СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Физика и техника"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный    курс      "Физика и техника" Цель  элективного курса  «Физика и техника»- вызвать познавательный интерес к развитию техники, показать развитие техники от каменных орудий труда до техники систем, познакомить со спецификой деятельности инженера-изобретателя,  помочь  осознанно  выбрать дальнейший профиль, дать возможность почувствовать широту развития современной техники.

1.Пояснительная записка

  Благодаря  физическим знаниям о природных явлениях человечество создало новую технику и внедрило ее достижения в свой повседневный быт; использовало физический метод исследования в других науках и решало ряд конкретных практических задач; выявило пути решения глобальных проблем современности, и это особенно важно для жизни в Ш тысячелетии.       

Элективный курс « Физика и техника» помогает учащимся осознать практическую ценность физических знаний, понять то, что «физика переводит технику из области случайных находок на рациональную, сознательную дорогу».

    В процессе рассмотрения на занятиях элективного курса технических достижений у учащихся формируются представления, имеющие мировоззренческую ценность.

Если наука исследует различные виды материи и формы ее движения, то техника ставит перед собой задачу использовать научные знания в интересах людей ( иногда с добрыми целями, иногда с враждебными ). Техника способна частично или полностью заменить человека на производстве; она облегчает его труд, повышает производительность.  

Прогресс техники обычно вызывает появление новых направлений в науке и развитие имеющихся; более совершенные технические средства дают возможность ученым ставить все более сложные научные эксперименты.                                                                                   Изучение истории развития техники позволяет познакомить с историей развития, становлением и эволюцией физической науки, с биографиями ученых и тем самым представить физику в контексте культуры . Курс полезен учащимся всех профилей обучения,  как гуманитарного, так и физико- математического, и общеобразовательного.   

   Курс идейно и содержательно связан с базовым курсом  физики  и позволяет углубить и расширить представления учащихся о взаимосвязи физики и техники,  о взаимосвязи теории и жизни. Работа учащихся по изучению литературы, касающейся техники  формирует у них  умение выделять главное,

читать техническую литературу, получить представление о работе инженера-конструктора.

    Цель данного элективного курса - вызвать познавательный интерес к развитию техники, познакомить со спецификой деятельности инженера-изобретателя,  помочь девятикласснику осознанно  выбрать дальнейший профиль, дать возможность почувствовать широту развития современной техники.

  Задачи курса:

-расширить знания учащихся;

-показать взаимосвязь науки с жизнью;

-познакомить с историей развития техники;

- учить работать с дополнительной литературой.

Формы подведения итогов: тестирование, практические работы,  рефераты, просмотр познавательных фильмов.

 

Содержание элективного курса в 10 классе «Физика и техника».                                           1.Введение. (2часа).        Актуализация задач курса «Физика и техника». На заре технической цивилизации.                                            2. Механика. (4часа).        Скорость. Скорострельность оружия. Тактика бега. Ходьба и бег.  Решение задач с техническим содержанием по темам «Механическое движение», «Определение скоростей машины, пешеходов».                                    3.Движенеи и силы. (8часов).         Сила упругости и деформации в технике. Давление, уменьшение давления на поверхность. Танк – главная сила сухопутных войск. Сопротивление воздуха и парашютный спорт. Трение и техника. Решение задач с техническим содержанием по темам «Масса тела. Плотность», «Силы», «Давление. Сила давления».                                      4.Аэродинамика. (4часа).        Техника для исследования атмосферы. Баллистика. Техника воздушно-десантных войск. Военная авиация.                                      5.Гидрофизика. (6часов).       Современные подводные лодки. Техника на воздушной подушке. Решение задач с техническим содержанием по темам «Закон Паскаля», «Давление жидкостей на дно и стенки сосудов», «Атмосферное давление», «Архимедова сила».                                 6.Тепловые явления. (8часов).      Развитие учения о тепловых явлениях. Создание различных видов топлива. Решение задач с техническим содержанием по темам «Механическая работа. Мощность», «Простые механизмы», «Способы передач теплоты», «Количество теплоты», «Закон сохранения превращения энергии», «Изменение агрегатных состояний вещества».                         7.Применение физических знаний. (2часа).      Транспортные средства на гусеничном ходу. Ледокольный флот.

 

Содержание элективного курса в 11 классе «Физика и техника».                               1.Тепловые двигатели. (5часов).        Тепловые двигатели и развитие техники. КПД тепловых двигателей. Возникновение теплового транспорта. Из истории ДВС. Паровая турбина. Тепловые двигатели в авиации. Задачи с техническим содержанием по теме «ЛВС. Турбины».                           2.Электрические явления. (7часов).       Электрификация быта человека. Электродвигатели. Новейшие достижения в области сверхмощных явлений. История развития электротехники. Применение электролиза в электротехнике. Задачи с техническим содержанием «Сила тока. Напряжение. Сопротивление», «Работа и мощность тока».                         3.Электромагнитные явления. (4часа).      Электромагнитные приборы в военной технике. Электрохронометрия. Синхрофазотроны. Решение задач с техническим содержанием по теме «Фотоны».                               4.Космонавтика. (6часов).      История развития космонавтики. Реактивное движение ракеты. Освоение космоса. Многоцелевой самолёт амфибия БЕ-200. Решение задач с техническим содержанием по темам «Закон сохранения импульса», «Закон сохранения энергии».                       5.Электромагнитные волны. (6часов).     Рентгеновские лучи. Рентгеновский аппарат. Лазер в медицине. Лазерное оружие. Ультразвук. Микроволновое излучение. Бытовая техника и излучение.                              6.Атомные явления. (3часа).      Энергия атома на службе человека. Мирный атом и ядерная энергетика. Атомное оружие.                7.Человеческие проблемы техники. (3часа).       Социальное эхо технических катастроф. Роль человека в современном автоматизированном мире. Научно технический прогресс.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.    И.М.Нимазов «Задачи по физике с техническим содержанием» Москва «Просвещение» 1980.

2.    Большая энциклопедия школьника. Москва. "Росмэн", 2000.

3.    Гольперштейн Л. Забавна физика. Москва. "Детская литература", 1993.

4.    Григорьев В.И., Мякишев ГЯ. Занимательная физика. Москва. Издательский дом "Дрофа", 1996.

5.    Иванов А. С. Проказа А. Т. Мир механики и техники. Москва. "Просвещение", 1993.

6.    Калтун М. Мир физики. Москва. "Детская литература", 1987.

7.    Ландсберг Г. С. Элементарный учебник физики. Том I, II, Ш. Москва. АОЗТ "Шрайк", 1995.

8.    Павленко Ю. Г. Физика. Москва. "Новая волна", 2002.

9.    Перельман Я. И. Занимательная физика. Книга 1, книга 2. Чебоксары, 1994.

10. Физика. Справочник школьника. Москва. Компания ТКО АСТ, 1995.

11. Энциклопедия для детей. Техника. Москва. Аванта+ 2001.

12. Энциклопедический словарь юного физика. М.: Педагогика, 2002.

13.Интернет ресурсы

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!