Приложение к ООП СОО,
утвержденной приказом МАОУ «СОШ №4»
от «30» августа 2019 г. № 794/О
Рабочая программа
элективного курса
«Начертательная геометрия»
9 класса
(1 ч. в нед., 34 часа в год)
Учитель: Щедринова Л. Н.
2019 – 2020
учебный год
Планируемые результаты
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы дополнительного образования.
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпример;
основы экологической культуры; понимание ценности здорового образа жизни;
формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при выполнении чертежей и решении эпюров.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
выполнению и чтению чертежей, решению эпюров как в процессе обучения так и в последующей инженерной деятельности.
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.
Познавательные
учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения эпюров и вычерчивании чертежей;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
рационально использовать чертежные инструменты;
анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
анализировать графический состав изображений;
читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения предметов;
выбирать необходимое число видов на чертежах;
- 1 -
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы при вычерчивании чертежей и эпюров;
соблюдать правила техники безопасности;
выполнять упражнения и практические работы;
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием;
осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
развивать творческое мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать
единство эмоционального и интеллектуального восприятия;
развивать математические и естественно-научные знания;
проявлять устойчивый интерес к моделированию и конструированию, формировать эстетический и творческий кругозор;
осмысливать технологию изготовления детали;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения конструктивных проблем, и представлять её в понятной форме;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
видеть конструктивную и метрическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского и конструкторского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.
коммуникативные
учащиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
учащиеся получат возможность научиться:
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
В результате изучения элективного курса «Начертательная геометрия. Инженерная графика» учащиеся получат возможность знать:
- правила выполнения чертежей в соответствии с основными стандартами ЕСКД и приемы основных геометрических построений;
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
- основные правила выполнения и обозначения сечений, а также их назначение.
Учащиеся получат возможность уметь:
- рационально использовать чертежные инструменты;
- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
- анализировать графический состав изображений;
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения предметов;
- выбирать необходимое число видов на чертежах;
- 2 -
- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.
В процессе практической работы на уроках учащихся получат возможность:
- развивать навыки работы карандашом, циркулем и другими чертёжными инструментами и принадлежностями,
- умело пользоваться композиционным построением видов и аксонометрии, используя принципы обобщения,
- уметь передавать единство формы и содержания (на доступном для данного возраста уровне);
- создавать проектные работы по начертательной геометрии;
- владеть практическими навыками использования ведения расчетов всех размеров, простановки шероховатости, допусков и посадок поверхностей.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. (1ч)
Глава 1 Метод проецирования. Виды проецирования. (3 часа)
Проецирование. Виды проецирования. Эпюр. Точка, прямая и плоскости общего и частного положения на эпюре Монжа. Позиционные задачи.
Практическая работа: листы в клетку и формат А4 – «Позиционные задачи»
Глава 2 Метрические свойства прямоугольных проекций. (3 часа)
Метрические задачи. Способы преобразования проекций. Применение способов преобразования проекций к решению позиционных и метрических задач.
Позиционные свойства кривых линий. Касательные и нормали к кривым линиям. Особые точки кривых.
Практические работы: формат А4
«Определение натуральной величины отрезка»,
«Определение натуральной величины угла».
Глава 3 Поверхности. (4 часа)
Классификация. Поверхности вращения. Сфера. Конус и цилиндр вращения. Тор. Чертежи поверхностей вращения.
Практические работы: формат А4
«Тела вращения»,
«Сечение тел вращения».
Глава 4: Построение линий пересечения поверхностей. (8 часов)
Способы построения линий пересечения поверхностей (вспомогательные секущие плоскости и поверхности). Многогранники. Пересечение многогранников плоскостью и прямой. Пересечение многогранников. Развертывание поверхности многогранника.
Практические работы:
лист в клетку
«Определение натурального размера сечения призмы»
формат А4
«Сечение призмы, пирамиды»,
«Пересечение пирамиды и призмы»,
«Построение развертки призмы и пирамиды»
Глава 5: Определение натуральных размеров поверхностей. (4 часа)
Натуральный размер плоскости, ребра, грани. Метод вращения, метод замены плоскостей. Способы вычерчивания.
Практические работы:
лист в клетку
«Метод вращения»,
формат А4
«Метод замены плоскостей».
Глава 6: Развертки поверхностей. (4 часа)
- 3 -
Развертки поверхностей. Точные развертки. Способ нормального сечения. Применение аналитических приемов при построении точных разверток. Применение разверток.
Практические работы: формат А4
«Развертка призмы с вырезом части»,
«Развертка конуса. Пирамиды с вырезом части».
Глава 7: Аксонометрические проекции. (7 часов)
Аксонометрические проекции. Стандартные виды аксонометрических проекций. Вычерчивание аксонометрических проекций.
Практические работы: формат А4
«Аксонометрия детали»,
«Аксонометрия детали с вырезом ¼ части детали».
№ п/п | Раздел, тема | Всего | Теорети- ческих | Практических | Контроль ных |
1 | Введение | 1 | 1 | 0 | |
2 | Глава 1 Метод проецирования. Виды проецирования. | 3 | 1 | 2 | |
3 | Глава 2 Метрические свойства прямоугольных проекций. | 3 | 0,5 | 2,5 | |
4 | Глава 3 Поверхности. | 4 | 0,5 | 2,5 | 1 |
5 | Глава 4: Построение линий пересечения поверхностей. | 8 | 1 | 7 | |
6 | Глава 5: Определение натуральных размеров поверхностей. | 4 | 0,5 | 3,5 | |
7 | Глава 6: Развертки поверхностей. | 4 | 0,5 | 3,5 | |
8 | Глава 7: Аксонометрические проекции. | 7 | 1 | 5 | 1 |
| Всего | 34 | 6 | 26 | 2 |
- 4 -
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (34 часа)
№ Урока п/п | № урока в теме | Тема урока | Кол-во час. | Дата | Планируемые результаты | Универсальные учебные действия | Примечание |
1 | 1 | Введение. | 1 | | Осуществлять смысловое чтение; рационально использовать чертежные инструменты. | Строить логические рассуждения и делать выводы. Сравнивать объекты на основе известных характерных свойств. | |
Глава 1. Метод проецирования. Виды проецирования. 3 часа. |
2 | 1 | Проецирование. Точка, прямая и плоскости общего и частного положения на эпюре Монжа. | 1 | | Выполнять приемы основных геометрических построений; развивать навыки работы карандашом, циркулем и другими чертёжными инструментами. | Формулировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | |
3 | 2 | Виды проецирования. Эпюр. Позиционные задачи. | 1 | | Выбирать необходимое число видов на чертежах; осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы. | Выделять главное, существенные признаки понятий, обобщать понятия. | |
4 | 3 | Позиционные задачи. | 1 | | Осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | |
Глава 2. Метрические свойства прямоугольных проекций. 3 часа |
5 | 1 | Определение натуральной величины отрезка, угла. | 1 | | Выполнять метод замены плоскостей, пользоваться свойствами прямого угла. | Определять понятия, строить логические рассуждения | |
6 | 2 | Практическая работа: Определение натуральной величины отрезка. | 1 | | Уметь применять прямые частного положения, определять натуральную величину отрезка. | Планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. | |
7 | 3 | Практическая работа: Определение натуральной величины угла. | 1 | | Владеть анализом графического состава изображений. | Выделять главное, существенные признаки понятий, обобщать понятия. | |
Глава 3. Поверхности. 4 часа |
8 | 1 | Поверхности вращения. Сфера, конус, цилиндр. | 1 | | Понимать смысл получения тела вращения; владеть навыками построения проекций тел вращения. | Строить логические рассуждения и делать выводы на основе образов. | |
9 | 2 | Тела вращения. | 1 | | Анализировать графический состав изображений; уметь находить натуральные размеры отрезков для построения натурального размера сечения цилиндра. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и применять их по аналогии. | |
10 | 3 | Сечение тел вращения. | 1 | | Анализировать графический состав изображений; уметь находить натуральные размеры отрезков для построения натурального размера сечения тел вращения. | Строить логические рассуждения и делать выводы на основе информации. | |
11 | 4 | Контрольная работа. | 1 | | Анализировать графический состав изображений; уметь находить натуральные размеры отрезков для построения натурального размера сечения тел вращения. | Анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам. Строить логические рассуждения и делать выводы. | |
Глава 4. Построение линий пересечения поверхностей. 8 часов |
12 | 1 | Вспомогательные секущие плоскости и поверхности. | 1 | | Описывать изученные способы замены плоскостей. | Выделять главное, существенные признаки понятий, обобщать понятия. | |
13 | 2 | Многогранники. Пересечение многогранников плоскостью. | 1 | | Знать понятие многогранники. Определять точки пересечения рёбер и граней многогранников с секущими поверхностями. | Анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам; составлять план и последовательность действий. | |
14-15 | 3-4 | Определение натурального размера сечения призмы. | 2 | | Анализировать графический состав изображений; уметь находить натуральные размеры отрезков для построения натурального размера сечения призмы. | Составлять план и последовательность действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | |
16-17 | 5-6 | Пересечение пирамиды и призмы. | 2 | | Уметь пользоваться проекционными построениями точек в пространстве, уметь определять видимость и невидимость точек. | Составлять план и последовательность действий выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | |
18-19 | 7-8 | Построение разверток призмы и пирамиды. | 2 | | Знать понятие развёртка, уметь распределять форму на поле чертежа, находить натуральные размеры граней многогранников. | Составлять план и последовательность действий; планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. | |
Глава 5: Определение натуральных размеров поверхностей. 4 часа |
20 | 1 | Натуральный размер плоскости, ребра, грани. Метод вращения, метод замены плоскостей. Способы вычерчивания. | 1 | | Выполнять метод замены плоскостей, пользоваться свойствами прямого угла, применять способы прямоугольного проецирования. | Выделять главное, существенные признаки понятий. | |
21-22 | 2-3 | Метод вращения. | 2 | | Уметь определять проекции точек на полученных видах, использовать в работе циркуль, находить натуральный размер отрезков. | Строить логические рассуждения и делать выводы представленной в графической форме. | |
23 | 4 | Метод замены плоскостей. | 1 | | На основе анализа условия задачи выстраивать проекции плоскостей, уметь работать ими в пространстве. | Осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения. | |
Глава 6: Развертки поверхностей. 4 часа |
24 | 1 | Развертки поверхностей. Точные развертки. Способ нормального сечения. Применение разверток. | 1 | | Анализировать графический состав изображений; уметь находить натуральные размеры отрезков для построения натурального размера граней плоскогранных тел. | Выделять главное, существенные признаки понятий, обобщать понятия, строить логические рассуждения и делать выводы на основе образов. | |
25 | 2 | Развертка призмы с вырезом части. | 1 | | Уметь пользоваться принципами построения развёрток, определять пространственное положение точек на гранях тела. | Строить логические рассуждения, осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы. | |
26-27 | 3 | Развертка конуса, пирамиды с вырезом части. | 2 | | Уметь пользоваться чертёжными принадлежностями, определять вырез на развёртке. | Адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения. | |
Глава 7: Аксонометрические проекции. 7 часов |
28 | 1 | Аксонометрические проекции. Стандартные виды аксонометрических проекций. Вычерчивание аксонометрических проекций. | 1 | | Знать виды аксонометрических проекций и расположение осей, особенности распределения размеров по осям. | Выделять главное, существенные признаки понятий. | |
29-30 | 2-3 | Аксонометрия детали. | 2 | | Понимать алгоритм вычерчивания аксонометрических проекций, анализировать строение и состав детали. | Анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам; составлять план и последовательность действий. | |
31-33 | 4-6 | Аксонометрия детали с вырезом ¼ части детали. | 3 | | Понимать алгоритм вычерчивания аксонометрических проекций, анализировать строение и состав детали. | Осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы. | |
34 | 7 | Контрольная итоговая работа. | 1 | | Анализировать графический состав изображений; уметь находить натуральные размеры отрезков, определять видимость граней. | Создавать обобщения, строить логические рассуждения, делать выводы. | |