СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультативного курса «Подготовка к ОГЭ  по русскому языку» рассчитана на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Она дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с требованиями и моделями заданий ГИА (ОГЭ) 2017-2018 гг .

           В данной программе элективного курса больше внимания уделяется обучению написания сжатого изложения. Программа курса предусматривает также обучение учащихся написанию сочинения. Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ с точки зрения структуры, стилевой принадлежности и типа речи, средствам речевой выразительности и роли лексических и грамматических явлений в тексте.

            Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ"»


Курс по русскому языку в 9 классе «Подготовка обучающихся к ОГЭ»















Мартыновой Яны Юрьевны







2017 г.






Пояснительная записка



Рабочая программа факультативного курса «Подготовка к ОГЭ  по русскому языку» рассчитана на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Она дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с требованиями и моделями заданий ГИА (ОГЭ) 2017-2018 гг .

В данной программе элективного курса больше внимания уделяется обучению написания сжатого изложения. Программа факультативного курса предусматривает также обучение учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему. Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ с точки зрения структуры, стилевой принадлежности и типа речи, средствам речевой выразительности и роли лексических и грамматических явлений в тексте.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.

Общая характеристика учебного курса

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 17 часов. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме ОГЭ.

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации  доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню  развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий КИМов новой формы Государственной итоговой аттестации по русскому языку;

Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

  • грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;

  • владеть формами обработки информации исходного текста;

  • через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме ;

  • работать с тестовыми заданиями;

  • определять роль лексических и грамматических явлений в тексте;

  • уметь правильно подбирать примеры-аргументы при написании сочинения;

  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

  • работать с бланками экзаменационной работы.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки). Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ГИА.

Содержание тем учебного курса

Программа курса «ГИА (ОГЭ): подготовка к экзамену по русскому языку в новой форме» состоит из трех основных разделов:

1.Сжатое изложение.

2.Решение тестовых заданий формата ГИА (ОГЭ).

3.Сочинение на лингвистическую тему.

Подготовка к сжатому изложению.

Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

  • умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

  • умение адекватно воспринимать авторский замысел;

  • умение вычленять главное в информации;

  • умение сокращать текст разными способами;

  • умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

  • умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.

Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.

Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.

При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.



Подготовка к решению тестовых заданий.

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с кратким открытым ответом (2-14).

Задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий этого текста, а также ориентированы на проверку орфографических знаний и умений.

Проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

При систематизации знаний орфографических правил в курсе отрабатываются те, которые необходимы на экзамене: правописание приставок, особенно пре- и при- правописание суффиксов глаголов, прилагательных и наречий, правописание безударной чередующейся гласной в корне.

При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением синонимических рядов (при выделении доминанты), а также выразительностью речи (метафорами, эпитетами, сравнениями).

Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо подбирать примеры на определение грамматической основы предложения с трудными случаями, например, когда подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а сказуемое – составное глагольное или составное именное. Особое внимание уделить заданиям по обособленным членам предложения.



Подготовка к сочинению-рассуждению.

Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (15.1, 15.2, 15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Оба задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В частности, умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.

Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.

Учебно-тематическое планирование.


Класс – 9

Количество часов в году: 17

Количество часов в неделю: 1


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

• Знать трудные случаи правописания;

• Понимать их роль в общекультурном развитии человека;

• Объяснять языковое явление;

• Уметь применять знания при тестировании;

• Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала;

• Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;

• Активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;

• Определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;

• Работать над расширением словарного запаса;

• Опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;

• Работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);

• Четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;

• Выполнять различные типы тестовых заданий;

• Самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

• Четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;

• Хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;

• Правильно отмечать в бланке вариант ответа;

• Вносить исправления в бланк экзаменационной работы;

• Сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;

• Определять синтаксические конструкции.



ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

1. Русский язык. Подготовка к ГИА-2017. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов- на-Дону, «Экзамен», 2017 год.

2. Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2017. 9 класс. Москва, «Экзамен», 2017 год.

3. Г. Т.Егораева . Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен».

4. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен».

5. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2016 год.

6. Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен».

7.. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/.



ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

  1. Учебник «Русский язык. 9 класс» под редакцией С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова, Л.А.Чешко. М.: Просвещение, 2012г.

  2. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2014.

  3. Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2017 9 класс. Москва, «Экзамен», 2013 год.

  4. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2012.

  5. Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.

  6. Русский язык. Подготовка к ГИА-2017. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов- на-Дону, «Экзамен», 2015 год.

  7. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2017 год.

Результаты освоения  курса «Подготовка к ОГЭ  по русскому языку» для 9 класса и система его оценки».


Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому  языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому  языку являются:

I) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому  языку являются:

1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;

  • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов  и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

  • владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;

  • осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Критерии оценивания.


Применяются критерии проверки сжатого изложения, сочинения и тестов  ОГЭ-2017.









Календарно-тематическое планирование


Тема занятия

Кол-во часов

Тип урока

Форма занятий

Виды деятельности

Дата

 1.

Вводное занятие. Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2016. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.

1


Урок усвоения новых знаний. Урок-ознакомление.

Мини-лекция, практикум.

Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.


 2.

Задание 1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёмов ИСКЛЮЧЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ, УПРОЩЕНИЕ


Урок усвоения новых знаний.

Мини-лекция, практикум.

Работа с текстом, создание текста.


 3.

Контрольно-зачетное изложение.

1

Урок контроля.

Практикум. Изложение

Создание текста, оценивание


4

Работа над ошибками.

Готовимся к ОГЭ. Задание 03. Средства выразительности.

1

Урок усвоения новых Повторительно-обобщающий урок знаний.

Лекция, практикум



Работа с тестом, заполнение бланков.


 5

Готовимся к ОГЭ. Задание 04. Правописание приставок

1

Урок усвоения новых знаний.

Лекция, практикум

Работа с тестом, заполнение бланков.


 6

Готовимся к ОГЭ. Задание 05. Правописание суффиксов

1

Урок усвоения новых знаний. Повторительно-обобщающий урок.

Лекция. Практикум.

Работа с тестом, заполнение бланков.


7

Готовимся к ОГЭ. Задание 06. Стилистические синонимы

1

Урок усвоения новых знаний. Повторительно-обобщающий урок.

Лекция. Практикум.

Работа с тестом, заполнение бланков.


8

Готовимся к ОГЭ. Задание 07. Синонимичные словосочетания

1

Урок усвоения новых знаний. Повторительно-обобщающий урок.

Лекция. Практикум.

Работа с тестом, заполнение бланков.


 9

Готовимся к ОГЭ. Задание 08. Грамматическая основа предложения

1

Урок усвоения новых знаний. Повторительно-обобщающий урок.

Лекция. Практикум.

Работа с тестом, заполнение бланков.


 10

Готовимся к ОГЭ. Задание 09. Обособленные обстоятельства

1

Урок усвоения новых знаний. Повторительно-обобщающий урок.

Лекция. Практикум.

Работа с тестом, заполнение бланков.


 11

Готовимся к ОГЭ. Задание 10. Пунктуация в предложениях с обособленными обстоятельствами.

1

Урок усвоения новых знаний. Повторительно-обобщающий урок.

Лекция. Практикум.

Работа с тестом, заполнение бланков.


 12

Готовимся к ОГЭ. Задание 11. Синтаксический анализ предложения.

1


Лекция. Практикум.

Работа с тестом, заполнение бланков.


  13

Готовимся к ОГЭ. Задание 12. Знаки препинания в сложносочинённом предложении

1

Урок усвоения новых знаний. Повторительно-обобщающий урок.

Лекция. Практикум.

Работа с тестом, заполнение бланков.


14

Готовимся к ОГЭ. Задание 13. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. 

1

Урок усвоения новых знаний. Повторительно-обобщающий урок.

Лекция. Практикум.

Работа с тестом, заполнение бланков.


15

Готовимся к ОГЭ. Задание 14. Бессоюзное сложное предложение. Сложное предложение с разными видами связи.

1

Урок усвоения новых знаний. Повторительно-обобщающий урок.

Лекция, практикум.

Работа с тестом, заполнение бланков.


16

Задание 15. Структура сочинения-рассуждения. Виды сочинений. Этапы работы над сочинением-рассуждением. Композиционное и речевое оформление сочинения. Как работать над сочинением - рассуждением 15.1

1

Урок усвоения новых знаний.

Лекция, практикум.

Работа с тестом, заполнение бланков.



Строим тезис. Приводим аргументы. Пишем заключение. Как работать над сочинением - рассуждением 15.2. Как работать над сочинением - рассуждением 15.3.


Урок усвоения новых знаний.

Лекция, практикум.

Работа с текстом.



Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения.


Урок закрепления изученного.

Практикум.

Работа с тестом.


17

Работа с вариантом ОГЭ.

1

Урок контроля.

Практикум.

Работа с вариантом ОГЭ.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!