СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Фантастическая планета"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Фантастическая планета"»







Программа элективного курса



Путешествия продолжаются

6-7 класс
















Составитель: Франюк Юлия Алексеевна

учитель географии,

I кв. категория

МОУ “СОШ №7” г. Ревда












Ревда

2006

Пояснительная записка


Наша школа тесно сотрудничает с Сельскохозяйственной Академией. Для успешной сдачи вступительных экзаменов в школе проводятся дополнительные занятия по предметам: русский язык, математика, физика, химия, биология. Это снижает интерес к изучению географии. Географические знания необходимы каждому человеку для того, чтобы осознать свою роль и место в жизни и в преобразовании действительности, определить активную жизненную позицию. Появилась необходимость в создании элективного курса.

Еще одной из проблем побудившей к созданию элективного курса стал тот факт, что в этом возрасте (6-7 класс) снижается мотивация к познавательной деятельности у школьников. Материалы о жизни и деятельности путешественников и исследователей вызывают у учащихся интерес к предмету, способствуют активизации их познавательной деятельности и формированию потребности в чтении дополнительной литературы. Необходимо нацелить ребенка на чтение. Неумение читать влечет за собой ряд трудностей связанных с неумением монологически высказываться, вести диалог, выделять главную мысль и так далее, что затрудняет дальнейшее обучение. Данный курс помогает обеспечить успешность учащихся на следующей ступени развития.

Предлагаемый элективный курс представляет собой систему, подчиненную целям обучения учитывающую возраст, интересы и предшествующую подготовку учащихся. В учебных программах недостаточно времени уделяется истории исследований и роли географических открытий в развитии географических знаний, а также в жизни человека. Данный курс раскрывает значение открытий и дает возможность каждому ученику ответить на вопрос “А все ли известно и открыто?”. Он дает возможность почувствовать себя путешественниками, отправляясь в путь по страницам книг вместе с любимыми героями, с помощью карт и картин оказаться на месте открытий, исследовать свою местность во время экскурсий и походов. Курс позволяет совершать мысленные и реальные путешествия. А это всегда вызывает интерес.

Основная цель курса: обеспечить формирование интереса учащихся к предмету география, через педагогические способы и методы адекватные данному возрасту.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. продиагностировать уровень умений самостоятельно-познавательной деятельности;

  2. развить навыки работы с разнообразными источниками информации (текстовыми, картографическими и др.);

  3. создать условия для развития стремления к активному участию в решении учебных задач.

Программа элективного курса «Путешествия продолжаются» предназначена для учащихся 6-7 классов и носит межпредметный характер (география, история, краеведение, литература, живопись).

В основе курса лежит теоретическое (фактический материал) и практическое содержание. Практические работы направлены на формирование приемов самостоятельной работы с объектами на местности, а также с источниками информации. Курс также предполагает применение краеведческого принципа в обучении, для реализации которого предусмотрены практические работы учащихся на местности, обработка собранных материалов. Программа элективного курса рассчитана на 34 часа. На теоретические вопросы выделено – 4 часа, на практические занятия – 30 часов.

Формы итоговой отчетности: сообщение о путешественнике и влияние его открытия на развитие географии и общества, результаты экскурсии, выпуск номера школьной газеты, проведение КВН.









Учебно-тематический план


Раздел

Тема

Кол-во часов

В том числе на

Кол-во часов на самостоятельную работу

Теория

Практические

работы

Контрольные работы

1

Введение

1



1

1

1 Роль путешествий. Сообщения о путешественниках




с


2

Эпоха Великих географических открытий

6

3

2

т

1

1 Морское пиратство


1




2 Великие путешественники и их открытия


2



1

3 Описание маршрутов путешественников (по выбору).



1



4 Составление картосхем “Маршруты великих путешественников”



1



3

Освоение территории России

4

1

3



1 Имена на карте России и мира



1



2 Люди пришли на Урал


1




3 Составление картосхем маршрутов русских экспедиций



1


1

4



Путешествие по родному краю

5





1 Встреча с интересными людьми (краеведы нашего района)



1



3 Экскурсия в краеведческий музей



2



4 Экскурсия “Памятник природы ”Платонида” или заповедник “Оленьи ручьи””



2


1

5

Географические открытия глазами художников и писателей

13


8


5

1 Путешествия в картинах



1



2 Путешествие Айболита: вымысел и реальность



1


1

3 Реконструкция маршрута Айболита



1



4 Путешествие капитана Врунгеля. Пункты назначения



1


3

5 Определение времени прохождения кругосветного плавания “Беды”



1


1

6 Составление карты путешествия капитана Врунгеля



2



7 Ролевая игра “Где, правда, а где ложь!”



1



6

Обобщение

5


3

от


1 Создание номера школьной газеты



1



2 Описание и составление маршрута путешественника



1

с

0,5

3 КВН по итогам проделанной работы и результатам экскурсий



1



Т- тест От – отчет С - сообщение


СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА


Раздел 1 Введение

Представления времен каменного века. Древние путешественники: греки, финикийцы, арабы. Цивилизации индейцев и их знания о Земле. Значение и роль географических открытий.

Практическая работа: составления сообщений о первооткрывателях.


Раздел 2 Эпоха Великих географических открытий

“Киликийский кошмар” Средиземного моря в I в. до н. э. и флибустьерская эпопея XVI-XIX вв. в Карибском море. Открытие морского пути в Индию. Васка да Гама. Открытие Нового света. Экспедиция Х. Колумба, А. Веспуччи, Ф. Магеллана. Русские путешественники. Жизнь и деятельность Миклухо-Маклая.

Практическая работа: Описание маршрутов путешественников (по выбору). Составление картосхем “Маршруты великих путешественников”. Решение задач по карте. Игра “Путешествие спиной к карте”

Игра “Путешествие спиной к карте”

Условия игры: участник все время стоит спиной к карте, перед началом игры участнику дается несколько секунд для того, чтобы посмотреть на карту, “сфотографировать “ ее, вопросы к участнику должны быть четко сформулированы. Вопрос может содержать пункт отправки и направление, а участник называет пункт прибытия. Может быть по-другому, называют начальный и конечный пункт, а участник определяет направление.


Раздел 3 Освоение территории России

Путешествия и открытия новгородцев, поморские мореходы, первопроходцы Сибири (Е П. Хабаров, С. И. Дежнев, В.В. Атласов). Роль М.В. Ломоносова и В.Н. Татищева в изучении страны. Географические экспедиции в Сибири, на Урале, Дальнем Востоке, Закавказье. Значение экспедиций для освоения Севера. Поморы, волоки, остроги. Роль открытий в политической и экономической жизни страны. История освоения и изучения Урала. Петр 1 и его влияние. Роль деятельности Демидовых в развитии Урала.

Практическая работа: Работа учащихся с географической картой и книгами - определение маршрутов крупных русских экспедиций; работа учащихся в группах по изучению географических исследований различных частей России; имена на карте России.


Раздел 4 Путешествие по родному краю

Беседы с местными краеведами об их деятельность по изучению нашей местности. Экскурсия “Памятник природы ”Платонида” Составление описания маршрута. Для этого учащиеся делятся на группы: биологи (исследуют растительность), геологи (исследуют горные породы), экологи (состояние воды и ее загрязненность, охрана родника), журналисты (собирают сведения о роднике, легенды, связанные с названием, фотографии). Полученные сведения учащиеся оформляют в школьном альбоме.

План описания родника

1 Дата

2 Состояние погоды

3 Географический адрес (местонахождение в природе по отношению к постоянным объектам, которые могут служить ориентиром, например река, ЛЭП, шоссе…)

4 Административный адрес (область, район, село, лесничество)

5 Местоположение (овраг, склон балки, берег реки…)

6 Название (если имеются сведения), объяснение его происхождения

7 Выход родника:

  • из каких горных пород вытекает родник (пески, глины, песчаник, известняк: их строение, зернистость;

  • характер струи (восходящий или нисходящий, струиться или медленно вытекает из мелких отверстий)

  • выход родника в л.\мин или л.\сек.

8 Измерение показателей (температура, цвет, вкус, запах)

9 Наличие осадка (известковый, железистый ...)

10 Описание растительности (камыш, осоки и другие влаголюбивые растения указывают на возможное наличие поблизости скрытых ключей)

11 Экологическое описание местности (антропогенное влияние, источники загрязнения)

12 Использование родника местным населением (для питьевых целей, хозяйственных)

13 Обустройство родника (сруб, труба, каменная кладка, ограждение, озеленение…)

14 Охрана родника (кто охраняет, выполняет работы по благоустройству…)

15 Исторические сведения (с каких пор известен, легенды, сказания..)

16 Нанесение родника на карту

17 Топографическая съемка местности

18 Фотографии, иллюстрирующие состояние родника в момент описания

19 Художественное изображение и описание родника

20 Перечень мер, необходимых для сохранения родника.


Раздел 5 Географические открытия глазами художников и писателей

Беглый обзор произведения К.И. Чуковского “Доктор Айболит”, Определение пункта отправления и назначения. Анализ маршрута доктора Айболита, найти противоречия. “Путешествие капитана Врунгеля” А. Некрасов. Определение начального пункта и время путешествия. Художник Ушаков И. А. Афанасий Никитин в Индии, худ. А. Е. Терентьев Витус Беринг у берегов Северной Америки, худ. М. И. Сидоров Николай Николаевич Миклухо-Маклай на Новой Гвинее

Практическая работа: Опишите по картине природу, быт, найдите на карте те места, которые изображены на картине, определите, какой этап пути изображен на картине, нанесите на контурную карту маршрут любого путешественника. Составление карты путешествий Айболита и капитана Врунгеля.


Раздел 6 Обобщение

Практическая работа: 1 Описание и составление маршрута путешественника (сообщение) 2 Выпуск газеты 3 КВН




Требования к уровню освоения содержания курса


Учащиеся должны знать:

Основные сведения об исследовании материков, историю освоения и изучения территории России и родного края, результаты выдающихся географических открытий и путешествий, содержание основных понятий и терминов.

Учащиеся должны уметь:

Наблюдать и изучать, описывать результаты наблюдений, делать выводы, работать с географическими картами и другими источниками информации, показывать и составлять маршруты экспедиций, рассказывать о путешественниках и ученых-географах, описывать географические объекты.


Предметная составляющая:

1 знание географических объектов.

2 знание географической карты;

Деятельностно-коммуникативная составляющая (общеучебные умения):

1 монологически высказываться, вести учебный диалог

2 выделять главную мысль;

3 использовать приобретенные знания в новой ситуации.

4 запоминать и воспроизводить информацию

5 обобщать и свертывать информацию.

Ценностно-ориентационная составляющая:

1 осознание своей ответственности за судьбу малой Родины

2 способность к самооценке;

3 понимание значимости географических открытий и исследований для развития общества и географии.









Уровни сформированности учебно-познавательного интереса


Уровень

Название уровня

Основной диагностический признак

Дополнительные диагностические признаки

1

Отсутствие интереса.

Интерес практически не обнаруживается (исключение: положительные реакции на яркий и забавный материал).

Безличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач; более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые.

2

Реакция на новизну.

Положительные реакции возникают только на новый материал, касающийся конкретных фактов, но не теории.

Оживляется, задаст вопросы о новом фактическом материале, включается в выполнение задания, связанного с ним, однако длительной устойчивой активности не проявляет.

3

Любопытство

Положительные реакции возникают на новый теоретический материал, но не на способы решения задач.

Оживляется и задает вопросы достаточно часто; включается в выполнение заданий часто, но интерес быстро пропадает.

4

Ситуативный учебный интерес.

Возникает на способы решения новой частной единичной задачи, но не системы задач.

Включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца; после решения задачи интерес исчерпывается.

5

Устойчивый учебно-познаватель-ный интерес.

Возникает на общий способ решения целой системы задач, но не выходит за пределы изучаемого материала.

Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу.

6

Обобщенный учебно-познаватель-ный интерес.

Возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Непременно ориентирован на общие способы решения системы задач.

Является постоянной характеристикой ученика, ученик проявляет выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительные сведения, имеется мотивированная избирательность интересов.


Общие методические рекомендации по формированию учебно-познавательного интереса учащихся в зоне ближайшего развития


Зона ближайшего развития ученика

Рекомендации

1  2




2  3






3  4




4  5






5  6




Очень важно сопровождать объяснение нового материала необычным, ярким и образным изложением фактов, показывая, что узнать новое можно только с помощью учителя и это всегда увлекательно и интересно.


Умело использовать ситуации затруднения для развития любопытства учащегося. Учить ученика осмысленной работе с определениями понятий. Регулярно на конкретных фактических примерах побуждать его самостоятельно выделять главное, существенное, сравнивать, анализировать, классифицировать, относить к виду, доказывая полезность правильного выполнения этих умственных действий.


Использовать проблемную подачу учебного материала. Регулярно показывать, что полученные знания могут быть самостоятельно использованы (применены) учеником в решении новых (аналогичных) частных задач данного типа.


Показывать истинную красоту научного поиска, доступность и эффективность его методов, неординарность результатов и радость открытий. Регулярно привлекать ученика к самостоятельному обобщению способов решения системы задач, предлагая найти новое применение освоенному типовому способу. Развивать способности находить новые внутрипредметные связи и закономерности этих связей.


Обратить особое внимание на творческий (исследовательский) характер учебных заданий. Давать ученику задания, выходящие за рамки изучаемого программного материала, ориентированные на поиск общих способов решения системы задач по предмету, активный поиск межпредметных связей.




Учебно-методическое обеспечение

  1. Учебники, учебные пособия

  2. Справочники

  3. Тесты

  4. Атласы

  5. Контурные карты

  6. Картины

  7. Видео фильмы

  8. CD, DVD-диски

  9. Оборудование для экскурсии


Список использованной литературы


1 Баринова И. И., Дронов В. П., Ром В. Я. Готовимся к экзамену по географии: В2 ч. Ч. 2. Физическая и экономическая география России. – М.: Рольф, Айрис- пресс, 1998. – 240 с.

2 Кинева Т. И., Рудометова Т. С. Ревда: из века в век. – Екатеринбург: “Квист”, 2004. – 192с.

3 Магидович И. П., Покопцев Ю. М. Методическое руководство к картинам «Отечественные и зарубежные путешественники и исследователи” – М.: “Просвещение”, 1980.- 69с.

4 Некрасов А.С.Приключения капитана Врунгеля. – М.: “Стрекоза-Пресс”, 2004. – 223с.

5 Программно-методические материалы. География. 6-9 кл. / Сост. В. И. Сиротин. – 4-е изд., доп. – М.: “Дрофа”, 2001. -288с.

6 Элькин Г. Н. География России. Природа. 8 класс: Метод. пособие.- СПб.: “Паритет”, 2003. – 256с.

7 Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: Книга для учителя.- М.: Издательство “Первое сентября”, 2000. – 272 с.





Список литературы для учащихся


1 Кинева Т. И., Рудометова Т. С. Ревда: из века в век. – Екатеринбург: “Квист”, 2004. – 192с.

2 Некрасов А.С. Приключения капитана Врунгеля. – М.: “Стрекоза-Пресс”,

2004. – 223с.

3 Чуковский К.И. Доктор Айболит. – М.: “Стрекоза-Пресс”, 2004. – 23с.

4 Энциклопедии









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!