СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Экономическая и социальная география мира"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Экономическая и социальная география мира"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8» г.Сафоново Смоленской области



«Рассмотрено»

Руководитель РМО

__________/ Гавриленкова Г.А.

ФИО


Протокол № ___
от «___»____________20__г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

__________/ Хомякова Л.А.

ФИО


«___»_____________20__г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №8» г. Сафоново

___________/ Русакова Е.В.

ФИО

Приказ № ___
от «___»___________20__г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу

«Экономическая и социальная география мира»

10А класс












учитель географии:

Смирнова Алёна Владимировна









2017-2018 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основании примерной программы среднего общего образования по географии, ориентируясь на программу Бахчиевой О.А. Экономическая и социальная география мира (Летягин А.А., Душина И.В. и др. География: программа: 6 – 11 классы общеобразовательных учреждений. – М.: Вентена-Граф, 2010), в соответствии со стандартом среднего общего образования по географии (приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004)



Основные цели и задачи изучения предмета


Цель курса – формирование у школьников законченных широких представлений о географической картине мира.


Задачи курса:

  • сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;

  • научить сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

  • развивать у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;

  • вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу.



Требования к уровню подготовки учащихся по географии (базовый уровень)


Знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины: экономическая и социальная география, метод, географическая среда, природно-ресурсный потенциал, экологическая емкость, лесистость, марикультура, глобальные проблемы человечества, воспроизводство населения, демографический взрыв, теория демографического перехода, демографическая политика, депопуляция, нация, народ, народность, дискриминация, экономически активное население, демографическая нагрузка, урбанизация, субурданизация, агломерация, мегаполис, миграции населения, уровень жизни, мировое хозяйство, международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда (МГРТ), научно-техническая революция (НТР), «зеленая революция», монокультура, политическая карта, страна, государство, унитарное государство, федеративное государство, монархия, республика, валовый внутренний продукт, политическая география, геополитика, внешнеторговый оборот;

  • традиционные и новые методы географических исследований: сравнительный, описательный, картографический, исторический, математический, метод географического моделирования (МГМ), геоинформационные системы (ГИС) и др.;

  • особенности размещения минеральных ресурсов и их главные месторождения, а также особенности размещения и территориальные сочетания земельных, лесных, рекреационных, ресурсов Мирового океана;

  • численность и динамику изменения населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику, наиболее крупные языковые семьи и народы мира, ареалы их распространения;

  • основные направления внешних и внутренних миграций;

  • проблемы современной урбанизации;

  • географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей, традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности;

  • географические аспекты глобальных проблем человечества.


Уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных регионов и стран, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации, и территориальной концентрации, населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • описывать мировые экономические связи, причины экономической интеграции стран мира, роль транснациональных компаний и банков;

  • составлять географические карты различной тематики для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства регионов и стран мира.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для объяснения влияния природных и социально-экономических факторов на особенности размещения населения Земли; направления современных миграций населения; размещения основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира; различий в уровне экономического развития; причин возникновения и обострения, взаимосвязи глобальных проблем человечества;

  • для прогнозирования роста народонаселения Земли в целом; тенденций изменения возрастного и полового состава населения по данным об изменении прироста населения; основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;

  • для нахождения географической информации (включая карты, статистические данные, информационные системы и ресурсы Интернета) в целях правильной оценки важнейших социально-экономических событий и международной жизни, тенденции их возможного развития.


Перечень обязательной географической номенклатуры.

  • названия и столицы крупнейших по площади и населению стран;

  • географические регионы мира;

  • монархии и республики мира по регионам;

  • унитарные и федеративные государства по регионам мира;

  • основные международные организации (ООН, ЮНЕСКО);

  • страны, входящие в важнейшие международные объединения («Большая восьмерка», ЕС, НАТО, АСЕАН, ОПЕК, ФАО, МАГАТЭ);

  • страны с населением более 100 млн человек;

  • основные регионы повышенной плотности населения на Земле;

  • ареалы распространения крупнейших народов, мировых религий, культурно-исторические центры;

  • крупнейшие агломерации и мегаполисы;

  • регионы и страны с наиболее крупными запасами нефти и газа, угля и других видов топливных и минеральных ресурсов; основные направления их перевозок;

  • регионы с наиболее значительными земельными, лесными, водными, гидроэнергетическими ресурсами, ресурсами нетрадиционной энергетики;

  • размещение сырьевой базы отдельных отраслей и первые десятки стран основных производителей продукции (по отраслям), главные страны – экспортеры и импортеры данной продукции;

  • десятка ведущих стран по душевому производству электроэнергии;

  • основные страны и районы добычи сырья для черной и цветной металлургии; основные направления перевозок сырья и готовой продукции;

  • основные страны производители черных и цветных металлов;

  • основные машиностроительные регионы мира, страны, являющиеся главными производителями и экспортерами в автомобилестроении, станкостроении, судостроении, электротехнической промышленности, крупнейшие мировые центры машиностроения;

  • страны, имеющие значительную сырьевую базу для развития химической и деревообрабатывающей промышленности мира, основные страны – производители минеральных удобрений, полимеров, лесной продукции;

  • главные регионы и страны легкой промышленности, основные производители и экспортеры сырья для текстильной промышленности;

  • ведущие страны-производители основных зерновых, масличных, сахароносов, тонизирующих, клубнеплодных, технических непродовольственных культур; а также страны экспортеры и импортеры основной сельскохозяйственной продукции;

  • главные страны мирового рыболовства;

  • основные порты мира, важнейшие морские каналы и проливы, основные внутренние водные пути мира, главные воздушные державы мира;

  • ведущие страны мира по протяженности и плотности автомобильных и железных дорог;

  • крупнейшие старопромышленные районы, индустриальные страны, районы нового освоения, свободные экономические зоны;

  • основные мировые центры и районы: промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные.


УМК


Учебник: Бахчиева О.А. География. 10 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Учебник по предмету включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год.

Атлас и контурные карты:

Атлас: Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Изд-во: АСТ-Пресс, 2013.

Контурные карты: Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Изд-во: АСТ-Пресс, 2013.


Методические пособия для учителя:

Жижина Е. А., Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии: экономическая и социальная география мира. – М.: ВАКО, 2010.




Основные дидактические материалы:

Перлов Л.Е. Дидактические карточки-задания по географии. 10 класс. – М.: Экзамен, 2010.

Макарцева Л. В. География. 10 класс. Проверочные работы (тетрадь). – Саратов: Лицей, 2010.

Содержание программы (базовый уровень)


п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во

часов

Практические работы

1

Введение.

1

0

2

Раздел 1. Общий обзор современного мира.

32

12

2.1

Политическое устройство мира.

2

1

2.2

Природа и человек в современном мире.

8

2

2.3

Население мира.

7

4

2.4

Мировое хозяйство и география основных отраслей.

15

4

3

Обобщающее повторение

1

0

Всего:

34

12


































Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Дата проведения

Домашнее задание

Введение (1 час)

1

Экономическая и социальная география в системе географических наук.

04.09

§ 1

Раздел 1. Общий обзор современного мира (32 часа)

Политическое устройство мира (2 часа)

2

Страны на политической карте мира.

11.09

§ 2

3

Политическая карта мира как историческая категория.

Пр.р. №1 Государственный строй и административно-территориальное устройство.

18.09

§ 3

Природа и человек в современном мире (8 часов)

4

Географическая среда и человек.

25.09

§ 4

5

Мировые ресурсы Земли и природопользование.

Пр.р. №2 Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира.

02.10

§ 5

6

География минеральных природных ресурсов.

09.10

§ 6

7

Земельные и лесные ресурсы.

Пр.р. №3 Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными и лесными ресурсами.

16.10

§ 7

8

Мировые водные ресурсы.

23.10

§ 8

9

География неисчерпаемых природных ресурсов.

30.10

§ 9

10

Экологические проблемы мира.

13.11

§ 10

11

Повторение по теме «Природа и человек в современном мире»

20.11

Повторить § 1-10

Население мира (7 часов)

12

Численность населения мира и демографическая политика.

Пр.р. №4 Определение и сравнение средней плотности населения двух стран и объяснение причин различий.

27.11

§ 11

13

Возрастной, половой и социальный состав населения мира.

Пр.р. №5 Работа с половозрастной пирамидой

04.12

§ 12

14

Расовый и этнический состав населения. Историко-культурное районирование мира.

11.12

§ 13

15

Религии мира и религиозный состав населения.

18.12

§ 14

16

Размещение и расселение населения мира.

Пр.р. №6 Соотношение городского и сельского населения в различных регионах мира.

25.12

§ 15

17

Проблемы населения современного мира.

Пр.р. №7 Сравнение показателей средней продолжительности жизни в регионах мира и странах.

15.01

§ 16

18

Повторение по теме «Население мира».

22.01

Повторить § 11-16

Мировое хозяйство и география основных отраслей (15 часов)

19

Мировое хозяйство и основные этапы его развития.

29.01

§ 17

20

Научно-техническая революция и ее роль в становлении мирового хозяйства.

05.02

§ 18

21

Факторы размещения и территориальная структура мирового хозяйства.

12.02

§ 19

22

Топливная промышленность и энергетика мира.

Пр.р. №8 Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля, нефти и природного газа.

19.02

§ 20

23

Мировая металлургия.

26.02

§ 21

24

Машиностроение мира.

05.03

§ 22

25

Мировая химическая промышленность.

Пр.р. №9 Сравнительная характеристика двух промышленных районов.

12.03

§ 23

26

Производство строительных материалов и лесная промышленность.

19.03

§ 24

27

Легкая и пищевая промышленность.

02.04

§ 25

28

Сельское хозяйство. Растениеводство мира.

09.04

§ 26

29

Животноводство мира. Сельское хозяйство и окружающая среда.

16.04

§ 27

30

Мировой транспорт.

Пр.р. №10 Составление сравнительной характеристики транспортных систем двух стран.

23.04

§ 28

31

Мировая торговля и сфера услуг.

30.04

§ 29

32

Международная специализация и интеграция стран и регионов мира.

Пр.р. №11 Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.

07.05

§ 30

33

Повторение по теме «Мировое хозяйство и география основных отраслей».

14.05

Повторить §17-30

34

Промежуточная аттестационная работа.

21.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!