Утверждено на заседании МО Протокол № от ___________2018г. | Согласовано Заместитель директора по УВР __________О.В. Баканова «_____»___________2018г. | Утверждаю Директор Вечерней (сменной) школы №7 _____________Власова И.Е. Приказ № от 24.24 2018г |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Вечерняя (сменная) школа № 7»
ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Практикум по немецкому языку»
10-11 класс
Уровень общего образования: среднее общее образование
Классы: 10,11 класс
Срок реализации программы – 2 года
Учитель: Чапанова Н.В., учитель немецкого языка, высшая квалификационная категория.
Количество часов по учебному плану: в 10 классе - 1ч. в неделю, в год – 36 ч
в 11 классе - 1ч. в неделю, в год – 35 ч
Ульяновск, 2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Практикум по немецкому языку» составлена на основе следующих документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413) в последней редакции,
Основная образовательная программа среднего общего образования Вечерней (сменной) школы №7;
Учебный план Вечерней (сменной) школы №7.
Программа элективного курса «Практикум по немецкому языку» направлена на развитие познавательного интереса учащихся к изучению немецкого языка, на расширение языковых и страноведческих знаний по предмету и предназначена для учащихся 10-11 классов, заинтересовавшихся дальнейшим изучением и совершенствованием иностранного (немецкого) языка.
Данный курс наряду с основной задачей расширения языковых знаний по немецкому языку предусматривает формирование устойчивого интереса к изучению данного предмета. Следует отметить, что учение с увлечением значительно повышает учебную мотивацию, а, следовательно, и результативность обучения.
Элективный курс независим от содержания обязательного тематического программного материала. Он ориентирован на категорию учащихся, имеющих перерыв в учебе от 2 до 7 лет, обладающих низким уровнем подготовки, но желающих овладеть различными умениями, навыками и приемами для решения задач повышения мотивации учащихся к изучению немецкого языка.
Цель курса
-развитие языковых способностей и устойчивого интереса к изучению немецкого языка;
-формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения лингвострановедческому, культуроведческому и социокультурному компонентам обучения немецкому языку.
Задачи курса:
1.Систематизировать знания по грамматике немецкого языка.
2. Расширить объём страноведческих и лингвистических знаний.
3. Способствовать удовлетворению познавательных интересов обучающихся по обозначенным темам.
Приобретенные знания и навыки по грамматике могут быть использованы учащимися для решения коммуникативной компетенции, т.е. для развития навыков и умений во всех видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо и перевод), будут способствовать интенсификации учебного процесса и поддержанию мотивации к изучению немецкого языка.
Формы проведения занятий:
лекция, беседа, практикум, консультация, самостоятельная работа, работа с КИМ, тестирование.
Формы контроля: установление степени достижения учащимися промежуточных и итоговых результатов производится на каждом занятии, благодаря использованию практикумов, самостоятельных работ, тестов, консультаций. Формой итоговой отчетности учащихся является выполнение итогового теста или защита реферата (по выбору учащихся).
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и правил поведения на дорогах; формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; осознание важности семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование мотивации изучения иностранных языков и стремления к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»; осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира; готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию; готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции; сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметные результаты:
целеполагание в учебной деятельности: умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
владение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности; готовность и способность противостоять трудностям и помехам; осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, сериации и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, использовать способ взаимодействия учащихся и общие методы работы; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции);
развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;
развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
развитие смыслового чтения, включая умение выделять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты:
Речевая компетенция:
В говорении:
начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей.
В аудировании:
воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью);
воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию.
В чтении:
читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;
читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;
читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации.
В письменной речи:
заполнять анкеты и формуляры;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка;
составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.
Языковая компетенция:
применение правил написания слов, изученных в основной школе;
адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
знание основных способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);
понимание и использование явлений многозначности слов иностранного языка: синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого языка;
знание признаков изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
знание основных различий систем иностранного и русского/родного языков.
Социокультурная компетенция:
знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространённых образцов фольклора (скороговорок, поговорок, пословиц);
знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
Компенсаторная компетенция – умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
В познавательной сфере:
умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
В ценностно-ориентационной сфере:
представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установление межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
представление о целостном полиязычном, поликультурном мире; осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках, молодёжных форумах.
В эстетической сфере:
владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка;
развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.
В трудовой сфере:
умение рационально планировать свой учебный труд;
умение работать в соответствии с намеченным планом.
В физической сфере:
стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
Содержание программы
Рабочая программа элективного курса состоит из 2 модулей:
«Изучаем немецкую грамматику» (10 класс)
«Путешествие по немецкоязычным странам» (11 класс)
Модуль 1. «Изучаем немецкую грамматику» - 36 часов
1. Имя существительное -7 часов
2. Предлоги-2 часа
3. Имя прилагательное-5 часов
4. Местоимение-2 часа
5. Наречие-2 часа
6. Глагол-10 часов
7. Предложение-5 часов
Зачеты и повторение-3 часа
Модуль 2. «Путешествие по немецкоязычным странам»-35 часов
1. «Федеративная Республика Германия»-7 часов
2 « Австрия»-4 часа
3 «Швейцария»-4 часа
4 «Лихтенштейн»-2 часа
5 «Люксембург»-2 часа
6 «Культура и искусство»-20 часов
Зачеты и повторение-3 часа
Тематическое планирование в 10 классе
1 час в неделю. За год- 36 уроков
1) Модуль 1. «Изучаем немецкую грамматику»
| Тема | Кол-во часов | Форма работы | Вид контроля | Дата план | Дата факт |
1 | Имя существительное -Артикль -Определение артикля -Род имён существительных -Число имён существительных -Падежи имен существительных -Склонение существительных -Определение рода существительного по значению, по форме, по падежу | 7 | Правила, выполнение упражнений | тест | | |
2 | Предлоги -Предлоги и их виды -Управление предлогов | 2 | Правила, выполнение упражнений | тест | | |
3 | Имя прилагательное -Имя прилагательное -Склонение прилагательных (2ч) -Степени сравнения прилагательных -Употребление прилагательного в роли определения к существительному | 5 | Правила, выполнение упражнений | тест | | |
4 | Зачет №1 | 1 | Выполнение контрольной работы | Контроль грамматичес ких знаний | | |
5 | Местоимение -Местоимение. Группы местоимений. -Склонение местоимений различных групп. | 2 | Правила, выполнение упражнений | тест | | |
6 | Наречие -Значение и употребление наречий -Степени сравнения наречий | 2 | Правила, выполнение упражнений | тест | | |
7 | Глагол -Классификация глаголов -Временные формы глагола Aktiv: Präsens, Präteritum, Perfekt, Plusquamperfekt, Futurum I, Futurum II. -Спряжение вспомогательных и возвратных глаголов. -Образование форм пассивного залога -Безличный пассив и пассив состояния -Модальные глаголы: значение. Модальный инфинитив. -Повелительное наклонение -Причастие. Причастные обороты -Управление глаголов -Конъюнктив | 10 | Правила, выполнение упражнений, практикум | тест | | |
8 | Предложение -Порядок слов в простом предложении -Сложносочиненное предложение(2ч) -Сложноподчиненное предложение -Виды придаточных предложений | 5 | Правила, выполнение упражнений, практикум | тест | | |
9 | Зачетное занятие. Зачет №2 | 1 | Выполнение контрольной работы | Контроль грамматичес ких знаний | | |
10 | Итоговое повторение изученного материала. Работа над ошибками. | 1 | | | | |
Тематическое планирование в 11 классе
1 час в неделю. За год- 35 уроков
2) Модуль 2. «Путешествие по немецкоязычным странам»
| Тема | Кол-во часов | Форма работы | Вид контроля | Дата план | Дата факт |
1 | Федеративная республика Германия -Федеративная Республика Германия. Общая информация. -Из истории Германии. -Государственное устройство и экономика ФРГ. -Обучение и образование. -Знаки и указатели. -Берлин и его достопримечательности. -Обзор федеральных земель Германии. | 7 | Работа в группах, чтение, просмотр видео фильма | Опрос, обсуждение | | |
2 | Австрия -Австрия. Географическое положение. -Австрия: государственное устройство и экономика -Вена и её достопримечательности. -Города Австрии | 4 | Работа в группах, чтение, просмотр видео фильма | Опрос, обсуждение | | |
3 | Швейцария -Швейцария. Географическое положение. -Швейцария: государственное устройство и экономика -Столица Швейцарии-Берн -Города Швейцарии | 4 | Работа в группах, чтение, просмотр видео фильма | Опрос, обсуждение | | |
4 | Зачет №1 | 1 | Выполнение контрольной работы | Контроль страноведческих знаний | | |
5 | Лихтенштейн. -Лихтенштейн. Географическое положение и политическое устройство -Вадуц и его достопримечательности | 2 | Работа в группах, чтение, просмотр видео фильма | Опрос, обсуждение | | |
6 | Люксембург -Люксембург: географическое положение и политическое устройство -Достопримечательности столицы. | 2 | Работа в группах, чтение, просмотр видео фильма | Опрос, обсуждение | | |
7 | Культура -История культуры.(1ч) -Праздники и обычаи.(2ч) Традиции празднования Weinachten, Fasching, Ostern -Karnavel, Oktoberfest Изобразительное искусство.(2ч) - Немецкие и австрийские художники. Albrecht Dürer, Gustav Klimt Музыканты.(2ч) И.Бах, Л.Бетховен, В.Моцарт. Некоторые сведения об их жизни и творчестве. Поэты и писатели. (3ч) Великие немецкие писатели и поэты. В. Гете, Ф.Шиллер, Г.Гейне. Известные ученые (3ч) -Врач -Роберт Кох -Конрад Рентген -Карл Бенц и его первый автомобиль | 13 | Работа в группах, чтение, просмотр видео фильма | Опрос, обсуждение | | |
8 | Зачетное занятие. Зачет №2 | 1 | Выполнение контрольной работы | Контроль страноведческих знаний | | |
9 | Итоговое повторение изученного материала. Работа над ошибками. | 1 | | | | |
Список литературы
1. Бим И.Л, Садомова Л.В. Крылова Ж.Я. и др.. Немецкий язык .10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.:Просвещение,2016.
2. Бим И.Л, Садомова Л.В. Крылова Ж.Я. и др.. Немецкий язык .11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.:Просвещение,2016.
3. Методические рекомендации по грамматике немецкого языка для слушателей подготовительных курсов./Сост. Т.В Смирнова, А.М. Деряга, А.Ф.Хованский. Ульяновск: УлГПУ им. И.У.Ульянова,2009
4. Страны и континенты. - М., "Дрофа", 1997г
5. Миллер Е.Н. Немецкая грамматика. - Ульяновск 2001
6. Бим И.Л., Каплина О.В. Сборник упражнений по грамматике немецкого языка для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2002.- 141 с.
6. Карпович Л.Г. Тесты по немецкой грамматике. Издательский дом «Проспект-АП» Москва 2005
Рекомендуемые Интернет-ресурсы для изучения немецкого языка:
http://www.learn-german-online.net Портал «Германия» - Das Deutschland-Portal
http://www deutschland.de Гёте-институт в Германии
http://www.goethe.de Немецкий культурный центр им. Гёте в России
http://www deutschesprache.ru Проект GrammaDe.ru (Grammatik im Deutschunterricht): грамматика и упражнения
http://www lehrer-online.de Школьная сеть Германии
http://www lernspiele.at/lese2000.html Тексты для чтения и аудирования на немецком языке
http://www.lesen.zdf.de
Рассказы для детей на немецком языке
http://www lyrikline.org Тексты для обучения чтению и говорению на немецком языке
www.totschka-treff.de Немецко-российский интернет-ресурс. Тексты для чтения по разным темам www.rusweb.de