Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 31
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании ШМО | Заместитель директора по УВР | Директор МБОУ СШ №31 |
Протокол № | __________________________ | ___________О.Ю. Басистюк |
от « » ____________2016 г. | « » __________ 2016 г. | Приказ от « »________2016г. № |
Рабочая программа элективного курса по математике «Математика плюс» Класс 5-9 Учитель Громенюк Анна Вячеславовна | Срок реализации программы, учебный год 2016 – 2017 учебный год На сколько лет рассчитана программа 1 год | Количество часов по учебному плану всего 62 часа в год в каждом классе 2 часа в неделю в каждом классе Рабочую программу составил (а)_____________________________________________________________________________________________ подпись расшифровка подписи |
АННОТАЦИЯ
Программа элективного курса «Математика плюс» предназначена для учащихся 8 класса, которые интересуются математикой и хотят узнать о ней больше, чем можно прочитать в учебнике или услышать на уроке, осознали степень своего интереса к предмету и оценили возможности овладения им с тем, чтобы к окончанию 9 класса они смогли сделать сознательный выбор в пользу дальнейших либо углубленных, либо обычных занятий по математике
Цели изучения математики на занятиях:
• увлечь учеников математикой, помочь почувствовать ее красоту;
• обнаружить и развивать в себе математические способности;
• пробудить интерес к математике у тех, кто до сих пор его не испытывал;
• закрепить обще учебные навыки при изучении математики;
• добиваться от детей более осознанного изучения теоретического материала;
• развивать умения учащихся применять теорию на практике;
• развивать математическую культуру;
• учить проявлять смекалку при решении нестандартных и олимпиадных задач, не допускающих применения шаблона и требующих нестандартных выкладок;
• развивать логическое мышление;
• готовить учащихся к профильному обучению в старших классах ОУ и успешной сдачи ГИА
Задачи: систематизировать, уточнить, дополнить и расширить знания учащихся, добиваться достижения творческого подхода в обучения.
Курс рассчитан на 17 часов.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
- решать уравнения, содержащие один, два, три модуля;
- решать неравенства, содержащие модуль;
- строить графики функций, содержащих модуль;
- сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
- способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
- сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
- решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
- привить учащимся основы экономической грамотности;
- интерпретировать результаты своей деятельности;
- делать выводы;
- обсуждать результаты.
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Определение модуля и основные теоремы (1 ч.)
Понятие модуля, основные теоремы и его геометрическая интерпретация. Простейшие операции над модулями. Нахождение значений выражений, содержащих модуль.
Основная цель – ознакомить учащихся с определением модуля числа, основными теоремами. Теоретический материал излагается в виде лекции. Предусмотреть возможность
творчества учащихся.
В лекции учащимся раскрывается содержание понятия модуля, его геометрическая интерпретация, основные теоремы. Лекция носит установочный характер и готовит учащихся к практической деятельности, а именно – к решению упражнений, связанных с операциями над модулями.
Во время практических занятий учащиеся коллективно, а затем по группам
работают над примерами различной степени сложности, содержащими модуль,
находят значения буквенных выражений, содержащих модули. Практические занятия
позволяют сформировать у учащихся достаточно полное представление о модуле числа,
его свойствах.
2. Графики функций, содержащих выражения под знаком модуля (2 ч.).
Понятие графика функций, содержащих модуль. Виды графиков функций, их свойства.
Построение графиков функций различных видов и исследование их свойств. Рациональные способы их построения.
Понятие уравнения, содержащего модуль. Графические способы решения уравнений. Решение линейных уравнений, содержащих модуль. Решение квадратных уравнений, содержащих модуль.
Основная цель- ознакомить учащихся с основными приёмами построения графиков функций, содержащих модуль, их свойствами. Привлечь внимание к эстетической стороне данного вида деятельности.
Предусмотреть возможность творчества учащихся.
Тема рассматривается в форме лекции и практических занятий.
Из содержания лекции учащиеся на базовом уровне повторяют графики элементарных функций, а затем рассматривается влияние модуля на расположение графиков на координатной плоскости. Обращается внимание на необходимость этих графиков, симметричность, красоту.
На практических занятиях рекомендуется работа в парах. Каждая пара получает набор карточек с функциями . Работая над построением графиков, каждая пара продумывает рациональные способы построения графиков, свойства каждого типа функции, делает выводы.
Завершающим этапом планируется практическая работа.
3. Графики уравнений с модулями (2 ч.).
ввести понятие уравнения, содержащего модуль и познакомить с графическим способом решения.
Краткая лекция на основе базовых знаний об уравнении, типах уравнений, способах их решения. Вводится понятие уравнения с модулем и рассматривается графический способ решения уравнения: на число корней, на приближённый характер ответа.
На практических занятиях отрабатываются навыки решения различных типов уравнений с модулями графическим способом.
Итоговое занятие по данной теме - проверочная самостоятельная работа.
4. Уравнения, содержащие модуль.(3 ч.)
Уравнения, содержащие модуль. Способы их решения.
Данная тема является наиболее важной в указанном курсе.
Формы занятий – лекция установочная, практические занятия и в завершении практикум решения уравнений.
Практические занятия проводить используя как коллективную форму обучения, так и индивидуальную. На практических занятиях рассматривать решения уравнений начиная с простых и заканчивая уравнениями содержащих несколько модулей.
5. Неравенства, содержащие модуль (2 ч.).
Неравенства, содержащие модуль. Решение различных видов неравенств.
Тема излагается без рассмотрения теоретического материала путём проведения практических занятий , решения конкретных неравенств, а затем делаются выводы. При решении простейших неравенств типа х a и x
6. Зачетное занятие (1 ч.).
Защита проекта по курсу «Модуль». Решение задач
7. Основные задачи на проценты. (2 ч.).
Проценты. Основные задачи на проценты: а) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Арифметический и алгебраический приемы решения задач.
Сообщается история появления процентов; устраняются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты: а) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах решения задач.
8. Процентные расчеты в жизненных ситуациях. (1 ч.).
Процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов.
Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов. Выполнение тренировочных упражнений
9. Задачи на смеси, сплавы, концентрацию. (2 ч.).
Понятия концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты.
Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты
10 Элементы статистики и теории вероятности (2 ч).
Сбор и группировка статистических данных. Наглядное представление информации.
Сформировать начальные представления о сборе и группировке статистических данных, их наглядной интерпретации.
Учащиеся получают начальные представления об организации статистических исследований. Они знакомятся с понятиями генеральной и выборочной совокупности. Приводятся примеры представления статистических данных в виде таблиц частот и относительных частот. Учащимся предлагаются задания на нахождение по таблице частот таких статистических характеристик, как среднее арифметическое, мода, размах. Рассматривается вопрос о наглядной интерпретации статистической информации. Известные учащимся способы наглядного представления статистических данных с помощью столбчатых и круговых диаграмм расширяются за счет введения таких понятий, как полигон и гистограмма
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
для 8 классов на 2016-2017 учебный год
№ | Тема занятия | Приемы и методы | Формы проведения итогов | Дата |
План | Факт |
1 | Понятие модуля, Простейшие операции над модулями. | Формирование умственных действий | наблюдение | | |
2 | Понятие графика функций, содержащих модуль. Виды графиков функций, их свойства | Развитие исследовательских навыков, парная и групповая деятельность | Наблюдение, самопроверка | | |
3 | Построение графиков функций различных видов и исследование их свойств | Парная и групповая деятельность | Наблюдение | | |
4 | Понятие уравнения, содержащего модуль. Графические способы решения уравнений. | Формирование умственных действий, развитие исследовательских навыков | Исследовательская работа | | |
5 | Решение уравнений, содержащих модуль. | Парная и групповая деятельность | исследовательская работа, взаимопроверка | | |
6 | Уравнения, содержащие модуль. Способы их решения. | Формирование умственных действий, развитие исследовательских навыков | Наблюдение, самопроверка | | |
7 | Уравнения, содержащие модуль. Способы их решения. | Формирование умственных действий | Взаимопроверка | | |
8 | Уравнения, содержащие модуль. Способы их решения. | Формирование умственных действий, парная и групповая деятельность | исследовательская работа, взаимопроверка | | |
9 | Неравенства, содержащие модуль. | Развитие исследовательских навыков, | Самопроверка | | |
10 | Решение различных видов неравенств. | Формирование умственных действий, | Самопроверка | | |
11 | Зачетное занятие | | | | |
12 | Основные задачи на проценты | Развитие исследовательских навыков, | Наблюдение | | |
13 | Основные задачи на проценты | Формирование умственных действий, | Наблюдение | | |
14 | Процентные расчеты в жизненных ситуациях | Формирование умственных действий | Наблюдение | | |
15 | Решение задач на смеси, сплавы, концентрацию | Развитие исследовательских навыков, самокоррекция результатов | Исследовательская работа, взаимопроверка | | |
16 | Решение задач на смеси, сплавы, концентрацию | Развитие исследовательских навыков, самокоррекция результатов | Тестирование, самопроверка | | |
17 | Теория вероятностей . | Развитие исследовательских навыков | Наблюдение | | |
18 | Сбор и группировка статистических данных. | Развитие исследовательских навыков | Самопроверка | | |