вещей. Шили полушубки и сапоги, валяли валенки, делали колеса и телеги, бочки и жернова, обжигали горшки и кирпичи, строили дома. Без «мужиков»-ремесленников вряд ли смогли бы казаки столь успешно сочетать хлебопашество с воинской службой.
Надо вспомнить, что еще задолго до советской власти на Дону у местных лавочников продавались и ситец, и шелк, и сукна. Из этих и других фабричных материалов казаки шили себе праздничную, так называемую «выходную одежину».
Среди казаков были мастера по выделке кож для пошива обуви — чириков. Находились умельцы, которые вязали платки и шарфы, чулки, карпетки (носки) и т. д. Делали из овчины шубы и зипуны...
В наши дни трудно сыскать даже у стариков в сундуке, скажем, холстяную рубаху или кусок полотна, вытканного из ниток, полученных из конопли, на самодельном деревянном ткацком станке.
На полях и огородах казаки выращивали прядильные культуры. Коноплю сеял каждый двор. Выращивали и лен. Из волокон конопли готовили различные веревочные изделия (бечевы, налыгачи, веревки). Казачки пряли из волокон конопли нити, которые шли на основу. Ткачихи из пряжи делали ткань — холстину. Из холстины шили мешки, торбы, переметные сумы, полога. Из нитей конопли казаки вязали вентеря, крутили переметы и поводки. Надо отметить, что из нашего обихода исчезло слово «дерюга». Ткачихи на основе нитей конопли ткали покрывала на кровать, половики. Это были красивые изделия — дерюги.
Технология получения волокон конопли была: хорошо изучена. Посконь (мужские растения) и матерку (женские растения) убирали в разное время. Много труда надо было приложить, чтобы получить белый xoлст. Поскрипывает станок, слышится глухой стук берцов, уплотняющих ткань... Прочная ткань выходила из конопли, не то что из хлопка. Небезынтересно знать, из семян конопли выжимали душистое, приятное на вкус, полезное для здоровья масло, запах и вкус которого нам теперь, наверное, не изведать.
Среди казачьего населения много было умельцев по изготовлению предметов домашнего обихода.
Бондари — их ремесло передавалось от поколения к поколению, а изделия отличались изяществом и красотой. Спроси сейчас, что такое дежа? Многие не ответят. А ведь это посуда для приготовления теста. Вышло из обихода слово «лохань». Лохань — посуда для сбора помоев. Каждое изделие изготовлялось из определенной древесины: дежи — из спелой вербовой древесины, крупные гребни для расчесывания волокон конопли — из клена.
В каждой казачьей семье были изделия из бычьего рога. Это гребни (гребешки) для расчесывания и держания волос, расчески. Умельцы изготавливали эти изделия кустарным способом из бычьего (воловьего) рога, а коровьи рога и рога быков-производителей для этого не годились. Бычьи рога разрезали пилками на котелки. В каждом котелке делали продольный разрез. Заготовки нагревали в лежанках до размягчения, a потом помещали в зажим. Они становились плоскими, приобретали прямоугольную форму. После обрезали пилками и стесывали острым топором стороны заготовок. Осколками битого стекла очищали с двух сторон лишний слой. Зубцы нарезались маленькими пилками.
При описании казачьего быта надо отметить успехи казаков в области животноводства, ведь именно донские казачки вывели придонских пуховых коз. Традиционно козы разводились и разводятся в Усть-Медведицком округе. Пуховые изделия наших мастериц пользуются спросом по сей день.
В обед за стол усаживалась семья так: у окна, ближе к образам, в торце стола «сам» — отец семейства, человек в возрасте. Слева от него, под образами, старый и немощный отец, за которым сын почтительно ухаживает. Старик, как правило, съедает что-то и уходит к себе или вообще не садится к столу. Обедать ему подают в «келий», в его каморку. Слева от «самого» сидит уважаемый гость или гости. Далее, справа и слева вдоль стола, по убывающей: старшие сыновья, средние сыновья, младшие сыновья (иногда по правой стороне — сыновья, по левой — зятья), затем старшие дочери и снохи, средние дочери, внуки, а замыкает стол «сама» — жена хозяина. Рядом с нею «баушки» и старшая «баушка» — мать хозяина дома или теща и уважаемые гости — родственники хозяина или хозяйки. С этого конца, который в бедных домах ближе к печке, а в зажиточных — к кухне, подается еда, женщины могут вставать и убирать посуду.
Следует заметить, что большинство казаков разных войск всегда ели из своей посуды, хотя, как это было принято в старые времена, были семьи, где обедали из одной миски. И в таких случаях подавались две разные посудины — для мужчин и для женщин с детьми.
Еда разносилась или передавалась по столу «самому» — отцу. Он ставил тарелку перед стариком, затем перед гостем или перед тем, кого хотели отметить почтить. Могло быть так, что отец первую тарелку ставил перед младшим сыном или внуком, который в этот день принес из школы табель с отличными отметками. После того как еда была расставлена, «сам» предлагал: «Помолимся». Иногда он же и читал молитву, чаще поручал кому-нибудь из младших детей, затем командовал: «Садись», разрезал каравай хлеба и раздавал ломти. Оброненный кусок хлеба следовало поднять, поцеловать, прочитать молитву или сказать: «Господи, прости». Обычно за столом ели молча. В Великий пост во время обеда читалось Писание. Обычно читал старик или кто-то из детей. После обеда произносилась благодарственная молитва, а затем за столом разрешалось разговаривать.
Этот обычай соблюдался строжайшим образом, причем чем проще и беднее семья, тем неукоснительнее придерживались обряда застолицы. При еде из общей посуды свято следовали принципу старшинства. Ели в два приема: сначала «юшку», затем, по стуку старшего о край посуды: «Гущу таскать», разбирали мясо и овощи. Ложку ко рту несли не торопясь, подставляя снизу ломоть хлеба.
Праздничная застолица строилась тем же порядком, с той только разницей, что столов накрывалось больше и гости сидели вперемежку с хозяевами, но два принципа соблюдались строжайше: женщины отдельно от мужчин и по старшинству.
Для молодежи ставился отдельный стол, причем только для мужчин, незамужние девушки сидели рядом с матерями и тетками. На столе перед молодежью никогда не было ни вина, ни пива. Кстати, бутылка на столе — это не казачий обычай! Вином в застолицу «обносили». Отсюда разные слова: «поднос» и «разнос». Поднос — изделие новое, его несут одной рукой, а разнос — это огромный поднос с двум боковыми ручками, который двое казаков носят вокруг стола или позади свадьбы. Они же и разливают вино из носимых бутылок. Бутылки (несколько штук) стоят на столе только перед «самим», он разливает уважаемым гостям, передает бутылки старикам и командует, когда обносить. Таким образом, строго регулировалось количество спиртного за столом.
У казаков существовала древнейшая культура вина и винопития, овеянная не только обычаями и строго регулируемая различными запретами, но и осознанная философски. От застолицы, где собиралась вся семья или даже весь род, отличалась беседа.
Кулачными боями обычно отмечали наиболее важные события в общинной жизни: начало сева, растряс лугов, праздники. Причем бои эти были не средством разрешения споров, а традиционным ритуалом — демонстрацией мужской силы, школой обучения молодежи. Обычно сходились на кулачки жители разных концов или хутор на хутор. Начинали драку подростки, бросая шапки, дразня обидными словами. Затем в бой вступали юноши постарше, за ними — взрослые казаки. Дрались лоб в лоб («сбоку — нельзя»), упавших не били. За соблюдением правил боя строго следили старики. Провинившихся наказывали. Как только «пробивали брешь в стенке», делали перерыв. Победителям полагался приз — ведро водки. Для проведения кулачных боев в станицах отводились специальные места, обычно центральная площадь.
Молодежь также имела в границах поселения свои места для игрищ и карагодов. Молодежные сборища обычно устраивались «на краю»: на яру, на полянке. Здесь пожилые женщины обучали молодых казачек искусству вождения карагодов, а парни присматривали себе невест.
Среди казаков был широко распространен так называемый уличный устав, то есть наличие особых уличных фамилий и прозвищ. По прозвищу главы семейства называли всех членов семьи в нескольких поколениях. В некоторых местах так увлекались уличными прозвищами, что забывали настоящие имена: «Мы по имени-отчеству иной раз и не сообразим, кто есть кто, у всех почти клички». Так и проживало в станице целое семейство Гуськовых, названных по прозвищу главы — Васьки Гуська, или Кошкаревых — по бабушке Варе Кошке.
Но самое интересное, что имели свои прозвища и станицы. Они давались в связи с каким-нибудь памятным событием (обычно комическим), произошедшим в станице. Почти всегда в основе прозвища лежал некий парадокс, комическое сочетание явлений. По поводу каждого прозвища существовала легенда. Станицу Скуришенскую называли Кулага (в другом варианте — Борона), уверяя, что жители ее — скулажники: «кулагу на бороне через речку возят». Станица Глазуновская имела прозвище Чека (жители — чекаворы: у царя чеку украли). О станице Ново-Александровской говорили, что «у них сом под церковью ощенился». Отсюда и кличка — Сом.
А вот еще некоторые прозвища станиц и хуторов:
Островская — собаки
Березовская — овечки
Малодельская — свиньи
Сергиевская — индюки
Раздорская — сурки
Сенной — лапша
Етеревская — козлы
Орлы — тыклятники
Арчадинская — гуси
Кепинская — кепа
Перекопская — сайгаки
Распопинская — быки
Кременская — лоси
Усть-Хоперская — свечники
Клетская — бугаи
Вопросы и задания
1. Как изменились обычаи и обряды донских казаков в XVIII веке по сравнению с XVII?
2. Как праздновалась в то время Масленица?
3. Каково было положение женщины-казачки в ХVIII столетии?
4. Как происходил обряд сватовства и бракосочетания у донцов в ХVIII веке?
5. Расскажите об одежде казаков и казачек в XVIII столетии.
6. Как выглядели казачьи поселения?
7. Расскажите о промыслах казаков.
Занятие 8. Экскурсия в краеведческий музей.
История края в XVIII веке, знакомство с предметами быта, орудиями труда, их описание.
Занятие 9. Итоговое проверочное занятие.
Защита творческих работ и проектов.
1 Щекатов А. Словарь географический российского государства, М., 1803. С.83-84
2 Туроверов Н. Стихи. Кн. 5, Париж, 1965. С 61.
3 Акты Лишина. Т. 2. С. 366-367.
4 Сухоруков В.Д. Статистическое описание... С. 114.
5 Сухоруков В.Д. Статистическое описание... С. 114-115.
6 Калмыков М. Черкасск и Войско Донское по описанию де Романо. С. 37.