СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс якутская рыбалка

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс якутская рыбалка»

МБОУ «Хаяхсытская средняя общеобразовательная школа имени А.П.Илларионова»



Обучение учашихся к традиционной якутской национальной рыбалке в условиях сельской школы.



Возраст детей, участвующих в реализации программы: 6 – 9 классы

Срок реализации программы: 1 год


Авторская разработка

Учителя биологии и экологии

МБОУ “Хаяхсытская СОШ имени А.П.Илларионова

Картузов Егора Прокопьевича



с. Хаяхсыт-2017 г.


Пояснительная записка

Данная программа носит практический характер и предназначена для предпрофильной подготовки учащихся с 6 по 9 класс. Она предназначена для мальчиков и юношей разного возраста. Реализация программы направлена на формирование допрофессиональных знаний, умений и навыков; к успешной подготовке учащихся к самостоятельной жизни.

Цель: обучение учащихся приёмам якутской национальной рыбалки.

Задачи:

  1. приобщение учащихся к истокам национальной культуры и традициям народа Саха;

  2. расширить и углубить знания о способах, орудиях ловли рыбы народа Саха;

  3. обучить основным навыкам, приёмам и умениям удить рыбу;

  4. сформировать умения по правильному выбору и подготовке снастей к рыбалке;

  5. воспитать у школьников чувство любви и бережного отношения к родной природе;

  6. приобщение к здоровому образу жизни;

  7. разностороннее, гармоническое развитие школьников.

Продолжительность курса 35 часов, по 1 часу в неделю.

Данная программа будет работать по следующим направлениям:

  • гражданско – патриотическое, нравственное воспитание, краеведение;

  • художественно-эстетическое;

  • интеллектуальное развитие;

  • спортивно – оздоровительное, физическое;

  • трудовое воспитание.

Принципами и подходами, лежащими в основе программы, являются:

  • этнопедагогика народа Саха;

  • принцип гуманизации и диалогичности;

  • личностно – ориентированный подход;

  • научность;

  • доступность;

  • патриотической направленности;

  • креативность.

Кадровое обеспечение педагогический состав школы, родители, социальные агенты (рыболовы села).
Формы работы:

  1. классные часы;

  2. коллективно – творческие дела:

  • Организация выходов детей и родителей, членов общественных организаций на природу по разным видам рыболовства – подледная рыбалка: куйуур,мунха и т.д.

  • Обучение детей с помощью родителей и мастеров мастерству плетения неводов, создания инструментов рыбалки, лопат, резцов и т.д.

  • Обучение приемам хранения и употребления рыбной продукции.

  • Организация сезонных конкурсов по традиционной якутской рыбалке – куйуур.

  • общешкольной рыбалки (мунха).

  • Обучение сезонным видам рыбалки: летом неводом, мордой, осенью и в начале зимы мунхой, весной – куйуур.

  • Организация летней практики рыбалки в оздоровительно – трудовом лагере «Курадыңы».

  1. детское творчество (организация слайд – выставок, фотовыставок, выставок детского творчества в результате разных видов рыбалки);

  2. устные журналы, уроки формирование хозяина села;

  3. выступления перед одноклассниками по итогам проделанной работы.

  4. проектная и исследовательская деятельность;

  5. сбор и оформление материалов для классов школы;

Планируемые результаты.

Первый уровень результатов. Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями и социальными агентами как значимыми для него носителями положительного знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов. Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) ценностного отношения к социальным реальностям в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде ребенок приобретает (или получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или опровергает).

Третий уровень результатов. Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится социальным деятелем. Именно, в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, ту готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Мониторинг оценивания результатов обучающихся видами рефлекции.

Они оценивают свою степень согласия или несогласия в баллах от "+5" до "-5".

Дополнительная литература для обучающихся:

  1. Атлас Чурапчинского улуса (района) Республики Саха (Якутия)/ под ред. Пахомовой Л.С. – Спб.: Любавич,

  2. 2014. – 74 с.

  3. Белов Н.В. Рыбалка. Современная энциклопедия. – Минск: ООО «Харвест», 2006. -

  4. Ветров А.Б. Основные приёмы рыбной ловли летом и зимой. Москва 2007г.

  5. Саввин А.А. Пища якутов до развития земледелия (опыт историко – этнографической монографии) А.А. Саввин; [подгот. Текста, ввод. Ст., послесл., коммент и примеч. Д.и.н. Е.Н. Романовой (отв.ред); лит.ред. Н.И. Дегтярева]. – Якутск: ИГИ АН РС(Я), 2005. – 376 с.; ил.

  6. Сидоров Б.И. Тяптиргянов М.М. Пресноводные рыбы, земноводные и пресмыкающиеся Якутии. Якутск, 2004

  7. Федоров И.Г. Өбүгэбит олоҕо – дьаһаҕа: ойуулаахтылдьыт=Уклад жизни народа саха: иллюстрированный словарь / И.Г. Фелоров, П.К. Васильев; [Нь. Е.Явловскаяойуулара]. – Дьокуускай: Бичик, 2012. – 128 с., ил.

  8. Чурапчинский улус: история, культура, фольклор / Администрация МО «Чурапчинский улус (район)»; АН РС (Я). Ин–тгуманит. исслед.; Б.Н. Попов (ответ.ред.) и др.; Якутск: Бичик, 2005. – 440 с.

Литература для педагога:

  1. Байбородова Л.В. Организация внеурочной деятельности сельских школьников: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2011.

  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктов: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 233 с. – (Стандарты второго поколения)

  3. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 6 – 9 классы. Естествознание. 5 класс. – М.: Просвещение, 2010. – 80 с.














Рабочая программа

Название мероприятий



Практическая работа




Направление деятельности






Цель занятия

Планируемые результаты


Форма проведения

Теория

Практ

Продукт

Личностные

Метапредметные

(регулятивные, познавательные; знаково-символические; коммуникативные)


Предметные

1

Я, ты, мы вместе – рыбаки

Интеллектуальное развитие




Знакомство с работой кружка, с ТБ

Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние  и внутренние мотивы

Используя дополнительные источники информации, находить факты

Определение понятий "рыбалка", "рыболов"

Классный час

1


Инструктаж ТБ с подписями учащихся и родителей

2

Озёра родного наслега

п/р № 1 Составление карты глубоких мест озёр наслега

(на выбор)

Краеведение

Познакомить с разнообразием водоемов села

Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи

Использовать различную литературу о нашем крае с целью поиска и извлечения познавательной информации; описывать водоемы родного села

Дадут определение понятию "озеро". Рассмотрят виды озёр, названия, их расположение.

Определить глубокие места для зимней рыбалки

Экскурсия

1

1

Описание, фото, карты

3

4

История якутской рыбалки


Интеллектуальное развитие

Познакомить с историей рыболовства в республике Саха (Якутия)

Учиться ориентироваться в событиях и фактах прошлого и настоящего

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек

Возникновение рыбалки. Интересные факты из истории рыбалки.

Устный журнал составленный детьми

1



5

Календарь рыболова.

п/р № 2

Составление календаря рыболова

Интеллектуальное развитие

Сформировать представление о годовом календаре рыболова с помощью Икт технологий

Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние  и внутренние мотивы

Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Готовить и выступать с рисунками

Январь –

Февраль – куйуур

Март - тараах

Апрель, май - ыамныы

Июнь, июль, август

– илимнии, туулуу, күөгү

Сентябрь

Октябрь, ноябрь - муҥхалыы

Декабрь

детское творчество


1

Памятки: календарь рыболова.

6

Рыбы, обитающие в Чурапчинском улусе.

п/р № 3 Составление сборника рыб улуса

Интеллектуальное развитие

Познакомить с разнообразием животного мира озерных экосистем, учить находить информацию о рыбах, обитающих на территории села Составить журнал рыб села.

Дополнение и расширение имеющихся знаний по теме, оценивание собственной учебной деятельности

Принятие учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, осуществление контроля по результату, прогнозирование результатов уровня усвоения учебного материала

Карась якутский, гольян, щука и другие рыбы

сбор и оформление материалов для классов школы


1

Журнал рыб

7

Выбор места ловли

п/р № 4

Сбор информации от старожилов села о рыбных местах наслега

Интеллектуальное развитие

Научить выбирать места лова в зависимости от вида рыб

Психологический настрой

Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о своем наслеге, общаться с людьми с целью поиска и извлечения познавательной информации.


Рыбные места Хаяхсытского наслега, пустые места, народные приметы, природные особенности водоёмов

Устный журнал


1


8

Карась якутский

п/р № 5

Определение пищевой ценной ценности карася якутского

Интеллектуальное развитие

Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения рыб

Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние  и внутренние мотивы

Построение речевых высказываний в устной форме, поиск и выделение нужной информации в литературных источниках, умение анализировать натуральные образцы карасей

Анатомические особенности карася якутские

проектная и исследовательская деятельность

1

1

Проектная работа

9

Познакомить с пищевой ценностью рыбы, особенности доброкачественности рыбы

Развивать способность сравнивать и анализировать, формировать и развивать познавательный интерес к предмету, к развитию самостоятельности

Полезные свойства карася якутского

10

Способы ловли рыбы народа Саха

Интеллектуальное развитие

Показать традиционные основные рыболовства

Формирование интереса к учебному материалу

Построение речевых высказываний в устной форме, поиск и выделение нужной информации в литературных источниках

Илимнии, муҥхалыы, куйуур, тараах, туулуу, ыамныы

Классный час

1



11

Якутские обряды рыболовства

п/р № 6

Правила современной рыбалки




нравст – патриот., воспитание

Познакомить с традиционными обычаями народа Саха и нормативно – правовыми актами, профилактика правонарушений, привитие любви и бережного отношения к родной природе

Ориентирование в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения

Развивать способность сравнивать и анализировать, формировать и развивать познавательный интерес к традициям своего народа

У озера: громко не говорят, не стегают воду веткой тальника. В охоте или рыбалке не принимали участие родные умершего до новолуния и т.д.



Знакомство с Федеральным Законом РФ о рыбной ловле, правилами рыбалки в Республике Саха (Якутия) в различных улусах

детское творчество

1


Рисунки , памятки для рыболовов

12

п/р № 7

Подготовка традиционных якутских рыболовных снастей


нравст – патриот., воспитание, трудовое воспитание

Научить готовить рыболовные снасти, выполнять новые, ремонтировать старые.

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности

Формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности; понимать различные позиции других людей, отличные от собственной

Рыболовные снасти куйуур (куойа, маҥкы), Түөрэй, туу, ардьаах туу, күөнэх туута, илим, киэҥ илим, кыараҕас илим, кыл хамыйах, сүүр

Невод, его принадлежности. Муҥха ийэтэ – мотня, муҥха кыната – крыло, туос хотоҕос – берестяной поплавок хаптаһын хотоҕос – поплавок из доски Таастыган – грузило (бүлтэс уҥуоҕа – крупная полая кость, сылгы бэбээкэйэ – щиколотка лошади, сылгы туйаҕа – копыто лошади)

Ыт мас – палкана конце крыла, дающая перепендикулярное положение, анньыы – пешня, хамыйах – черпак

Сүүр – совок, ачаах – вилы, при помощи которых подо льдом продвигать жердь,

Олуур – палка, при помощи которой поворачивают жердь, көхө – крючок, үтүмэх – прогонная жердь, бэчимэ – бечева, нырыы – тонкая длинная березовая палка

КТД


2

Подготовленные снасти

13

14

Особенности зимней якутской рыбалки.

П/р № 8 Подледная ловля карася – мунха

трудовое воспитание

Показать основную традиционную подледную ловлю карася в Центральной Якутии

Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности

Формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности; понимать различные позиции других людей, отличные от собственной

Рыбалка неводом.

Түһэрии чардаат – чардат (большая круглая прорубь),

Тахсыы чардаат – большая четырехугольная прорубь, из которой вынимается невод, ойбон – прорубь,

Муҥха түһэрээччилэр – люди, закидывающие в воду невод,

Үтүмэх ыытааччы – человек, прогоняющий жердь, көхө тутааччы – человек, тянущий бечеву, ойбон алларааччы – человек, продалбивающий прорубь, туонаһыт – человек, поределяющий участок водоема во время рыбалки, нырыыһыт – загонщик рыбы во время осеннего подледного лова

КТД


3

Улов рыбы , фото, видео

15

16

17

Способы заготовки рыбы

П/р № 9

Составление сообщения, рассказа, интервью о выполненной работе

художественно-эстетическое;

Организовать рыбный фестивать

Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности

Анализировать, синтезировать новые знания

Технологии приготовления современных блюд из рыбы

Ктд

1

1

Фото, видеопрезентации,

18

Интеллектуальное развитие

Познакомить с традиционными способами заготовок рыб

Самостоятельно оценивать правильность выполнения  задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

Устанавливают причинно – следственные связи, делают обобщения, выводы

Сыма – способ сохранения мелкой рыбы, аҕыраан – один с способов квашения рыбы, баттыалык – разновидность аҕыраана, лыыба, барча, хачымаас, хахты (хохту) – способы сохранения рыбы, строганина

проектная и исследовательская деятельность

19

Газовый режим водоёма

П/ р № 10

Аэрация озера для обогащения воды кислородом

Трудовое воспитание

Профилактика замора рыбы в водоемах в зимнее время, научить заботиться о рыбных ресурсах наслега

Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности

Прогнозирование результатов проделанной работы

Газовый состав озерной воды, методы профилактики замора рыбы.

Научиться выполнять проруби.



1


20

Современные способы ловли рыбы

Интеллектуальное развитие

Познакомить с современными способами ловли рыбы

Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние  и внутренние мотивы

Составляют целое их частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Устанавливают причинно – следственные связи, делают обобщения, выводы

Виды рыбалки: профессиональная, любительская рыбалка; летняя и зимняя, пресноводная, морская; по лову мирной и хищной рыбы; с поплавочной и донной удочкой

Классный час

1



21

Современные снасти для рыболовов

П/р № 11

Выбор рыболовных снастей

трудовое воспитание

Научить различать катушки, удилища. Уметь правильно выбирать, ухаживать.

Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности

Формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности; понимать различные позиции других людей, отличные от собственной

Устройство удочки. Деревянные удилища. Удилища из углеволокна и стекловолокна. Уход за удилищем, Катушки безынерционные и катушки инерционные.


КТД


1

Подготовленные снасти

22

Приманки

П/р № 12

Выполнение искусственной приманки на рыбу (на выбор учащегося)

Интеллектуальное развитие

Научить делать приманки для успешной рыбалки

Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние  и внутренние мотивы

Формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности; понимать различные позиции других людей, отличные от собственной

Естественные, растительные, искуственные приманки

КТД


1


23

П/р № 13

Подготовка традиционных снастей к куйуур


трудовое воспитание

Научить готовить рыболовные снасти, делать новые, ремонтировать старые.

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности

Умение планировать и регулировать свою деятельность, прогнозирование результата, выделение самоконтроля и самооценки

Рыболовные снасти куйуур (куойа, маҥкы),

КТД


1

Готовые снасти

24

25



П/р № 14

Зимняя рыбалка

Куйуур


трудовое воспитание,

спортивно – оздоровительное

Организовать соревнования по группам с контрольным взвешиванием

Создание условий для обеспечения успешности деятельности ребенка

Формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности; понимать различные позиции других людей, отличные от собственной

Навыки по ловле рыбы

КТД

1

2

Улов рыбы , фото, видео

26

27

28

п/р № 15

Изготовление морды (верши) для ловли рыб

трудовое воспитание


Научить выоплнять морду для ловли рыбы, правильно ее использовать

Создание условий для обеспечения успешности деятельности ребенка

Умение планировать и регулировать свою деятельность, прогнозирование результата, выделение самоконтроля и самооценки

Ту – морда (верша)

Киспэ – внутренний обруч, кутурук киспэ – задний обруч,

Туу сүрэҕэ – внутрення воронка морды

Туу тылбыыта – зажим для верши, туу чурумчута – кольцо для зажима

КТД


1


30

Способы охраны рыб

п/р № 16

субботник по очистке водоемов

Краеведение, трудовое воспитание

Познакомить с методами зарыбления, охраны водоемов

Эколого – краеведческое воспитание

Формировать умения анализировать, сравнивать

Операция "Ойбон" – субботников по очистке озер от навоза, бытового мусора

КТД


1


32

Весенняя рыбалка

Тулуу

Спортивно – оздоровительное

Закрепление практических навыков ловли рыбы

Организация соревнования по ловле рыбы вершей с контрольным взвешиванием

Приобретение способностей к самооценке на основе критерия успешности деятельности

Формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности; понимать различные позиции других людей, отличные от собственной

Повторение пройденного

КТД


1


33

«Край мой родной и рыбный!»

п/р№ 17

Фестиваль КТД


интеллек. развитие

Разработка и проведение совместного с детьми коллективно – творческое дела, посвященного родному селу Хаяхсыт.

Приобретение способностей к самооценке на основе критерия успешности деятельности

Умение слушать друга; взаимодействие с учителем, другими учениками и общественностью, владение диалоговой формой речи, формулировка своего мнения, прислушивание к мнению других


Саморегуляция, осознание и обобщение того, что усвоено и то, что еще надо усвоить

Представление своего опыта

выступления перед одноклассниками по итогам проделанной работы

1

1

Выступления

34



Всего:

17

17


1 час – резерв


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!