СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электронные образовательные ресурсы, как инструмент успешной реализации образовательного процесса в условиях инклюзивных и коррекционных форм обучения. (из опыта работы МБОУ СОШ №38 г. Шахты)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад посвещен проблеме использования электронных образовательных ресурсов в инклюзивном образовании.

Просмотр содержимого документа
«Электронные образовательные ресурсы, как инструмент успешной реализации образовательного процесса в условиях инклюзивных и коррекционных форм обучения. (из опыта работы МБОУ СОШ №38 г. Шахты)»

Электронные образовательные ресурсы, как инструмент успешной реализации образовательного процесса в условиях инклюзивных и коррекционных форм обучения. (из опыта работы МБОУ СОШ №38 г. Шахты)

На современном этапе развития России произошёл пересмотр социальных требований к образованию. Одним из главных условий изменений в сфере образования является информатизация образования – целенаправленно организованный процесс обеспечения и реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и активное использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях. Что же такое ЭОР? Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства – это учебные видеофильмы, звукозаписи, различные цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). В сложившейся ситуации реализации ФГОС важно понимать, что для широкого использования информационных технологий, в том числе ЭОР, в школе должны быть созданы определённые условия - это наличие и формирование информационной среды, обеспечение педагогов и обучающихся компьютерами и другими средствами информационных технологий, обеспечение доступа к интернету, обеспечение ЭОР и информационными инструментами. Однако, не все так просто. Прогрессивный педагог скромно умалчивает, что использует элементы новых педагогических технологий, которые нужно сначала осознать, а затем начать применять, идя трудным путем проб и ошибок. Условия организации образовательного процесса и, в том числе, использования информационных технологий и компьютеров определяется Санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями, которые диктуют нам свои правила. Также, педагог должен знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. Несмотря на все трудности, мы понимаем, что современные ЭОР способны обеспечить:

• поддержку всех этапов образовательного процесса - получение информации, практические занятия, диагностику или контроль достижений;

• расширение сектора самостоятельной учебной или игровой деятельности;

• ощущение способности управлять ходом событий и чувство ответственности за получаемый результат;

• переход ребенка от пассивного восприятия представленной информации к активному участию в образовательном процессе;

• уровень технического оснащения образовательного учреждения (от нескольких компьютеров до наличия мобильного компьютерного класса включая оснащение проекционным оборудованием, интерактивными досками и т. п.);

• состояние и степень развитости информационной среды образовательного учреждения (в том числе обусловливающей использование ИКТ в административном обеспечении образовательного процесса);

• наличие или отсутствие качественного подключения к сети Интернет;

• уровень ИКТ-компетентности работников образовательного учреждения (педагогов и администраторов);

• наличие компьютеров дома у обучающихся.

Следует отметить, что одним из важнейших показателей уровня ИКТ компетентности педагога является его способность и готовность разрабатывать электронные образовательные ресурсы и применять их на практике. Кроме того, информация, представленная в электронных образовательных ресурсах должна соответствовать возрастным особенностям обучаемых, быть интересной для них. Также мы понимаем, что один и тот же ресурс может применяться для решения различных задач. Эффективное применение электронных образовательных ресурсов предполагает его адаптацию к методике преподавателя и особенностям обучаемых. В настоящее время отмечается переход к инклюзивному образованию, которое предполагает включение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и особыми образовательными потребностями в образовательный процесс. В условиях инклюзивного образования все дети получают равные права на получение образовательных услуг по месту жительства. Если ребенок имеет ограниченные возможности здоровья, педагог должен составить адаптированную основную образовательную программу. Инклюзивное образование предполагает применение таких форм и методов обучения и развития, которое позволяет включить в образовательный процесс всех детей с учетом их индивидуальных особенностей. Важнейшую роль в этом процессе могут сыграть электронные образовательные ресурсы, к которым в условиях инклюзивного образования предъявляются дополнительные требования. Например, в нашем учреждении проводится работа по онлайн-консультированию родителей. Такие специалисты как учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, могут в любое время ответить на вопросы родителей посредством ИКТ. То же самое касается коррекционной работы. Так, в нашем учреждении два класса коррекционной направленности для детей с различными нарушениями, в этих классах проводятся уроки с использованием ЭОР. Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие педагога-психолога, учителя, учителя – логопеда с одним ребенком и позволяет построить индивидуальную программу развития учащегося с учетом его индивидуальных образовательных потребностей и возможностей. Такую форму работы мы используем для детей с особенностями в развитии. Для реализации поставленных задач мы используем средства, которые можно разделить на аудиальные (CD диски), аудиовизуальные (слайд-фильмы, видеофильмы, мультимедийные презентации) и электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и др.). В нашем учреждении используются ресурсы федеральных образовательных порталов, предназначенные для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации, учебные электронные издания, ресурсы, разработанные педагогами. Все мультимедийные пособия и компьютерные программы рассчитаны на развитие общих речевых навыков, связной речи, логического мышления, памяти, внимания, мышления. Компьютерные игры предназначены для развития речевого дыхания, автоматизации и дифференциации поставленных звуков («Веселые игры для развития речи и слуха», «Домашний логопед», «Игры для Тигры», «Трудные звуки», «Учимся говорить правильно»). Также имеются компьютерные игры для развития фонематического слуха, компьютерные программы для ознакомления с окружающим миром, расширения кругозора. В процессе обучения для расширения представлений детей по изучаемой теме, его глубокого осмысления, можно организовать виртуальные экскурсии по городам, музеям, театрам. Использование в коррекционной работе, образовательном процессе ЭОР, в том числе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей, в том числе с различной речевой патологией, познавательную активность, повышает эффективность логопедической, психологической, образовательной работы в целом. Исходя из новых требований, наиболее правильным является совместная или индивидуальная работа с педагогом, на которой равномерно чередуются различные формы деятельности с работой за компьютером, работой на интерактивной доске или учебном центре с чередованием видов деятельности, наличие двигательной паузы, гимнастики для глаз. Конструирование образовательной деятельности с детьми с использованием ИКТ требует соблюдения определенных дидактических принципов, которые сегодня наполняются новым содержанием. Реализуя принцип научности, преследуется цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Однако, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности. Поэтому необходимо быть особо внимательным при отборе материала. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, стимулируется познавательная активность детей, тем самым, повышается интерес к коррекционным занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов. Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Принцип доступности диктует такой отбор наглядного материала, форм и методов организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитывали специфику детей с различными нарушениями. Принцип наглядности Ян Амос Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, так как «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Именно детям с особыми образовательными потребностями, с их наглядно-образным, конкретным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Итак, мы видим, насколько сильно экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми, поскольку у ребят с особенностями в развитиии преобладает непроизвольное внимание, и применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как представляет информацию в привлекательной, интересной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Использование презентационных инструментальных средств позволяет привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении усвоить материал быстрее и в полном объеме. Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и детей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!