Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №6 Центрального района Волгограда»
Электронный курс «Путешествие в страну ПДД»
Методическая разработка
Автор-составитель:
Авдеева Елена Витальевна,
учитель английского языка
Волгоград 2021
Оглавление
Аннотация 3
Введение 4
Основная часть 6
Заключение 16
Аннотация
Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют правильно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения. Например, результаты последних опросов школьников средней и старшей школы показывают, что около 17% респондентов либо не задумывались над проблемой адекватного поведения на дорогах (12,2%), либо не считают нарушения ПДД большой проблемой (4,6%). Количество несовершеннолетних, у которых отсутствует негативное восприятие опасного поведения на дорогах, можно считать катастрофичным.
Этой проблеме и посвящена данная методическая разработка.
Изложенный материал будет полезен учащимся, преподавателям ОБЖ, педагогам-организаторам, классным руководителям при разработке программ работы над ПДД.
Введение
Актуальность и практическая значимость разработки определяется необходимостью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Высокие показателями ДТП с участием детей и подростков показывают необходимость привлечения внимания обучающихся средней школы к теме соблюдения ПДД. Для этого необходимо применять обучение Правилам дорожного движения, как в учебной части, так и воспитательной работе школы. В условиях цифровизации образования и влияния неизбежных внешних факторов, таких, как пандемии и чрезвычайные ситуации, традиционные методы разбора правил безопасного движения уходят на второй план; необходимо искать новые формы подачи материала, доступные, понятные и интересные для подрастающего поколения. Кроме того, невозможно не заметить возросшей роли смартфонов и электронных приложений в жизни подростков. Электронный курс «Путешествие в страну ПДД», созданный в виде электронной экскурсии-квеста, позволяет проводить занятия дистанционно и вызвать интерес учеников средней школы за счёт разнообразных заданий и возможности «погулять» по предложенным локациям, двигая панорамы дорог.
Цель: создание условий для формирования навыков безопасного поведения на дороге.
Задачи:
1) познакомить учащихся с историей возникновения дорог;
2) дать представление о составных частях дороги и правилах поведения на ней;
2) воспитывать навыки выполнения основных правил поведения на улице, дороге с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Планируемые результаты:
личностные: развитие чувства ответственности за собственную жизнь и жизнь других людей;
метапредметные: развитие умения получать знания из разных источников, анализировать их и применять на практике.
предметные: знание основных знаков дорожного движения, правил дорожного движения для пешеходов.
Форма: электронный квест-экскурсия.
Форма работы: индивидуальная.
Оборудование: компьютер с выходом в интернет, телефон с приложением.
Потенциальная аудитория: учащиеся 5 классов.
Основная часть
Для успешного создания и функционирования электронного курса «Путешествие в страну ПДД» был выбран Конструктор экскурсий и квестов Surprise Me (https://surprizeme.ru/studio). Выбор площадки обусловлен широким спектром инструментов для создания курса, простым интерфейсом, а также наличием бесплатного приложения для смартфонов, что позволяет проходить курс в любом месте. Кроме того, платформа может предоставить офлайн прохождение материала - участникам не потребуется подключение к интернету.
Курс представляет собой 14 теоретических блоков, содержащих основную информацию о правилах дорожного движения. В качестве наглядного материала используются видеоролики, двигающиеся панорамы городов, а также рисунки и схемы. В конце тем предлагаются разнообразные задания: от паззлов до ответов на вопросы. Стоимость каждого упражнения: от 5 до 10 баллов, существует система потери баллов за неправильный ответ (до -10).
Тема «История дорог»
Тематический блок охватывает основные этапы в истории создания дорог: появление дорог в Междуречье (рис. 1), расцвет дорожного строительства в Древнем Риме (рис. 2), появление дорог на Руси (рис. 3), а также развитие дорожной инфраструктуры в России и мире (рис. 4).
Рис. 1. Дорога. С чего всё началось? (Междуречье)
Рис. 2. Римские дороги (Древний Рим)
Рис. 3. История дорог в России (Древняя Русь и Российская империя)
Рис. 4. Дороги сегодня
Тема «Улица: проезжая часть и тротуары»
Блок содержит основные понятия (улица, пешеход, проезжая часть, тротуар, лево- и правостороннее движение, одностороннее и двустороннее движение), а также базовые правила поведения на улицах.
Рис. 5. Что такое улица?
Рис 7.1. Держитесь правой стороны!
Рис. 7.2. Задание к пункту «Держитесь правой стороны»
Тема «Дорожные знаки – азбука ПДД»
Учащимся предлагается видеоролик, по итогам которого надо ответить на вопрос: «какие дорожные знаки имеют особую важность для пешеходов?»
Рис. 8. Дорожные знаки – азбука ПДД
Тема «Что нарисовано на дороге?»
Блок посвящён дорожной разметке. Пятиклассникам предложен просмотр короткого видео.
Рис. 9. Что нарисовано на дороге?
Тема «Светофоры – что мы о них знаем?»
Учащиеся читают историю создания первых светофоров, знакомятся с их видами и отвечают на вопрос о цветах светофора.
Рис. 10. Светофоры – что мы о них знаем?
Тема «Кто такой регулировщик?»
Блок посвящен функциям инспектора-регулировщика, его основным жестам и их значению. В конце темы необходимо ответить на контрольный вопрос.
Рис. 11. Кто такой регулировщик?
Тема «Чем опасен переезд?»
Учащиеся разбирают правила поведения на жлезнодорожных путях, изучают, как вести себя на переезде и выполняют контрольное задание – собрать паззл.
Рис. 12. Чем опасен переезд?
Тема «Ты – пешеход!»
Блок содержит свод правил-напоминаний, как необходимо вести себя на дороге.
Рис. 13. Ты – пешеход!
Тема «Ты пассажир!»
Учащиеся знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте.
Рис. 14. Ты – пассажир!
По итогам прохождения курса пятиклассникам предлагается заполнить кроссворд в электронном формате. Кроме того, учитель может самостоятельно выбрать дополнительную форму отчетности обучающихся: это может быть итоговый тест, онлайн или офлайн викторина, флешмоб, сообщение, видео или письмо.
Итоговый кроссворд состоит из 7 вопросов. Чтобы попасть на страницу зачетного задания, ученики проходят по ссылке https://onlinetestpad.com/f6uzhbvrfxmdo, записывают свои фамилию и имя, нажимают «начать». Отвечая на вопросы, пятиклассники впечатывают буквы в поле, затем нажимают кнопку «завершить». После завершения теста, детям выдается результат их попытки.
Рис. 15. Итоговый кроссворд
Заключение
На сегодняшний день, вопрос обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах является особенно актуальным, так как дети с ранних лет становятся участниками дорожного движения. Исходя из необходимости взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, педагоги должны вести работу в тесном контакте с сотрудниками ГИБДД и родителями, а также постоянно совершенствовать формы и методы изучения детьми правил дорожного движения.
Данная разработка призвана помочь учителям в объяснении детям школьного возраста Правил дорожного движения и рассчитана на их успешное усвоение. Приоритетом системы обучения является личность каждого воспитанника, ее защита и развитие.