СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Доврачебная помощь"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный человек должен быть всесторонне развитым, отличаться высоким гуманизмом, милосердием, способностью оказать неотложную помощь больному или травмированному. В наше время недостаточно установившегося уровня гигиенического воспитания и санитарной культуры населения появилась необходимость в приобретении специальных медицинских знаний, что и предусматривается настоящей программой.

            Приобретенные в данном курсе знания, в современной действительности, играют важную роль в спасении жизни пострадавших, при правильном  оказании доврачебной помощи способствует предупреждению осложнений при бытовых и производственных травмах, отравлениях, утоплениях, тепловых ударах, дорожно-транспортных происшествиях, террористических актах. Еще больше возрастает роль доврачебной помощи в военное   время, когда образуется значительный разрыв между моментом поражения и временем фактического оказания помощи врачом.

            Доврачебная помощь состоит из первой помощи в виде само- и взаимопомощи и медицинской помощи, оказываемой средним медицинским персоналом. Качество ее зависит прежде всего от уровня предварительной подготовки населения и среднего медицинского персонала. Для получения таких знаний и предназначен данный элективный курс. 

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Доврачебная помощь"»

МБОУ Алгасовская СОШ

Моршанский район Тамбовской области







ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

«Доврачебная помощь»
















Учитель биологии

И.И.Щипцова






Алгасово, 2014 г.







Пояснительная записка.

Современный человек должен быть всесторонне развитым, отличаться высоким гуманизмом, милосердием, способностью оказать неотложную помощь больному или травмированному. В наше время недостаточно установившегося уровня гигиенического воспитания и санитарной культуры населения появилась необходимость в приобретении специальных медицинских знаний, что и предусматривается настоящей программой.

Приобретенные в данном курсе знания, в современной действительности, играют важную роль в спасении жизни пострадавших, при правильном оказании доврачебной помощи способствует предупреждению осложнений при бытовых и производственных травмах, отравлениях, утоплениях, тепловых ударах, дорожно-транспортных происшествиях, террористических актах. Еще больше возрастает роль доврачебной помощи в военное время, когда образуется значительный разрыв между моментом поражения и временем фактического оказания помощи врачом.

Доврачебная помощь состоит из первой помощи в виде само- и взаимопомощи и медицинской помощи, оказываемой средним медицинским персоналом. Качество ее зависит прежде всего от уровня предварительной подготовки населения и среднего медицинского персонала. Для получения таких знаний и предназначен данный элективный курс.

Полученные знания позволяют школьникам самостоятельно ориентироваться в разнообразии медицинских специальностей, начиная с среднего медицинского персонала и кончая профессией врача. В этот период необходимо заложить фундамент будущей профессиональной мотивации.

Изучение курса «Доврачебная помощь» решает следующие задачи:

1.Своевременное оказание всех видов медицинской помощи больным, их лечение с целью быстрейшего восстановления здоровья и возвращения к труду.

2.Знакомство с специальной медицинской терминологией.

3.Предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний среди населения.

4.Формирование гуманистического мировоззрения, направленного на всестороннее развитие личности учащегося.

Цель:

- способствовать развитию разносторонних знаний, мыслительной активности;

- ликвидация медицинской безграмотности учащихся.


Методическое обеспечение программы.


Для организации учебно-воспитательного процесса используются различные формы занятий:

-урок-лекция;

-комбинированный урок;

-практическая работа;

-экскурсия;

-ролевая игра;

-урок-практикум;

-тестирование;

-урок-семинар;

-урок-конференция.











Учебно-тематический план

п/п

Тема

Кол-во

часов

Из них

теория

практика

1.

1.1.


1.2.


2.

2.1.


2.2.


3.

3.1.


3.2.


3.3.

3.4.


4.

4.1.

4.2.


4.3.

4.4.

4.5.


5.


5.1.

5.2.


6.


6.1.

6.2.


7.

7.1.

7.2.


8.

8.1.

8.2.

8.3.


9.

9.1


9.2.

9.3.


10.

10.1.

10.2.


11.

11.1.


11.2.

11.3.

11.4.

12.

12.1.

Введение.Определение предмета и его задачи.

Роль и место доврачебной помощи при травмах и хирургических заболеваниях.

Экскурсия.


Антисептика и асептика.

Понятие об опасности хирургической инфекции. Антисептика и асептика.
Основные антисептические вещества.


Десмургия.

Понятие о десмургии. Бинтовые повязки.

Повязки на голову, грудную клетку.

Повязки на верхнюю и нижнюю конечности. Безбинтовые повязки.

Практическая работа.

Урок-практикум.


Кровотечение.

Виды кровотечения. Опасность кровопотери.

Оказание помощи при кровотечении. Временная и окончательная остановка кровотечения.

Способы временной остановки кровотечения.

Урок-практикум.

Урок-семинар. Переливание крови.


Травматический шок. Закрытые повреждения. Синдром длительного сдавливания. Утопление.

Травматический шок. Закрытые повреждения.

Синдром длительного сдавливания. Утопление.


Открытые повреждения. Хирургическая инфекция.

Раны. Первая медицинская помощь раненым.

Хирургическая инфекция. Понятие об очаговой гнойной инфекции.


Ожоги. Отморожения. Электротравмы.

Понятие об ожогах и ожоговой болезни.

Отморожения. Электротравмы.


Переломы костей. Транспортная иммобилизация.

Переломы костей.

Транспортная иммобилизация.

Практическая работа.


Повреждения головы, шеи и позвоночника.

Черепно-мозговая травма.

Челюстно-лицевые повреждения. Повреждения глаз.

Повреждения шеи и позвоночника.

Урок-практикум.


Повреждения грудной клетки.

Закрытые повреждения грудной клетки.

Открытые повреждения грудной клетки.


Уход за больными на дому.

Личная гигиена больного. Основы питания больных.

Введение лекарств.

Физиотерапевтические процедуры на дому.

Практическая работа. Выполнение нормативов по оказанию первой медицинской помощи.

Итоговый урок.

Урок-конференция.

2

1


1


2

1


1


4

1


1


1

1


5

1

1


1

1

1


2


1

1


2


1

1


2

1

1


3

1

1

1


3

1


1

1


2

1

1


4

1


1

1

1

1

1

1

1


-


2

1


1


2

1


1


-

-


4

1

1


1

-

1


2


1

1


2


1

1


2

1

1


2

1

1

-


2

1


1

-


2

1

1


3

1


1

1

-

1

1

1

-


1


-

-


-


2

-


-


1

1


1

-

-


-

1

-


-


-

-


-


-

-


-

-

-


1

-

-

1


1

-


-

1


-

-

-


1

-


-

-

1

-

-


Итого:

32

25

7


Содержание тем учебного процесса.


Раздел 1. Введение. (2 часа).


Тема 1.1. Определение предмета и его задачи. Хирургия – отрасль медицины, направленная на профилактику, диагностику, лечение и изучение заболеваний. Роль и место доврачебной помощи при травмах и хирургических заболеваниях. Первая медицинская помощь. Первая квалифицированная, или доврачебная, медицинская помощь. Первая врачебная помощь. Квалифицированная медицинская помощь. Профессия врача, фельдшера, медицинской сестры.

Тема 1.2.

Экскурсия в Алгасовскую участковую больницу.


Раздел 2. Антисептика и асептика. (2 часа).

Цель: познакомить учащихся с понятием хирургической инфекции, с методом предупреждения заражения ран и лечением их лекарственными средствами.

Тема 2.1.

Понятие об опасности хирургической инфекции. Научное обоснование применения антисептики в хирургии. Раневые инфекционные процессы: неспецифические и специфические.

Антисептика. Механическая антисептика. Физическая антисептика. Химическая антисептика. Биологическая антисептика. Смешанная антисептика.

Асептика. Основной закон асептики. Воздушная инфекция. Капельная инфекция. Контактная инфекция. Имплантационная инфекция.

Тема 2.2.

Основные антисептические вещества. Лекарственные средства, применяемые для борьбы с болезнетворными микробами. Противомикробные средства: дезинфицирующие, антисептические, химиотерапевтические. Представители антисептиков соединения различных классов химических веществ: известь хлорная, хлорамин Б, раствор йода спиртовой, раствор пероксида водорода, калия перманганат, колларгон, сулема, бриллиантовый зеленый, риванол, фурациллин.


Раздел 3. Десмургия. (5 часов).

Цель: познакомить учащихся с десмургией - учением о повязках, процессом наложения повязок, научить учащихся правильно накладывать различные виды повязок.

Тема 3.1.

Десмургия. Способ фиксирования перевязочного материала с целью защиты ран и участков заболевания кожи от воздействия внешней среды. Виды бинтовых повязок. Общие правила бинтования. Индивидуальный перевязочный пакет.

Повязки на голову. Повязка на глаз. «Чепец» и «Уздечка» - повязки на нижнюю челюсть. Крестообразная или восьмиобразная повязка на затылок. Повязка на одно ухо. Повязка на шею.

Повязки на грудную клетку. Спиральная повязка. Крестовидная повязка на грудь. Крестовидная повязка на спину.

Тема 3.2.

Повязки на верхнюю и нижнюю конечности. Спиральная повязка на палец. Возвращающаяся повязка на кисть. «Черепашья» повязка на локтевой сустав. Колосовидная повязка на плечевой сустав. Колосовидная повязка на таз и тазобедренный сустав. Возвращающаяся повязка на стопу. Крестовидная повязка на голеностопный сустав. «Черепашья» повязка на коленный сустав.

Безбинтовые повязки. Косыночные повязки. Пращевидная повязка. Клеевые повязки. Т-образная повязка. Лейкопластырные повязки. Окклюзионная повязка. Сетчато-трубные повязки.

Тема 3.3.

Практическая работа №1. Способы наложение повязок. Применение знаний о способах наложения бинтовых повязок.

Тема 3.4.

Урок-практикум. Ролевая игра «Правила приготовления и наложения повязок». Вскрытие пакета перевязочного медицинского.


Раздел 4. Кровотечение. (5 часов).

Цель: познакомить учащихся с видами кровотечения, дать навыки оказания помощи при кровотечениях различными способами.


Тема 4.1.

Кровотечение. Опасность кровопотери. Виды кровотечения: артериальное, венозное, смешанное, капиллярное, паренхиматозное, наружное, внутреннее. Легкая, средняя и тяжелая форма кровопотери. Уменьшение объема крови в сосудах. Тромбы.

Тема 4.2.

Оказание помощи при кровотечении. Временная и окончательная остановка кровотечения. Медицинская помощь при кровотечении. Физические, биологические лекарственные средства для остановки кровотечения.

Временная остановка кровотечения. Окончательная остановка кровотечения. Механические, физические, химические, биологические способы остановки кровотечения. Окончательная остановка кровотечения.

Тема 4.3.

Способы временной остановки кровотечения. Давящая повязка и возвышенное положение конечности. Прижатие артерии пальцем. Наложение жгута как более надежный способ временной остановки кровотечения. Три вида кровоостанавливающих жгутов. Правила наложения жгута. Срок удержания наложенного жгута. Подручные средства для остановки кровотечения. Доврачебная помощь при внутреннем кровотечении.

Тема 4.4.

Урок-практикум. Оказание доврачебной помощи при кровотечении. Наложение кровоостанавливающего жгута (закрутки) на бедро и плечо.

Тема 4.5.

Урок-семинар. Переливание крови. Из истории вопроса. Основоположник переливания крови в России В.Н.Шамов. Представление о группах крови. Определение группы крови. Резус-фактор. Методы переливания крови. Заготовка и хранение крови. Плазмозамещающие растворы.


Раздел 5. Травматический шок. Закрытые повреждения. Синдром длительного сдавливания. Утопление. (2 часа).

Цель: дать ученикам сведения о травматическом шоке, его развитии и результатах, познакомить учащихся с различными видами закрытых повреждений, развивать умение оказывать самопомощь и взаимопомощь при чрезвычайных ситуациях.


Тема 5.1.

Травматический шок. Закрытые повреждения. Травма. Производственные, бытовые, умышленные, военные травмы. Закрытые повреждения: ушибы, растяжения, разрывы, переломы, вывихи. Открытые повреждения – раны.

Травматический шок. Шок как ответная реакция организма на агрессивное воздействие со стороны. Условия для возникновения шока. Клиническая картина шока. Диагноз шока до госпитализации. Оказание доврачебной медицинской помощи при тяжелых повреждениях. Лечебные мероприятия при шоке.

Закрытые повреждения. Клиническая картина. Лечение.



Тема 5.2.

Синдром длительного сдавливания. Утопление. Травматический токсикоз. Клиническая картина. Факторы, определяющие клиническую картину. Лечение. Эффективность первой доврачебной помощи.


Раздел. 6 Открытые повреждения. Хирургическая инфекция. (2 часа).

Цель: познакомить учащихся с открытыми повреждениями – ранами и видами хирургической инфекции, развивать навыки работы с лекарственными препаратами для оказания первой доврачебной помощи.


Тема 6.1.

Открытые повреждения. Понятие – рана. Признаки, характеризующие рану. Сила боли при ранениях. Кровотечение из раны.

Виды ран: огнестрельные, рубленые, колотые, резаные, ушибленные, укушенные, отравленные, комбинированные. Зависимость классификации ран от микрофлоры. Асептические, раны. Бактериальные раны. Инфицированные раны. Проникающие и непроникающие раны в полость тела. Первая медицинская помощь раненым.

Тема 6.2.

Хирургическая инфекция. Виды хирургической инфекции. Острая гнойная (аэробная) инфекция. Этиология. Клиническая картина. Методы лечения: консервативные, оперативные, комплексная терапия.


Раздел 7. Ожоги. Отморожения. Электротравмы. (2 часа).

Цель: познакомить учащихся с ожогами и тяжестью их поражения, с видами электротравм и отморожениями, научить их правилам оказания первой доврачебной помощи.


Тема 7.1.

Понятие об ожогах и ожоговой болезни. Классификация ожогов соответственно этиологическому фактору. Клиническая картина. Ожоговая болезнь. 4 периода ожоговой болезни. Ожоговый шок. Лечение. Противошоковые средства первой медицинской помощи. Химические ожоги. Лучевые ожоги.

Тема 7.2.

Отморожения. Электротравмы. Основная причина отморожения. Признаки спазма сосудов. 4 степени отморожения. Диагноз. Лечение. Профилактика. Поражения электрическим током, местные и общие. Клиническая картина. Лечение. Профилактика.

Раздел 8. Переломы костей. Транспортная иммобилизация. (3 часа).

Цель: познакомить учащихся с видами переломов костей и транспортной иммобилизацией, формировать умения правильно накладывать шины.


Тема 8.1.

Переломы костей. Открытые и закрытые переломы. Трещины. Зависимость перелома от механизма повреждения и места приложения травмирующей силы. Поперечные, спиральные, вколоченные, оскольчатые переломы. Клиническая картина. Лечение. Диагностика. Профилактика атрофии мышц. Основные способы лечебной иммобилизации: гипсовая повязка, каркасное вытяжение.

Тема 8.2.

Транспортная иммобилизация. Основные понятия. Лечебная, или постоянная иммобилизация. Подручные материалы для изготовления шин: фанера, доска и др. Стандартные транспортные шины. Виды шин. Шина Дитерихса. Аутоиммобилизация. Правила транспортной иммобилизации. Транспортная иммобилизация при травмах нижних конечностей, при травмах области лучезапястного сустава и пальцев кисти, при травмах позвоночника, костей таза.



Тема 8.3.

Практическая работа №2. Выполнение практической иммобилизации. Применение умений и навыков при наложении транспортных шин. Закрепление знаний основных правил оказания первой медицинской помощи.



Раздел 9. Повреждения головы, шеи и позвоночника. (3 часа).

Цель: дать сведения о черепно-мозговых травмах, особенностями черепно- мозгового травматизма у детей, прививать навыки профилактической работы при выполнении различного рода работ.


Тема 9.1.

Черепно-мозговая травма. Закрытые и открытые черепно-мозговые травмы. Сотрясение головного мозга. Ушибы. Ушибы легкой и тяжелой формы. Сдавление головного мозга. Переломы костей головного мозга. Клиническая картина. Лечение Профилактика. Особенности черепно-мозговой травмы у детей.

Челюстно-лицевые повреждения. Вывихи. Переломы челюсти. Ранения лица. Ранние и поздние осложнения. Лечение.

Тема 9.2.

Повреждения глаз, шеи и позвоночника. Виды травм глаза. Непроникающие и проникающие ранения глазного яблока. Ушибы глазного яблока. Лечение. Ожоги глаз. Ожоги средней тяжести.

Повреждения шеи. Открытые и закрытые повреждения шеи. Клиническая картина. Диагностика. Лечение. Поражения позвоночника. Причины повреждения позвоночника. Клиническая картина. Диагноз. Лечение. Использование стандартной шины при повреждении позвоночника и шеи.

Тема 9.3.

Урок-практикум. Оказание первой доврачебной помощи. Наложение первичной повязки: на голову «чепцом», на предплечье, локтевой, коленный и голеностопный суставы.


Раздел 10. Повреждения грудной клетки. (2 часа).

Цель: познакомить учащихся с повреждениями грудной клетки и с правилами оказания доврачебной помощи.


Тема 10.1.

Закрытые повреждения грудной клетки. Ушибы грудной клетки как результат дорожно-транспортной, бытовой или спортивной травмы. Переломы ребер и грудины. Сдавление грудной клетки. Осложненные переломы ребер. Переломы ключицы. Повязка Дезо. Клиническая картина. Диагноз. Лечение.

Тема 10.2.

Открытые повреждения грудной клетки. Непроникающие и проникающие повреждения грудной клетки. Диагноз. Лечение. Наложение герметизирующей окклюзионной повязки.


Раздел 11. Уход за больными на дому. (4 часа).

Цель: углубить знания учащихся о соблюдении личной гигиены больными, формирование знаний о соблюдении режима питания больного и здорового образа жизни.


Тема 11.1.

Личная гигиена больного. Её значение в лечении. Правила приготовления постели больного, смены белья и нательного белья. Уход за кожей больного, волосами и ногтями, за полостью рта больного. Понятие о лечебном питании больных, кормлении их. Качество питания. Режим питания. Вычисление калорийности диеты. Определение калорийности продуктов. Лечебный стол. Искусственное питание.

Тема 11.2.

Введение лекарств. Внутреннее введение лекарств через желудочно-кишечный тракт, паренторально. Местное, или наружное применение лекарственных препаратов. Ингаляционный метод. Главное требование при введении лекарств. Профилактика инфекционных осложнений при инъекциях. Подготовка и применение шприц-тюбика.

Измерение температуры тела. Определение частоты пульса, дыхания.


Тема 11.3.

Физиотерапевтические процедуры на дому. Банки. Показания к их применению. Противопоказания. Техника процедуры. Местное применение тепла. Местное применение холода. Горчичники. Методика постановки горчичников. Противопоказания к постановке горчичников. Компрессы и припарки. Местный, горячий компресс. Холодный компресс.

Тема 11.4.

Практическая работа №3. Выполнение нормативов по оказанию первой медицинской помощи.

Раздел 12. Итоговый урок.

Цель: обобщение полученных знаний в курсе программы о доврачебной помощи.


Урок-конференция.


Для реализации программы необходимы следующие условия:

-таблицы;

-плакаты;

-муляжи;

-фантомы;

-макеты;

-технические средства обучения (видеомагнитофон, диапроекторы);

-стандартные медицинские средства (транспортные шины, кровоостанавливающие жгуты, медицинские аппараты, инструменты, подручные средства);

-методические разработки.


Формы подведения итогов по каждой теме.


п/п

Тема

Проверяемые знания и умения

Формы проверки


















Литература.


1.Л.А.Николаев. Доврачебная помощь при травмах и хирургических заболеваниях. – Минск «Высшая школа», 1998 г.


2.В.П.Котельников. Первая помощь и уход за больными на дому. – Рязань: Русское слово, 1995 г.


3.Медико-санитарная подготовка учащихся. Учебник для 9-10 классов средней общеобразовательной школы под редакцией П.А.Курцева. – М: «Просвещение», 1984 г.

10


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!