СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс для 10-11 классов "Финансовая грамотность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс для 10-11 классов "Финансовая грамотность"»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Пожарского муниципального района




РАССМОТРЕНО

ШМО учителей МОБУ СОШ № 2

Пожарского муниципального района

__________________(____________)

Протокол от «____» __________2016г.

№_______






СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МОБУ СОШ № 2

Пожарского муниципального района

__________________(____________)

«____» ___________2016г.




УТВЕРЖДЕНО

Директор МОБУ СОШ № 2

Пожарского муниципального района

__________________(____________)

«____» ___________2016г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного  курса  «Финансовая грамотность»

для 10 и 11 классов

учитель истории и обществознания Горницкая Ольга Михайловна




2016-2017гг.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда  готовы.

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли  в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.  

Обучение основам финансовой грамотности в школе является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования для учащихся всех категорий, наша школа создаёт условия для получения дополнительного экономического образования, в том числе его прикладных аспектов –  финансовой грамотности, основ потребительских знаний в 10-11 классах  в рамках элективных курсов.

Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов обществознания, а выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.

Кроме того, задачи с финансово-экономическим содержанием включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы ЕГЭ.

Рабочая программа элективного курса составлена   в соответствии со следующими документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/

3. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации http://www.misbfm.ru/node/11143.

4. Стратегия развития финансового рынка российской федерации на период до 2020 года http://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=005586.

5.  Спецпроект Российской экономической школы по личный финансам А.Горяев, В.Чумаченко.





Планируемые результаты обучения

Предметные результаты изучения данного курса – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса позволит учащимся сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.

Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.

Личностными результатами изучения курса следует считать воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания  и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

        Таким образом, элективный курс способствует самоопределению учащегося в жизни, что повышает его социальную и личностную значимость, и является актуальным как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития ученика.






















Содержание программы элективного курса

 «Финансовая грамотность»

Освоение содержания элективного курса «Финансовая грамотность» осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня обществознания, истории, технологии, математики, предметами регионального компонента.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Тип урока

Краткое содержание

Планируемые результаты

Раздел I. Банковские продукты  8 часов

1

Основные понятия кредитования. Виды кредитов.

1

Открытие новых знаний.

Виды кредитов.

Ипотечное кредитование. Принципы кредитования.

Различать виды кредитования.

2

Условия кредитов.

1

Мини-проект.

Необходимые документы при оформлении кредита.

Мини –проект  «В каком банке выгоднее взять кредит?»

Научиться анализировать и сравнивать условия по кредиту  в различных банках.

3

Что такое кредитная история заемщика?

1

Комбиниро-ванный урок.

Федеральный закон «О кредитных историях». Кредитное бюро, кредитная история.

Формирование осознанной необходимости соблюдения платежной дисциплины во избежание личного банкротства, поиска легитимных способов  решения возможных проблем совместно с банком.

4

Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов.

1

Практикум.

Виды платежей по кредитам.

Уметь рассчитывать размеры выплат по различным видам кредитов.

5

Виды депозитов.

1

Открытие новых знаний.

Банковские де-позиты: виды, особенности и доходность. Маржа.

Приводить примеры виды банковских депозитов.

6

Условия депозитов.

1

Деловая игра «Проценты».

Способы начисления процентов по депозитам.

Вычислять простые и сложные проценты по депозиту.

7

Выбор банка. Открытие депозита.

1

Практикум.

Критерии надежности банка. Условия открытия вклада.

Решение познава-тельных  и практи-ческих задач, отра-жающих типичные экономические ситуации.

8

Экскурсия в банк

1

Экскурсия.

Информация о банке и банковских продуктах.

Составить рекламные буклеты о банковских продуктах.

Раздел II. Расчетно-кассовые операции  2 часа

9

Валютный курс.

1

Практикум.

Конвертируемость национальной валюты. Национальная валюта. Валютные курсы.

Решение познавательных  и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации.

10

Банковские карты.

1

Деловая игра  «Банковская система».

Выбор банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная).

Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами.

Раздел IV. Инвестиции 8 часов

11

Основные правила инвестирования: как покупать и продавать ценные бумаги.

1

Деловая игра «Инвестируем в акции».

Инструменты личного финансирования на финансовых рынках и их особенности.

Анализ информации о способах инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового рынка.

12

Денежный рынок и рынок капиталов.

1

Урок – обсуждение.

Рынок. Функции рынка. Рынок капитала. Инвес-тирование. Фон-довый рынок.

Составление  и анализ схемы «Структура рынка капитала».

13

Рынок ценных бумаг.

1

Комбинированный урок.

Ценные бумаги. Виды ценных бумаг. Операции на рынке ценных бумаг.

Расчет доходности методом простых и сложных процентов.

14

Паевые инвестиционные фонды: структура, виды, особенности работы.

1

Деловая игра «Выбираем ПИФ».

ПИФ. Виды и типы ПИФов, особенности их работы. Правила безопасности при обращении с ПИФами.

Расчет стоимости паев инвестиционных фондов.

15

Управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды.

1

Комбинированный урок.

Внебюджетные фонды России. Пенсионная система России. Способы увеличения пенсии.

Анализ различных способов размещения средств потребителя и их преимущества и недостатки.

16

Выбор управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда

1

Практикум

Критерии выбора управляющей компании и негосударственного пенсионного фонда.

Анализ различных финансовых продуктов по уровню доходности, ликвидности и риска.

17

БанкиVSПИФы

1

Игра

Инвестиционный пай. ПИФы. Принципы работы ПИФов. Покупка паев ПИФов.

Анализ динамики изменения стоимости паев ПИФов в реальных условиях рынка.

18

Экскурсия в пенсионный фонд.

1

Экскурсия.

Отчетность в ПФР. Оформление и выплата пенсий.

Начисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 6 месяцев застрахованному лицу.

Раздел V. Страхование  5 часов

19

Виды страхования в России.

1

Деловая игра «Страхование».

Понятие страхования. Страхователь. Страховка. Страховщик. Договор страхования. Ведущие страховые компании в России.

Оценка роли обязательного и добровольного страхования в жизни человека.

20

Страхование имущества.

1

Урок – обсуждение.

Страхование имущества граждан.

Анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя.

21

Личное страхование.

1

Комбинированный урок.

Особенности личного страхования.

Алгоритм поведения страхователя в условиях  наступления страхового случая.

22

Страховые продукты.

1

Урок – дискуссия.

Виды страховых продуктов.

Составление таблицы  «Страховые продукты с учетом интересов страхователя».

23

Выбор страховой компании.

1

Практикум.

Информация о страховой компании и предоставляемых страховых программах.

Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов.

Раздел VI. Основы налогообложения  6 часов

24

Налоговый кодекс РФ.

1

Открытие новых знаний.

Изучение налогового законодательства РФ. Структура налоговой системы РФ.

Формирование базовых знаний о налоговой системе РФ как инструменте государственной экономической политики.

25

Виды налогов в РФ.

1

Деловая игра «Налоги».

Классификация налогов РФ. Принципы налогообложения.

Составление схемы «Налоги их виды».

26

Налоговые льготы в РФ.

1

Практикум.

Назначение налоговых льгот. Порядок и основания предоставления налоговых льгот.

Вычисление величины выплат по индивидуальному подоходному налогу.

27

Обязанность и ответственность налогоплательщиков.

1

Открытие новых знаний.

Права и обязанности налогоплательщика, налоговых органов.

Осознание ответственности налогоплательщика и важности соблюдения налоговой дисциплины.

28

Налоговый инспектор.

1

Деловая игра.

Функции налогов. Налоговый вычет. Местные налоги.

Расчет налогового вычета по НДФЛ. Расчет НДС.

29

Экскурсия в налоговую инспекцию.

1

Экскурсия.

Информация о налоговой инспекции. Отдел учета и работы с налогоплательщиками.

Заполнение основных разделов налоговой декларации.

Раздел VII . Личное финансовое планирование  6 часов

30

Роль денег в нашей жизни.

1

Деловая игра «Деньги любят счет».

Деньги. Финансовое планирование. Номинальные и реальные доходы.

Формулирование финансовых целей, предварительная оценка их достижимости.

31

Семейный бюджет.

1

Ролевая игра «Семейная экономика».

Структура семейного бюджета. Источники семейного дохода.

 Составление семейного бюджета.

32

Личный бюджет.

1

Практикум.

Личный бюджет. Дефицит. Профицит. Баланс.

Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета.

33

Личные финансовые цели.

1

Урок – дискуссия.

Личные финансовые цели, предварительная оценка их достижимости.

Разработка стратегии сокращения расходной части личного бюджета и увеличения его доходной части (на конкретных примерах).

34

Составление личного финансового плана.

1

Урок – проект.

Личный финансовый план (ЛФП). Этапы построения ЛФП.

Личный финансовый план.









Учебно-методическое  обеспечение

1. А.П. Архипов, Азбука страхования: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений  М.: Вита-Пресс, 2010 г.

2. Ю.В. Брехова, Д. Ю. Завьялов,  А. П. Алмосов,  Финансовая грамотность. 10-11 классы. Учебная программа  М.: Вита-Пресс, 2016 г.

3. Н.И. Берзон, Основы финансовой экономики. Учебное пособие. 10-11классы М.: Вита-Пресс, 2011 г.

4. А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота М.: Юнайтед Пресс, 2012 г.

5. Н. Розанова Банк: от клиента до президента: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов  М.: Вита-Пресс, 2008 г.

6. В.С. Савенок, Как составить личный финансовый план и как его реализовать М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011 г.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!