Программа спецкурса
по Всемирной истории
5 класс
«Загадки истории»
Пояснительная записка.
В художественной литературе и кинематографе не ослабевает интерес к истории, особенно к ее «белым пятнам», спорным вопросам, нераскрытым тайнам. Реализация данной программы позволит учащимся ориентироваться в современном потоке исторической информации, критически оценивать ее, отличать историю от псевдоистории.
Спецкурс «Загадки истории» предназначен для учащихся 5 класса, увлекающихся историей, стремящихся иметь собственную точку зрения и уметь аргументировано ее отстаивать.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, и на основе учебника по Всемирной истории: учеб. для 5 кл. общеобразоват. шк. /Б.С. Букаева, Г.Б. Зикирина, Ж.С. Макашева и др. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2017. – 112 с.
Цели курса:
1. расширение знаний учащихся по малоизученным вопросам истории;
2. развитие познавательного интереса к предмету;
3.создание банка методических пособий, который будет использоваться как дополнительный, расширяющий область знаний материал на уроках и во внеурочной деятельности;
дать возможность учащимся самостоятельно ориентироваться в современном информационном потоке исторических сведений, критически оценивать их.
Основные задачи курса:
- углубленное изучение документов, роли и значение наиболее ярких личностей в развитии государства, важных экономических, политических и административно-территориальных изменений;
- развитие навыков самостоятельной, поисковой, научно-исследовательской работы, выявление причинно следственных связей в истории, умение составлять содержательный, логический рассказ;
- воспитание гражданских качеств, патриотизма, любви к Родине, гордости за своё прошлое.
Содержание спецкурса «Загадки истории» (34 часа). Вводный урок. Знакомство с предметом, формами работы.
Кто изобрел письмо и счет. Календарь: майя, арабский, юлианский, григорианский. Счет лет в истории. Лента времени. Шумеры. Идиографическое письмо. Пиктограммы. Алфавит. Древние руны. Славянская письменность.
В поисках прошлого. Троя: географическое положение, история открытия. Заслуга Г. Шлимана в открытии и изучении объекта, значение открытия. Аркаим. Дольмены. Скифские курганы.
Памятники из камня. Стоунхендж, остров Пасхи: географическое положение, возраст каменных сооружений, гипотезы происхождения, современное состояние. Просмотр видеофильма «Стоунхендж».
Вечные творения. Мавзолей Тадж-Махал, Великая Китайская стена: географическое положение, история создания, возраст. Просмотр видеофильма «Тадж- Махал», «Великая Китайская стена».
Как возникли пирамиды. Древний Египет. «Проклятие фараонов» или роковая случайность? Пирамиды Хефрена. Загадки Большого Сфинкса. Гробница Тутанхамона. Заслуга Г. Картера в открытии и изучении объекта.
Лики живого бога. Буддийские памятники архитектуры. Ангкор. Индокитайский полуостров. Буддизм. Хинаяна. Махаяна. Храм Байон. Буддийские ступы. Пагоды. Буддийские храмы и монастыри: лакханг, гомпа.
Колизей. Римская империя. Династия Флавиев. Амфитеатр, цирк. Гладиаторы. Виртуальная экскурсия.
Мохенджо-Даро. Изчеснувший город. Просмотр видеофильма «Мохенджо-Даро».
Финикийцы – первые мореходы. город Тир. Карфаген. торговая империя. соперничество.
Мистические рисунки на Земле. Великаны Холмов линии Наска: географическое положение, возраст, гипотеза происхождения, современное состояние. Загадочные рисунки на земле в США (штат Огайо), в Англии, на плато Устюрт (Казахстан), Урале, на Алтае, в Африке (южнее оз. Виктория), в Эфиопии.
Существовала ли Атлантида? Страна атлантов. Теория Платона. Предположительное географическое местонахождение. Атлантида и современные гипотезы.
Как строили Китайскую стену? Империя Цинь. Империя Хань. Гунны. Походы.
Александр Македонский. Македония. Династия Аргеадов. Поход на Восток. Царь Азии. Основанные города. Эллинизм. Война диадохов. Образ Александра Македонского в истории и культуре.
Последний день Помпеи. Этруски, самниты. Рим. Геркуланум. Стабии. Везувий. Город – музей. К.П.Брюллов.
Мираж Эльдорадо. Южная Америка. Конкистадоры: Ф.Писарро, Э.Кортес, Себастьян де Белалькасар. Инки. Перу. Семь золотых городов Сагеней.
Саги викингов. Скандинавия. Путешествия и завоевания норманнов. «Хеймскрингла» («Круг земной»). Герои скандинавского эпоса.
Король Артур и рыцари круглого стола. Бритты. Саксы. Рыцарские романы. Камелот. Мерилин. «История королей Британии» Гальфрида Монмутского. «Хроника королей Англии» Уильяма Мальмсберийского. Образ Артура в литературе, музыке, изобразительном искусстве, массовой культуре.
Легенды Древней Греции. Геракл. Боги Олимпа. Одиссей. Тесей и Минотавр. Амазонки.
История одной вражды. Японская империя XII-XIII вв. Дом Фудзивара. Диктатура Тайра. Династия Минамото. Военное сословие самураев. Сёгунат и эпоха Камакура.
Мертвый город. Пустыня Гоби. Город Хара – Хото (Черный город). П.К.Козлов. Государство тангутов Си Ся. Город-крепость Эдзина. Субурган «Знаменитый».
Старец горы. Ислам. Шииты, сунниты, исмаилиты. Хасан ибн Саббах. Крепость Аламут. Ассасины, низариты.
Крестоносцы и сарацины. Крестовые походы. «Так хочет Бог!» Арабы. Иерусалимское королевство. Салах ад-Дин. Триполи, Антиохия, Эдесса. Духовно-рыцарские ордены.
Ричард Львиное Сердце. Династия Плантагенетов. Третий крестовый поход. Замок Дюрнштайн. «Последний рыцарь Европы». Образ Ричарда Львиное Сердце в истории и культуре.
Великое переселение народов. Гунны. Миграция. Войны. Империя. Ассимиляция.
Чингисхан и Монгольская империя. Род Борджигин. Темучжин. Борьба за власть в степи. Тумен. Улусы. Курултай. Монгольская империя. Каракорум. «Сокровенное сказание». Великая Яса. Чингизиды.
Терракотовая армия Цинь Шихуанди. Яньинь. Походы на запад.
Римская военная машина. Легионы. Манипулы. Кагорта. Гастаты.
Чудеса света. Самостоятельная работа (постер).
География чудес и загадок. Практическая работа «Обозначение на контурной карте уникальных объектов».
Они были первыми. Проектная работа учащихся. Варианты тем исследования: Открытие Америки, Австралии, Северного полюса, покорение Эвереста, первая фотография, как мы научились летать. Защита проектов.
Календарно – тематическое планирование спецкурса «Загадки истории».
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
план. | факт. |
1 | Вводный урок | 1 | | | Вводная лекция |
2 | Кто изобрел письмо и счет | 1 | | | учебный диалог, работа с материалом презентации |
3 | В поисках прошлого | 1 | | | учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма |
4 | Памятники из камня | 1 | | | учебный диалог, работа с материалом презентации |
5 | Вечные творения | 1 | | | самостоят. работа |
6 | Как возникли пирамиды | 1 | | | учебный диалог, работа с материалом презентации |
7 | Лики живого бога. Буддийские памятники архитектуры | 1 | | | учебный диалог, работа с материалом презентации |
8 | Колизей | 1 | | | виртуал. экскурсия |
9 | Мохенджо-Даро | 1 | | | учебный диалог, работа с материалом презентации |
10 | Финикийцы – первые мореходы | 1 | | | учебный диалог, работа с материалом презентации |
11 | Мистические рисунки на Земле | 1 | | | подготовка сообщений |
12 | Существовала ли Атлантида? | 1 | | | учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма |
13 | Как строили Китайскую стену? | 1 | | | учебный диалог, работа с документом, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма |
14 | Александр Македонский | 1 | | | учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма |
15 | Последний день Помпеи | 1 | | | учебный диалог, работа с материалом презентации |
16 | Мираж Эльдорадо | 1 | | | учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма |
17 | Саги викингов | 1 | | | учебный диалог, работа с документом, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма |
18 | Король Артур и рыцари круглого стола | 1 | | | учебный диалог, смысловой анализ текста |
19 | Легенды Древней Руси | 1 | | | учебный диалог, работа с документом, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма |
20 | История одной вражды | 1 | | | учебный диалог, работа с материалом презентации |
21 | Мертвый город | 1 | | | учебный диалог, работа с материалом презентации |
22 | Старец горы | 1 | | | учебный диалог, работа с материалом презентации |
23 | Крестоносцы и сарацины | 1 | | | учебный диалог, работа с материалом презентации |
24 | Ричард Львиное Сердце | 1 | | | учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма |
25 | Великое переселение народов | 1 | | | учебный диалог, работа с материалом презентации |
26 | Чингисхан и Монгольская империя | 1 | | | учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма |
27 | Терракотовая армия Цинь Шихуанди | 1 | | | учебный диалог, работа с материалом презентации |
28 | Римская военная машина | 1 | | | учебный диалог, работа с материалом презентации |
29 | Чудеса света | 1 | | | постер |
30 | География чудес и загадок | 1 | | | работа с картой |
31-34 | Они были первыми | 4 | | | Исследовательская работа |
Кинофильмы для просмотра и обсуждения:
Научно-популярные:
«Атлантида», пр-во ВВС, из цикла «История цивилизаций».
«Падение империй ацтеков и майя», из цикла «История цивилизаций».
«Троя. Древние мифы и нераскрытые тайны»
«Тайны ордена тамплиеров»
«Сокровище да Винчи»
«Античные секреты и тайны»
«Пирамиды»
«Прогулки с чудовищами»
«Александр Великий»
Сериал пр-ва ВВС «Исчезнувшие цивилизации»
«Воспоминания о будущем» (режиссер Л. Райнль)
«80 чудес света»
«Тайны забытых побед»
Художественные:
«Код да Винчи».
«Троя».
«Александр Македонский»
«300 спартанцев»
«Турецкий гамбит»
«Слуга государев».
«1612»
«Золото Трои и Всемирная Коллекция Древностей Генриха Шлимана»
«Северный сфинкс»
«Саги викингов»
«Чингисхан»
«Страсти Христовы»
«Новый Свет»
«Когда солнце было богом»
Список источников
1. Абдуллаев Э. Н. Параистория в школе: техника безопасности.//Преподавание истории в школе. 2006. №9. с.3.
2. Абрамов А. Тайны древних цивилизаций.- М.: «Белый город», 1998.
3. Альбедиль М. Ф. До нашей эры.- СПб.: Изд-во Европейского Дома, 1993.
4. Асанов Л. Н. Тайны первобытного мира.- М.: «Вече», 2002.
5. Бабанин В. П. Самые большие загадки прошлого. М.: 1996, СПб.: 2000.
6. Бабанин В. П. Тайны великих пирамид. – СПб.: 1999.
7. Богданов В. Историческая наука и ее особенности.// История и обществознание для школьников. 2004. №2. с. 40- 46.
8. Валянский С. И. , Калюжный Д. В. Забытая история Руси. – 2006.
9. Великие тайны прошлого. – М. – 1996.
10. Головатенко А. История России: спорные проблемы. – М.:»Школа-пресс»,1995.
11. Горяйнов С.Г. «Задачник по истории России» - «Феникс» Москва – 1997 г.
12. Демин В. Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси.- М. 1997.
13. Демин В. Н. Тайны земли русской. – М., 2000.
14. Загадки истории. Спецвыпуск газеты «Оракул», ЗАО «ЛОГОС-МЕДИА», 2004.
15. Загадки истории – 2. Спецвыпуск газеты «Оракул», ЗАО «ЛОГОС-МЕДИА», 2005.
16. Загадки и тайны истории. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Олимп, 2000.
17. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио. - М.: Просвещение, 1994.
18. Непомнящий Н. Н. Сто великих загадок истории. – М.: «Вече», 2002.
19. Нерсесов Я. Н. Тайны Нового Света. От древних цивилизаций до Колумба. М.: Вече, 2001.
20. Планета Чудес и загадок. Издат. доп. «Ридерз Дайджест», 1997 г.
21. Справочник учителя. История. 5-11 классы. Издательство "Экзамен", Москва , 2012 г.
22. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – «ВЛАДОС»,2003.
23. Энциклопедический словарь. Всемирная история. М.:ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006.
24. Энциклопедия чудес природы. Издат. Доп. «Ридерз Дайджест», 2000 г.
25. Энциклопедия школьника по истории Отечества. – Москва, 2000 г.
Интернет-ресурсы:
www. edu.ru. [ Каталог образовательных ресурсов];
http://hronos.km.ru [Хронос – всемирная история];
http://historydoc.edu.ru [Коллекция: исторические документы];
http ://www.historic.ru http://www.withhistory.com/ [Всемирная история];
http://www.pish.ru/ [Преподавание истории в школе];
8