СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс"Загадки истории" для 5 класса

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

элективный курс расчитан для учеников 5 класса. состовляет 34 учебных часов в год

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс"Загадки истории" для 5 класса»







Программа спецкурса

по Всемирной истории

5 класс

«Загадки истории»












Пояснительная записка.

В художественной литературе и кинематографе не ослабевает интерес к истории, особенно к ее «белым пятнам», спорным вопросам, нераскрытым тайнам. Реализация данной программы позволит учащимся ориентироваться в современном потоке исторической информации, критически оценивать ее, отличать историю от псевдоистории.

Спецкурс «Загадки истории» предназначен для учащихся 5 класса, увлекающихся историей, стремящихся иметь собственную точку зрения и уметь аргументировано ее отстаивать.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, и на основе учебника по Всемирной истории: учеб. для 5 кл. общеобразоват. шк. /Б.С. Букаева, Г.Б. Зикирина, Ж.С. Макашева и др. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2017. – 112 с.

Цели курса:

1. расширение знаний учащихся по малоизученным вопросам истории;

2. развитие познавательного интереса к предмету;

3.создание банка методических пособий, который будет использоваться как дополнительный, расширяющий область знаний материал на уроках и во внеурочной деятельности;

дать возможность учащимся самостоятельно ориентироваться в современном информационном потоке исторических сведений, критически оценивать их.

Основные задачи курса:

- углубленное изучение документов, роли и значение наиболее ярких личностей в развитии государства, важных экономических, политических и административно-территориальных изменений;

- развитие навыков самостоятельной, поисковой, научно-исследовательской работы, выявление причинно следственных связей в истории, умение составлять содержательный, логический рассказ;

- воспитание гражданских качеств, патриотизма, любви к Родине, гордости за своё прошлое.

Содержание спецкурса «Загадки истории» (34 часа).

Вводный урок. Знакомство с предметом, формами работы.

Кто изобрел письмо и счет. Календарь: майя, арабский, юлианский, григорианский. Счет лет в истории. Лента времени. Шумеры. Идиографическое письмо. Пиктограммы. Алфавит. Древние руны. Славянская письменность.

В поисках прошлого. Троя: географическое положение, история открытия. Заслуга Г. Шлимана в открытии и изучении объекта, значение открытия. Аркаим. Дольмены. Скифские курганы.

Памятники из камня. Стоунхендж, остров Пасхи: географическое положение, возраст каменных сооружений, гипотезы происхождения, современное состояние. Просмотр видеофильма «Стоунхендж».

Вечные творения. Мавзолей Тадж-Махал, Великая Китайская стена: географическое положение, история создания, возраст. Просмотр видеофильма «Тадж- Махал», «Великая Китайская стена».

Как возникли пирамиды. Древний Египет. «Проклятие фараонов» или роковая случайность? Пирамиды Хефрена. Загадки Большого Сфинкса. Гробница Тутанхамона. Заслуга Г. Картера в открытии и изучении объекта.

Лики живого бога. Буддийские памятники архитектуры. Ангкор. Индокитайский полуостров. Буддизм. Хинаяна. Махаяна. Храм Байон. Буддийские ступы. Пагоды. Буддийские храмы и монастыри: лакханг, гомпа.

Колизей. Римская империя. Династия Флавиев. Амфитеатр, цирк. Гладиаторы. Виртуальная экскурсия.

Мохенджо-Даро. Изчеснувший город. Просмотр видеофильма «Мохенджо-Даро».

Финикийцы – первые мореходы. город Тир. Карфаген. торговая империя. соперничество.

Мистические рисунки на Земле. Великаны Холмов линии Наска: географическое положение, возраст, гипотеза происхождения, современное состояние. Загадочные рисунки на земле в США (штат Огайо), в Англии, на плато Устюрт (Казахстан), Урале, на Алтае, в Африке (южнее оз. Виктория), в Эфиопии.

Существовала ли Атлантида? Страна атлантов. Теория Платона. Предположительное географическое местонахождение. Атлантида и современные гипотезы.

Как строили Китайскую стену? Империя Цинь. Империя Хань. Гунны. Походы.

Александр Македонский. Македония. Династия Аргеадов. Поход на Восток. Царь Азии. Основанные города. Эллинизм. Война диадохов. Образ Александра Македонского в истории и культуре.

Последний день Помпеи. Этруски, самниты. Рим. Геркуланум. Стабии. Везувий. Город – музей. К.П.Брюллов.

Мираж Эльдорадо. Южная Америка. Конкистадоры: Ф.Писарро, Э.Кортес,  Себастьян де Белалькасар. Инки. Перу. Семь золотых городов Сагеней.

Саги викингов. Скандинавия. Путешествия и завоевания норманнов. «Хеймскрингла» («Круг земной»). Герои скандинавского эпоса.

Король Артур и рыцари круглого стола. Бритты. Саксы. Рыцарские романы. Камелот. Мерилин. «История королей Британии» Гальфрида Монмутского. «Хроника королей Англии» Уильяма Мальмсберийского. Образ Артура в литературе, музыке, изобразительном искусстве, массовой культуре.

Легенды Древней Греции. Геракл. Боги Олимпа. Одиссей. Тесей и Минотавр. Амазонки.

История одной вражды. Японская империя XII-XIII вв. Дом Фудзивара. Диктатура Тайра. Династия Минамото. Военное сословие самураев. Сёгунат и эпоха Камакура.

Мертвый город. Пустыня Гоби. Город Хара – Хото (Черный город). П.К.Козлов. Государство тангутов Си Ся. Город-крепость Эдзина. Субурган «Знаменитый».

Старец горы. Ислам. Шииты, сунниты, исмаилиты. Хасан ибн Саббах. Крепость Аламут. Ассасины, низариты.

Крестоносцы и сарацины. Крестовые походы. «Так хочет Бог!» Арабы. Иерусалимское королевство. Салах ад-Дин. Триполи, Антиохия, Эдесса. Духовно-рыцарские ордены.

Ричард Львиное Сердце. Династия Плантагенетов. Третий крестовый поход. Замок Дюрнштайн. «Последний рыцарь Европы». Образ Ричарда Львиное Сердце в истории и культуре.

Великое переселение народов. Гунны. Миграция. Войны. Империя. Ассимиляция.

Чингисхан и Монгольская империя. Род Борджигин. Темучжин. Борьба за власть в степи. Тумен. Улусы. Курултай. Монгольская империя. Каракорум. «Сокровенное сказание». Великая Яса. Чингизиды.

Терракотовая армия Цинь Шихуанди. Яньинь. Походы на запад.

Римская военная машина. Легионы. Манипулы. Кагорта. Гастаты.

Чудеса света. Самостоятельная работа (постер).

География чудес и загадок. Практическая работа «Обозначение на контурной карте уникальных объектов».

Они были первыми. Проектная работа учащихся. Варианты тем исследования: Открытие Америки, Австралии, Северного полюса, покорение Эвереста, первая фотография, как мы научились летать. Защита проектов.























Календарно – тематическое планирование спецкурса «Загадки истории».

п/п


Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Дата

Характеристика основных видов деятельности учащихся

план.

факт.

1

Вводный урок

1



Вводная лекция

2

Кто изобрел письмо и счет

1



учебный диалог, работа с материалом презентации

3

В поисках прошлого

1



учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма

4

Памятники из камня

1



учебный диалог, работа с материалом презентации

5

Вечные творения

1



самостоят. работа

6

Как возникли пирамиды

1



учебный диалог, работа с материалом презентации

7

Лики живого бога. Буддийские памятники архитектуры

1



учебный диалог, работа с материалом презентации

8

Колизей

1



виртуал. экскурсия

9

Мохенджо-Даро

1



учебный диалог, работа с материалом презентации

10

Финикийцы – первые мореходы

1



учебный диалог, работа с материалом презентации

11

Мистические рисунки на Земле

1



подготовка сообщений

12

Существовала ли Атлантида?

1



учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма

13

Как строили Китайскую стену?

1



учебный диалог, работа с документом, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма

14

Александр Македонский

1



учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма

15

Последний день Помпеи

1



учебный диалог, работа с материалом презентации

16

Мираж Эльдорадо

1



учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма

17

Саги викингов

1



учебный диалог, работа с документом, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма

18

Король Артур и рыцари круглого стола

1



учебный диалог, смысловой анализ текста

19

Легенды Древней Руси

1



учебный диалог, работа с документом, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма

20

История одной вражды

1



учебный диалог, работа с материалом презентации

21

Мертвый город

1



учебный диалог, работа с материалом презентации

22

Старец горы

1



учебный диалог, работа с материалом презентации

23

Крестоносцы и сарацины

1



учебный диалог, работа с материалом презентации

24

Ричард Львиное Сердце

1



учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма

25

Великое переселение народов

1



учебный диалог, работа с материалом презентации

26

Чингисхан и Монгольская империя

1



учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма

27

Терракотовая армия Цинь Шихуанди

1



учебный диалог, работа с материалом презентации

28

Римская военная машина

1



учебный диалог, работа с материалом презентации

29

Чудеса света

1



постер

30

География чудес и загадок

1



работа с картой

31-34

Они были первыми

4



Исследовательская работа





































Кинофильмы для просмотра и обсуждения:


Научно-популярные:

  1. «Атлантида», пр-во ВВС, из цикла «История цивилизаций».

  2. «Падение империй ацтеков и майя», из цикла «История цивилизаций».

  3. «Троя. Древние мифы и нераскрытые тайны»

  4. «Тайны ордена тамплиеров»

  5. «Сокровище да Винчи»

  6. «Античные секреты и тайны»

  7. «Пирамиды»

  8. «Прогулки с чудовищами»

  9. «Александр Великий»

  10. Сериал пр-ва ВВС «Исчезнувшие цивилизации»

  11. «Воспоминания о будущем» (режиссер Л. Райнль)

  12. «80 чудес света»

  13. «Тайны забытых побед»

Художественные:

  1. «Код да Винчи».

  2. «Троя».

  3. «Александр Македонский»

  4. «300 спартанцев»

  5. «Турецкий гамбит»

  6. «Слуга государев».

  7. «1612»

  8. «Золото Трои и Всемирная Коллекция Древностей Генриха Шлимана»

  9. «Северный сфинкс»

  10. «Саги викингов»

  11. «Чингисхан»

  12. «Страсти Христовы»

  13. «Новый Свет»

  14. «Когда солнце было богом»



Список источников


1. Абдуллаев Э. Н. Параистория в школе: техника безопасности.//Преподавание истории в школе. 2006. №9. с.3.

2. Абрамов А. Тайны древних цивилизаций.- М.: «Белый город», 1998.

3. Альбедиль М. Ф. До нашей эры.- СПб.: Изд-во Европейского Дома, 1993.

4. Асанов Л. Н. Тайны первобытного мира.- М.: «Вече», 2002.

5. Бабанин В. П. Самые большие загадки прошлого. М.: 1996, СПб.: 2000.

6. Бабанин В. П. Тайны великих пирамид. – СПб.: 1999.

7. Богданов В. Историческая наука и ее особенности.// История и обществознание для школьников. 2004. №2. с. 40- 46.

8. Валянский С. И. , Калюжный Д. В. Забытая история Руси. – 2006.

9. Великие тайны прошлого. – М. – 1996.

10. Головатенко А. История России: спорные проблемы. – М.:»Школа-пресс»,1995.

11. Горяйнов С.Г. «Задачник по истории России» - «Феникс» Москва – 1997 г.

12. Демин В. Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси.- М. 1997.

13. Демин В. Н. Тайны земли русской. – М., 2000.

14. Загадки истории. Спецвыпуск газеты «Оракул», ЗАО «ЛОГОС-МЕДИА», 2004.

15. Загадки истории – 2. Спецвыпуск газеты «Оракул», ЗАО «ЛОГОС-МЕДИА», 2005.

16. Загадки и тайны истории. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Олимп, 2000.

17. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио. - М.: Просвещение, 1994.

18. Непомнящий Н. Н. Сто великих загадок истории. – М.: «Вече», 2002.

19. Нерсесов Я. Н. Тайны Нового Света. От древних цивилизаций до Колумба. М.: Вече, 2001.

20. Планета Чудес и загадок. Издат. доп. «Ридерз Дайджест», 1997 г.

21. Справочник учителя. История. 5-11 классы. Издательство "Экзамен", Москва , 2012 г.

22. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – «ВЛАДОС»,2003.

23. Энциклопедический словарь. Всемирная история. М.:ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006.

24. Энциклопедия чудес природы. Издат. Доп. «Ридерз Дайджест», 2000 г.

25. Энциклопедия школьника по истории Отечества. – Москва, 2000 г.



Интернет-ресурсы:

www. edu.ru. [ Каталог образовательных ресурсов];

http://hronos.km.ru [Хронос – всемирная история];

http://historydoc.edu.ru [Коллекция: исторические документы];

http ://www.historic.ru http://www.withhistory.com/ [Всемирная история];
http://www.pish.ru/  [Преподавание истории в школе];


8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!