Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Староюрьевская средняя общеобразовательная школа
Староюрьевского района Тамбовской области
филиал в с.Новоюрьево
РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДЕНО
методическим советом школы приказ №
Протокол №
От . от
Рабочая программа элективного курса по географии
География в сельском хозяйстве
9 класс
Составитель учитель географии Артёмова Е.В.
2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Программа элективного курса «География в сельском хозяйстве» разработана для ориентации восьмиклассников на агропрофилированные направления.
Цель: Развитие познавательного интереса учащихся к географии и создание мотивационной основы для осознанного выбора профиля в дальнейшем обучении.
Задачи: Расширить знания учащихся о практической роли географии; развить самостоятельность в приобретении новых знаний, творческое мышление учащихся.
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 34 ч. Она ориентирует восьмиклассников на выбор профилей естественно-научного направления по окончании основной школы, а в дальнейшем – на освоение сельскохозяйственных профессий.
Знания, полученные школьниками, необходимы для грамотной обработки почвы и выращивания овощей, картофеля и цветочных культур на приусадебных участках и в теплицах.
Содержание программы позволяет показать учащимся значение географических знаний для успешного ведения сельского хозяйства: повышения плодородия почв, урожая сельскохозяйственных культур, продуктивности животноводства. Вопросы, изучаемые в данном курсе, актуальны и интересны. Их знание поможет в производстве конкурентоспособных продуктов питания, улучшении качества питания людей, снижении стоимости пищевых продуктов. Содержание занятий по этому курсу отражает связь теории с практикой, включает элементы занимательности, что способствует положительной мотивации обучения.
В процессе изучения курса используются индивидуальная, парная и групповая формы обучения, а также разнообразные методы и средства обучения. Для активизации познавательной деятельности учащихся применяются различные виды самостоятельной работы школьников с учебной и дополнительной литературой, элементы технологии развивающего обучения. Лабораторные и практические работы позволяют учащимся выработать умения, необходимые для дальнейшего изучения географии и практической деятельности: наблюдать и объяснять явления природы, соблюдать правила техники безопасности. Изучение предлагаемого элективного курса может сопровождаться проведением экскурсий, опытами в полевых условиях.
Содержание программы
Тема 1. Жизнь и питание растений (6ч)
Понятие об агроэкологии. Условия жизни и питания растений. Роль химических элементов в жизни растений. Макроэлементы и микроэлементы.
Роль качества воды в сельскохозяйственном производстве. Источники и виды загрязнения воды в сельскохозяйственном производстве
Тема 2. Почва и ее свойства (5ч)
Виды почв, их состояние. Отбор образцов почвы для агрохимического исследования. Знакомство с основными морфологическими признаками и физическими свойствами почв. Правила работы в химической лаборатории. Кислотность почвы и методы ее определения. Определение рН почв с помощью индикаторной бумаги. Загрязнение почв металлами и их действие на организм человека. Мелиорация почв. Водная и ветровая эрозия. Почвы Тамбовской области.
Тема 3. Химическая мелиорация (2ч)
Известкование кислых почв. Определение дозы извести. Гипсование солонцовых почв.
Тема 4. Органические и минеральные удобрения (7ч)
Удобрения, их классификация. Органические удобрения: торф, навоз, биогумус, солома, зеленые удобрения и др. Минеральные удобрения, их классификация. Важнейшие азотные, фосфорные, калийные удобрения, их свойства. Микроудобрения. Распознавание удобрений. Нормы внесения удобрений. Приготовление растворов удобрений. Проблема охраны природы.
Тема 5. Стимуляторы роста растений (3ч)
Фитогормоны и стимуляторы роста. Применение фитогормонов и их синтетических аналогов в растениеводстве. Гуминовые препараты – стимуляторы роста.
Тема 6. Пестициды: инсектициды, фунгициды, гербициды (2ч)
Классификация и важнейшие представители пестицидов. Меры предосторожности при использовании пестицидов. Нормы применения. Влияние пестицидов на живые организмы.
Тема 7. Химия в животноводстве (3ч)
Химический состав кормов. Минеральные элементы, их роль в кормлении животных. Кормовые химические добавки. Консерванты кормов.
Тема 8. Использование древесной золы в условиях села (6ч)
Древесная зола – калийное удобрение, средство для борьбы с вредителями растений, средство для улучшения кислых почв.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Роль географии для сельского хозяйства. Понятие об агрохимии. Условия жизни и питания растений. Роль химических элементов в жизни растений | 3 |
2 | Роль качества воды в сельскохозяйственном производстве. Источники и виды загрязнения воды в сельскохозяйственном производстве. Очистка загрязненной воды | 3 |
3 | Виды почв, их состояние. Отбор образцов почвы для агрохимических исследований. Знакомство с основными морфологическими признаками и физическими свойствами почв | 1 (практ.) |
4 | Правила работы в химической лаборатории. Техника выполнения основных химических операций | 1 |
5 | Качественный анализ почвы | 1 (практ.) |
6 | Биопочвенная среда Тамбовской области | |
7 | Кислотность почвы и методы ее определения. Определение рН почв с помощью индикаторной бумаги | 1 (практ.) |
8 | Химическая мелиорация почвы | 2 |
9 | Удобрения, их классификация. Органические удобрения | 2 |
10 | Важнейшие минеральные удобрения. Микроудобрения | 2 |
11 | Распознавание минеральных удобрений | 1 (практ.) |
12 | Хранение и применение удобрений. Нормы внесения | 1 |
13 | Приготовление растворов минеральных удобрений | 1 (практ.) |
14 | Стимуляторы роста растений | 3 |
15 | Пестициды | 2 |
16 | Севообороты | 3 |
17 | Изучение свойств древесной золы | 1 (практ.) |
18 | Использование древесной золы в качестве калийного удобрения в условиях села | 1 |
19 | Использование древесной золы для борьбы с вредителями растений | 1 |
20 | Использование древесной золы для улучшения кислых почв | 1 |
21 | Экскурсия на сельхозпредприятие | 2 |
Всего | 34 |
6. Календарно-тематическое планирование
№ | Дата по плану | Дата факт. | Тема занятия |
1 | | | Роль географии для сельского хозяйства. Понятие об агроэкологии. |
2 | | | Условия жизни и питания растений. |
3 | | | Роль химических элементов в жизни растений |
4 | | | Роль качества воды в сельскохозяйственном производстве |
5 | | | Источники и виды загрязнения воды в сельскохозяйственном производстве. |
6 | | | Очистка загрязненной воды |
7 | | | П.р.Виды почв, их состояние. Отбор образцов почвы для агрохимических исследований. Знакомство с основными морфологическими признаками и физическими свойствами почв |
8 | | | Почвы Тамбовской области |
9 | | | Биопочвенная среда Тамбовской области |
10 | | | Загрязнение почв металлами и их влияние на организм человека |
11 | | | П.Р.Кислотность почвы и методы ее определения. Определение рН почв с помощью индикаторной бумаги |
12-13 | | | Химическая мелиорация почвы |
14 | | | Удобрения, их классификация. |
15 | | | Органические удобрения |
16 | | | Важнейшие минеральные удобрения. |
17 | | | Микроудобрения |
18 | | | Распознавание минеральных удобрений |
19 | | | Хранение и применение удобрений. Нормы внесения |
20 | | | П.Р. Приготовление растворов минеральных удобрений |
21 | | | Фитогормоны и стимуляторы роста растений |
22 | | | Применение фитогормонов и их синтетических аналогов в растениеводстве. |
23 | | | Гуминовые препараты – стимуляторы роста. |
24 | | | Классификация и важнейшие представители пестицидов. Меры предосторожности при использовании пестицидов. |
25 | | | Нормы применения. Влияние пестицидов на живые организмы. |
26-27 | | | Химический состав кормов. Минеральные элементы, их роль в кормлении животных. |
28 | | | Кормовые химические добавки. Консерванты кормов. |
29 | | | П.Р. Изучение свойств древесной золы |
30 | | | Использование древесной золы в качестве калийного удобрения в условиях села |
31 | | | Использование древесной золы для борьбы с вредителями растений |
32 | | | Использование древесной золы для улучшения кислых почв |
33 | | | Охрана почв |
34 | | | Экскурсия на сельхозпредприятие. |
Темы рефератов для учащихся:
Природоохранная деятельность сельхозпредприятий.
Здоровье воды – здоровье человека.
Тяжелые металлы и проблема металлизации литосферы.
Ядохимикаты: можно ли обойтись без них?
Влияние кислотных дождей на природу.
Минеральные удобрения – добро или зло?
Все ли мы знаем о ПАВ?
Литература
Анспок П.И. Микроудобрения. Справочник. М.: Агропромиздат, 1990;
Артюшин Н.Л. Удобрения в интенсивных технологиях возделывания сельскохозяйственных культур. М.: Агропромиздат, 1991;
Безуглова О.С. Удобрения и стимуляторы роста. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000;
Андросова В.Г., Карпов В.А., Климов И.И. и др. Внеклассная работа по химии в сельской школе. М.: Просвещение, 1983;
Минеев В.Г., Ремпе Е.Х. Агрохимия, биология и экология почвы. М.: Росагропромиздат, 1990;
Сударкина А.А., Евсеева И.П., Орлова А.Н. Химия в сельском хозяйстве. М.: Просвещение, 1981.
О.И.Дубровин. Б.Е.Петухов. Геоэкология Тамбовской области.