СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электробезопасность. Оказание доврачебной помощи, пострадавшему от электрического тока.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Электробезопасность. Оказание доврачебной помощи, пострадавшему от электрического тока.

Просмотр содержимого документа
«Электробезопасность. Оказание доврачебной помощи, пострадавшему от электрического тока.»

Тема урока: Электробезопасность. Оказание доврачебной помощи, пострадавшему от электрического тока.

Класс: 7 класс

Тип урока ( мастер –класс): получение и закрепление новых знаний, практическое занятие( комбинированный)

Цели урока:

Образовательные:

- Ознакомить учащихся с основными направлениями электробезопасности, связанными с возможным поражением электрическим током в быту, в сырых помещениях, на улице. 

- Сформировать умения применять знания для объективной оценки реальной ситуации при контакте с электрическим током.

- Обучение технике прекардиального удара, искусственной вентиляции легких, непрямого массажа сердца, помощи пострадавшему в состоянии комы.

- Создание обучающимися памятки по электробезопасности для младших школьников

Воспитательные:

- Воспитание у учащихся заботы о своем  здоровье.

- Предостережение учащегося от опасности при работе с электроприборами и нарушения правил техника безопасности.

- Формирование чувства сострадания.



Развивающие:

- Развитие логического мышления и познавательной активности.

- Развитие  сотрудничества.



Профориентационные - знакомство с профессией электрика и инженера по охране труда.

Цель урока для учащихся: знакомство с мерами предосторожности при общении с электрическим  током, с основными направлениями электробезопасности, связанными с возможным поражением электрическим током в быту, в сырых помещениях, на улице,  усвоить знания о действиях электрического тока на человека. Научиться применять знания для объективной оценки реальной ситуации при контакте с электрическим током.

Изготовить буклеты в программе publish для начальной школы.




Материально-техническое оснащение урока:

-мультимедийный проектор,

-ноутбуки

- манекен тренажер «Александр -3»

Ход урока:




Организационный момент

Подготовка к уроку. Приветствие.


Добрый день, ребята. Рада вас видеть. Для того, что бы определить тему сегодняшнего занятия, внимание на экран.


Ответы учащихся

Целеполагание


Отгадайте загадки:

Влез на стол он
Из-под лавки,
Осмотрелся
На подставке,
Гибким хвостиком
Вильнул,
Складки с галстука
Слизнул.

Электрический утюг


Полюбуйся, посмотри - 
Полюс северный внутри! 
Там сверкает снег и лёд, 
Там сама зима живёт. 

Холодильник

На поляне шерстяной
Пляшет тонконожка —
Из-под туфельки стальной
Выползает
Стёжка.

Швейная машинка

Он с хоботом резиновым, 
С желудком парусиновым. 
Как загудит его мотор, 
Глотает он и пыль, и сор. 

Пылесос

Что за чудо, что за ящик?
Сам – певец и сам – рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино.

Телевизор

На что ни взглянет этот глаз –
Все на картинке передаст.

Фотоаппарат

Дом — стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.

Фонарь


Потянули струну
На всю страну.
Далеко-далечко
Плывет мое словечко.

Телефон

Крутит-вертит барабан
Мамина помощница.
В ней простынка, сарафан
Чисто прополощутся.

Стиральная машина

У меня который год
Ёжик в комнате живёт.
Если пол намазать воском,
Он натрёт его до лоска.

Полотёр

В этом маленьком предмете
Поселился теплый ветер.

Фен

Жарит мясо, варит суп,
Пироги печет.
У нее и там и тут
Очень горячо

Плита

Внимание на доску

Учащимся предлагается для просмотра (слайд 1)- современные электроприборы (утюг, стиральная машина, фен, чайник, СВЧ –печь, швейная машина, пылесос, телефон, телевизор, светильник, триммер и т.д.)

Вопросы учителя:

- Что это за приборы?

- Что в них общего?

- Какая в них может таиться опасность?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем вести речь на уроке?

- Тема урока «Электробезопасность. Оказание доврачебной помощи, пострадавшему от электрического тока». ( слайд 2)





Ответы учащихся

Актуальность знаний и постановка учебной задачи


В ходе беседы учитель с учащимися ищет ответ на вопрос «Почему актуальна тема урока и почему её рассмотрение так важно?».

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы несколько отклонимся от программного материала и поговорим об электробезопасности. Почему эта тема является актуальной? Потому что без электроэнергии, электрического тока нашу жизнь невозможно представить.

Вы хорошо знаете, какую важную роль играет электроэнергия в народном хозяйстве, быту и учебе. Она дает нам свет, тепло, приводит в движение различные механизмы, облегчающие труд человека. Электроэнергия заняла настолько прочное место в нашей жизни, что сейчас обойтись без нее просто невозможно. Она наш незаменимый помощник. Но, оказывая огромную помощь людям, электроэнергия таит в себе смертельную опасность для тех, кто не знает или пренебрегает правилами электробезопасности, не умеет обращаться с бытовыми приборами, нарушает правила поведения вблизи энергообъектов.

Объяснение нового материала

Электрическая лампочка, электроутюг, электрочайник, телевизор, холодильник, магнитофон, пылесос и т.д. - это далеко не полный перечень предметов, так хорошо знакомых нам с детства и занявших достойное место в жизни каждого современного человека. Уверенные в безопасности электроприборов, вставляя вилку от утюга или магнитофона в розетку, мы не задумываемся о печальной статистике.

Каждый год от поражения электрическим током гибнет до 30 тысяч человек.

Электротравмы составляют от 30 до 50% общего числа травм на производстве. По частоте смертельных исходов в 15 раз превосходят другие виды травм. В России гибнут не менее 30% попавших под напряжение.

Например:

1. В селе Луговое Полтавской области трехлетний Сережа К., оставленный без присмотра,   нашел в доме неисправную переносную лампу с нарушенной изоляцией. При включении ее в розетку мальчик погиб.

2. В поселке Манченки Харьковского района Н. Мищенко хотела налить воды в бак летнего душа. Поднявшись по металлической лестнице с ведром к баку душа, она потеряла равновесие и ухватилась за провод, идущий от дома к летней кухне на расстоянии 1 метра от бака душа. Электропроводка была с нарушенной изоляцией. Мищенко оказалась под напряжением и упала на землю, зажав в руке провод. Подруга потерпевшей А. Панченко пыталась оттянуть девушку от провода, но при прикосновении к ней также была поражена током. Отец Панченко снял напряжение, отключив автоматический выключатель на щитке. Мищенко погибла, а Панченко получила тяжелые ожоги.

Вопросы ученикам

• Знаете ли вы правила безопасности при работе и эксплуатации электроприборов, которые следует неукоснительно соблюдать?

• Какие правила безопасности были нарушены в каждом из приведенных примеров?

Вывод

Электрическая энергия, самая универсальная и удобная для использования форма энергии, - верный помощник на производстве и в быту. Но она может принести и непоправимый вред здоровью, если при пользовании ею не соблюдать строго меры предосторожности и не выполнять элементарных правил безопасности.

   Учитель поясняет тему урока.

   Смертельный исход при поражении электрическим током во многом зависит от стечения обстоятельств, но практически в каждом случае нужно стараться спасти пораженного, оказывая грамотно первую помощь.

   Сегодня вы познакомитесь с электробезопасностью и техникой оказания первой помощи при поражении электрическим током.




Электричество в быту (видеоролик)


Ребята смотрят

Освоение нового материала

Правила обращения с электрическими приборами не сложны, и их легко запомнить

1. Неукоснительно соблюдайте порядок включения электроприбора в сеть: шнур сначала подключайте к прибору, а затем к сети. Отключение прибора производится в обратном порядке.

2. Не вставляйте штепсельную вилку в розетку мокрыми руками.

3. Предостережение для любителей музыки: никогда не ставьте включенную в сеть электроаппаратуру на край ванны с водой или в непосредственной близости от нее, чтобы не подвергать себя смертельной опасности.

4. Когда моете холодильник, другие электробытовые приборы, меняете лампочку или предохранитель убедитесь в том, что они отключены от электропитания.

5. Не прикасайтесь к нагреваемой воде и сосуду (если он металлический) при включенном в сеть электронагревателе.

6. Не пользуйтесь электроприборами с поврежденной изоляцией.

7. Не вынимайте вилку из розетки, потянув ее за шнур (он может оборваться, оголив провода, находящиеся под напряжением). Не ремонтируйте вилки электроприборов с помощью изоленты, меняйте их сразу, если они вышли из строя.

8. Не пользуйтесь электроутюгом, плиткой, чайником, паяльником без специальных негорючих подставок.

9. Не пользуйтесь предназначенными для помещений электробытовыми приборами (чайник, утюг, настольная лампа и др.) в других местах, где нет пола, не проводящего электрический ток. (Земляной пол может стать причиной электротравмы.).

10. Не включайте в розетку более трех электроприборов. В случае подключения мощных энергопотребителей (электрический чайник, тостер, утюг) старайтесь не использовать их одновременно.

11. Не оставляйте без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.

12. Не используйте бумагу или ткань в качестве экрана или абажура электролампочки.

13. Не пытайтесь починить перегоревшие пробки с помощью самодельного «жучка».

14. Уходя из дома, выключайте свет и электроприборы.

Слайд 3

Запомни!

Крайне опасно касаться оборванных висящих или лежащих на земле проводов или даже приближаться к ним. Электротравму возможно получить и в нескольких метрах от провода за счет шагового напряжения.

Слайд 4

Нельзя!

► Вбивать гвозди в стену в месте, где может располагаться скрытая проводка. Смертельно опасно в этот момент заземляться на батареи центрального отопления и на водопроводе.

► Сверлить стены в местах возможной электропроводки, не зная монтажной схемы.

► Красить, белить, мыть стены с наружной или скрытной проводкой, находящейся под напряжением.

► Работать с включенными электроприборами вблизи батарей или водопровода.

► Работать с электроприборами, менять лампочки, стоя на ванной.

► Работать с неисправными электроприборами.

► Ремонтировать необесточенные электроприборы.

Слайд 5

Недопустимо!

► Приближаться к лежащему на земле проводу бегом или большими шагами.

► Пытаться оттащить человека от источника тока, это приведет лишь к тому, что вместо одного травмированного электроударом появятся двое, а при подходе следующего - трое, и так до бесконечности.

► Терять время на поиски рубильника и выключателей, если можно сбросить провода с потерпевшего или перерубить их.

► В спешке вы не только не поможете потерпевшему, но и пострадаете сами. Лучше лишних несколько секунд затратить на подготовку и спасти человека, чем потерять его и свою жизнь.


Эти правила неукоснительно необходимо соблюдать.

Слайд 6

Что происходит с организмом человека, если электрический ток поразил его?

При поражении бытовым электричеством

страдает весь организм человека:

► фибрилляция желудочков сердца - 80%;

► отек головного мозга -15%;

► спазмы дыхательной мускулатуры - 4%;

► повреждение внутренних органов, кровотечения и ожоги-1%

Нужно помнить, что по истечении 4 минут остановившееся сердце уже невозможно заставить биться даже с помощью самого совершенного дефибриллятора.

  Чтобы не упустить шанса на спасение при поражении током, необходимо немедленно приступить к оказанию помощи.

Слайд 7

Схема оказания первой помощи при поражении электрическим током.

1. Освободить   пострадавшего от действия электрического тока.

2. При внезапной остановке сердца нанести прекардиальный удар по грудине.

3. В состоянии комы - повернуть на живот.

4. Искусственная вентиляция легких (ИВЛ).

5. Непрямой массаж сердца.

6. При кровотечении - наложить кровоостанавливающие жгуты, стерильные повязки.

7. При ожогах и ранах - наложить стерильные повязки. При переломах костей конечностей - табельные или импровизированные шины.

   Сегодня остановимся подробнее лишь на 1,2-5-м действиях. А с техникой наложения кровоостанавливающего жгута, стерильных повязок, табельных шин вы познакомитесь на уроках ОБЖ и биологии.

Что такое прекардиальный удар, искусственная вентиляция легких, непрямой массаж сердца.

Слайд 8

Правила нанесения удара по грудине

НЕДОПУСТИМО!
Наносить прекардиальный удар и проводить непрямой массаж сердца 
живому человеку и, тем более, отрабатывать навыки их проведения 
на своих товарищах

Первое правило

Прежде чем наносить удар, необходимо убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии. Вероятность остановки сердца, хоть и ничтожно мала, но все-таки не следует испытывать судьбу. Смерть на футбольных и хоккейных полях, пусть крайне редко, но встречается.

НЕЛЬЗЯ!

Наносить удар при наличии пульса на сонной артерии.

________________________________________


Третье правило

Необходимо двумя пальцами левой руки прикрыть мечевидный отросток, чтобы уберечь его от удара.

Мечевидный отросток легко отламывается от грудной кости и травмирует печень, что может привести

к трагическому исходу.

Но главное - удар приходится под диафрагму, что может спровоцировать фибрилляцию желудочков сердца

и клиническую смерть.

Во всех видах спорта категорически запрещены удары "ниже пояса", (в так называемое «солнечное сплетение»).

За удар соперника в "резинку трусов" боксер может быть удален с ринга.

НЕЛЬЗЯ!

Наносить удар по мечевидному отростку и ниже.

________________________________________

Четвертое правило

Удар следует наносить ребром, сжатой в кулак ладони, чуть выше мечевидного отростка, прикрытого двумя пальцами другой руки. Удар по грудине напоминает удар рассерженного начальника кулаком по столу. При этом цель удара не «проломить» грудную клетку, а сотрясти ее. Локоть руки, наносящей удар, должен быть направлен в сторону живота пострадавшего. В противном случае удар будет наноситься поперек грудной кости, что может привести к ее травме у лиц пожилого возраста.

НЕЛЬЗЯ!

Наносить удар поперек грудной кости, когда локоть, наносящей удар руки, направлен на спасателя.

________________________________________

Пятое правило

Для детей младше 7-8 лет удар может представлять смертельную опасность. Грудная клетка в таком возрасте не имеет достаточно надежного реберного и мышечного каркаса, что может привести к ушибу внутренних органов.

НЕЛЬЗЯ!

Наносить удар детям младше 5-7 лет.

________________________________________

Шестое правило

После удара необходимо проконтролировать пульс на сонной артерии. Если после удара по грудине оживления не произошло, то необходимо приступить к комплексу сердечно-легочной реанимации, который состоит из непрямого массажа сердца и вдохов искусственного дыхания.

________________________________________




Перейдем к массажу сердца и ИВЛ.

Массаж сердца бывает прямой и непрямой. Первый вариант может проводиться только специалистом, при остановке сердца вскрывается грудная клетка и производится механическое воздействие непосредственно на сердце. Непрямой массаж сердца, это реанимационная методика, которая может производиться в любых условиях при наличии показаний. 

 

Если остановка сердца произошла внезапно, например, как при ударе током, то можно перед началом непрямого массажа применить прекардиальный удар. Проговаривают обучающиеся:

  • Убедиться в отсутствии пульса;

  • Уложить два пальца на мечевидный отросток;

  • Сильно ударить кулаком над двумя пальцами.

После этого нужно сразу произвести проверку пульса. В 50% случаев этого приема уже достаточно для запуска сердца в ситуации клинической смерти.

 



Подведем итог


В том случае, если не наблюдается дыхания и пульс не восстанавливается, реанимационные мероприятия стоит продолжить до момента приезда скорой помощь. Важно зафиксировать время остановки сердца больного и сообщить его медработникам, когда они прибудут на место происшествия. Также важно понимать, что оказывая первую помощь человек не должен подвергать самого себя опасности.

Важно помнить, что спасение жизни человека зависит не только от своевременности оказания первой помощи. Правильность действий нередко имеет решающее значение.


Учитель проводит демонстрацию тренажера-манекена «Александр 3», проводит реанимацию по схеме 2-5



Подготовка к практической работе, инструктаж по ТБ


Практическая работа



Ребята, у нас была поставлена задача: изготовить буклеты для начальной школы по электробезопасности.

Задание: Берем ноутбуки, на рабочем столе есть папка, которая называется Электробезопасность. Там весь необходимый материал, для создания буклета. Буклет разрабатываем для начальной школы.

Слайд.

Требования:

Конкретность: Советы должны быть точными и четкими.

Эстетичность: Следует обратить внимание на эстетичность оформления буклетов.

Доступность: При отборе информационного материала следует учитывать, что буклет выпускается для начальной школы( возрастной критерий)

Краткость: Буклеты необходимо оформлять так, что бы обучающие останавливали свой взгляд на них.

На следующем занятие, мы вместе рассмотрим каждый буклет, учтем все ньюансы, если они будут и распечатаем их, для передачи в начальную школу.



Ребята создают презентацию

Контроль результатов, выставление оценок в журнал


Проверяют в парах друг у друга буклеты согласно требованиям

Рефлексия

Рефлексия: «Острова».

На доске карта настроения. Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.

Слайд



Ребята выставляют знаки

 Домашнее задание.


Провести ревизию бытовых электроприборов у себя дома. При обнаружении неисправных электроприборов, написать мини сочинение «Береженого Бог бережет».

Записали домашнее задание









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!