МБОУ школа № 170
Самара
Методическая разработка урока
по физике
10 класс
Тема:
Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиций полей.
Учитель физики: Кошелева Т.А.
2018 год
Тема: Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиций полей.
Класс 10
Тип урока – урок изучение нового материала.
Форма обучения – беседа, рассказ, фронтальные лабораторные работы, исследование, обсуждение демонстраций.
Форма организации познавательной деятельности – фронтальная, групповая, индивидуальная.
Цель урока:
Формирование новых понятий: электрическое поле, напряженность, линии напряженности электрического поля;
развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, развитие навыков самостоятельной работы, навыков графической культуры, интеллектуального воображения;
формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, ответственности, исполнительности, внимательности и самостоятельности.
Оборудование: электроскоп, палочка из эбонита, ткань шерстяная, электрофорная машина, разноцветные султаны, провода, проектор, ПК, карточки-тесты, набор по электризации.
План урока
Орг.момент.
Приветствие учащихся, готовность класса к уроку.
2. Проверка домашнего задания. (Актуализация опорных знаний). (Слайд 1-2)
Проведение тестирования (самостоятельная работа в паре)
1. Когда мы снимаем одежду, особенно изготовленную из синтетических материалов, мы слышим характерный треск. Какое явление объясняет этот треск1?
Электризация
Трение
Нагревание.
Электромагнитная индукция
2. Металлическая пластина, имевшая положительный заряд, по модулю равный 10 е, при освещении потеряла четыре электрона. Каким стал заряд пластины?
6 е
– 6 е
14 е
– 14 е
3. На рисунке изображены одинаковые электрометры, соединенные стержнем. Из какого материала может быть сделан этот стержень?
А . Медь. Б. Сталь.
только А
только Б
и А, и Б
ни А, ни Б
4. К незаряженному проводнику АВ поднесли, не касаясь его, положительно заряженную стеклянную палочку (рис. 1). Затем, не убирая палочку, разделили проводник на две части (рис. 2). Какое утверждение о знаках зарядов частей А и В после разделения будет верным2?
О бе части будут иметь положительный заряд.
Обе части будут иметь отрицательный заряд.
Часть В будет иметь положительный заряд, часть А – отрицательный.
Часть В будет иметь отрицательный заряд, часть А – положительный.
5. Два одноименных заряда по 10-8 Кл находились на расстоянии 3×10-2 м друг от друга. С какой силой они взаимодействуют? Притягиваются или отталкиваются заряды?
Притягиваются с силой 3×10-5 Н.
Притягиваются с силой 10-3 Н.
Отталкиваются с силой 3×10-5 Н.
Отталкиваются с силой 10-3 Н.
6. Сила взаимодействия между двумя точечными заряженными телами равна F. Чему станет равна сила взаимодействия между телами, если каждый заряд на телах уменьшить в 3 раза?
У величится в 3 раза.
Уменьшится в 3 раза.
Увеличится в 9 раз.
Уменьшится в 9 раз
7 . Как направлена кулоновская сила , действующая на положительный точечный заряд, помещенный в центр квадрата, в углах которого находятся заряды: (+q), (+q), (—q), (—q)3?
1 . 2. 3. 4.
8. Количественная характеристика электрического поля
1. Сила; 2. Заряд; 3. Напряженность; 4. Потенциал.
Подведение итогов теста (самопроверка) (Слайд 2)
1- 1; 2 - 3; 3 – 4; 4 – 4; 5 – 2; 6 – 4; 7 – 1; 8- 3.
А на 8 вопрос ответ дать не могут. Почему? (Не хватает знаний, следовательно, чтобы ответить на этот вопрос нужно изучить характеристики электрического поля) Постановка цели и темы урока. (Слайд 3,4)
3. Изучение новой темы
Демонстрация существования электрического поля с помощью гильзы, электрофорной машины и двух пластин.
Демонстрация действия электрического поля на электроскоп с помощью эбонитовой палочки. Обсуждение опыта, вывод: стрелка электроскопа отклоняется за счет действия силы электрического поля. Поле действует с конечной скоростью, равной скорости света. Поле материально, обладает свойствами. (Слайд 5-6).
Демонстрация действия электрического поля при удалении и приближении палочки к электроскопу: по мере удаления от заряда поле ослабевает и наоборот.
Электрическое поле
Электростатическое Переменное (Слайд 7)
Количественная или силовая характеристика электрического поля –
напряженность Е. Векторная величина Е = F/q, Н/Кл или В/м. (Слайд 8,9)
Если q 0, то Е и F сонаправлены, если q
F = Еq
Напряженность поля точечного заряда Е= кq0q/qr2, Е = кq0/r2
Линии напряженности – воображаемые линии, дающие представление об электрическом поле. Рис. 14.9.
Принцип суперпозиции полей. Объяснить по рисунку. (Слайд 10, 11)
Е = Е1 + Е2 + … сложение векторное
Демонстрация линий напряженности с помощью электрофорной машины и султанов одиночного заряда, двух зарядов, одноименных, разноименных.
Линии напряженности положительного и отрицательного зарядов. Сделать рисунки в тетрадь. (Слайд 12)
Демонстрация линий диполя с помощью электрофорной машины и набора по электризации одного знака и разных знаков, пластин. Сделать рисунки в тетрадь. (Слайд 13-15)
Напряженность внутри шара Е = 0, рисунок на доске с пояснением.
Физминутка (по ПК) (Слайды 16-20)
4. Закрепление (Слайды 21-25)
5. Итог урока (Слайд 26)
6. Домашнее задание (Слайд 27)
п.90, 91, 92, стр. 277 № 1письменно, № 2 устно.