СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Начертательная геометрия" (9 класс)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Начертательная геометрия" (9 класс)»


Приложение к ООП СОО,

утвержденной приказом МАОУ «СОШ №4»

от «30» августа 2019 г. № 794/О













Рабочая программа

элективного курса

«Начертательная геометрия»

9 класса

(1 ч. в нед., 34 часа в год)



Учитель: Щедринова Л. Н.











2019 – 2020

учебный год



Планируемые результаты


Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы дополнительного образования.

Личностные:

у учащихся будут сформированы:

  • ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпример;

  • основы экологической культуры; понимание ценности здорового образа жизни;

  • формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений;

  • умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

у учащихся могут быть сформированы:

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при выполнении чертежей и решении эпюров.

Метапредметные:

регулятивные

учащиеся научатся:

  • формулировать и удерживать учебную задачу;

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

  • составлять план и последовательность действий;

  • осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

  • адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

  • выполнению и чтению чертежей, решению эпюров как в процессе обучения так и в последующей инженерной деятельности.

учащиеся получат возможность научиться:

  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

  • предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

  • осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

  • выделять и формулировать то, что усвоено, определять качество и уровень усвоения;

  • концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.

Познавательные

учащиеся научатся:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • использовать общие приёмы решения эпюров и вычерчивании чертежей;

  • применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

  • осуществлять смысловое чтение;

  • рационально использовать чертежные инструменты;

  • анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

  • анализировать графический состав изображений;

  • читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения предметов;

  • выбирать необходимое число видов на чертежах;

- 1 -

  • создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы при вычерчивании чертежей и эпюров;

  • соблюдать правила техники безопасности;

  • выполнять упражнения и практические работы;

учащиеся получат возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

  • применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием;

  • осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;

  • развивать творческое мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать

единство эмоционального и интеллектуального восприятия;

  • развивать математические и естественно-научные знания;

  • проявлять устойчивый интерес к моделированию и конструированию, формировать эстетический и творческий кругозор;

  • осмысливать технологию изготовления детали;

  • находить в различных источниках информацию, необходимую для решения конструктивных проблем, и представлять её в понятной форме;

  • формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

  • видеть конструктивную и метрическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского и конструкторского характера;

  • выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

  • оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

  • устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.

коммуникативные

учащиеся научатся:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

  • взаимодействовать и находить общие способы работы; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

учащиеся получат возможность научиться:

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);


В результате изучения элективного курса «Начертательная геометрия. Инженерная графика» учащиеся получат возможность знать:

- правила выполнения чертежей в соответствии с основными стандартами ЕСКД и приемы основных геометрических построений;

- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;

- основные правила выполнения и обозначения сечений, а также их назначение.


Учащиеся получат возможность уметь:

- рационально использовать чертежные инструменты;

- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

- анализировать графический состав изображений;

- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения предметов;

- выбирать необходимое число видов на чертежах;

- 2 -

- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;

- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.


В процессе практической работы на уроках учащихся получат возможность:

- развивать навыки работы карандашом, циркулем и другими чертёжными инструментами и принадлежностями,

- умело пользоваться композиционным построением видов и аксонометрии, используя принципы обобщения,

- уметь передавать единство формы и содержания (на доступном для данного возраста уровне);

- создавать проектные работы по начертательной геометрии;

- владеть практическими навыками использования ведения расчетов всех размеров, простановки шероховатости, допусков и посадок поверхностей.


II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Введение. (1ч)

  2. Глава 1 Метод проецирования. Виды проецирования. (3 часа)

Проецирование. Виды проецирования. Эпюр. Точка, прямая и плоскости общего и частного положения на эпюре Монжа. Позиционные задачи.

Практическая работа: листы в клетку и формат А4 – «Позиционные задачи»

  1. Глава 2 Метрические свойства прямоугольных проекций. (3 часа)

Метрические задачи. Способы преобразования проекций. Применение способов преобразования проекций к решению позиционных и метрических задач.

Позиционные свойства кривых линий. Касательные и нормали к кривым линиям. Особые точки кривых.

Практические работы: формат А4

«Определение натуральной величины отрезка»,

«Определение натуральной величины угла».

  1. Глава 3 Поверхности. (4 часа)

Классификация. Поверхности вращения. Сфера. Конус и цилиндр вращения. Тор. Чертежи поверхностей вращения.

Практические работы: формат А4

«Тела вращения»,

«Сечение тел вращения».

  1. Глава 4: Построение линий пересечения поверхностей. (8 часов)

Способы построения линий пересечения поверхностей (вспомогательные секущие плоскости и поверхности). Многогранники. Пересечение многогранников плоскостью и прямой. Пересечение многогранников. Развертывание поверхности многогранника.

Практические работы:

лист в клетку

«Определение натурального размера сечения призмы»

формат А4

«Сечение призмы, пирамиды»,

«Пересечение пирамиды и призмы»,

«Построение развертки призмы и пирамиды»

  1. Глава 5: Определение натуральных размеров поверхностей. (4 часа)

Натуральный размер плоскости, ребра, грани. Метод вращения, метод замены плоскостей. Способы вычерчивания.

Практические работы:

лист в клетку

«Метод вращения»,

формат А4

«Метод замены плоскостей».

  1. Глава 6: Развертки поверхностей. (4 часа)

- 3 -

Развертки поверхностей. Точные развертки. Способ нормального сечения. Применение аналитических приемов при построении точных разверток. Применение разверток.

Практические работы: формат А4

«Развертка призмы с вырезом части»,

«Развертка конуса. Пирамиды с вырезом части».

  1. Глава 7: Аксонометрические проекции. (7 часов)

Аксонометрические проекции. Стандартные виды аксонометрических проекций. Вычерчивание аксонометрических проекций.

Практические работы: формат А4

«Аксонометрия детали»,

«Аксонометрия детали с вырезом ¼ части детали».


п/п

Раздел, тема

Всего

Теорети-

ческих

Практических

Контроль

ных

1

Введение

1

1

0


2

Глава 1 Метод проецирования. Виды проецирования.

3

1

2


3

Глава 2 Метрические свойства прямоугольных проекций.

3

0,5

2,5


4

Глава 3 Поверхности.

4

0,5

2,5

1

5

Глава 4: Построение линий пересечения поверхностей.


8



1


7



6

Глава 5: Определение натуральных размеров поверхностей.

4


0,5


3,5


7

Глава 6: Развертки поверхностей.

4

0,5

3,5


8

Глава 7: Аксонометрические проекции.

7

1

5

1


Всего

34

6

26

2























- 4 -

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (34 часа)


Урока п/п

урока в теме


Тема урока

Кол-во
час.



Дата


Планируемые результаты



Универсальные учебные действия


Примечание

1

1



Введение.

1


Осуществлять смысловое чтение;

рационально использовать чертежные инструменты.

Строить логические рассуждения и делать выводы. Сравнивать объекты на основе известных характерных свойств.


Глава 1. Метод проецирования. Виды проецирования. 3 часа.

2

1

Проецирование. Точка, прямая и плоскости общего и частного положения на эпюре Монжа.

1


Выполнять приемы основных геометрических построений;

развивать навыки работы карандашом, циркулем и другими чертёжными инструментами.

Формулировать и удерживать учебную задачу;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


3

2

Виды проецирования. Эпюр. Позиционные задачи.

1


Выбирать необходимое число видов на чертежах;

осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы.

Выделять главное, существенные признаки понятий, обобщать понятия.


4

3

Позиционные задачи.

1


Осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


Глава 2. Метрические свойства прямоугольных проекций. 3 часа

5

1

Определение натуральной величины отрезка, угла.

1


Выполнять метод замены плоскостей, пользоваться свойствами прямого угла.

Определять понятия,

строить логические рассуждения


6

2

Практическая работа: Определение натуральной величины отрезка.

1


Уметь применять прямые частного положения, определять натуральную величину отрезка.

Планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.


7

3

Практическая работа: Определение натуральной величины угла.

1


Владеть анализом графического состава изображений.

Выделять главное, существенные признаки понятий, обобщать понятия.


Глава 3. Поверхности. 4 часа

8

1

Поверхности вращения. Сфера, конус, цилиндр.

1


Понимать смысл получения тела вращения; владеть навыками построения проекций тел вращения.


Строить логические рассуждения и делать выводы на основе образов.


9

2


Тела вращения.

1


Анализировать графический состав изображений; уметь находить натуральные размеры отрезков для построения натурального размера сечения цилиндра.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и применять их по аналогии.


10

3


Сечение тел вращения.

1


Анализировать графический состав изображений; уметь находить натуральные размеры отрезков для построения натурального размера сечения тел вращения.

Строить логические рассуждения и делать выводы на основе информации.


11

4


Контрольная работа.

1


Анализировать графический состав изображений; уметь находить натуральные размеры отрезков для построения натурального размера сечения тел вращения.

Анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам.

Строить логические рассуждения и делать выводы.


Глава 4. Построение линий пересечения поверхностей. 8 часов

12

1

Вспомогательные секущие плоскости и поверхности.

1


Описывать изученные способы замены плоскостей.

Выделять главное, существенные признаки понятий, обобщать понятия.


13

2

Многогранники. Пересечение многогранников плоскостью.

1


Знать понятие многогранники. Определять точки пересечения рёбер и граней многогранников с секущими поверхностями.


Анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам; составлять план и последовательность действий.


14-15

3-4

Определение натурального размера сечения призмы.

2


Анализировать графический состав изображений; уметь находить натуральные размеры отрезков для построения натурального размера сечения призмы.

Составлять план и последовательность действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


16-17

5-6

Пересечение пирамиды и призмы.

2


Уметь пользоваться проекционными построениями точек в пространстве, уметь определять видимость и невидимость точек.

Составлять план и последовательность действий выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


18-19

7-8

Построение разверток призмы и пирамиды.

2


Знать понятие развёртка, уметь распределять форму на поле чертежа, находить натуральные размеры граней многогранников.

Составлять план и последовательность действий; планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.


Глава 5: Определение натуральных размеров поверхностей. 4 часа

20

1

Натуральный размер плоскости, ребра, грани. Метод вращения, метод замены плоскостей. Способы вычерчивания.

1


Выполнять метод замены плоскостей, пользоваться свойствами прямого угла, применять способы прямоугольного проецирования.

Выделять главное, существенные признаки понятий.


21-22

2-3

Метод вращения.

2


Уметь определять проекции точек на полученных видах, использовать в работе циркуль, находить натуральный размер отрезков.

Строить логические рассуждения и делать выводы представленной в графической форме.


23

4

Метод замены плоскостей.

1


На основе анализа условия задачи выстраивать проекции плоскостей, уметь работать ими в пространстве.


Осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.


Глава 6: Развертки поверхностей. 4 часа

24

1

Развертки поверхностей. Точные развертки. Способ нормального сечения. Применение разверток.

1


Анализировать графический состав изображений; уметь находить натуральные размеры отрезков для построения натурального размера граней плоскогранных тел.

Выделять главное, существенные признаки понятий, обобщать понятия, строить логические рассуждения и делать выводы на основе образов.


25

2

Развертка призмы с вырезом части.

1


Уметь пользоваться принципами построения развёрток, определять пространственное положение точек на гранях тела.

Строить логические рассуждения, осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы.


26-27

3

Развертка конуса, пирамиды с вырезом части.

2


Уметь пользоваться чертёжными принадлежностями, определять вырез на развёртке.

Адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.


Глава 7: Аксонометрические проекции. 7 часов

28

1

Аксонометрические проекции. Стандартные виды аксонометрических проекций. Вычерчивание аксонометрических проекций.

1


Знать виды аксонометрических проекций и расположение осей, особенности распределения размеров по осям.

Выделять главное, существенные признаки понятий.


29-30

2-3

Аксонометрия детали.

2


Понимать алгоритм вычерчивания аксонометрических проекций, анализировать строение и состав детали.

Анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам; составлять план и последовательность действий.


31-33

4-6

Аксонометрия детали с вырезом ¼ части детали.

3


Понимать алгоритм вычерчивания аксонометрических проекций, анализировать строение и состав детали.

Осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы.


34

7

Контрольная итоговая работа.

1


Анализировать графический состав изображений; уметь находить натуральные размеры отрезков, определять видимость граней.

Создавать обобщения, строить логические рассуждения, делать выводы.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!