ИСТОРИЯ НАШЕГО СЕЛА В ЛИЦАХ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Для любого человека история страны начинается с истории его малой Родины: с истории
Родного села, края, с того места, где родился и провёл детские годы. Школьный курс Истории Забайкалья позволяет учащимся получить знания об основных исторических событиях края, но он не даёт им знаний о событиях и явлениях, имевших место в нашем селе, богатая история которого является частью истории Забайкалья. Эту проблему в немалой степени решает наш школьный краеведческий музей. Но
материалы музея не всегда дают достаточного представления о личностях, без понимания мотивов и сущности, деятельности которых сложно составить истинную картину исторической действительности родного села. А ведь эти люди – гордость нашего села,
тем более, что их потомки продолжают жить, работать и учиться в селе.
Этот недостаток призван преодолеть данный элективный курс.
ЦЕЛИ:
-Познакомить с жизнью и деятельностью исторических личностей, внесших особый вклад в становление и развитие села.
-Способствовать расширению и углублению понимания роли жизни и деятельности личности в истории села;
.
-Помочь учащимся увидеть этапы развития села через судьбы значимых для села
личностей.
Задачи:
-Способствовать
а) воспитанию уважения к истории села через уважение к заслугам
отдельных личностей.
б) формированию культуры работы с историческими источниками,
культуры публичного выступления на экскурсиях в музее, поиска и обработки информации.
_в) развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способнос-
тей учащихся.
-Формировать
а) умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных
лиц.
б) умение определять и объяснять собственное отношение к историческим
личностям.
Данный курс предназначен для учащихся 8-9 классов.
В процессе обучения учащиеся должны приобрести следующие умения:
-самостоятельный поиск, анализ и отбор необходимых фактов;
-публичные выступления на экскурсиях и семинарах;
-формулирование собственной позиции, взгляда на жизнедеятельность исторических
личностей;
-обсуждение результатов поиска, исследования, участие в семинарах, экскурсиях.
Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы работы:
-анализ исторической литературы и исторических источников,
-беседа,
-лекция,
-подготовка и обсуждение сообщений учащихся,
-подготовка и проведение экскурсий в школьном музее и др.
ПРОГРАММА КУРСА
Введение-1час.
Роль личности в истории села. Критерии причисления к историческим личностям.
Сердце, отданное детям- 3часа.
Ф.Ф.Буторин -организатор первого школьного краеведческого музея-1час.
И.И. Шахурова - «ПЕДАГОГ от бога». -1 час
.
Ветераны педагогического труда, имеющие высокие звания и награды-1час.
Они защищали РОДИНУ-2 часа
Г.Забелин – Герой Советского Союза. -1час.
В.В. Шахуров – рядовой войны- 1час.
Трудовые подвиги сельчан – 4часа.
Н.Ф.Смородин – Заслуженный агроном Российской Федерации. -1час.
И.Н.Стёпин, Э.Д.Букин – «Работа у них такая, забота у них простая…»-1час.
На страже здоровья сельчан – 2часа.
От окраин до Москвы - 2часа.
А.И.Маккавеев – основатель скрипичного ансамбля -1час.
«Знай наших!» - выступление ансамбля Урульгинских скрипачей в Москве – 1час.
Знаменитые выпускники нашей школы – 3часа.
Обобщающее занятие -1 час.
Тема | Кол-во часов | Теория | Практика | Форма контроля |
Введение | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ жизни и деятельности личности по выработанным критериям. |
«Сердце, отданное детям» | 3 | 2 | 1 | Публичное выступление на классном часе. Оценка вклада личности в развитие села. Сбор материала для реферата. |
«Они защищали Родину» | 2 | 1 | 1 | Экскурсия в школьном краеведческом музее. |
Трудовые подвиги сельчан | 4 | 2 | 2 | Оформление альбома. Оценка вклада деятельности личности в историю села. Встреча с ветеранами труда. Сбор материала для реферата. |
«От окраин до Москвы» | 2 | 1 | 1 | Публичное выступление в музее. Пополнение материала для музея. Сбор материала для реферата. |
Знаменитые выпускники нашей школы. | 3 | 2 | 1 | Классный час для 5-7кл. Встреча с выпускниками. |
Обобщающее занятие | 1 | | 1 | Выступления с рефератами. |
Итого | 16часов | | | |
ЛИТЕРАТУРА
1.Боевая слава Забайкалья. Справочник школьника. Чита, 1971 г.
2. Грунин Г.В., Трудящиеся Читинской области в годы Великой Отечественной войны. Чита, 1969 г.
3.История Забайкалья. Иркутск, 1984 г.
4. Хрестоматия по истории Читинской области. Чита, Восточно – Сибирское книжное издательство, 1972 г.
5. Статьи из газет «Забайкальский рабочий» и «Красное знамя».
6. Материалы школьного краеведческого музея.