ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе элективного курса по русскому языку
«Готовимся к ЕГЭ по русскому языку»
Ступень обучения, класс – среднее (полное) общее образование, 11 класс
Уровень – базовый
Программа элективного курса предназначена для воспитанников 11 класса любого профиля и рассчитана на 34 часа ( 1ч в неделю).
Элективный курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе.
Общая характеристика курса
Курс «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку»призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников.
Так как в старших классах общеобразовательного и профильного (не гуманитарного) уровней на изучение русского языка отводится 2 часа, то проводить подготовку к Единому государственному экзамену на уроках не представляется возможным.Поэтому элективный курс является необходимым для успешной сдачи экзамена.
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по- прежнему остается актуальным вопрос о дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.
Цели и задачи курса:
обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;
подготовить учеников к тестовой части экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ: тестам с выбором ответа (уровень А) и с открытым ответом (уровень В);
формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение уровня С).
Ученики должны
иметь представление
о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;
знать
сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
содержание заданий ЕГЭ;
уметь
применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
применять приёмы сжатия текста;
понимать и интерпретировать текст;
создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Содержание тем учебного курса
Введение
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Подготовка к заданиям уровней А и В
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание А1)
Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы, синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Лексика ограниченной сферы употребления. Индивидуально-авторские слова. Тропы. Фразеологические обороты. (Задания А2, А11, А30, В8)
Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Основные способы образования слов. Морфемный и словообразовательный анализ слова. (Задание В1)
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задания А3, А10, В2)
Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задания А4, А5, А8, А9, А26, В3, В4, В5, В6, В7, В8)
Орфография. Орфографические нормы. (Задания А12 – А18)
Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания А19 – А25)
Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Стили и типы речи. (Задания А6, А7, А27 – А30)
Подготовка к сочинению уровня С.
Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
Комплексная подготовка к ЕГЭ
Тренинг в формате ЕГЭ. Идивидуальная коррекция ошибок.
Методы и приёмы обучения
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:
Репродуктивный (например, при повторении темы «Словообразование»).
Продуктивный (например, при работе над темой «Написание сочинения»).
Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:
Рассказ учителя (например, на занятии по словообразованию)
Беседа (например, при повторении темы «Стили и типы речи»)
Работа со словарями (на занятии «Орфоэпические нормы»).
Анализ таблицы (например, при повторении темы «Н и НН в различных частях речи»).
При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д.Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.
Учебно – тематический план
изучения элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку»
№ п/п | Наименование разделов, тем | кол-во часов | теорети-ческая часть | практи-ческая часть |
1 | Введение. Цели и задачи изучаемого курса | 1 | 1 | |
2 | Подготовка к заданиям уровней А и В. | 20 | 3 | 17 |
3 | Подготовка к сочинению (уровень С). | 8 | 5 | 3 |
4 | Комплексная подготовка к ЕГЭ. | 5 | | 5 |
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Н.А.Сенина: Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2013- Легион, 2012 г.
2.С.В.Драбкина, Д.И.Субботин.ЕГЭ. Русский язык. – Интеллект-Центр, 2012
3.Ю.Н.Гостева, В.ВЛьвов: ЕГЭ 2013. Русский язык. Тематические тестовые задания ФИПИ. Экзамен, 2013 г.
Интернет-ресурсы:
1. Единый государственный экзамен: контрольные измерительные материалы (КИМ), открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий (ФБТЗ), методические письма / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.fipi.ru], 2012.
2. Русский язык и литература. База разработок / Электронный ресурс: режим доступа: [http://pedsovet.su/load/27], 2012.
3. Русский язык и литература. Архив учебных программ: презентации, уроки, тесты, рефераты, visualbasic, методика, учебные пособия / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.rusedu.ru/subcat_27.html], 2012.
4. Для учителя русского языка: поурочное планирование, разработки уроков, сценарии, документы / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.uroki.net/docrus.htm], 2012.
5. Открытый класс: коллекция мультимедийных презентаций к урокам русского языка / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.openclass.ru/node/25110], 2012.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
программного материала элективного курса«Готовимся к ЕГЭ по русскому языку»
34 ч (1ч в неделю)
№ занятия | Дата (учебная неделя) | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия |
1 | № 1 | Введение. Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. | 1 | лекция |
2 | № 2 | Подготовка к заданиям уровней А и В.Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание А1) | 1 | практикум |
3 | № 3 | Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. (Задания А2, А11, А30) | 1 | практикум |
4 | № 4 | Лексические выразительные средства. Синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Индивидуально-авторские слова. Лексика ограниченной сферы употребления (Задание А30, В8) | 1 | практикум |
5 | № 5 | Лексические выразительные средства. Тропы. (Задание В8) | 1 | практикум |
6 | № 6 | Фразеология. (Задания А30, В8) | 1 | практикум |
7 | № 7 | Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Основные способы образования слов. | 1 | лекция |
8 | № 8 | Морфемный и словообразовательный анализ слова. (Задание В1) | 1 | практикум |
9 | № 9 | Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. (Задания А10, В2) | 1 | практикум |
10 | № 10 | Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задание А3). | 1 | лекция |
11 | № 11 | Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. (Задание В3) | 1 | практикум |
12 | № 12 | Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. (Задания А8, А9, А26, В4, В5, В6) | 1 | лекция |
13 | № 13 | Синонимия синтаксических конструкций. (Задания А8, А9, А26, В4, В5, В6) | 1 | практикум |
14 | № 14 | Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задания А4, А5). | 1 | лекция |
15 | № 15 | Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задание В8) | 1 | практикум |
16 | № 16 | Орфография. Орфографические нормы. (Задания А12 – А18) | 1 | практикум |
17 | № 17 | Орфография. Орфографические нормы. (Задания А12 – А18) | 1 | практикум |
18 | № 18 | Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания А19 – А25) | 1 | практикум |
19 | № 19 | Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания А19 – А25) | 1 | практикум |
20 | № 20 | Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста. (Задания А27 – А28) | 1 | практикум |
21 | № 21 | Текст. Способы и средства связи предложений в тексте. (Задания А6, А7, А30) | 1 | практикум |
22 | № 22 | Текст. Стили и типы речи. (Задание А29) | 1 | практикум |
23 | № 23 | Подготовка к сочинению уровня С.Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. | 1 | лекция |
24 | № 24 | Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). | 1 | лекция |
25 | № 25 | Выявление и формулировка авторской позиции | 1 | лекция |
26 | № 26 | Способы аргументации собственного мнения. | 1 | лекция |
27 | № 27 | Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. | 1 | лекция |
28 | № 28 | Практикум по написанию сочинения. | 1 | практикум |
29 | № 29 | Практикум по написанию сочинения. | 1 | практикум |
30 | № 30 | Практикум по написанию сочинения. | 1 | практикум |
31 | № 31 | Комплексная подготовка к ЕГЭ.Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. | 1 | практикум |
32 | № 32 | Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. | 1 | практикум |
33 | № 33 | Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. | 1 | практикум |
34 | № 34 | Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. | 1 | практикум |