с. Хаяхсыт-2017 г.
Данная программа носит практический характер и предназначена для предпрофильной подготовки учащихся с 6 по 9 класс. Она предназначена для мальчиков и юношей разного возраста. Реализация программы направлена на формирование допрофессиональных знаний, умений и навыков; к успешной подготовке учащихся к самостоятельной жизни.
Продолжительность курса 35 часов, по 1 часу в неделю.
Кадровое обеспечение педагогический состав школы, родители, социальные агенты (рыболовы села).
Формы работы:
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями и социальными агентами как значимыми для него носителями положительного знания и повседневного опыта.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде ребенок приобретает (или получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или опровергает).
Мониторинг оценивания результатов обучающихся видами рефлекции.
Они оценивают свою степень согласия или несогласия в баллах от "+5" до "-5".
№ | Название мероприятий Практическая работа | Направление деятельности | Цель занятия | Планируемые результаты | Форма проведения | Теория | Практ | Продукт |
Личностные | Метапредметные (регулятивные, познавательные; знаково-символические; коммуникативные) | Предметные |
1 | Я, ты, мы вместе – рыбаки | Интеллектуальное развитие | Знакомство с работой кружка, с ТБ | Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы | Используя дополнительные источники информации, находить факты | Определение понятий "рыбалка", "рыболов" | Классный час | 1 | | Инструктаж ТБ с подписями учащихся и родителей |
2 | Озёра родного наслега п/р № 1 Составление карты глубоких мест озёр наслега (на выбор) | Краеведение | Познакомить с разнообразием водоемов села | Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи | Использовать различную литературу о нашем крае с целью поиска и извлечения познавательной информации; описывать водоемы родного села | Дадут определение понятию "озеро". Рассмотрят виды озёр, названия, их расположение. Определить глубокие места для зимней рыбалки | Экскурсия | 1 | 1 | Описание, фото, карты |
3 |
4 | История якутской рыбалки | Интеллектуальное развитие | Познакомить с историей рыболовства в республике Саха (Якутия) | Учиться ориентироваться в событиях и фактах прошлого и настоящего | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек | Возникновение рыбалки. Интересные факты из истории рыбалки. | Устный журнал составленный детьми | 1 | | |
5 | Календарь рыболова. п/р № 2 Составление календаря рыболова | Интеллектуальное развитие | Сформировать представление о годовом календаре рыболова с помощью Икт технологий | Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы | Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Готовить и выступать с рисунками | Январь – Февраль – куйуур Март - тараах Апрель, май - ыамныы Июнь, июль, август – илимнии, туулуу, күөгү Сентябрь Октябрь, ноябрь - муҥхалыы Декабрь | детское творчество | | 1 | Памятки: календарь рыболова. |
6 | Рыбы, обитающие в Чурапчинском улусе. п/р № 3 Составление сборника рыб улуса | Интеллектуальное развитие | Познакомить с разнообразием животного мира озерных экосистем, учить находить информацию о рыбах, обитающих на территории села Составить журнал рыб села. | Дополнение и расширение имеющихся знаний по теме, оценивание собственной учебной деятельности | Принятие учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, осуществление контроля по результату, прогнозирование результатов уровня усвоения учебного материала | Карась якутский, гольян, щука и другие рыбы | сбор и оформление материалов для классов школы | | 1 | Журнал рыб |
7 | Выбор места ловли п/р № 4 Сбор информации от старожилов села о рыбных местах наслега | Интеллектуальное развитие | Научить выбирать места лова в зависимости от вида рыб | Психологический настрой | Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о своем наслеге, общаться с людьми с целью поиска и извлечения познавательной информации. | Рыбные места Хаяхсытского наслега, пустые места, народные приметы, природные особенности водоёмов | Устный журнал | | 1 | |
8 | Карась якутский п/р № 5 Определение пищевой ценной ценности карася якутского | Интеллектуальное развитие | Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения рыб | Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы | Построение речевых высказываний в устной форме, поиск и выделение нужной информации в литературных источниках, умение анализировать натуральные образцы карасей | Анатомические особенности карася якутские | проектная и исследовательская деятельность | 1 | 1 | Проектная работа |
9 | Познакомить с пищевой ценностью рыбы, особенности доброкачественности рыбы | Развивать способность сравнивать и анализировать, формировать и развивать познавательный интерес к предмету, к развитию самостоятельности | Полезные свойства карася якутского |
10 | Способы ловли рыбы народа Саха | Интеллектуальное развитие | Показать традиционные основные рыболовства | Формирование интереса к учебному материалу | Построение речевых высказываний в устной форме, поиск и выделение нужной информации в литературных источниках | Илимнии, муҥхалыы, куйуур, тараах, туулуу, ыамныы | Классный час | 1 | | |
11 | Якутские обряды рыболовства п/р № 6 Правила современной рыбалки | нравст – патриот., воспитание | Познакомить с традиционными обычаями народа Саха и нормативно – правовыми актами, профилактика правонарушений, привитие любви и бережного отношения к родной природе | Ориентирование в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения | Развивать способность сравнивать и анализировать, формировать и развивать познавательный интерес к традициям своего народа | У озера: громко не говорят, не стегают воду веткой тальника. В охоте или рыбалке не принимали участие родные умершего до новолуния и т.д. Знакомство с Федеральным Законом РФ о рыбной ловле, правилами рыбалки в Республике Саха (Якутия) в различных улусах | детское творчество | 1 | | Рисунки , памятки для рыболовов |
12 | п/р № 7 Подготовка традиционных якутских рыболовных снастей | нравст – патриот., воспитание, трудовое воспитание | Научить готовить рыболовные снасти, выполнять новые, ремонтировать старые. | Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности | Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Рыболовные снасти куйуур (куойа, маҥкы), Түөрэй, туу, ардьаах туу, күөнэх туута, илим, киэҥ илим, кыараҕас илим, кыл хамыйах, сүүр Невод, его принадлежности. Муҥха ийэтэ – мотня, муҥха кыната – крыло, туос хотоҕос – берестяной поплавок хаптаһын хотоҕос – поплавок из доски Таастыган – грузило (бүлтэс уҥуоҕа – крупная полая кость, сылгы бэбээкэйэ – щиколотка лошади, сылгы туйаҕа – копыто лошади) Ыт мас – палкана конце крыла, дающая перепендикулярное положение, анньыы – пешня, хамыйах – черпак Сүүр – совок, ачаах – вилы, при помощи которых подо льдом продвигать жердь, Олуур – палка, при помощи которой поворачивают жердь, көхө – крючок, үтүмэх – прогонная жердь, бэчимэ – бечева, нырыы – тонкая длинная березовая палка | КТД | | 2 | Подготовленные снасти |
13 |
14 | Особенности зимней якутской рыбалки. П/р № 8 Подледная ловля карася – мунха | трудовое воспитание | Показать основную традиционную подледную ловлю карася в Центральной Якутии | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Рыбалка неводом. Түһэрии чардаат – чардат (большая круглая прорубь), Тахсыы чардаат – большая четырехугольная прорубь, из которой вынимается невод, ойбон – прорубь, Муҥха түһэрээччилэр – люди, закидывающие в воду невод, Үтүмэх ыытааччы – человек, прогоняющий жердь, көхө тутааччы – человек, тянущий бечеву, ойбон алларааччы – человек, продалбивающий прорубь, туонаһыт – человек, поределяющий участок водоема во время рыбалки, нырыыһыт – загонщик рыбы во время осеннего подледного лова | КТД | | 3 | Улов рыбы , фото, видео |
15 |
16 |
17 | Способы заготовки рыбы П/р № 9 Составление сообщения, рассказа, интервью о выполненной работе | художественно-эстетическое; | Организовать рыбный фестивать | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Анализировать, синтезировать новые знания | Технологии приготовления современных блюд из рыбы | Ктд | 1 | 1 | Фото, видеопрезентации, |
18 | Интеллектуальное развитие | Познакомить с традиционными способами заготовок рыб | Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции; | Устанавливают причинно – следственные связи, делают обобщения, выводы | Сыма – способ сохранения мелкой рыбы, аҕыраан – один с способов квашения рыбы, баттыалык – разновидность аҕыраана, лыыба, барча, хачымаас, хахты (хохту) – способы сохранения рыбы, строганина | проектная и исследовательская деятельность |
19 | Газовый режим водоёма П/ р № 10 Аэрация озера для обогащения воды кислородом | Трудовое воспитание | Профилактика замора рыбы в водоемах в зимнее время, научить заботиться о рыбных ресурсах наслега | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Прогнозирование результатов проделанной работы | Газовый состав озерной воды, методы профилактики замора рыбы. Научиться выполнять проруби. | | | 1 | |
20 | Современные способы ловли рыбы | Интеллектуальное развитие | Познакомить с современными способами ловли рыбы | Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы | Составляют целое их частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Устанавливают причинно – следственные связи, делают обобщения, выводы | Виды рыбалки: профессиональная, любительская рыбалка; летняя и зимняя, пресноводная, морская; по лову мирной и хищной рыбы; с поплавочной и донной удочкой | Классный час | 1 | | |
21 | Современные снасти для рыболовов П/р № 11 Выбор рыболовных снастей | трудовое воспитание | Научить различать катушки, удилища. Уметь правильно выбирать, ухаживать. | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Устройство удочки. Деревянные удилища. Удилища из углеволокна и стекловолокна. Уход за удилищем, Катушки безынерционные и катушки инерционные. | КТД | | 1 | Подготовленные снасти |
22 | Приманки П/р № 12 Выполнение искусственной приманки на рыбу (на выбор учащегося) | Интеллектуальное развитие | Научить делать приманки для успешной рыбалки | Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы | Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Естественные, растительные, искуственные приманки | КТД | | 1 | |
23 | П/р № 13 Подготовка традиционных снастей к куйуур | трудовое воспитание | Научить готовить рыболовные снасти, делать новые, ремонтировать старые. | Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности | Умение планировать и регулировать свою деятельность, прогнозирование результата, выделение самоконтроля и самооценки | Рыболовные снасти куйуур (куойа, маҥкы), | КТД | | 1 | Готовые снасти |
24 |
25 | П/р № 14 Зимняя рыбалка Куйуур | трудовое воспитание, спортивно – оздоровительное | Организовать соревнования по группам с контрольным взвешиванием | Создание условий для обеспечения успешности деятельности ребенка | Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Навыки по ловле рыбы | КТД | 1 | 2 | Улов рыбы , фото, видео |
26 |
27 |
28 | п/р № 15 Изготовление морды (верши) для ловли рыб | трудовое воспитание | Научить выоплнять морду для ловли рыбы, правильно ее использовать | Создание условий для обеспечения успешности деятельности ребенка | Умение планировать и регулировать свою деятельность, прогнозирование результата, выделение самоконтроля и самооценки | Ту – морда (верша) Киспэ – внутренний обруч, кутурук киспэ – задний обруч, Туу сүрэҕэ – внутрення воронка морды Туу тылбыыта – зажим для верши, туу чурумчута – кольцо для зажима | КТД | | 1 | |
30 | Способы охраны рыб п/р № 16 субботник по очистке водоемов | Краеведение, трудовое воспитание | Познакомить с методами зарыбления, охраны водоемов | Эколого – краеведческое воспитание | Формировать умения анализировать, сравнивать | Операция "Ойбон" – субботников по очистке озер от навоза, бытового мусора | КТД | | 1 | |
32 | Весенняя рыбалка Тулуу | Спортивно – оздоровительное | Закрепление практических навыков ловли рыбы Организация соревнования по ловле рыбы вершей с контрольным взвешиванием | Приобретение способностей к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Повторение пройденного | КТД | | 1 | |
33 | «Край мой родной и рыбный!» п/р№ 17 Фестиваль КТД | интеллек. развитие | Разработка и проведение совместного с детьми коллективно – творческое дела, посвященного родному селу Хаяхсыт. | Приобретение способностей к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Умение слушать друга; взаимодействие с учителем, другими учениками и общественностью, владение диалоговой формой речи, формулировка своего мнения, прислушивание к мнению других Саморегуляция, осознание и обобщение того, что усвоено и то, что еще надо усвоить | Представление своего опыта | выступления перед одноклассниками по итогам проделанной работы | 1 | 1 | Выступления |
34 | | |
Всего: | 17 | 17 | |