Программа элективного курса “Решение типовых расчетных задач по химии” предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательной школы. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей химии с математикой, физикой.
Содержание курса предназначено для овладения теоретическим материалом по химии. Это даст возможность лучше и глубже изучить и понять многие химические процессы и закономерности а так же даст возможность выработать элементарный навык в решении задач, что очень часто не хватает на уроках при прохождении программы. Усвоение методов решения типовых задач возможно в результате сопоставления самостоятельных решений с решениями приведенными в приложении.
Математический аппарат не сложен, так как базируется на общеизвестных расчетах задач, формулах, приведенных в приложении. Расчеты по химическим уравнениям удобнее всего вести с использованием количества вещества (n) –моль. При расчетах молярных масс используются окруженные атомные массы элементов. В приложении обобщен опыт работы учителя Шулепиной В.Д., когда еще не было такого разнообразия печатной дидактической продукции и прошлогодние курсы при МГУ вычисление-Химияпрофессора Бердоносова, которые ею пройдены.
Обучение по программе курса, возможно, поможет учащимся осуществить выбор профиля для последующего обучения в старших классах, а учителям даст время для выработки программных навыков и умений.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс для учащихся 8 класса «Решение типовых расчетных задач по химии»»
Элективный курс для учащихся 8 класса «Решение типовых расчетных задач по химии»
Программа элективного курса “Решение типовых расчетных задач по химии” предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательной школы. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей химии с математикой, физикой.
Содержание курса предназначено для овладения теоретическим материалом по химии. Это даст возможность лучше и глубже изучить и понять многие химические процессы и закономерности а так же даст возможность выработать элементарный навык в решении задач, что очень часто не хватает на уроках при прохождении программы. Усвоение методов решения типовых задач возможно в результате сопоставления самостоятельных решений с решениями приведенными в приложении.
Математический аппарат не сложен, так как базируется на общеизвестных расчетах задач, формулах, приведенных в приложении. Расчеты по химическим уравнениям удобнее всего вести с использованием количества вещества (n) –моль. При расчетах молярных масс используются окруженные атомные массы элементов. В приложении обобщен опыт работы учителя Шулепиной В.Д., когда еще не было такого разнообразия печатной дидактической продукции и прошлогодние курсы при МГУ вычисление-Химия профессора Бердоносова, которые ею пройдены.
Обучение по программе курса, возможно, поможет учащимся осуществить выбор профиля для последующего обучения в старших классах, а учителям даст время для выработки программных навыков и умений.
Цель курса: создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к химии другим предметам, любознательности, творческих способностей, умений и навыков производить расчеты связанные с химией.
Основные задачи курса:
Закрепить, систематизировать и возможно расширить знания учащихся в области решения типовых расчетных задач.
Продолжить формировать умения анализа ситуации, прогнозирования и навыков исследовательской деятельности
Продолжить формирование умения решать расчетные задачи.
Развивать учебно-коммуникативного умения
Развивать познавательные интересы, интеллектуальные способности в процессе поиска решений.
Формировать индивидуальные образовательные потребности (выбор профиля обучения, возможности избежать ошибок и разочарования в старшей школе)
Формы контроля:
Самостоятельная работа учащихся на уроке и дома. В работе используются взаимно и самоконтроль при помощи образцов решения задач и упражнений, домашние контрольные работы. Попытаться использовать проектные технологии для творчества и самостоятельного изучения более усложненных типов задач для способных детей. Завершение проектов заканчивается презентацией для остальных учащихся.
Ожидаемые результаты:
Полученные знания должны помочь учащимся:
определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей (профиля обучения);
научиться обращаться со сверстниками, учителями, отстаивать свою точку зрения;
закрепить практические навыки и умения при решении задач;
выполнять творческие задания;
В процессе обучения на занятиях элективного курса учащиеся приобретают следующее знания:
Умения:
уметь производить типовые расчеты химических задач указанных в планировании согласно программе для общепринятых учреждений;
выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний.
Содержание курса.
Введение - 1 час.
Ознакомление с целями, задачами, …. формулами и литературой.
Нацеливание на творческие работы, проекты
Вычисление по химической формуле вещества - 2 часа. Вычисление Mr, M вещества по формуле. Вычисление отношения масс атомов элементов в сложном веществе по его формуле.
Вычисление по расчетным формулам применяемые при решении задач - 4 часа.
вычисление массовой доли (W) элемента (в %) по формуле веществ;
вычисление W раствора;
вычисление m растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей (в %);
вычисление m растворителя и растворенного вещества для приготовления расчета с его заданной W (в %);
Задачи с использованием понятия “моль” - 3 часа. n = m/M, n= V/Vm , n= N/ NA
Вычисления по химическим уравнениям – 20 часов:
вычисления по химическим уравнениям m веществ по известному количеству вещества (одного из вступивших или получившихся в результате реакции) - 2 часа;
усложненные массовой долей раствора - 2 часа;
вычисление относительной плотности газов (D) по Mr - 2 часа
вычисление объема газа (при н.у) – 2 часа;
вычисление выхода продуктов реакции в % от теоретически возможного выхода – 2 часа;
расчеты по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке - 2 часа;
вычисление m продукта реакции по известной m исходного вещества, содержащую определенную W примесей - 2 часа;
вывод простейшей формулы соединений по массовой доле элемента (в %) – 2 часа;
нахождение молекулярной формулы газообразного вещества по его относительной плотности (D) и W элемента (в %) – 2 часа;
определение молекулы вещества по его D и m или объему продуктов сгорания - 2 часа.
Обобщение - 1 час
Защита проектов - 1 час (1 день)
Предлагаемые темы рефератов
Решение задач по теме “Электролиз”;
Решение задач по темам “Скорость химической реакции”;
Решение задач по теме “Химическое равновесие;
Решение задач Термодинамика;
Решение задач с производственным содержанием;
Решение задач экологического содержания;
Решение задач на смеси;
Примеры решение задач усложненных и комбинированных;
Задачи на газовые смеси;
Задачи на металлические пластинки;
Задачи, при решении которых следует составлять алгебраическую систему уравнений;
Экспериментальные задачи.
Календарно-тематическое планирование (8 класс) по курсу «Решение типовых расчетных задач по химии»
№ п/п | Тема урока | Всего часов | Дата |
План. | Факт. |
1 | Введение. | 1 | | |
| Вычисление по химической формуле вещества. | 2 | | |
1(2) | Вычисление Mr, M вещества по формуле. | 1 | | |
2(3) | Вычисление отношения масс атомов элементов в сложном веществе по его формуле. | 1 | | |
| Вычисление по расчетным формулам применяемые при решении задач. | 4 | | |
1(4) | Вычисление массовой доли (W) элемента (в %) по формуле веществ. | 1 | | |
2(5) | Вычисление W раствора. | 1 | | |
3(6) | Вычисление m растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей (в %). | 1 | | |
4(7) | Вычисление m растворителя и растворенного вещества для приготовления расчета с егозаданной W (в %). | 1 | | |
1-3(8-10) | Задачи с использованием понятия “моль”. | 3 | | |
| Вычисления по химическим уравнениям. | 20 | | |
1-2(11-12) | Вычисления по химическим уравнениям m веществ по известному количеству вещества (одного из вступивших или получившихся в результате реакции). | 2 | | |
3-4(13-14) | Усложненные массовой долей раствора. | 2 | | |
5-6(15-16) | Вычисление относительной плотности газов (D) по Mr. | 2 | | |
7-8(17-18) | Вычисление объема газа (при н.у). | 2 | | |
9-10(19-20) | Вычисление выхода продуктов реакции в % от теоретически возможного выхода. | 2 | | |
11-12(21-22) | Расчеты по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке. | 2 | | |
13-14(23-24) | Вычисление m продукта реакции по известной m исходного вещества, содержащую определенную W примесей. | 2 | | |
15-16(25-26) | Вывод простейшей формулы соединений по массовой доле элемента (в %). | 2 | | |
17-18(27-28) | Нахождение молекулярной формулы газообразного вещества по его относительной плотности (D) и W элемента (в %). | 2 | | |
19-20(29-30) | Определение молекулы вещества по его D и m или объему продуктов сгорания. | 2 | | |
1(31) | Обобщение. | 1 | | |
1(32) | Защита проектов. | 1 | | |
| Итого | 32 | | |
Литература для учащихся
Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1985.
Кузьменко Н.Е. Химия для школьников старших классов и для поступающих в вузы. М. :Дрофа,1999.
Кузнецова Н.Ф. Задачник 8-9 классы.
Аликберова Л.Ю. Задачи по химии с экологическим содержанием.
Литература для учителя
Суровцева, Радецкий, Кузьменко, Хомченко, Ерыгин, Химия в школе и др.
Каждый учитель сам подбирает соответствующую литературу.