СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Глобальный мир в XXI веке".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс "Глобальный мир в XXIвеке".

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Глобальный мир в XXI веке".»

Программа элективного курса по обществознанию. 

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Глобальный мир в 21 веке» составлена на основе программы А.Н. Иоффе «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке», издательство «Просвещение», 2008 год.

Программа рассчитана на 8,5 час.

Учебно-методический комплект включает учебник: Обществознание. Глобальный мир в 21 веке, 11 класс, Л.В. Поляков, – М.: Просвещение, 2008 год. Л.В. Поляков, Обществознание: глобальный мир в 21 веке: 11 класс: книга для учителя, М.: Просвещение, 2007 год. 

Актуальность предлагаемого курса в связи с происходящими в обществе коренными изменениями чрезвычайно велика. Ряд факторов показывает необходимость введения такого курса в современной российской школе: 

Во-первых, информационное общество вносит значительные изменения в социальную структуру и существующие механизмы принятия решений на всех уровнях. Появляются новые общественные группы – нетократия, меритократия, смещаются акценты властных отношений, изменяется картина геополитических отношений между странами. Глобализация экономики включает принципиально новые механизмы принятия решений и установления контроля. Знания происходящих процессов, обсуждение их тенденций и прогнозирование возможных результатов становятся важной составляющей нового поколения российских граждан. Поэтому без серьезного анализа структуры информационного общества и происходящих в нем процессов невозможно представить свое место в этом обществе и быть активным гражданином. 

Во-вторых, все большее значение в современном глобальном мире приобретает роль консолидации граждан одной страны. Необходимо в рамках этого курса совместить понятия « россиянин», « гражданин РФ» с чувством малой родины. 

В-третьих, человеческий потенциал в новых условиях общественного развития становится важнейшим фактором стабильности и успешности, поэтому необходимо усилить воспитательную направленность преподавания обществознания, бороться с проявлениями экстремизма, расизма, нетерпимости, моральной деградации, алкоголизма и наркомании. 

Цель курса: создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности. С ней неразрывно связаны следующие целевые установки: социализация, то есть подготовка к жизни в информационном обществе в 21 веке; воспитание патриотизма и гражданственности, самостоятельность через формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого результата.

В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Основной результат изучения курса – осознанная личностно и социально значимая деятельность учащихся, направленная на повышение качества жизни, на достижение положительных изменений состояния окружающей среды.

Курс дает возможность обучающимся:

  • освоить разные социальные роли, в том числе и с учетом реалий современного информационного общества; 

  • занимать активную гражданскую позицию; 

  • участвовать в реализации социальных проектов; 

  • использовать различные источники информации при обсуждении проблем общественной жизни; 

  • овладеть правилами общественной полемики, цивилизованного диалога в обществе; 

  • противостоять манипулированию и рационально обосновывать свою точку зрения; 

  • понимать роль и место России в современном мире, геополитические перспективы развития страны. 








Содержание учебного материала:

Т е м а  1      Российская государственность. Российская цивилизация. (1ч.)

Единство человечества. Россия в современном мире. Становление российской государственности. Норманисты и антинорманисты о начале российской государственности. Влияние принятия христианства на развитие российской государственности. Русские земли: от раздробленности к централизации. Становление централизованного государства. Концепция «Москва — Третий Рим». Церковный раскол и его значение. Российская империя. Западники и славянофилы. Российский опыт универсального взгляда на развитие общества.
      Основные понятия: государственность, раскол, абсолютизм, империя, западники, славянофилы, ненасилие, пацифизм, теология, либерализм, мировые и национальные религии, марксизм, цивилизация.

Т е м а  2.  Что нас разделяет (1 ч)

      Культура: понятие, многообразие, формы. Социализация как фактор сохранения культуры. Факторы, влияющие на социализацию. Виды культуры. Влияние глобализации на культуру. Нации и национальности. Этнические факторы в государственном развитии. Национальный фактор во внутригосударственных и межгосударственных конфликтах. Национализм и патриотизм.
      Религия и язык как явления культуры. Распространение религиозных конфессий на Земле. Мировые религии. Влияние религии на государственное устройство и политику. Многообразие культур — многообразие языков. Распространение языков в мире и языковая политика. Причины современных конфликтов и пути их преодоления. Последствия распространения миграции в современном мире.    

  Основные понятия: социализация, традиции, культура, государство, суверенитет, нация, этническая общность, национализм, патриотизм, религия, светское государство, миграция.

Т е м а 3.   Учимся мыслить глобально (1 ч)

      Феномен мирового лидерства. США после «холодной войны». Стратегия национальной безопасности США и понимание ими своей роли в мире. Борьба с международным терроризмом. Геополитические интересы США. Стандарты демократии и их понимание. Геополитические конкуренты. Отношения с политическими союзниками. Зоны особого внимания во внешней политике США.
      Россия в глобальной конкуренции. Понимание национальной безопасности в России. Модернизация государственного механизма как приоритетное направление. Интересы России по Концепции национальной безопасности. Основные задачи внутреннего развития. Отношение к современным военным угрозам. Угрозы национальной безопасности России и предполагаемые ответы. Ориентация на многополярность современного мира. Политика на постсоветском пространстве — успехи и трудности взаимодействия. Россия на мировом энергетическом рынке.
      Европейский союз и его миссия. «Старая» и «новая» Европа. Европейская комиссия и Европейский парламент. Поиск энергетической безопасности. Отношения России и Евросоюза — возможности стратегического партнерства. Последствия расширения миграционных процессов. Сложности европейской интеграции. Перспективы развития Евросоюза.
      Китай на пути к глобальной державе. От регионального лидера к глобальному игроку. Внутренние ограничения экономического развития. Континентальный и островной Китай. Воплощение в практику принципа «одна страна — две системы». Стратегия национального развития Китая. Идея «четырех модернизаций». Экологическая ситуация и здоровье населения. Позиция Китая в Азиатском регионе.
      Основные понятия: двойные стандарты, сепаратизм, международный терроризм, модернизация, Европейский союз (Евросоюз), Всемирная торговая организация (ВТО).

Т е м а   4.  Глобальная экономика (1 ч)

      Становление единого мирового хозяйства. Эпоха «зональной глобализации». Экономические эксперименты в XX веке — от коммунистической идеи к обществу массового потребления. Появление идеи «государства всеобщего благоденствия». Неолиберализм. Общество массового потребления. Глобализация экономики. Теория «пределов роста». Новые формы капитала: кадровый, интеллектуальный, символический, социальный, культурный. «Штабная экономика». Возникновение геоэкономических регионов. Модель современной экономики — геокон (геоэкономическая конструкция). Взаимоотношения разных слоев (регионов) геокона.
      Россия в глобальной экономике. Противоречивость результатов глобализации экономического развития. Альтернативы экономического развития России. Факторы, влияющие на модель экономического развития. Перспективы экономического развития России. Среда «инновационной культуры». Особенности общественного и экономического развития России. Краткосрочные цели национальной инновационной инициативы. Система научно-исследовательской деятельности. Задача охраны российской интеллектуальной собственности. Риски в современном экономическом развитии. Национальные интересы и принцип справедливой глобализации.
      Основные понятия: зональная глобализация, средний класс, геокон, геоэкономические регионы, информационная экономика, трофейная экономика, «штабная экономика».





Т е м а   5.  Кто кому и почему угрожает в современном мире (1 ч)

      Сила оружия в современном мире. Угрозы существованию человечества. Глобальные противоречия в современном мире. Борьба за лидерство в современном мире. Влияние и контроль в современном мире. Ядерное оружие — реальная опасность. Договоры о нераспространении ядерного оружия. Проблемы, связанные с ограничением распространения ядерного оружия. Современные конфликты. Причины конфликтов в глобальном мире.
      Экономика и экология: поиски равновесия. Экологическая ситуация в современном глобальном мире. Глобальный характер экологических проблем. Экологическая ответственность и экологическая культура. «Экспорт» экологических проблем в современном мире. Промышленное развитие и угроза экологической катастрофы. Экологические программы. Экология и здоровье человека. Необходимость баланса между экономическими интересами и экологической необходимостью.
      XXI век и новые угрозы для человечества. Зависимость человека от машин и технологий. Экстенсивное развитие и экономические ресурсы. Основные типы современных ресурсов. Пути решения проблемы недостаточности ресурсов. Угроза международного терроризма и ее последствия. Глобальный характер угрозы терроризма. Меры по борьбе с терроризмом. Технические возможности для установления глобального контроля человека в XXI веке.
      Основные понятия: геноцид, экологическая ответственность, пандемия.

Т е м а  6.  Власть в информационном обществе (1 ч)

      Информационное общество: политическое и социальное своеобразие. Западное общество и информатизация. Успешность в информационную эпоху. Средний класс и его роль. Власть в информационную эпоху. Источник социальных различий в информационном обществе. Новые очаги социальных конфликтов. Когнитариат. Рост ценности образования. Информация и демократия. Сила общественного мнения. Технологии «жесткой» и «мягкой» силы. Манипулирование общественным сознанием. Переход к информационному обществу и политическое развитие.
      Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом. Роль средств массовой информации в современном мире. СМИ и формирование мировоззрения современного человека. Создание общественной повестки дня. «Четвертая власть». Функции СМИ. Государство и свобода СМИ. Конструктивная и деструктивная позиции СМИ. Политическое влияние СМИ.
      Нетократия. Информация в современном мире. Общество открытой коммуникации. Сетевые средства массовой информации. Новое структурирование общества. Многостороннее общение и обмен информацией. Секторная структура информационного общества. Иерархия в информационном мире. Политические институты индустриального общества и нетократы.
      Основные понятия: информатизация, средний класс, когнитариат, манипулирование, стереотипы, средства массовой информации, нетократия, коммуникация, Интернет, иерархия.

Т е м а  7.  Россия и «русский мир» (1 ч)

      Особенности русской политической культуры. Формы самоуправления в древнерусских городах. Вечевые органы власти. Собирание русских земель и изменение политической культуры. Авторитарная и патриархальная политические культуры. Политическая свобода в авторитарной политической культуре. Отношения подданных и главы государства в патриархальной политической культуре. Разные типы политической культуры в истории России. Роль революционной политической культуры. Советский Союз и традиции политической культуры. Мессианская политическая культура. Политическая преемственность в российской истории. Политическая культура современной России.
      Политическая система современной России. Структурные элементы политической системы. Конституционные основы государственного устройства России. Федеративное устройство и федерализм. Республиканское правление. Парламентская, президентская и смешанная республики. Пост Президента РФ. Функции Президента РФ. Разделение властей в современной России. Российский парламент и парламентаризм. Исполнительная власть в РФ. Правительство РФ. Суды трех видов юрисдикции в России. Прокуратура в системе государственной власти. Система местного самоуправления, его политическая ценность.
      Развитие гражданского общества в современной России. Государство и гражданское общество. Составные элементы гражданского общества. Общественная палата и ее роль в жизни страны. Связь демократии и гражданского общества. Политическая система современной России. Суверенитет и территориальная целостность России в 1990-е годы.
      Россия — «ближний круг» и «русский мир». Интересы и стратегия поведения России в ближнем зарубежье. Содружество Независимых Государств (СНГ). Интеграционные и дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве. Программа возвращения соотечественников в Россию. Мигранты и социальная напряженность. Принцип разноскоростной интеграции. Приоритеты внешней политики России. Глобальная миссия России.
      Основные понятия: мессианство, политическая культура, анархизм, федерализм, парламентаризм, республика, правовое государство, гражданское общество, миграция, интеграция, «суверенная демократия».





Т е м а  8. Россия в глобальном мире:
вызовы и задачи (1 ч)

      Угрозы и вызовы для России в XXI веке. Факторы, влияющие на будущее России. Условия существования цивилизаций. Ответ на имеющийся вызов. Демографический вызов. Массовая миграция и ее последствия. Дефицит рабочей силы. Экологический вызов. Возможности создания экологически безопасной модели хозяйствования. Экологические стандарты. Уникальные экономические ресурсы России. Ответственная экологическая политика.
      Экономические, социальные, военные риски для России. Экономический вызов. Рыночная трансформация российской экономики. Потенциальные препятствия экономическому развитию России. Сырьевые секторы экономики. Техническая модернизация и создание новых технологий. Государственные механизмы стимулирования экономического роста. Социальный вызов. Проблема несправедливости распределения общественного богатства. Проблема бедности. Социальная структура России в начале XXI века. Имущественное расслоение. Правила восхождения по социальной лестнице. Военный и террористический вызовы. Военные конфликты в начале XXI века. Вооруженный сепаратизм. Стратегический ядерный паритет. Стратегии создания боеготовных Вооруженных сил. Массовая мобилизационная армия. Силы постоянной готовности. Мобильные Вооруженные силы.
      Решение национальных задач на основе эффективной демократии. Общенациональные приоритеты России. Выход из системного кризиса. Задачи перспективного развития страны. Бедность — это несправедливость. Задача победы над бедностью. Улучшение материального положения работников бюджетной сферы. Обеспечение справедливости общественного устройства. Роль государства в решении национальных задач. Ответственность национальной элиты. Социальная ответственность бизнеса. Ориентиры достижения жизненного успеха. Эффективная государственность. Политическая активность и социальная ответственность. Создание эффективного государственного аппарата. Административная реформа. Обеспечение независимости и авторитета судебной власти. Гражданский контроль деятельности органов правопорядка. Построение эффективного федерализма. Взаимодействие регионов и Центра. Укрупнение регионов и создание федеральных округов. Укрепление институтов гражданского общества. Гражданские объединения и союзы. Программа «сбережения народа». Приоритетные национальные проекты в России.
      Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI веке. Сохранение суверенитета и национальной независимости. Суверенитет и геополитика справедливости. Построение демократического государства в России. Политическая архитектура мира. Равноправное сотрудничество в современном мире. Природные ресурсы и экономическая мощь России. Завоевание комфортного места в международном разделении труда. Фундамент экономического прорыва. Структурная перестройка. Условия гостеприимства. Сохранение, распространение и развитие русской культуры. Поддержка «русскофонии». Опасность межнациональной и межконфессиональной напряженности. Культура толерантности. Сохранение уникального природного многообразия России. Экологическая миссия России.
      Основные понятия: сепаратизм, вызовы, риски, справедливость, федерализм, государственность, приоритетные национальные проекты, «русскофония», ксенофобия, толерантность.

Итоговое повторение (1 ч)

Общественное многообразие современного мира. Типы обществ. Роль глобализации в изменениях обществ и индивидуального сознания. Попытки осмысления единства человечества в истории. Общечеловеческие ценности в истории российской цивилизации. Многообразие культур в современном мире. Современные конфликты. Взаимодействие культур. Роль религии в общественной жизни.
      Геополитическое лидерство. Стратегии национальной безопасности в глобальном мире. Противостояние и сотрудничество лидеров. Современная глобальная экономика. Экономическая успешность и конкурентоспособность. Политическая культура. Основы конституционного устройства России. Единое информационное пространство. Социальные изменения эпохи глобализации. Роль знаний в постиндустриальном обществе. Ответственность национальной элиты.
      

















Требования к уровню усвоения курса:

В результате изучения курса ученик должен:

Знать/понимать:

  • Социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

  • Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

  • Основные социальные институты и процессы;

  • Различные подходы к исследованию человека и общества;

  • Особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;

Уметь:

  • Характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

  • Осуществлять комплексный поиск, систематизацию, интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных и неадаптированных текстов;

  • Анализировать и классифицировать социальную информацию;

  • Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

  • Объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;

  • Раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • Участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

  • Формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам4

  • Оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

  • Подготовить устное выступление, презентацию;

  • Применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Эффективного выполнения социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;

  • Ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;

  • Оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей;

  • Самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений, критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;

  • Нравственной оценки социального поведения людей;

  • Предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • Ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

  • Осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

























Календарно-тематическое планирование

Тема 

Часы

Элементы 
содержания 

Умения и виды 
деятельности 

Контрольно-оценочная 
деятельность 

Средства 
обучения 


1. Российская государственность. 
Российская цивилизация 


1


Образы человечества в культурных традициях и современных социально- политических теориях. Управление системами. Самоорганизация. Саморазвитие 


Знать: понятия темы.

Уметь: сравнивать, обобщать, делать выводы



Тезисы: становление российской государственности

Таблицы, презентация

2. Что нас разделяет

1

Культура. Многообразие культур. Социализация как фактор сохранения культуры. Религия и современный мир. Миграция населения и ее последствия.

Знать: понятия темы.

Уметь: анализировать, делать выводы и обобщения

Составить таблицу: теория взаимодействия культур - особенное, общее 

Таблицы, презентация

3. Учимся мыслить глобально

1

Феномен мирового лидерства. Претензии на роль вершителя судеб. Россия в глобальной конкуренции. Евросоюз и его миссия. Энергетическая безопасность. Пути модернизации – китайский и российский.

Знать: понятия темы.

Уметь: рассуждать, приводя аргументы, сравнивать, обобщать.


Презентация, схемы

4. Глобальная экономика.

1

Становление единого мирового хозяйства. Модель глобальной экономики. Россия в глобальной экономике. Необходимость постиндустриальной модернизации.

Знать: понятия темы.

Уметь: отстаивать свою точку зрения, обобщать, делать выводы.

Составить таблицу: признаки Российской экономики общие со странами Запада и Юга 

Презентация, схемы

5. Кто кому и почему угрожает в современном мире

1

Сила оружия в современном мире. Кому нужны войны. Глобальные проблемы современности и пути их решения. Угроза глобального экономического коллапса. Ресурсы. Терроризм.

Уметь: дискутировать, выдвигать аргументы в пользу своей позиции

Дебаты

Презентация

6. Власть в информационном обществе

1

Политическое и социальное своеобразие информационного общества. Информация и демократия. Власть. Свобода СМИ и международный терроризм. Нетократия. Четвертая власть.

Знать: основные понятия урока.

Уметь задавать вопросы, участвовать в обсуждении, подводить итоги


Составить схему: роль СМИ в обществе

Презентация

7. Россия и «русский мир».

1

Особенности русской политической культуры. Политическая система современной России. Развитие гражданского общества в современной России. Государство и гражданское общество. Русский фактор в постсоветских государствах.

Знать: основные понятия урока.

Уметь:

Задавать вопросы, участвовать в обсуждении, подводить итоги.

Дискуссия

Презентация

8. Россия в глобальном мире: вызовы и задачи

1

Россия в глобальном мире. Угрозы и вызовы в 21 веке. Факторы, влияющие на будущее России. Экономические, социальные, военные риски для России. Сохранение суверенитета и национальной независимости. Геополитика справедливости.

Знать: основные понятия урока.

Уметь:

Задавать вопросы, участвовать в обсуждении, подводить итоги


Дебаты

Презентация

9. Итоговое повторение.

1

Общественное многообразие современного мира. Рост знаний в постиндустриальном обществе. Ответственность национальной элиты.


Уметь формулировать проблемы на основе понимания сложности современного глобального мира и противоречивости происходящих в нем процессов 

Дискуссия










ЛИТЕРАТУРА 

1. Бердяев Н.А Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. – М., 1986. 

2.Таранов П.С. 120 философов. Жизнь. Судьба. Учение. Анатомия мудрости / П.С. Таранов. – Симферополь, 1996. 

3. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / под ред. С. Шехтера, Н. Воскресенской. – М.,

1997. 

4. Гуревич П.С. Философский словарь / П.С. Гуревич. – М., 1997. 

5. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. – М., 1980. 

  1. Козлов Н. Философские сказки / Н. Козлов. – М., 1994. 

  2. Большая книга афоризмов / сост. К. Душенко. – М., 1999. 

  3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль. – М., 2000. 

  4. Клименко А. Экзамен по обществознанию / А. Клименко, В. Румынина. – М., 1999. 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!