СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по русскому языку «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по русскому языку «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку»»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе элективного курса по русскому языку

«Готовимся к ЕГЭ по русскому языку»

Ступень обучения, класс – среднее (полное) общее образование, 11 класс

Уровень – базовый

Программа элективного курса предназначена для воспитанников 11 класса любого профиля и рассчитана на 34 часа ( 1ч в неделю).

Элективный курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе.

Общая характеристика курса

Курс «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку»призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста.

Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников.

Так как в старших классах общеобразовательного и профильного (не гуманитарного) уровней на изучение русского языка отводится 2 часа, то проводить подготовку к Единому государственному экзамену на уроках не представляется возможным.Поэтому элективный курс является необходимым для успешной сдачи экзамена.

Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по- прежнему остается актуальным вопрос о дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.

Цели и задачи курса:

  • обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;

  • подготовить учеников к тестовой части экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ: тестам с выбором ответа (уровень А) и с открытым ответом (уровень В);

  • формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение уровня С).

Ученики должны

иметь представление

о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;

знать

  • сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;

  • содержание заданий ЕГЭ;

уметь

  • применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;

  • оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;

  • применять приёмы сжатия текста;

  • понимать и интерпретировать текст;

  • создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;

  • аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Содержание тем учебного курса

Введение

Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.

Подготовка к заданиям уровней А и В

Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание А1)

Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы, синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Лексика ограниченной сферы употребления. Индивидуально-авторские слова. Тропы. Фразеологические обороты. (Задания А2, А11, А30, В8)

Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Основные способы образования слов. Морфемный и словообразовательный анализ слова. (Задание В1)

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задания А3, А10, В2)

Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задания А4, А5, А8, А9, А26, В3, В4, В5, В6, В7, В8)

Орфография. Орфографические нормы. (Задания А12 – А18)

Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания А19 – А25)

Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Стили и типы речи. (Задания А6, А7, А27 – А30)

Подготовка к сочинению уровня С.

Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.

Комплексная подготовка к ЕГЭ

Тренинг в формате ЕГЭ. Идивидуальная коррекция ошибок.


Методы и приёмы обучения

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:

  • Репродуктивный (например, при повторении темы «Словообразование»).

  • Продуктивный (например, при работе над темой «Написание сочинения»).

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

  • Рассказ учителя (например, на занятии по словообразованию)

  • Беседа (например, при повторении темы «Стили и типы речи»)

  • Работа со словарями (на занятии «Орфоэпические нормы»).

  • Анализ таблицы (например, при повторении темы «Н и НН в различных частях речи»).

При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д.Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.

Учебно – тематический план

изучения элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку»


п/п



Наименование разделов, тем


кол-во часов

теорети-ческая часть

практи-ческая

часть

1

Введение. Цели и задачи изучаемого курса

1

1


2

Подготовка к заданиям уровней А и В.

20

3

17

3

Подготовка к сочинению (уровень С).

8

5

3

4

Комплексная подготовка к ЕГЭ.

5


5
















Перечень учебно-методического обеспечения

1.Н.А.Сенина: Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2013- Легион, 2012 г.

2.С.В.Драбкина, Д.И.Субботин.ЕГЭ. Русский язык. – Интеллект-Центр, 2012

3.Ю.Н.Гостева, В.ВЛьвов: ЕГЭ 2013. Русский язык. Тематические тестовые задания ФИПИ. Экзамен, 2013 г.

Интернет-ресурсы:

1. Единый государственный экзамен: контрольные измерительные материалы (КИМ), открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий (ФБТЗ), методические письма / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.fipi.ru], 2012.

2. Русский язык и литература. База разработок / Электронный ресурс: режим доступа: [http://pedsovet.su/load/27], 2012.

3. Русский язык и литература. Архив учебных программ: презентации, уроки, тесты, рефераты, visualbasic, методика, учебные пособия / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.rusedu.ru/subcat_27.html], 2012.

4. Для учителя русского языка: поурочное планирование, разработки уроков, сценарии, документы / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.uroki.net/docrus.htm], 2012.

5. Открытый класс: коллекция мультимедийных презентаций к урокам русского языка / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.openclass.ru/node/25110], 2012.














КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

программного материала элективного курса«Готовимся к ЕГЭ по русскому языку»

34 ч (1ч в неделю)


занятия

Дата

(учебная неделя)

Тема занятия

Кол-во

часов

Форма занятия

1

№ 1

Введение. Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.


1

лекция

2

№ 2

Подготовка к заданиям уровней А и В.Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание А1)

1

практикум

3

№ 3

Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. (Задания А2, А11, А30)

1

практикум

4

№ 4

Лексические выразительные средства. Синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Индивидуально-авторские слова. Лексика ограниченной сферы употребления (Задание А30, В8)

1

практикум

5

№ 5

Лексические выразительные средства. Тропы. (Задание В8)

1

практикум

6

№ 6

Фразеология. (Задания А30, В8)

1

практикум

7

№ 7

Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Основные способы образования слов.

1

лекция

8

№ 8

Морфемный и словообразовательный анализ слова. (Задание В1)

1

практикум

9

№ 9

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. (Задания А10, В2)

1

практикум

10

№ 10

Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задание А3).

1

лекция

11

№ 11

Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. (Задание В3)

1

практикум

12

№ 12

Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. (Задания А8, А9, А26, В4, В5, В6)

1

лекция

13

№ 13

Синонимия синтаксических конструкций. (Задания А8, А9, А26, В4, В5, В6)

1

практикум

14

№ 14

Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задания А4, А5).

1

лекция

15

№ 15

Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задание В8)

1

практикум

16

№ 16

Орфография. Орфографические нормы. (Задания А12 – А18)

1

практикум

17

№ 17

Орфография. Орфографические нормы. (Задания А12 – А18)

1

практикум

18

№ 18

Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания А19 – А25)

1

практикум

19

№ 19

Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания А19 – А25)

1

практикум

20

№ 20

Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста. (Задания А27 – А28)

1

практикум

21

№ 21

Текст. Способы и средства связи предложений в тексте. (Задания А6, А7, А30)

1

практикум

22

№ 22

Текст. Стили и типы речи. (Задание А29)

1

практикум

23

№ 23

Подготовка к сочинению уровня С.Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста.

1

лекция

24

№ 24

Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий).

1

лекция

25

№ 25

Выявление и формулировка авторской позиции

1

лекция

26

№ 26

Способы аргументации собственного мнения.

1

лекция

27

№ 27

Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.


1

лекция

28

№ 28

Практикум по написанию сочинения.

1

практикум

29

№ 29

Практикум по написанию сочинения.

1

практикум

30

№ 30

Практикум по написанию сочинения.

1

практикум

31

№ 31

Комплексная подготовка к ЕГЭ.Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.

1

практикум

32

№ 32

Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.

1

практикум

33

№ 33

Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.

1

практикум

34

№ 34

Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.

1

практикум















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!