СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс в 9 классе "Правильно ли я говорю?"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в средствах массовой информации и печати нередко встречаются отклонения от норм литературного языка, поэтому вопросы данного курса представляются своевременными и актуальными

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс в 9 классе "Правильно ли я говорю?"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Березовская средняя общеобразовательная школа









Рабочая программа по русскому языку

(элективный курс)

«Правильно ли я говорю?»

для 9 класса

на 2011 – 2012 учебный год











Составитель:

учитель русского языка и литературы

Аксенова Лариса Ивановна













с.Березовка

2011 г



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Новые условия функционирования русского языка, появление большого количества плохо подготовленных публичных выступлений приводят к резкому снижению культуры речи. В настоящие время в средствах массовой информации и печати нередко встречаются отклонения от норм литературного языка, поэтому вопросы данного курса представляются своевременными и актуальными.

Исходящими документами для составления рабочей программы элективного курса по русскому языку в 9 классе является программы курсов по выбору по русскому языку и литературе «Электив –9». Авторы: Е.Б.Меркулова, Ж.Ю.Титова, под редакцией Н.Г.Корниенко. Воронеж: ВОИПКРО, 2006 г.



Цель: формировать навыки культуры речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Задачи:

  • Расширить понятие о нормах русского литературного языка;

  • Показать учащимся практическое применение навыков культуры речи;

  • Корректировать речь учащихся в соответствии с нормами русского литературного языка.

Курс поможет сформировать практические навыки грамотной речи, что позволит учащимся осуществлять успешную коммуникативную деятельность. Кроме того, электив направлен на формирование познавательного интереса к предмету, что должно помочь девятиклассникам в определении профиля образования, в данном случае гуманитарного.

Материал курса включает новые знания о грамматических основах правильной речи, которые не содержатся в инвариантных программах. Различные виды организации учебной деятельности должны привлечь внимание школьников с разным уровнем подготовленности. Материал программы распределен по времени с учетом его достаточности для более качественного получения знаний.

В процессе работы используются наиболее активные методы обучения, задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей учащихся и их интересов.

Программа позволит осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний. Достаточная конкретность позволит осуществлять контроль за усвоением после каждого занятия.

Знания, полученные в ходе изучения данного курса, помогут школьникам свободно ориентироваться на рынке труда, так как умение грамотно говорить необходимо представителю любой профессии.



Курс рассчитан на 17 часов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема

Кол-во часов

Вид деятельности

Формы контроля

Сроки

примечание

реальные

фактически

1

Норма…что это такое?

1

Вводное тестирование. Лекция с элементами беседы.

Составление словарика «Эти трудные ударения»




2

«Как говорить вернее: творог или творог?» Эти трудные ударения

2

Практическое занятие

Составление орфоэпического словаря




3

«Обречены на успех». Орфографические нормы русского литературного языка

2

Лабораторная работа

Орфографический диктант




4

«В темном лесе…?» Новые заимствованные слова

3

Практические слова

Тест




5

«Скучаю по вас или по вам?»

2

Ролевая игра

Составление тезисов выступления




6

Качеств а хорошей речи

2

Заочная встреча с интересными людьми

Выступление учащихся.



7

Поработаем корректором

2

Практическое занятие

Подготовка рефератов к выступлениям




8

Послушаем друг друга

2

«Круглый стол»





9

Итоговый урок. Правила произношения

1

Подведение итогов









СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ



Тема 1. Норма: что это такое?

Вводный текст на выявление речи учащихся. Литературный язык и его свойства. Определение языковой нормы. Признаки норм литературного языка. Почему нормы меняются? Типы норм.



Тема 2. «Как говорить вернее: творог или творог?»

Что входит в понятие орфографической нормы? Особенности русского ударения, его вариантность. Сравнительный анализ современных и устаревших орфоэпических норм. Типичные орфоэпические ошибки жителей Воронежской области.



Тема 3. «Обречены на успех».

Лексические нормы языка. Что такое лексическая сочетаемость слова, почему она важна для культуры речи? Речевая избыточность: в чем она проявляется.



Тема 4. «В темном лесе…?»

Грамматические основы правильной речи (морфологические нормы). Образование падежных форм существительного. Род и число имен существительных. Особенности склонения числительного. Правила употребления собирательных числительных. Типичные ошибки в употреблении различных частей речи.



Тема 5. «Скучаю по вас или по вам?»

Понятие синтаксической нормы русского языка. Согласование сказуемого с подлежащим. Нормы управления. Выборы правильного падежа и предлога. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Основные ошибки, связанные с несоблюдением синтаксических норм.



Тема 6. Качества хорошей речи.

Коммуникативные свойства речи: соблюдение языковых норм, точность, логичность, понятливость, чистота, выразительность, богатство.

Выступление учащихся. Анализ выступлений.



Тема 7. Поработаем корректором.

Что такое текст? Кто такой корректор? Обязанности его. Правка текста – это легко? Корректировка публицистического текста.

Тема 8. «Круглый стол». «Послушаем друг друга».

Итоговые выступления учащихся на заданную тему, обсуждение услышанного.





ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Сочинения.

Как говорят в нашей школе? (журналистское расследование).

«Мы все учились понемногу…» (по страницам школьных сочинений).

По страницам местной печати.

Слово в защиту норм русского литературного языка.



Рефераты.

Особенности стилистики современного языка. Принципы работы над стилистическими ошибками.

Особенности произношения имен и отчеств.

Ударение в современном русском языке.

Основные орфографические нормы русского литературного языка.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Д.Э.Розенталь. Культура речи. Издательство Московского университета, 1998г.

Л.П.Введенская. Культура и искусство речи. Ростов Н\Д, 1995.

Д.Э.Розенталь. Практическая стилистика русского языка. –М., 1997

С.И.Львова. Язык в речевом общении. М., «Просвещение». 1991

И.А.Стернин. Русский речевой этикет. Воронеж. 1996 г.

Нормы русского языка и культура речи: Практические занятия /под ред. О.В.Загоровской – Воронеж, 2001





СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка. Орфоэпический словарь русского языка:

Произношение, ударение, грамматические формы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!