Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
г. Иваново
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель директора Директор МСОШ№8
_________ Аверина Н.Б.. по УВР МОУ СОШ №8 г. Иванова
Протокол № ___ от г. Иванова ___________ Котлов А.Н.
«____» 2013 г. _________ Шарова А.В. Приказ № ______ _______________ «___» _________ 2013 от «__ _» _________2013
Рабочая программа
и календарно – тематическое планирование
элективного курса
«Сочинение-рассуждение
в формате ЕГЭ по русскому языку»
Автор-составитель:
учитель русского языка и литературы
Лобаченко О.Э.
Иваново.
2014г.
Пояснительная записка
Элективный курс по русскому языку «Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ» предназначен для учащихся 10-11 классов.
Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.
Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и, по мнению большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Актуальность данного элективного курса заключается прежде всего в том, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания, позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ (часть С) по русскому языку в 11 классе. А также в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием художественного и публицистического текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.
Особенность содержания данного курса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии связной речи и опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи.
Программа элективного курса предназначена для обучающихся 10-11 класса и рассчитана на 17 часов.
Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся ключевых коммуникативных компетентностей, необходимых для успешной социализации личности; развитие речемыслительного потенциала выпускника, подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ.
Задачи курса:
- развитие коммуникативной компетенции обучающихся;
- формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения;
- овладение нормами русского литературного языка;
- обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- развивать умение выявлять, осмыслять и интерпретировать содержащуюся в исходном тексте смысловую информацию;
- формировать умение определять личностную позицию по поводу прочитанного и собственное отношение к содержанию исходного текста;
- обучение работе над сочинением в соответствии с требованиями ЕГЭ;
Ожидаемые результаты. учащиеся должны
знать:
- теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения;
уметь применять такие коммуникативные умения как умение:
- интерпретировать содержание исходного текста;
- последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме;
- выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;
- создавать свой текст определённой модели, соответствующий требованиям выполнения части С;
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
- редактировать сочинение
владеть:
коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
- Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение части 3 (С). М.: Экзамен,2008.
- Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Часть 3 (С) М: Экзамен, 2011.
- Е.С. Симакова. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Сочинение». М.: АСТ Астрель, 2008.
- И.П. Цыбулько ЕГЭ Русский язык. Выполнение заданий А, В, С. Актив-тренинг. М: Национальное образование, 2011.
- Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011.
- Т.Н. Сокольницкая Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2007.
- Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2007.
Календарно – тематическое планирование элективного курса
в 11 – а классе
на 1 полугодие.
№п\п
|
Дата
|
Тема занятия.
|
-
|
2.09
|
Особенности ЕГЭ по русскому языку.
Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки сочинения.
|
-
|
9.09
|
Функциональные стили, их характеристика. Признаки публицистического и художественного стилей речи.
|
-
|
16.09
|
Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы текста
|
-
|
23.09
|
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.
|
-
|
30.09
|
Комментарий к проблеме. Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами.
|
-
|
7.10
|
Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь.
|
-
|
14.10
|
Практическая работа с текстами.
|
-
|
21.10
|
Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность».
|
-
|
28.10
|
Структура аргумента. Источники аргументации.
|
-
|
11.11
|
Типичные ошибки аргументации. Создание «банка аргументов».
|
-
|
18.11
|
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Абзацное членение.
|
-
|
25.11
|
Виды и формы вступления. Виды заключения.
|
-
|
2.12
|
Практическая работа с текстами.
|
-
|
9.12
|
Основные средства связи между предложениями в тексте.
|
-
|
16.12
|
Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка.
|
-
|
23.12
|
Технология редактирования сочинения.
|
-
|
30.12
|
Итоговое занятие. Защита творческих работ.
|