СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элементы 1А группы

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Просмотр содержимого документа
«Элементы 1А группы»

Технологическая карта урока «открытия» нового знания 

Учебный предмет: неорганическая химия

Класс: 9

Авторы УМК: Н.Н.Гара

Тема урока: Металлы — элементы IА-группы и образуемые ими простые вещества.

Тип урока: «открытия» нового знания

Цели урока:

Деятельностная: дать возможность обучающимся научиться новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: формирование системы новых понятий, расширение знаний обучающихся за счет включения новых определений, терминов, описаний

Предметная: Опираясь на знания учащихся об общих свойствах металлов, конкретизировать знания учащихся о физических свойствах металлов IА группы.

Метапредметная: определение цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

Личностная: увеличение объём словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; развитие способности к самооценке.

Планируемые результаты обучения

Предметные. Уметь характеризовать щелочные металлы

на основании их положения в периодической таблице и строения атомов, составлять уравнения реакций, характеризующих свойства щелочных металлов, и объяснять их в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессах.

Метапредметные. Формировать владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к самообразованию.

Основные виды деятельности учащихся.

Характеризовать положение щелочных металлов в периодической таблице и строение их атомов. Отрабатывать умение записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства щелочных металлов.

Демонстрации.

Хранение щелочных металлов. Взаимодействие калия и натрия с водой.



Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Актуализация имеющихся информационных ресурсов у обучающихся.


Настраивает учеников на успешную работу.

- Здравствуйте, дети. Я рада видеть ваши лица давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

- Великий химик столетия Лайнус Полинг сказал:

Нацеленность на успешную работу.

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен  посмотреть…)

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

2)этап актуализации и пробного учебного действия

 Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися.

Консультирует.Опрашивает детей.

Мы с вами продолжаем изучение неорганической химии, каждый урок вы открываете всё новые и новые знания, узнаете что-то интересное и полезное. Ведь мир, который нас окружает такой разнообразный и удивительный благодаря бесконечным химическим явлениям.

О чем речь?

Знаменитый русский ученый сказал:«Металлом называется светлое тело, которое ковать можно». Кто это сказал?

Вспомнив основные свойства металлов, мы отгадаем фамилию этого гениального человека.

Самый тугоплавкий металл – ответ: вольфрам

Самый электропроводный – ответ: серебро

Самый тяжелый – ответ: осмий

Самый космический – ответ: железо

Самый распространенный на Земле – ответ: алюминий

Самый пластичный – ответ: золото


Таким образом, вспомнив важнейшие физические свойства металлов, мы отгадали фамилию русского ученого, который сказал, что…..

Выберите из предложенных элементов те, которые исходя из вышесказанного по вашему мнению мы сегодня будем изучать:

Хлор, натрий, сера, калий, азот, литий, бром, рубидий, сера, цезий, кремний, франций


Тема урока:

Металлы — элементы IА-группы и образуемые ими простые вещества.

Цель Урока

Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание.










Высказывают предположение

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

3) этап выявления места и причины затруднения

 Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявления причин затруднений в деятельности.

Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.

Верю не верю

  1. Металл можно разрезать ножем

  2. Металлы можно растворить в воде

  3. Метал при взаимодействии с водой взрывается

  4. Металлы хранят под слоем керосина

  5. Металлы хранят в вакууме в запаянных ампулах.

  6. Металлы дают пероксиды

В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель.






3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

4) этап построения проекта выхода из затруднения

Самостоятельная коррекция знаний.

- каждый из Вас я уверена хочет что-то определенное узнать об этих удивительных металлах.

- для того, чтобы каждый из Вас смог решить поставленную перед собой задачу, предлагаю совместно выстроить план действий на уроке.

1. Рассмотреть строение атомов

2. Рассмотреть физические свойства

3. Рассмотреть химические свойства


Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач.

1) Познавательные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

5) этап реализации построенного проекта

Организовать построение проекта изучения нового знания:

1. учащиеся ставят цель проекта (что является целью - тема).

2. учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники, Интернет...)

3. учащиеся формулируют шага, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Консультирует.

  1. обратитесь ПТХЭ и распишите строение атомов элементов 1А группы. Определите изменение закономерностей их свойств в подгруппе.

  2. Откройте стр. 232 - 233 учебника. Работая в парах определите их физические свойства, а также как изменяется плотность, твердость, температура плавления и кипения с увеличением порядкового номера.

  3. Рассмотрите химические свойства. Запишите основные свойства щелочных металлов.




Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения.




- соединения алюминия, цинка

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

 

6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

1. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2.  Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3. Организовать фиксацию нового действия в знаках.

4. Обсуждение возможности применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа.

5. Организовать усвоение учащимися нового способа действий во внешней речи

( в парах или группах, фронтально)

Помогает, советует, консультирует

- поработаем самостоятельно и выполним задание «Лови ошибку»

Элементы 1Агруппы получили название щелочноземельных металлов, так как при взаимодействии с водой дают нерастворимые основания – щелочи. Элементы данной группы имеют 2 электрона на внешнем уровне и проявляют ярко выраженные окислительные свойства. С увеличением порядкового номера в группе увеличиваются неметаллические свойства.

Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения.

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

 

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2. Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки.

3. По результатам выполнения самостоятельной организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности.

Консультирует.

Li + O2 =

K + O2 =

Na + H2O =

Li + Br2 = ОВР

Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону.

1) Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

2) Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения

8) этап включения в систему знаний и повторения.

Информация о домашнем задании.

1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке.

2. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

3. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Консультирует, направляет

Домашнее задание

§41 – пересказ, упр. 1-3 устно, упр.

4 пис – но

Дополнительно (по желанию) – Самые дорогие металлы в мире

Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке

1. Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одногруппниками.

Разъясняет, предлагает задания на выбор.


У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности

1) Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности

 

Консультирует, обосновывает оценки.

Учащиеся самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников).

 

 

Благодарит учеников за урок.

Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке.

 














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!