СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиций полей.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Открытый урок по теме электрическое  поле, напряженность электрического поля. Элементы урока  можно использовать как  обобщение и изучениия нового материала. Предназначен для учащихся 10 класса общеобразовательной школы, профильный уровень. 

Просмотр содержимого документа
«Тест к уроку напряженность 10 класс»

Тест «Электризация тел; закон Кулона»______________________________________________

1. Когда мы снимаем одежду, особенно изготовленную из синтетических материалов, мы слышим характерный треск. Какое явление объясняет этот треск1?

  1. Электризация

  2. Трение

  3. Нагревание.

  4. Электромагнитная индукция


2. Металлическая пластина, имевшая положительный заряд, по модулю равный 10 е, при освещении потеряла четыре электрона. Каким стал заряд пластины?

  1. 6 е

  2. – 6 е

  3. 14 е

  4. – 14 е

3. На рисунке изображены одинаковые электрометры, соединенные стержнем. Из какого материала может быть сделан этот стержень?

А . Медь. Б. Сталь.

  1. только А

  2. только Б

  3. и А, и Б

  4. ни А, ни Б

4.К незаряженному проводнику АВ поднесли, не касаясь его, положительно заряженную стеклянную палочку (рис. 1). Затем, не убирая палочку, разделили

проводник на две части (рис. 2). Какое утверждение о знаках зарядов частей А и В после разделения будет верным2?

  1. О бе части будут иметь положительный заряд.

  2. Обе части будут иметь отрицательный заряд.

  3. Часть В будет иметь положительный заряд, часть А – отрицательный.

  4. Часть В будет иметь отрицательный заряд, часть А – положительный.

5. Два одноименных заряда по 10-8 Кл находились на расстоянии 3×10-2 м друг от друга. С какой силой они взаимодействуют? Притягиваются или отталкиваются заряды?

  1. Притягиваются с силой 3×10-5 Н.

  2. Притягиваются с силой 10-3 Н.

  3. Отталкиваются с силой 3×10-5 Н.

  4. Отталкиваются с силой 10-3 Н.

6. Сила взаимодействия между двумя точечными заряженными телами равна F. Чему станет равна сила взаимодействия между телами, если каждый заряд на телах уменьшить в 3 раза?

  1. У величится в 3 раза.

  2. Уменьшится в 3 раза.

  3. Увеличится в 9 раз.

  4. Уменьшится в 9 раз

7 . Как направлена кулоновская сила , действующая на положительный точечный заряд, помещенный в центр квадрата, в углах которого находятся заряды: (+q), (+q), (—q), (—q)3?

1 . 2. 3. 4.


8. Количественная характеристика электрического поля?

1. Сила; 2. Заряд; 3. Напряженность; 4. Потенциал.

1

2

3

Просмотр содержимого документа
«откр.урок 10кл»

МБОУ школа № 170

Самара










Методическая разработка урока


по физике


10 класс



Тема:



Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиций полей.
















Учитель физики: Кошелева Т.А.


2018 год


Тема: Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиций полей.

Класс 10

Тип урока – урок изучение нового материала.

Форма обучения – беседа, рассказ, фронтальные лабораторные работы, исследование, обсуждение демонстраций.

Форма организации познавательной деятельности – фронтальная, групповая, индивидуальная.

Цель урока:

  • Формирование новых понятий: электрическое поле, напряженность, линии напряженности электрического поля;

  • развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, развитие навыков самостоятельной работы, навыков графической культуры, интеллектуального воображения;

  • формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, ответственности, исполнительности, внимательности и самостоятельности.

Оборудование: электроскоп, палочка из эбонита, ткань шерстяная, электрофорная машина, разноцветные султаны, провода, проектор, ПК, карточки-тесты, набор по электризации.

План урока

  1. Орг.момент.

Приветствие учащихся, готовность класса к уроку.


2. Проверка домашнего задания. (Актуализация опорных знаний). (Слайд 1-2)

Проведение тестирования (самостоятельная работа в паре)

1. Когда мы снимаем одежду, особенно изготовленную из синтетических материалов, мы слышим характерный треск. Какое явление объясняет этот треск1?

  1. Электризация

  2. Трение

  3. Нагревание.

  4. Электромагнитная индукция


2. Металлическая пластина, имевшая положительный заряд, по модулю равный 10 е, при освещении потеряла четыре электрона. Каким стал заряд пластины?

  1. 6 е

  2. – 6 е

  3. 14 е

  4. – 14 е

3. На рисунке изображены одинаковые электрометры, соединенные стержнем. Из какого материала может быть сделан этот стержень?

А . Медь. Б. Сталь.

  1. только А

  2. только Б

  3. и А, и Б

  4. ни А, ни Б

4. К незаряженному проводнику АВ поднесли, не касаясь его, положительно заряженную стеклянную палочку (рис. 1). Затем, не убирая палочку, разделили проводник на две части (рис. 2). Какое утверждение о знаках зарядов частей А и В после разделения будет верным2?

  1. О бе части будут иметь положительный заряд.

  2. Обе части будут иметь отрицательный заряд.

  3. Часть В будет иметь положительный заряд, часть А – отрицательный.

  4. Часть В будет иметь отрицательный заряд, часть А – положительный.

5. Два одноименных заряда по 10-8 Кл находились на расстоянии 3×10-2 м друг от друга. С какой силой они взаимодействуют? Притягиваются или отталкиваются заряды?

  1. Притягиваются с силой 3×10-5 Н.

  2. Притягиваются с силой 10-3 Н.

  3. Отталкиваются с силой 3×10-5 Н.

  4. Отталкиваются с силой 10-3 Н.

6. Сила взаимодействия между двумя точечными заряженными телами равна F. Чему станет равна сила взаимодействия между телами, если каждый заряд на телах уменьшить в 3 раза?

  1. У величится в 3 раза.

  2. Уменьшится в 3 раза.

  3. Увеличится в 9 раз.

  4. Уменьшится в 9 раз

7 . Как направлена кулоновская сила , действующая на положительный точечный заряд, помещенный в центр квадрата, в углах которого находятся заряды: (+q), (+q), (—q), (—q)3?

1 . 2. 3. 4.

8. Количественная характеристика электрического поля

1. Сила; 2. Заряд; 3. Напряженность; 4. Потенциал.

Подведение итогов теста (самопроверка) (Слайд 2)

1- 1; 2 - 3; 3 – 4; 4 – 4; 5 – 2; 6 – 4; 7 – 1; 8- 3.

А на 8 вопрос ответ дать не могут. Почему? (Не хватает знаний, следовательно, чтобы ответить на этот вопрос нужно изучить характеристики электрического поля) Постановка цели и темы урока. (Слайд 3,4)


3. Изучение новой темы

Демонстрация существования электрического поля с помощью гильзы, электрофорной машины и двух пластин.

Демонстрация действия электрического поля на электроскоп с помощью эбонитовой палочки. Обсуждение опыта, вывод: стрелка электроскопа отклоняется за счет действия силы электрического поля. Поле действует с конечной скоростью, равной скорости света. Поле материально, обладает свойствами. (Слайд 5-6).

Демонстрация действия электрического поля при удалении и приближении палочки к электроскопу: по мере удаления от заряда поле ослабевает и наоборот.


Электрическое поле



Электростатическое Переменное (Слайд 7)

Количественная или силовая характеристика электрического поля –

напряженность Е. Векторная величина Е = F/q, Н/Кл или В/м. (Слайд 8,9)

Если q 0, то Е и F сонаправлены, если q

F = Еq

Напряженность поля точечного заряда Е= кq0q/qr2, Е = кq0/r2

Линии напряженности – воображаемые линии, дающие представление об электрическом поле. Рис. 14.9.

Принцип суперпозиции полей. Объяснить по рисунку. (Слайд 10, 11)


Е = Е1 + Е2 + … сложение векторное


Демонстрация линий напряженности с помощью электрофорной машины и султанов одиночного заряда, двух зарядов, одноименных, разноименных.

Линии напряженности положительного и отрицательного зарядов. Сделать рисунки в тетрадь. (Слайд 12)


Демонстрация линий диполя с помощью электрофорной машины и набора по электризации одного знака и разных знаков, пластин. Сделать рисунки в тетрадь. (Слайд 13-15)


Напряженность внутри шара Е = 0, рисунок на доске с пояснением.


Физминутка (по ПК) (Слайды 16-20)


4. Закрепление (Слайды 21-25)


5. Итог урока (Слайд 26)


6. Домашнее задание (Слайд 27)

п.90, 91, 92, стр. 277 № 1письменно, № 2 устно.


1

2

3

Просмотр содержимого презентации
«напряженность 10 кл»

Проверка домашнего задания: Тестирование по п.85-86.  Самостоятельная работа в паре.  Ключи:  1- 1; 2 - 3; 3 – 4; 4 – 4; 5 – 2; 6 – 4; 7 – 1; 8- 3.

Проверка домашнего задания:

Тестирование по п.85-86.

Самостоятельная работа в паре.

Ключи:

1- 1; 2 - 3; 3 – 4; 4 – 4;

5 – 2; 6 – 4; 7 – 1; 8- 3.

Самооценка: Количество правильных ответов Соответствующая оценка 7 - 8 5 5 - 6 4 3-4 3 Менее 3 2

Самооценка:

Количество правильных ответов

Соответствующая оценка

7 - 8

5

5 - 6

4

3-4

3

Менее 3

2

15.03.13 Тема: электрическое поле.  Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей

15.03.13 Тема: электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей

Цель урока:

Цель урока:

  • Формирование новых понятий: электрическое поле, напряженность, линии напряженности электрического поля;
  • развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, развитие навыков самостоятельной работы, навыков графической культуры, интеллектуального воображения;
  • формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, ответственности, исполнительности, внимательности и самостоятельности.
Основные свойства электрического поля Порождается электрическим зарядом : вокруг любого заряженного тела существует электрическое поле.

Основные свойства электрического поля

  • Порождается электрическим зарядом : вокруг любого заряженного тела существует электрическое поле.

  • Действует на электрические заряды с некоторой силой.
Основные свойства электрического поля Электрическое поле распространяется в пространстве с конечной скоростью , равной скорости света в вакууме. с ≈ 3 · 10 8 м/с  Электрическое поле материально , т.е. существует независимо от наших знаний о нем.

Основные свойства электрического поля

  • Электрическое поле распространяется в пространстве с конечной скоростью , равной скорости света в вакууме.

с ≈ 3 · 10 8 м/с

  • Электрическое поле материально , т.е. существует независимо от наших знаний о нем.

    Электрическое поле   Электростатическое Переменное Поле, созданное неподвижными  электрическими зарядами, называется электростатическим .

  Электрическое поле

Электростатическое Переменное

Поле, созданное неподвижными

электрическими зарядами,

называется электростатическим .

Напряженность электрического поля Для количественного определения электрического поля вводится силовая  характеристика  напряженность электрического поля . Напряженностью электрического поля называют векторную физическую величину, равную отношению силы, с которой поле действует на положительный пробный заряд, помещенный в данную точку пространства, к величине этого заряда: Единица измерения напряженности: [E] = 1 Н/Кл = 1 В/м

Напряженность электрического поля

  • Для количественного определения электрического поля вводится силовая характеристика напряженность электрического поля .
  • Напряженностью электрического поля называют векторную физическую величину, равную отношению силы, с которой поле действует на положительный пробный заряд, помещенный в данную точку пространства, к величине этого заряда:
  • Единица измерения напряженности:

[E] = 1 Н/Кл = 1 В/м

0 , то векторы напряженности и силы направлены в одну и ту же сторону ; при q эти векторы направлены в противоположные стороны ." width="640"
  • Если в точке А заряд q 0 , то векторы напряженности и силы направлены в одну и ту же сторону ;
  • при q эти векторы направлены в противоположные стороны .

От знака заряда q , на который действует поле, не зависит направление вектора напряженности, а зависит направление силы

0 q 20" width="640"

Принцип суперпозиции электрических полей

E

Если в данной точке пространства существуют поля, создаваемые несколькими зарядами, то, напряженность в данной точке поля равна векторной сумме напряженностей полей, создаваемых каждым из этих зарядов.

E 2

E 1

q 10

q 20

Вектор напряженности направлен от заряда , если заряд положительный, и к заряду , если он отрицательный

Вектор напряженности направлен от заряда , если заряд положительный, и к заряду , если он отрицательный

Линии электрического поля начинаются на положительных зарядах и уходят в бесконечность.

Линии электрического поля начинаются на положительных зарядах и уходят в бесконечность.

Линии электрического поля начинаются на положительных зарядах и заканчиваются на отрицательных

Линии электрического поля начинаются на положительных зарядах и заканчиваются на отрицательных

Линии напряженности однородного и неоднородного электрических полей

Линии напряженности однородного и неоднородного электрических полей

Физ.минутка

Физ.минутка

На рисунке изображены линии напряженности электрического поля в некотором месте пространства. В какой из точек напряженность максимальна по модулю?

На рисунке изображены линии напряженности электрического поля в некотором месте пространства. В какой из точек напряженность максимальна по модулю?

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
1.↓ 2. ↑ 3. ← 4. →

1.↓ 2. ↑ 3. ← 4. →

Определите напряженность поля в центре квадрата, 1 2 E 3 E 4 E 2 E 1 4 3 в углах которого находятся заряды: (+ q ), (+ q ), (— q ), (— q )? 1.↓ 2. ↑ 3. ← 4. →

Определите напряженность поля в центре квадрата,

1

2

E 3

E 4

E 2

E 1

4

3

в углах которого находятся заряды: (+ q ), (+ q ), (— q ), (— q )?

1.↓ 2. ↑ 3. ← 4. →

На рисунке показано расположение двух неподвижных точечных электрических зарядов  + 2q и – q.  E B E A Модуль вектора напряженности электрического поля этих зарядов имеет

На рисунке показано расположение двух неподвижных точечных электрических зарядов + 2q и – q.

E B

E A

Модуль вектора напряженности электрического поля этих зарядов имеет

  • максимальное значение в точке А
  • максимальное значение в точке В
  • одинаковые значения в точках А и С
  • одинаковые значения во всех трех точках
Какой из зарядов  положительный?  □ 1  □ 2

Какой из зарядов положительный?

1

2

Итог урока

Итог урока

  • Что нового узнали на уроке?
  • Что называется напряженностью электрического поля?
  • В каких единицах измеряется напряженность электрического поля?
  • В чем заключается принцип суперпозиции электрического полей?
  • О чем можно судить по линиям напряженности электрического поля?
Домашнее задание § 9 0 , 9 1 , 9 2 Стр. 277, № 1 письменно, № 2 устно

Домашнее задание

§ 9 0 , 9 1 , 9 2

Стр. 277,

1 письменно,

2 устно


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!