СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по географии "Современная ПКМ"(11 класс)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с современной политической картой мира и основными этапами ее формирования, познакомить с типами стран современного мира, их многообразием и многоликостью, а также с основными международными организациями. Курс «Политическая карта мира» представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по политической географии, необходимыми для понимания основных направлений развития современного мира. Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован  для изучения учащимся разных профилей.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по географии "Современная ПКМ"(11 класс)»

9


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа элективного курса «Политическая карта мира» предназначена для учащихся 11 классов.

Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с современной политической картой мира и основными этапами ее формирования, познакомить с типами стран современного мира, их многообразием и многоликостью, а также с основными международными организациями. Курс «Политическая карта мира» представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по политической географии, необходимыми для понимания основных направлений развития современного мира. Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован для изучения учащимся разных профилей.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся. При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.












УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование тем курса

Всего часов

В том числе:

Форма контроля

лекц.

пр.

сем.

1.

Введение






2.

Политическая карта мира и основные этапы ее формирования






3.

Государства мира






4.

Международные организации






5.

Современная политическая карта мира






4.

Итоговое занятие







Итого









СОДЕРЖАНИЕ

Введение. (1 час)

Тема 1. Политическая карта мира и основные этапы ее формирования. (4 – 5 часов)

Лекция: Что такое политическая карта. Основные этапы ее формирования. Количественные и качественные изменения на политической карте. (1 часа)

Самостоятельная работа: Количественные и качественные изменения на политической карте в разное историческое время. (1 – 2 часа).

Семинар: Количественные и качественные изменения на политической карте в разное историческое время. (1 – 2 часа).

Тема 2. Государства мира. (5 – 6 часов)

Лекция: Что такое государство, государственная территория, государственные границы. Типы государств современного мира. Многообразие стран современного мира. (1 – 2 часа)

Самостоятельная работа: Составление классификаций стран мира по разным основаниям. Определение типологической принадлежности государства или государств по возможно большему числу оснований. (2 часа).

Семинар: Многообразие и многоликость стран современного мира. (1 – 2 часа).

Итоговая проверочная работа: Определение типологической принадлежности государства по возможно большему числу оснований.

Тема 3. Международные организации. (2 – 3 часа)

Лекция: Международные организации: значение, функции. Политические и политико-экономические. Межправительственные и неправительственные. Глобальные и региональные. (0,5 – 1 час)

Самостоятельная работа: Составление «визитной карточки» международной организации и «Карты …(международных организаций)» (1 час).

Семинар: Международные организации и их роль в современном мире. (0,5 – 1 час).

Тема 4. Современная политическая карта мира. (2 часа)

Семинар: Современная политическая карта мира. (2 часа)

Заключительное занятие. (1 час)


Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий:

Принимая во внимание краткосрочность элективного курса представляется целесообразным проведение Вводного (организационного) занятия, на котором учащиеся знакомятся с общей структурой курса, его примерным содержанием, и, самое главное, с формами, видами и планируемым объемом самостоятельных и творческих итоговых работ, которые им предстоит выполнить за данное время.

Одним из аспектов подготовки учителя к преподаванию данного курса является разработка критериев оценивания учебных работ учащихся, а также учет их участия в семинарских занятиях. Рекомендуется разработать своеобразный рейтинг, результаты которого должны быть известны учащимся по завершении изучения каждой темы, и по итогам изучения курса в целом.

На первом занятии целесообразно обсудить с учащимися возможные темы самостоятельных (или коллективных) выступлений на итоговом семинарском занятии, а также форму представления материалов и критерии их оценивая. Принимая во внимание краткосрочность элективного курса, не следует требовать от учащихся выполнения работ большого объема. Сообщение печатным объемом до 10 страниц представляется достаточным. На наш взгляд допустим вариант, при котором итоговую творческую работу учащиеся выполняют по пожеланию, но это отражается на их итоговом рейтинге.

Тема 1. Политическая карта мира и основные этапы ее формирования.

В содержании учебной лекции учащимся раскрывается многозначность содержания понятия политическая карта, содержание количественных и качественных изменений, происходивших на политической карте в разное историческое время, а так же основные этапы формирования современной политической карты. В содержании лекции целесообразно актуализировать знания учащихся, полученные ими за предыдущие годы изучения курса Всемирной истории (5 – 9 кл.), а также соответствующих тем курсов географии 7 – 9 класса, на которых рассматривались отдельные вопросы политической географии, например, политические карты материков. В целом лекция носит установочный характер и готовит учащихся к самостоятельной работе по анализу исторических политических карт.

Во время самостоятельной работы учащиеся по группам работают с историческими и политическими картами, анализируя произошедшие количественные и качественные изменения. Каждая группа получает задание, например, проанализировать произошедшие изменения политической карты на определенной территории, например, на материке Южная Америка за конкретный исторический период и подготовить краткое сообщение по данной теме. Целесообразно сосредоточить внимание учащихся разных групп на отдельных ярких и характерных примерах изменения политической карты, не ставя перед ними задачу «всеохватности» данного содержания. В тоже время, последующее прослушивание и обсуждение результатов работ, выполненных разными группами, должны помочь учащимся сформировать достаточно полное представление о количественных и качественных изменениях политической карты мира.

На семинарском занятии группы представляют результаты исследования по предложенной им проблеме, проведенного на основе анализа исторических и географических карт школьных атласов.

Тема 2. Государства мира. (5 – 6 часов)

Основные понятия темы: государственная территория, государственные границы. Главная образовательно-воспитательная задача содержания этой темы заключается в формировании знаний о многообразии стран современного мира. Учащиеся знакомятся с типами стран современного мира, в том числе по величине территории, географическому положению, формам государственного устройства, уровню экономического и социального развития. Лекция также носит установочный характер и призвана подготовить учащихся к качественному выполнению самостоятельной работы.

Во время самостоятельной работы учащиеся по группам работают с историческими и политическими картами и статистическими материалами. В качестве возможных заданий для самостоятельной работы можно рекомендовать составление классификаций государств мира по заданным (или выбираемым учащимися) основаниям, составление типологических таблиц государств мира. Можно предложить также рассмотреть одно (или несколько государств) по его (их) типологической принадлежности. В результате этой работы учащиеся наглядно знакомятся с многообразием государств современного мира и мозаичностью современной политической карты.

На семинарском занятии группы представляют результаты исследования по предложенной им проблеме, проведенного на основе анализа исторических и географических карт школьных атласов, а также статистических материалов.

Итоговая проверочная работа: Определение типологической принадлежности государства по возможно большему числу оснований.

по величине территории, численности населения, формам государственного устройства, уровню экономического развития и т. д. Основные этапы ее формирования. Количественные и качественные изменения на политической карте.

Тема 3. Международные организации.

Из содержания лекции учащиеся знакомятся с примерами наиболее известных и действенных международные организации, получают представления об их структуре, функциях, роли в современном мире, а также получают первоначальные представления о политических и политико-экономических, межправительственных и неправительственных, глобальных и региональных международных организациях. Рассмотрение этих вопросов возможно на примерах Организации Объединенных Наций (ОНН), Международного Валютного Фонда (МВФ), Европейского Союза (ЕС) и (или) других. Во время самостоятельной работы, которая в данной теме быть индивидуальной, учащиеся готовят устное сообщение и составляют «карту международной организации», а затем выступают с этими сообщения и представляют свои карты на семинарском занятии. В результате этой работы знания о политической карте мира и многообразии государств современного мира существенно пополняются представлениями о различных аспектах взаимодействия и взаимоотношений между странами мира на международной арене, а также о географии этого взаимодействия.

Тема 4. Современная политическая карта мира. (Обобщение знаний) (2 часа)

Содержание темы носит обобщающий характер. Учащимся предстоит использовать элементарные знания по политической географии, полученные ими на предыдущих занятиях для выявления существенных черт современной политической карт и основных направлений развития современного мира. На семинаре состоится представление и защита самостоятельных (как индивидуальных, так и коллективных работ) учащихся, выполненных за время изучения элективного курса «Политическая карта мира». Желательно, чтобы темы самостоятельных исследований учащихся не повторяли полностью темы, заслушиваемые на предыдущих семинарах, но при этом опирались на полученные новые знания.

В числе тем для самостоятельного исследования можно предложить следующие:

«Политическая карта мира: что изменилось за сто лет»,

«Горячие точки» на современной политической карте мира»,

«Мир после 11 сентября 2001 года»,

«Современный мир: угроза однополярности»

«Всемирное правительство: реальность или утопия».

Итоговая работа может быть представлена учащимися в форме устного сообщения и (или) презентации (PowerPoint).

На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса «Политическая карта мира». Учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга по итогам работы, которые может быть включены в школьный портфолио. На заключительном занятии также целесообразно провести обсуждение содержания данного элективного курса, и форм его проведения, выяснить предложения и пожелания учащихся или провести итоговое анкетирование.

В заключение отметим, что содержание данного элективного курса предлагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:

  • анализ исторических, географических и политических карт;

  • анализ статистических материалов;

  • составление карт и комментариев к ним;

  • составление типологических таблиц и классификаций;

  • подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников материалов периодической печати, информационных ресурсов ИНТЕРНЕТ.

Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной и групповой.

Содержание элективного курса предлагает учащимся следующие возможности самоопределения, как например, выбор:

  • объекты изучения;

  • форм и видов текущих и итоговой работы;

  • тему и форму представления итоговой работы.

Литература для учащихся:

  1. В. П. Максаковский Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М. Просвещение. 2008 г.

  2. Ю. Н. Гладкий, С. Б. Лавров Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М. Просвещение. 2002 г.

  3. В. Н. Холина География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. Учебник для 10 – 11 классов с углубленным изучением гуманитарных предметов. – М. Просвещение. 2002 г.

  4. И. А. Родионова, В. Н. Холина Политическая карта мира. Пособие по географии для поступающих в вузы. — М. Уникум-Центр. 1998 г.

  5. Детские географические энциклопедии.

  6. Географические атласы для средней школы.


Литература для учителя:

  1. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. Под ред. С. Б. Лаврова – М. Гардарики. 2002 г.

  2. В. А. Колосов, Н. С. Мироненко. Геополитика и политическая география. – М. Аспект Пресс, 2001.

  3. Б. В. Раушенбах Мрачные мысли см. Пристрастие. – М. «АГРАФ», 1997. С. 414 – 427.

  4. В. П. Максаковский Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М. Просвещение. 2008 г.

  5. Ю. Н. Гладкий, С. Б. Лавров Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М. Просвещение. 2002 г.

  6. В. Н. Холина География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. Учебник для 10 – 11 классов с углубленным изучением гуманитарных предметов. – М. Просвещение. 2002 г.

  7. И. А. Родионова, В. Н. Холина Политическая карта мира. Пособие по географии для поступающих в вузы.—М. Уникум-Центр. 1998 г.

  8. Страны мира. Статистический справочник ООН. – М. Весь мир. 2001. 2002 гг.

  9. Географические атласы для средней школы.

  10. Исторические атласы для средней школы.


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!