СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по географии "Мы и наши соседи"(9 класс)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективных курсов  «Мы и наши соседи» рассчитана на 17 часов. При изучении материала предполагается использование разнообразных форм организации учебного процесса: лекций, практических занятий, семинаров, просмотра тематических диафильмов. Формами итогового контроля могут стать: защита рефератов, итоговая конференция .

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по географии "Мы и наши соседи"(9 класс)»

« Мы и наши соседи »

( География стран СНГ )



Элективные курсы для 9 класса

( 17 часов )



Пояснительная записка


Содержание программы элективных курсов «Мы и наши соседи» призвано закрыть мировоззренческий пробел в образовании учащихся, восстанавливая единое геополитическое пространство России.

В настоящее время этот краткий самостоятельный курс может служить логическим дополнением курса «География России» и изучаться параллельно в 9 классе. Необходимость курса обусловлена тем, что в большинстве действующих ныне учебников географии для 8, 9 и 10 классов пока отсутствуют специальные характеристики стран Содружества Независимых Государств (СНГ). Далеко не во всех общеобразовательных заведениях изучается дисциплина по выбору «География Российского порубежья », также следует учитывать, что многие учащиеся завершают свое общее образование в 9 классе.

Между тем важность изучения всех стран СНГ определяется общностью их исторических судеб, настоятельной необходимостью совместных усилий России и других стран Содружества в решении многих экономических, геополитических, экологических и прочих проблем, в расширении культурных контактов.

В курсе «География стран СНГ» так же, как и в курсе «География России», предлагается комплексное изучение геополитического положения, природы, населения, хозяйства и внешнеэкономических связей одиннадцати государств, входящих в состав Содружества.

При работе по данной программе рекомендуется использовать как учебные пособия школьного курса, так и дополнительные источники географической информации ( энциклопедические словари и справочники, статьи изданий СМИ и др.)

Программа элективных курсов «Мы и наши соседи» рассчитана на 17 часов. При изучении материала предполагается использование разнообразных форм организации учебного процесса: лекций, практических занятий, семинаров, просмотра тематических диафильмов. Формами итогового контроля могут стать: защита рефератов, итоговая конференция .




Основные цели и задачи курса.

  • изучение природы, населения и хозяйства стран СНГ;

  • изучение особенностей природно-ресурсного потенциала каждой страны Содружества;

  • умение работать с разнообразными теоретическими источниками географической информации;

  • систематизация знаний о тесном взаимодействии понятий «природа», «население», «экономика» ;

  • оценка современной социально-экономической ситуации в странах СНГ, их место среди стран мира;

  • формирование умений анализировать карты, диаграммы, статистику, показывающие современное развитие стран;

  • активизация познавательной деятельности, а также повышение информационной компетентности учащихся.


Содержание курса

Введение. Государства, связанные с Россией особенностями географического положения, исторической судьбой, экономическими связями. Вхождение территорий этих стран в состав СССР. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ). Группы стран, входящих в Содружество. Восточноевропейские республики. Общность происхождения русского, белорусского, украинского народов. Республики Закавказья. Республики Средней Азии и Казахстан. Общая характеристика СНГ. Размеры территории, численность населения, экономический потенциал. Общие экономические проблемы.


Раздел I.

Восточноевропейские республики ( 5 часов)

Тема 1. Республика Белоруссия.

Географическое положение, его транзитность, границы. Краткие географические и социально- экономические данные справочного характера. ЭГП.

Природно-ресурсный потенциал: торф, калийные соли. Равнинный рельеф.

Белоруссия в составе России и СНГ. Численность, воспроизводство и раз-мещение населения. Национальный состав населения. Религии.

Состав промышленности. Ведущая роль машиностроения. Химическая, нефтеперерабатывающая, легкая и пищевая отрасли. Высокоразвитое сельское хозяйство. Животноводство. Льноводство. Экономические связи с Россией.

Минск- столица Белоруссии. Крупнейшие города: Гомель, Могилев, Брест. Промышленные центры: Новополоцк, Солигорск, Жодино. Исторические памятники: Полоцк, Хатынь, Курган Славы.



Тема 2. Республика Украина.

Географическое положение. Границы. Выход к морям. Краткие географические и социально- экономические данные справочного характера. ЭГП.

Геологическое строение. Кристаллические массивы. Природно-ресурсный потенциал: каменный и бурый уголь, строительные материалы. Рекреационные ресурсы: Карпаты, Крым.

Население Украины. Национальный и конфессиональный состав. Украинцы за пределами Украины. Территориальные различия в плотности и урбанизированности.

Хозяйство. Тяжелая промышленность Донбаса и Приднепровья. Энергетика,

угольно-металлургический комплекс, химическая промышленность и машино- строение. Причерноморский портово-промышленный район. Судостроение.

Сельское хозяйство. Зональность. Ведущие культуры( озимая пшеница, кукуруза, сахарная свекла, подсолнечник). Бахчеводство. Садоводство и виноградорство. Животноводство. Экономические связи с Россией.

Киев – столица Украины. Города – миллионеры: Киев, Харьков, Донецк, Днепропетровск, Одесса. Крупные промышленные центры: Запорожье, Львов, Мариуполь, Кривой Рог, Николаев. Курортные центры: Ялта, Евпатория.


Тема 3. Республика Молдавия (Молдова).

Географическое положение. Границы. Краткие географические и социально- экономические данные справочного характера. ЭГП. Реки Днестр и Прут.

Национальный состав и размещение населения. Национальные особенности и проблемы региона.

Природно-ресурсный потенциал. Хозяйство. Машиностроение и легкая про- мышленность. Разнообразие с/х культур. Виноградарство, садоводство и овоще- водство. Пищевая промышленность. Виноделие. Экономические связи с Россией.

Кишинев – столица Молдовы. Тирасполь – центр Приднестровья.


Раздел II.

Республики Закавказья ( 3 часа)

Тема 4. Республика Армения.

Географическое положение на границе с Турцией. Краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Большой и Малый Кавказ. Араратская долина. Озеро Севан.

Природные ресурсы. Гидроресурсы. Руды цветных металлов. Стройматериалы.

Население. Армяне и армянский язык. Религия Армян. Эчмиадзин – центр армяно-григорианской церкви. Армянская диаспора в мире.

Хозяйство. Энергетика. Цветная металлургия. Машиностроение. Специализация сельского хозяйства. Виноградарство и виноделие, садоводство. Транспорт. Экономические связи с Россией. Ереван – столица Армении.


Тема 5. Республика Азербайджан.

Географическое положение на границе с Ираном. Краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Кавказские горы. Кура- Араксинская низменность. Каспийское море, его значение для республики. Апшеронский полуостров. Нефть.

Население. Азербайджанцы, их язык и религия. Значение ислама. Армянское население Нагорного Карабаха.

Хозяйство. Нефтепромышленный комплекс, металлургия, химическая и пищевая промышленность. Специализация с/х : хлопководство, виноградарство и садоводство. Экономические связи с Россией. Баку – столица Азербайджана. Новые индустриальные центры – Сумгаит, Мингечаур.


Тема 6. Республика Грузия.

Географическое положение. Колхидская низменность. Черноморское побережье Грузии. Краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Природно- ресурсный потенциал.

Население Грузии. Национальный и конфессиональный состав. Территориальные различия в плотности и урбанизированности.

Хозяйство. Черная металлургия, машиностроение, легкая и пищевая про- мышленность. Виноградарство и виноделие, субтропическое земледелие. Курортное хозяйство: Боржоми, Пицунда. Морские порты. Экономические связи с Россией. Тбилиси – столица Грузии. Новый индустриальный центр – Рустави. Батуми, Сухуми, Цхинвали, Кутаиси.

Раздел III.

Республики Средней Азии и Казахстан ( 6 часов)

Тема 7. Республика Казахстан.

Географическое положение между Россией и Средней Азией. Граница с Китаем. Краткие географические и социально-экономические данные справочного характера.

Природно- ресурсный потенциал. Разнообразие минеральных ресурсов. Нефть и природный газ Прикаспия. Карагандинский и Экибастузский угольные бассейны. Железные руды Кустанайской области. Хромиты. Руды цветных метал-лов Рудного Алтая и Центрального Казахстана, фосфориты Каратау.

Население. Национальный состав, его изменения в 30 – 50 г.г. XX в. Массовая эмиграция русских в 90-х гг. XX в. Низкая плотность населения. Немцы и корейцы.

Хозяйство. Мощная добывающая промышленность: топливная (угольная, нефтяная, газовая). Черная и цветная металлургия, химическая и пищевая промышленность. Машиностроение. Космический центр – Байконур.

Крупное зерновое хозяйство – результат освоения целинных и залежных земель в середине XX в. Отгонно-пастбищное животноводство. Овцеводство. Экономические связи с Россией.

Астана – новая столица. Алма-Ата, Караганда, Темиртау, Джезказган, Усть-Каменогорск, Джамбул, Балхаш – крупные промышленные центры.


Тема 8. Республика Узбекистан.

Положение в центре Средней Азии. Граница с Афганистаном. Ферганская долина. Аральское море. Краткие географические и социально-экономические данные справочного характера.

Природные ресурсы: запасы природного газа, нефти, угля, руд цветных металлов, золота. Гидроресурсы.

Население. Национальный состав. Неравномерность размещения. Высокая плотность в оазисах. Демографические проблемы. Каракалпаки.

Специализация с/х. Хлопководство – ведущая отрасль сельского хоз-ва. Рис. Виноградарство, садоводство, бахчеводство. Овцеводство. Шелководство. Горнодобывающая и текстильная промышленность, цветная металлургия, машиностроение. Экономические связи с Россией. Ташкент – столица Узбекистана. Исторические города – Самарканд, Хива, Бухара.

Тема 9. Республика Туркменистан

Положение в западной части Средней Азии на границе с Ираном и Афганистаном. Краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Каспийское мое и его значение.

Природные ресурсы. Нефть, газ, сера. Уникальные богатства Кара-Богаз-Гола.

Население. Низкая плотность. Демографические проблемы. Значение ислама.

Хозяйство. Топливная, химическая и текстильная промышленность. Хлопководство, пастбищное овцеводство (каракулеводство), верблюдоводство. Бахчеводство, садоводство. Экономические связи с Россией.

Ашхабад – столица Туркменистана. Чарджоу – главный центр тяжелой про- мышленности.

Тема 10. Республика Таджикистан.

Положение на юге Средней Азии, на границе с Афганистаном и Китаем. Памир. Долины - Вахшская и Ферганская. Краткие географические и социально-экономические данные справочного характера.

Геологическое строение. Богатство недр. Руды цветных металлов, поваренная соль. Гидроэнергетические ресурсы.

Население. Национальный состав. Неравномерность размещения. Демогра-фические проблемы. Эмиграция русского населения.

Хозяйство. Гидроэнергетика. Цветная металлургия. Машиностроение и текстильная промышленность. Хлопководство, садоводство. Экономические связи с Россией. Душанбе – столица Таджикистана.


Тема 11. Республика Кыргызстан (Киргизия).

Положение на востоке Средней Азии. Граница с Китаем. Тянь-Шань. Озеро Иссык-Куль. Чуйская Долина. Краткие географические и социально-экономические данные справочного характера.

Полезные ископаемые: уголь, руды цветных и редких металлов. Гидроресурсы.

Население. Национальный состав. Неравномерность размещения.

Промышленность: электроэнергетика, цветная металлургия, машиностроение, легкая и пищевая. Зерновое хозяйство. Овцеводство. Слабое развитие транспорта. Роль автомобильных дорог.

Бишкек – столица Кыргызстана. Города: Ош, Каракол.


Заключение. Межреспубликанские связи стран СНГ. Экономические, транспортные, культурные связи с Российской Федерацией. Перспективы развития связей. (Итоговая конференция).



Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

 состав Содружества Независимых Государств;

 столицы стран СНГ и пограничных государств;

 особенности географического положения, природы, населения и

хозяйства каждой из стран, входящих в СНГ.

Учащиеся должны уметь:

 давать на основе карт и статистических данных характеристику ГП,

природы, населения и хозяйства каждой республики, входящей в

состав СНГ;

 объяснять размещение основных отраслей промышленности и

сельского хозяйства по территории стран СНГ.



Учебно – тематическое планирование

№ п/п


Наименование тем курса

Кол-во

часов

Форма занятия

1.

Введение.

1

лекция


2.

Восточноевропейские республики.

▲ Республика Белоруссия.

▲ Республика Украина.

▲ Республика Молдавия (Молдова).

5

2

2

1


лекции,

практические занятия


3.

Республики Закавказья.

▲ Республика Армения.

▲ Республика Азербайджан.

▲ Республика Грузия

3

1

1

1


лекции,

практические занятия


4.

Республики Средней Азии и Казахстан.

▲ Республика Казахстан.

▲ Республика Узбекистан.

▲ Республика Туркменистан

▲ Республика Таджикистан.

▲ Республика Кыргызстан (Киргизия).

6

2

1

1

1

1



лекции,

практические занятия

5.

Итоговое занятие.

2

конференция

Итого:

17




Литература

Ром В.Я., Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. Учебник 9 кл. - М., Дрофа,1999.

Бабурин В.Л., Даньшин А.И., Елховская Л.И. География Российского порубежья. – М., Просвещение, 1998.

Даринский А.В. География стран ближнего зарубежья. Учебное пособие. - СПб., Свет, 1997.

Родионова И.А. Региональная экономика. Учебное пособие. – М., Экзамен, 2004.

Ром В.Я. Новое в России: цифры и факты. – М., Дрофа, 2001.

Страны мира. Энциклопедический справочник. – Минск, Миринда, 1999.

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!